Решение по делу № 2а-2656/2022 от 17.01.2022

УИД № 11RS0001-01-2022-000737-81 Дело № 2а-2656/2022

    РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Печининой Л.А.,

при секретаре Смолевой Ю.В.,

с участием представителя прокуратуры г. Сыктывкара Семеновой Я.В., представителя административного ответчика ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская больница» Шуктомова Б.В.,

рассмотрев 07 июля 2022 года в г. Сыктывкаре в открытом судебном заседании административное дело по административному иску и.о. прокурора г. Сыктывкара, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская больница», Министерству здравоохранения РФ о признании недействительным сертификата о вакцинации и прекращении его действия, возложении обязанности внести сведения о прекращении действия сертификата о вакцинации,

установил:

и.о. прокурора г. Сыктывкара обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением с учетом представленных уточнений к ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская больница», Министерству здравоохранения РФ о признании недействительным сертификата о вакцинации №... и прекращении его действия, возложении на ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская больница» обязанности по направлении заявки в службу технической поддержки Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения об исключении из информационного ресурса учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции сведения о вакцинации ... П.А., ... возложении на Министерство здравоохранения РФ обязанности по исключению из информационного ресурса учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции сведения о вакцинации ... П.А., ...

В обоснование заявленных требований указано, что 22.09.2021 Следственным отделом по г. Сыктывкару СУ СК РФ по Республике Коми возбуждено уголовное дело в отношении заместителя главного врача ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская больница» ... Н.В. по признакам преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 285, частью 2 статьи 292 Уголовного кодекса РФ. Установлено, что в летний период 2021 года (более точная дата не установлена) заместителем главного врача по организационно-методической работе ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская больница» ... Н.В., имеющей право на ввод информации, внесены сведения в информационный ресурс учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 о пройденной вакцинации от COVID-19 в отношении ... П.А., с целью получения последним официального документа – сертификата о иммунизации, без фактической вакцинации от COVID-19. Срок действия сертификата № ... и QR-кода составляет 1 год. Использование ... П.А. сертификата о вакцинации и QR-кода без наличия на то законных оснований нарушает требования Законов «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», «О противодействии коррупции», и создает угрозу безопасности жизни и здоровья граждан, что нарушает законные интересы и права неопределенного круга лиц.

Прокурор в судебном заседании на удовлетворении административного иска настаивала по указанным в административном исковом заявлении основаниям.

Представитель ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская больница» просил в административном иске отказать.

Министерство здравоохранения РФ, Министерство здравоохранения Республики Коми, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, Министерство экономического развития РФ, ... Н.В., ... П.А., и.о. главного врача ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская больница» ... А.И. о времени и месте рассмотрения административного дела извещены в порядке, предусмотренном статьей 96 Кодекса административного судопроизводства РФ, Министерства своих представителей в суд для участия в судебном заседании не направили, ... Н.В., ... П.А., и.о. главного врача ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская больница» ... А.И. в суд не явились.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав позицию участников процесса, исследовав письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в летний период 2021 года (более точная дата не установлена) заместителем главного врача по организационно-методической работе ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская больница» ... Н.В., имеющей право на ввод информации, внесены сведения в информационный ресурс учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 о пройденной вакцинации от COVID-19 в отношении ... П.А., с целью получения последним официального документа – сертификата об иммунизации, без фактической вакцинации от COVID-19.

По указанному факту 22.09.2021 Следственным отделом по г. Сыктывкару СУ СК РФ по Республике Коми возбуждено уголовное дело в отношении заместителя главного врача ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская больница» ... Н.В. по признакам преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 285, частью 2 статьи 292 Уголовного кодекса РФ.

По данным официального сайта Единый портал государственных услуг, ... П.А., ...., 05.07.2021 и 23.07.2021 года пройдена вакцинация Гам-КОВИД-Вак Комбинированная векторная вакцина для профилактики коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, проведение которой осуществлено ГБКУЗ РК «СГБ».

... П.А. выдан сертификат о вакцинации № ..., сроком действия до 23.07.2022 года.

В силу части 1 статьи 72 Конституции РФ сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью (пункт «ж»); осуществление мер по борьбе с эпидемиями, ликвидация их последствий (пункт «з») находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения РФ, а также принципы охраны здоровья установлены Федеральными законами от 17.09.1998 №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» и от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» предусмотрено, что приоритет профилактики в сфере охраны здоровья как один из основных принципов охраны здоровья обеспечивается путем осуществления санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий, осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ним (пункты 2 и 3 статьи 12).

Основными принципами охраны здоровья, кроме прочего, являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья (пункты 1, 2, 5, 8 статьи 4), организация охраны здоровья осуществляется в том числе путем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункт 4 части 1 статьи 29).

Профилактика инфекционных заболеваний осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, медицинскими организациями, общественными объединениями путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление таких заболеваний, а контроль в сфере охраны здоровья включает в себя, в том числе, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляемый в соответствии с законодательством РФ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (часть 1 статьи 30, пункт 4 статьи 85).

Частью 2 статьи 9 и часть 3 статьи 10 Федерального закона от 17.09.1998 № 157 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» определено, что национальный календарь профилактических прививок, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

В силу пункта 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством РФ.

Коронавирусная инфекция COVID-19 включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих (Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих»).

Профилактическая прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом «SARS-CoV-2», включена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям в соответствии с приказом Минздрава России по эпидемическим показаниям в соответствии с приказом Минздрава России от 21.03.2014 № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» с учетом изменений от 09.12.2020 № 1307н.

Порядок проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19, изложен в Письме Минздрава России от 24.08.2021 N 30-4/И/2-13481.

Пунктом 6.10 указанного порядка предусмотрено, что вакцины «Гам-КОВИД-Вак», «Гам-КОВИД-Вак-Лио», «ЭпиВакКорона», «Спутник Лайт», «КовиВак» зарегистрированы по особой процедуре регистрации, в связи с чем, необходимо уведомлять Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения о каждом факте применения лекарственного препарата путем внесения информации в соответствующий раздел информационной системы ЕГИСЗ. Факт применения вакцин на I и II этапах (или только на I этапе для вакцины «Спутник Лайт») подтверждается внесением информации в информационный ресурс учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), ведение которого предусмотрено постановлением Правительства РФ от 31.03.2020 № 373, не позднее 23:59 текущего дня.

Согласно пункту 6.11 Порядка, после внесения в Регистр сведений о лицах, вакцинированных против новой коронавирусной инфекции COVID-19 или перенесших новую коронавирусную инфекцию COVID-19 в течение последних 6 месяцев (в том числе иностранных гражданах и лицах без гражданства), на Едином портале государственных услуг (функций) гражданину присваивается QR-код, который подтверждает наличие соответствующих сведений в Регистре.

Граждане, вакцинированные или повторно вакцинированные против новой коронавирусной инфекции COVID-19, получают QR-код после введения второго компонента (в случае двухкомпонентной вакцины) или после завершения вакцинации однокомпонентной вакциной «Спутник Лайт», срок действия которого составляет 1 год.

Постановлением Правительства РФ от 31.03.2020 № 373 утверждены Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Полномочиями оператора информационного ресурса учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее - информационный ресурс (COVID-19)) наделено Министерство здравоохранения Российской Федерации (пункт 2).

Временными правилами установлен порядок учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) посредством ведения информационного ресурса (COVID-19), в том числе представления в него информации (пункт 1).

Подпунктом «г» пункта 2 Временных правил в информационном ресурсе (COVID-19) определено ведение учета информации о лицах, иммунизированных с использованием вакцин для профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Ведение информационного ресурса (COVID-19) осуществляется с использованием единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (пункт 2.1).

В соответствии с пунктом 3 Временных правил информационный ресурс (COVID-19) включает в себя федеральный и региональные сегменты.

Пунктом 6 Временных правил установлено, что представление информации в региональный сегмент информационного ресурса (COVID-19) осуществляется, в том числе, медицинскими организациями. При этом состав сведений и сроки представления информации в региональный сегмент информационного ресурса (COVID-19) определены в приложении (пункт 7).Согласно пункту 8 Временных правил информация, размещенная в региональном сегменте информационного ресурса (COVID-19), включается в автоматическом режиме в федеральный сегмент информационного ресурса (COVID-19).

На основании пункта 14 Приложения к Временным правилам сведения о лицах, иммунизированных с использованием вакцин для профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или имеющих медицинские противопоказания к проведению профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), представляются в региональный сегмент информационного ресурса медицинской организацией в течение 1 дня со дня иммунизации лица или подтверждения медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

В соответствии с пунктом 8 Методики проведения вакцинации против COVID-19 взрослого населения в условиях прививочного кабинета и мобильного пункта вакцинации, рекомендованной письмом Минздрава России от 24.08.2021 № 30-4/И/2-13481, после проведения двухэтапной вакцинации администратор/регистратор медицинского учреждения обязан выдать пациенту сертификат вакцинации на бумажном носителе с указание даты введения каждого компонента.

Выдаваемый сертификат о вакцинации является официальным документом, подтверждающим прохождение гражданином профилактических мероприятий, направленных на недопущение распространения инфекционных болезней.

Согласно объяснений ... П.А., отраженных в протоколе допроса свидетеля от 23.09.2021 следует, что он знаком с дочерью ... Н.В. – ... В.А. От ... В.А. ему стало известно, что через ее мать возможно получить сертификат о вакцинации COVID-19 без фактического прохождения самой вакцинации. Посредством интеренет-мессенджера ..., он отправил на абонентский номер ... В.А. фотографию паспорта и персональные данные со своей фамилией, именем, отчеством и датой рождения. Никаких денежных средств за услугу не передавал. Спустя пару недель, в личный кабинет на ЕПГУ пришел сертификат о вакцинации COVID-19. Указано, что вакцинацию он не проходил, учреждения здравоохранения не посещал, сертификат ни в какие организации или учреждения не предоставлял.

Указанное свидетельствует о незаконной выдаче ... П.А. сертификата о вакцинации и направлении сведений в региональный сегмент информационного ресурса медицинской организацией информации о прохождении вакцинации.

В соответствии с частью 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий.

Согласно части 1 статьи 91.1 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» в целях обеспечения доступа граждан к услугам в сфере здравоохранения в электронной форме, а также взаимодействия информационных систем в сфере здравоохранения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти создается, развивается и эксплуатируется единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (далее - единая система).

Положение о единой системе, в том числе порядок доступа к информации, содержащейся в ней, порядок и сроки представления информации в единую систему, порядок обмена информацией с использованием единой системы, утверждается Правительством РФ (часть 2 статьи 91.1 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

В соответствии с подпунктом «е» пункта 4 Положения о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.02.2022 № 140 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения» единая система включает в себя в том числе подсистему ведения специализированных регистров пациентов по отдельным нозологиям и категориям граждан, мониторинга организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи и санаторно-курортного лечения.

Подпунктом «а» пункта 18 указанного Положения установлено, что специализированные регистры пациентов по отдельным нозологиям и категориям граждан и реестры медицинской документации обеспечивают, в том числе ведение информационного ресурса учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

В соответствии с пунктом 42 указанного Положения, оператором единой системы является Министерство здравоохранения РФ, тогда как одним из поставщиков информации, в соответствии с пунктом 44, являются медицинские организации.

При этом пункт 43 Положения не содержит сведений о предоставлении Министерству здравоохранения РФ таких полномочий как исключение из информационного ресурса (COVID-19) сведений о вакцинации гражданина.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг.

Постановлением Правительства РФ от 24.10.2011 № 861 утверждено Положение о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»,

В соответствии с пунктом 2 указанного Положения Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ является оператором единого портала, Министерство экономического развития РФ - уполномоченным органом по ведению информационного ресурса федерального реестра.

Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 27.03.2021 № 452 на Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ возложена обязанность обеспечить возможность хранения и отображения в личном кабинете физического лица на едином портале, в том числе с применением мобильного приложения, использующего федеральную государственную информационную систему «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», информации о таком физическом лице с возможностью проверки ее подлинности, а также с возможностью отображения такой информации на смартфоне в виде QR-кода, в том числе в составе сведений о результатах иммунизации лиц с использованием вакцин для профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19), полученные от Министерства здравоохранения РФ.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

По смыслу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) недействительными при одновременном наличии двух условий: несоответствии оспариваемых действий (бездействия) требованиям законодательства и нарушении в результате оспариваемых действий прав и законных интересов административного истца.

Оценив фактические обстоятельства применительно к установленных требованиям законодательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, руководствуясь тем, что необходимая совокупность по настоящему делу в отношении ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская больница» установлена. Внесение сведений о вакцинации, получение и использование сертификата об иммунизации без фактической вакцинации от COVID-19, противоречит нормам действующего законодательства, и соответственно нарушает права и свободы неопределенного круга лиц.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что заявленные административным истцом требования о признании недействительным сертификата о вакцинации COVID-19 ... П.А., его отмене и возложении на ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская больница» обязанности предоставить в региональный сегмент информационного ресурса учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции информацию об исключении сведений о вакцинации ... П.А., ... (введение вакцины 05.07.2021 и 23.07.2021) подлежат удовлетворению.

В свою очередь, руководствуясь тем, что в силу установленных требований Министерств здравоохранения РФ не обладает полномочиями по самостоятельному включению и исключению из ЕПГУ сведений о вакцинации гражданина, признанию сертификата недействительным и прекращению его действия, так как является лишь оператором единого портала, который вносит сведения на основании предоставленной поставщиками информации, суд исходит из того, что оснований для удовлетворения требований иска к Министерству здравоохранения РФ не имеется, требования иска в изложенной части удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административное исковое заявление и.о. прокурора г. Сыктывкара удовлетворить частично.

Признать недействительным сертификат о вакцинации № ... и прекратить его действие.

Возложить на ГБУЗ РК «Сыктывкарская городская больница» обязанность предоставить в региональный сегмент информационного ресурса учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции информацию об исключении сведений о вакцинации ... (введение вакцины 05.07.2021 и 23.07.2021).

В удовлетворении требований и.о. прокурора г. Сыктывкара к Министерству здравоохранения РФ о возложении обязанности исключить из информационного ресурса учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции сведений о вакцинации ... (введение вакцины 05.07.2021 и 23.07.2021) отказать.

Апелляционные жалоба, представление прокурора на решение суда могут быть поданы в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.А. Печинина

<данные изъяты>

2а-2656/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г.Сыктывкара
Ответчики
Министерство здравоохранения РФ
ГБУЗ РК "Сыктывкарская городская больница"
Другие
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ
И.о. главного арча ГБУЗ РК "Сыктывкарска городская больница" А.И. Сушков
Министерство Здравоохранения РК
Ходыкин Павел Александрович
Министерство экономического развития Российской Федерации
Таскаева Наталья Викторовна
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Новикова Ирина Владимировна
Дело на сайте суда
syktsud.komi.sudrf.ru
17.01.2022Регистрация административного искового заявления
18.01.2022Передача материалов судье
20.01.2022Решение вопроса о принятии к производству
20.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.01.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.02.2022Предварительное судебное заседание
25.03.2022Судебное заседание
14.06.2022Судебное заседание
07.07.2022Судебное заседание
15.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее