Дело № 2-4748/2022 18 октября 2022 года
УИД 29RS0023-01-2022-003883-85
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Звягина И.В.,
при секретаре Поливаной Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Северодвинске гражданское дело по иску ФИО2 к войсковой части 09703, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» о признании незаконными действий, взыскании невыплаченной заработной платы, обязании производить начисление и выплату заработной платы в размере не ниже минимального размера оплаты труда,
установил:
ФИО2 обратилась с иском к войсковой части 09703, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» о признании незаконными действий, взыскании невыплаченной заработной платы, обязании производить начисление и выплату заработной платы в размере не ниже минимального размера оплаты труда.
В обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в войсковую часть 09703 на должность <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность <данные изъяты>. Начисление заработной платы гражданскому персоналу войсковой части 09703 производит филиал федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «3 финансово-экономическая служба». В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ей начислялась и выплачивалась заработная плата без учета дополнительных стимулирующих выплат, предусмотренных приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010, в размере меньше минимального размера оплаты труда в Российской Федерации. Просила суд признать незаконными действия филиала федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «3 финансово-экономическая служба» по включении стимулирующей выплаты в состав минимального размера оплата труда, взыскать невыплаченную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 30 025 рублей 98 копеек, обязать руководителя филиала федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» производить начисление и выплату заработной платы в размере не ниже минимального размера оплаты труда (л.д.4-5).
В судебном заседании истец ФИО2 требования поддержала, просила суд иск удовлетворить.
Представитель войсковой части 09703 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.151), в письменном отзыве просил суд в удовлетворении иска отказать по мотивам того, что включение в заработную плату выплат, предусмотренных приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010, входит в систему оплаты труда, с учетом данных выплат заработная плата истца ФИО2 не ниже минимального размера оплаты труда (л.д.184).
Представитель федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» ФИО4 в судебном заседании просил суд в удовлетворении иска отказать также по мотивам того, что включение в заработную плату выплат, предусмотренных приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010, входит в систему оплаты труда, кроме того, полагал, что ФИО2 пропустила срок обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора по требованиям о взыскании заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствие со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя войсковой части 09703.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 принята на работу в войсковую часть 09703 на должность <данные изъяты>, ей установлен должностной оклад в размере 5 970 рублей (л.д.44,45), с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность <данные изъяты> (л.д.46,47).
В 2021 году заработная плата ФИО2 начислялась с учетом районного коэффициента 1,4 и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера в размере 80 % (л.д.66-68).
Начисление и выплату заработной платы гражданскому персоналу войсковой части 09703 производит филиал федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «3 финансово-экономическая служба».
Коллективным договором, заключенным между командиром и работником войсковой части 09703 на 2020-2023 годы установлены сроки выплаты заработной платы: за первую половину месяца – 22 числа текущего месяца, за второю половину месяца - 7 числа следующего месяца (л.д.50-55).
Указанные обстоятельства никем не оспариваются, в связи с чем, суд считает их установленными.
Согласно ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 146 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. При этом в силу статей 315 – 317 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, а возникающие вследствие этого расходы относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
Из системного толкования указанных норм трудового законодательства следует, что районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должны начисляться (выплачиваться) к заработной плате, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть меньше минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 07 декабря 2017 года № 38-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО5, ФИО6, ФИО7 и ФИО8», согласно которой повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.
В соответствии с частью первой ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2020 № 473-ФЗ) минимальный размер оплаты труда с 01 января 2021 установлен в сумме 12 792 рубля.
При таких обстоятельствах с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера заработная плата истца ФИО2 в 2021 году при полностью отработанной норме рабочего времени должна была составлять не менее 28 142 рублей 40 копеек.
В случае если норма рабочего времени была отработана не полностью, заработная плата не должна была быть меньше указанной суммы, определенной пропорционально времени, фактически отработанному истцом в соответствующем месяце.
Из материалов дела следует, и это никем не оспаривается, что в спорный период - с февраля по ноябрь 2021 года работодателем ФИО2 выплачивалось дополнительное материальное стимулирование на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации».
С учетом данных выплат начисленные истцу суммы превышают минимальный размер оплаты труда (в том числе пропорционально фактически отработанному времени за не полностью отработанные месяцы).
Вместе с тем, без учета выплат, предусмотренных приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010, заработная плата истца в период с февраля по ноябрь 2021 года была меньше минимального размера оплаты труда (л.д.66-69).
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу ст. 349 ТК РФ на истца, относящегося к гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, распространяется правовое регулирование, установленное нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.
С 01 октября 2019 года система оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации установлена приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 545, утвердившим размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, а также условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с п. 21 приложения № 2 («Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации») к данному приказу гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются виды выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы.
Вместе с тем, Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов» предусмотрено, что средства фондов оплаты труда работников и гражданского персонала, а также средства федерального бюджета на денежное довольствие военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава, исчисленные и сохраненные в соответствии с пунктами 4 и 5 Указа, остаются в распоряжении руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов и могут использоваться ими на цели, предусмотренные пунктом 7 Указа, которым руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы).
В соответствии с данным Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно п. 2 указанного Порядка расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается (п. 3 Порядка).
Из приведенных норм следует, что дополнительное материальное стимулирование, предусмотренное приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010, не является гарантированной выплатой, предусмотренной системой оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, и осуществляется только за счет средств, высвободившихся в результате сокращения численности личного состава, то есть за счет экономии бюджетных средств в пределах лимитов, доводимых на указанные цели Министерству обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год.
Поскольку дополнительное материальное стимулирование не относится к выплатам, предусмотренным системой оплаты труда, суммы выплаченного дополнительного материального стимулирования не учитываются при определении размера среднего заработка работника для оплаты отпусков и иных периодов, в течение которых за работником сохраняется средний заработок.
Из содержания расчетных листков истца ФИО2 следует, что на выплаченное дополнительное материальное стимулирование не начисляются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера (л.д.66-69).
При таких обстоятельствах выплаченное ФИО2 дополнительное материальное стимулирование не может учитываться при оценке соответствия размера заработной платы истца установленному в Российской Федерации минимальному размеру оплаты труда.
Иной подход приведет, в частности, к тому, что средний заработок истца, определенный по правилам ст. 139 ТК РФ, будет меньше минимального размера оплаты труда, что недопустимо, а заработная плата истца как вознаграждение за труд в значительной части окажется подмененной выплатами, имеющими иную правовую природу.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что требования истца о взыскании невыплаченной заработной платы в размере разницы между фактически начисленной заработной платой (без учета выплаченного дополнительного материального стимулирования, предусмотренного приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010) и установленным минимальным размером оплаты труда являются обоснованными.
В связи с чем, суд удовлетворяет требования ФИО2 и признает незаконными действия филиала федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «3 финансово-экономическая служба» по включении стимулирующей выплаты в состав минимального размера оплаты труда при начислении ФИО2 заработной платы в период с февраля 2021 года по ноябрь 2021 года.
Согласно представленному филиалом федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «3 финансово-экономическая служба» контррасчету, размер указанной разницы за период с февраля по ноябрь 2021 года составит 34 512 рублей 65 копеек (л.д.96).
Данный расчет судом проверен, является арифметически правильным, ФИО2 не оспаривается.
При этом суд находит заслуживающим внимания довод представителя филиала федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «3 финансово-экономическая служба» о пропуске ФИО2 срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора в части требований о взыскании заработной платы за февраль, март и апрель 2021 года.
В соответствие с ч.1 и ч.2 ст.392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у работодателя по последнему месту работы
За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Поскольку коллективным договором установлен срок выплаты заработной платы за предшествующий месяц 7 число следующего месяца, о нарушении своего права на получение заработной платы в полном объеме за февраль 2021 года ФИО2 должна была знать ДД.ММ.ГГГГ, за март 2021 года – ДД.ММ.ГГГГ, за апрель 2021 года – ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из материалов дела с настоящим иском ФИО2 обратилась в суд ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18).
Таким образом, требования о взыскании заработной платы за февраль, март и апрель 2021 года заявлены ФИО2 с пропуском установленного ч.2 ст.392 ТК РФ срока.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных ч. 1, 2 и 3 ст. 392 ТК РФ, они могут быть восстановлены судом (ч. 4 ст. 392 ТК РФ).
По мнению ФИО2, срок для обращения в суд она не пропустила, поскольку о нарушении своего права узнала только в апреле 2022 года от своих коллег по работе.
Суд отвергает данный довод как основанный на неправильном толковании норм материального права.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 29 мая 2018 года N 15 разъяснил, что судам необходимо учитывать, что при пропуске работником срока, установленного статьей 392 ТК РФ, о применении которого заявлено ответчиком, такой срок может быть восстановлен судом при наличии уважительных причин (часть четвертая статьи 392 ТК РФ). В качестве уважительных причин пропуска срока для обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, объективно препятствовавшие работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора, как то: болезнь работника, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимости осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи и т.п.
К уважительным причинам пропуска срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть также отнесено и обращение работника с нарушением правил подсудности в другой суд, если первоначальное заявление по названному спору было подано этим работником в установленный статьей 392 ТК РФ срок.
Оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении пропущенного срока, суд не должен действовать произвольно, а обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
Например, об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора может свидетельствовать своевременное обращение работника с письменным заявлением о нарушении его трудовых прав в органы прокуратуры и (или) в государственную инспекцию труда, которыми в отношении работодателя было принято соответствующее решение об устранении нарушений трудовых прав работника, вследствие чего у работника возникли правомерные ожидания, что его права будут восстановлены во внесудебном порядке.
Вместе с тем, на какие-либо уважительные причины, объективно препятствующие обратиться в суд в установленный законом срок, ФИО2 не ссылается, также не ссылается на то, что до подачи иска она обращалась в органы прокуратуры или в государственную инспекцию труда.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ФИО2 без уважительной причины пропустила установленный ч.2 ст.392 ТК РФ срок для обращения по требованиям о взыскания заработной платы за февраль, март и апрель 2021 года.
В связи с чем, суд частично удовлетворяет требования ФИО2 и взыскивает с войсковой части 09703 за счет средств федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» в лице филиала федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «3 финансово-экономическая служба» в пользу ФИО2 невыплаченную заработную плату за период с мая 2021 года по ноябрь 2021 года в размере 24 156 рублей 60 копеек (34 512 рублей 65 копеек – 4 517 рублей 70 копеек (невыплаченная сумма за февраль 2021 года) – 1 642 рубля 80 копеек (за март 2021 года) – 4 195 рублей 55 копеек (за апрель 2021 года) = 24 156 рублей 60 копеек).
В силу статей 207 – 209, 226 Налогового кодекса Российской Федерации вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей признается объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц. Обязанность исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму указанного налога возлагается законом на налогового агента.
Суд в отношении истца ФИО2 налоговым агентом не является, в связи с чем взыскивает с ответчика указанную сумму невыплаченной заработной платы без учета последующего удержания из этой суммы налога на доходы физических лиц, которое должен произвести работодатель.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требования ФИО2 о возложении на ответчиков обязанности производить начисление и выплату заработной платы при полностью отработанной норме рабочего времени в месяц не ниже установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда с начислением на эту сумму районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера.
Такая обязанность предусмотрена непосредственно нормами трудового законодательства, имеющими прямое действие и не требующими подтверждения в судебном акте. Оснований полагать, что данная обязанность работодателем истца или финансовым органом в будущем не будет исполняться, у суда не имеется.
Взысканием невыплаченной заработной платы за спорный отработанный период нарушенные права истца восстановлены.
При этом исходя из общего принципа диспозитивности правового регулирования трудовых отношений, в основе которых лежит соглашение между работником и работодателем о характере и содержании трудовой функции работника и условиях ее выполнения (ст. 15 ТК РФ), суд не вправе своим решением предопределять характер и содержание трудовых обязанностей истца в будущем, условия оплаты его труда и объем полагающихся ему компенсаций.
В случае нарушения своих прав, в том числе в случае необоснованной выплаты заработной платы в размере меньше установленного минимального размера оплаты труда, ФИО2 не лишена права обратиться в суд с соответствующим иском о взыскании невыплаченных сумм.
Обоснованность заявленного требования в таком случае будет устанавливаться судом при рассмотрении дела применительно к соответствующим периодам работы.
В связи с чем суд отказывает ФИО2 в удовлетворении требований к федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» об обязании производить начисление и выплату заработной платы в размере не ниже минимального размера оплаты труда.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск ФИО2 к войсковой части 09703, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» о признании незаконными действий, взыскании невыплаченной заработной платы, обязании производить начисление и выплату заработной платы в размере не ниже минимального размера оплаты труда удовлетворить частично.
Признать незаконными действия филиала федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «3 финансово-экономическая служба» по включении стимулирующей выплаты в состав минимального размера оплата труда при начислении ФИО2 заработной платы в период с февраля 2021 года по ноябрь 2021 года.
Взыскать с войсковой части 09703 за счет средств федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» в лице филиала федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «3 финансово-экономическая служба» в пользу ФИО2 невыплаченную заработную плату за период с мая 2021 года по ноябрь 2021 года в размере 24 156 ( двадцать четыре тысячи сто пятьдесят шесть) рублей 60 копеек (без учета последующего удержания налога на доходы физических лиц).
В удовлетворении требований к войсковой части 09703, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» о взыскании невыплаченной заработной платы за период с февраля 2021 года по апрель 2021 года в размере 10 356 рублей 05 копеек, обязании производить начисление и выплату заработной платы в размере не ниже минимального размера оплаты труда ФИО2 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде через Северодвинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 25 октября 2022 года.
Председательствующий |
подпись И.В.Звягин |
Копия верна: Судья |
И.В.Звягин |