Решение по делу № 2-1031/2023 от 23.01.2023

УИД 61RS0019-01-2023-000195-04

Дело № 2-1031/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

6 июня 2023 года                                                                      г. Новочеркасск

Новочеркасский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи:                            Тюрина М.Г.,

при секретаре:                                                        Беловой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Филяковой Марины Николаевны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Филякова Вадима Александровича, Филякова Дениса Александровича, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: КУМИ Администрации г.Новочеркасска, Департамент строительства и городского развития Администрации г.Новочеркасска, Зиборов Святослав Константинович к Администрации г.Новочеркасска о взыскании денежных средств за предоставление непригодного к использованию земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Филякова В.А. в своих интересах и интересах несовершеннолетних Филякова В.А., Филякова Д.А. обратилась в Новочеркасский городской суд Ростовской области с исковым заявлением к Администрации г.Новочеркасска в обоснование которого указала, что ее семье был предоставлен в общую долевую собственность земельный участок, расположенный по адресу: Ростовская область, г. Новочеркасск Северо-восточная часть бывшего микрорайона «Молодёжный», ограниченная с северной, восточной сторон границей муниципального образования «Город Новочеркасск», с западной - границей садоводческого товарищества, с южной территорией существующей застройки по ул. Луговой, с кадастровым <данные изъяты>, площадью 600 кв.м. Данный земельный участок был предоставлен для размещения индивидуального жилого дома. Данный земельный участок, не имеет необходимых коммуникаций и не пригоден под индивидуальное строительство.

01.03.2021 г. главе Администрации г. Новочеркасска Филякова В.А. направила претензию в которой просила предоставить ей иной земельный участок пригодный для индивидуального строительства. Из Администрации г. Новочеркасска Филякова В.А. получила ответ, в котором ей сообщалось о том, что Департаментом строительства и городского развития Администрации города, для обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков для многодетных семей в г. Новочеркасске (водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и дорожная сеть) были разработаны технические задания на проектирование и изыскательские работы по указанному объекту, выполнение указанных работ планируется завершить в 2024 году.

С учетом уточненных исковых требований Филякова В.А. просила суд взыскать с Администрации г.Новочеркасска денежные средства в размере кадастровой стоимости земельного участка в размере 950 000 руб.

Истец Филяковой В.А, третье лицо Зиборова С.К. в судебное заседание не явились, просили суд рассмотреть дело в их отсутствие, обеспечив явку своего представителя Викулова А.И., который поддержал исковые требования просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель Администрации г.Новочеркасска – Дайнега Л.П возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в возражениях., согласно которым решением Новочеркасского городского суда Ростовской области от 30.01.2019 г. по делу № 2а-292/2019 удовлетворены административные исковые требования прокурора г. Новочеркасска к Администрации г. Новочеркасска об обязании обеспечить земельные участки микрорайона Молодежный объектами инженерной (газоснабжением, водоснабжением, водоотведением) и дорожной (подъездной дорогой к земельным участкам) инфраструктуры.

В Новочеркасском городском отделе УФССП 18.06.2021 было возбуждено исполнительное производство <данные изъяты>. Особая сложность в исполнении судебного решения связана с расположением данной территории в подтопляемой зоне по причине близко расположенных к поверхности земли грунтовых вод и расположенных в посредственной близости водоемов, что подразумевает под собой выполнение мероприятий по водопонижению и берегоукреплению и как следствие неоправданно высокой стоимостью затрат на строительство новых коммуникаций к используемым земельным участкам.

26.04.2023 ООО «Строительно-монтажное управление» подготовлен соответствующий технический отчет, согласно которому использование под жилую застройку естественной территории северо-восточной части бывшего мкр. Молодежный запрещено.

Для достижения целей социальной поддержки многодетных семей Администрацией города Новочеркасска разработан законопроект, которым предлагается внести изменения в Областной закон от 22 июля 2003 года № 19-ЗС «О регулировании земельных отношений в Ростовской области» и Областной закон от 2 декабря 2019 года № 243-ЗС «О земельных сертификатах в целях улучшения жилищных условий» в части, касающейся установления возможности для многодетных семей, имеющих трех и более детей, получивших в собственность земельный участок, возвратить в муниципальную собственность такой земельный участок и получить взамен право на получение иной меры социальной поддержки в виде земельного сертификата на приобретение (строительство) жилых помещений.

В настоящее время ведется работа по опросу многодетных семей как стоящих на учете граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования №Город Новочеркасске» так уже получивших в собственность земельные участки, не обеспеченные инженерно-транспортной инфраструктурой, с целью выяснения мнения многодетных семей относительно замены земельных участков на земельные сертификаты. В соответствии с ЗК РФ, а так же Областным законом № 19-ЗС « о регулировании земельных отношений в РО» не предусмотрены выплата денежных средств, либо предоставления иного земельного участка взамен ранее выданного.

В судебное заседание представитель Департамента строительства и городского развития Администрации г. Новочеркасска не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель КУМИ Администрации г. Новочеркасска Чуринов Д.А поддержала позицию ответчика.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как разъяснено в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 23), суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Соответственно, право определить предмет и основания иска принадлежит истцу.

При этом по смыслу ст. 12 ГК РФ избранный лицом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения и в конечном итоге привести к восстановлению нарушенного права или к реальной защите законного интереса.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством (статья 7, часть 1), обязывает к осуществлению в Российской Федерации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации (статья 38, часть 1; статья 64). В силу этих конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9 (часть 2), 36 (части 1 и 2) и 40 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.

При этом, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Конституция Российской Федерации также исходит из признания и гарантирования самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) и определяет решение вопросов местного значения предметной сферой его деятельности (статья 130, часть 1), предполагая при этом связанность местного самоуправления требованиями Конституции Российской Федерации и законов (статья 15, части 1 и 2) и необходимость взаимодействия между органами местного самоуправления и органами государственной власти для наиболее эффективного решения общих задач, непосредственно связанных с вопросами местного значения. Наряду с этим допускается наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (статья 132, часть 2, Конституции Российской Федерации), а также иные формы участия органов местного самоуправления в осуществлении совместно с органами государственной власти функций государства на конкретной территории.

Конституционная природа местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближенной к населению и ориентированной в том числе на выполнение задач социального государства, связанных с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения муниципальных образований, обусловливает необходимость учета особенностей данной публичной власти; это предопределяет необходимость достижения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий, с одной стороны, и гарантированность гражданам соответствующих социальных прав, включая права, приобретенные на основании закона, независимо от того, на территории какого муниципального образования они проживают, - с другой (постановления Конституционного Суда РФ от 11 ноября 2003 года № 16-П, от 15 мая 2006 года № 5-П, от 18 мая 2011 года № 9-П, от 5 июля 2017 года № 18-П и др.).

Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее ФЗ №131-ФЗ), устанавливая в соответствии с Конституцией Российской Федерации государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы его организации (преамбула), определяет и нормативную основу компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения и их дифференциацию по видам муниципальных образований.

В числе вопросов местного значения городского поселения в части 1 статьи 14 ФЗ № 131-ФЗ закреплены, в частности: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4); дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5).

Направления деятельности администраций городских округов - в рамках общих принципов правового регулирования компетенции муниципальных образований - выражены в правовых нормах общего характера, поэтому содержание такой деятельности, включая конкретные способы, методы, средства решения вопросов местного значения, должно раскрываться во взаимосвязи с положениями специального отраслевого, в том числе бюджетного, законодательства.

Филякова М.Н. в соответствии с постановлением Администрации г. Новочеркасска от 31.10.2013 г. № 2026 поставлена на учет граждан, имеющих право (на бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования «Город Новочеркасск».

27.06.2018 г. в Администрацию г. Новочеркасска поступило заявление Филяковой М.Н. о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии со ст. 8.2, 8.3, 9.1 Областного закона Ростовской области от 22.07.2003 № 19-ЗС «О регулировании земельных отношений в Ростовской области».

12.09.2018 заявлением истец выразила согласие на приобретение в общую долевую собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Новочеркасск, северо-восточная часть бывшего микрорайона Молодежный при условии обеспечения объектами инженерной инфраструктуры.

21.09.2018 постановлением Администрации г. Новочеркасска № 1529 испрашиваемый земельный участок предоставлен в общую долевую собственность истице и ее несовершеннолетним детям.

В соответствии с подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с указанной нормой статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельною участка в собственность бесплатно.

Статьей 8.2 Областного закона Ростовской области от 22.07.2003 № 19-ЗС «О регулировании земельных отношений в Ростовской области» перечислены случаи бесплатного предоставления гражданам находящихся в муниципальной собственности земельных участков и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

В целях индивидуального жилищного строительства право на однократное бесплатное приобретение в собственности находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов строительства имеют граждане Российской Федерации, проживающие на территории Ростовской области в течение не менее чем 5 лет, предшествующих дате подачи заявления о постановке на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка в собственность, состоящие по месту их жительства на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеющие основания для постановки на данный учет без признания их малоимущими, имеющие трех и более несовершеннолетних детей и совместно проживающих с ними.

В соответствии с пунктом 4 статьи 8.2 Областного закона от 22.07.2003 года № 19-ЗС «О регулировании земельных отношений в Ростовской области», ст. 1 Областного закона Ростовской области од 02,12.2019 № 243 Я «О земельных сертификатах в целях улучшения жилищных условий» установлена мера социальной поддержки граждан по обеспечению жилыми помещениями в виде предоставления земельного сертификата на приобретение (строительство) жилых помещений взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Областною закона от 02.12.2019 № 243-3C земельных сертификатах в целях улучшения жилищных условий», постановлением Правительства Ростовской области от 13.01.2020 № 15 «Об утверждении Порядка включения муниципальных образований в Перечень муниципальных образований, в границах которых отсутствуют свободные территории, из которых могут быть сформированы земельные участки для целей индивидуального жилищного строительства», постановлением Правительства Ростовской области от 19.12.2022 № 1098, утвержден Перечень муниципальных образований, в границах которых отсутствуют свободные территории, из которых могут быть сформированы земельные участки для целей индивидуального о жилищного строительства на 2023 год. Муниципальное образование «Город Новочеркасск» в указанный перечень не входит.

В этой связи, суд приходит к выводу, что федеральным и региональным законодательством Российской Федерации не предусмотрены иные меры социальной поддержки граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, за исключением предоставления земельного сертификата на приобретение (строительство) жилых помещений взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Кроме того, решением Новочеркасского городского суда Ростовской области от 30.01.2019 г. по делу № 2а-292/2019 удовлетворены административные исковые требования прокурора г. Новочеркасска к Администрации г. Новочеркасска об обязании обеспечить земельные участки микрорайона Молодежный объектами инженерной (газоснабжением, водоснабжением, водоотведением) и дорожной (подъездной дорогой к земельным участкам) инфраструктуры.

Для достижения целей социальной поддержки многодетных семей Администрацией города Новочеркасска разработан законопроект, которым предлагается внести изменения в Областной закон от 22 июля 2003 года № 19-ЗС «О регулировании земельных отношений в Ростовской области» и Областной закон от 2 декабря 2019 года № 243-ЗС «О земельных сертификатах в целях улучшения жилищных условий» в части, касающейся установления возможности для многодетных семей, имеющих трех и более детей, получивших в собственность земельный участок, возвратить в муниципальную собственность такой земельный участок и получить взамен право на получение иной меры социальной поддержки в виде земельного сертификата на приобретение (строительство) жилых помещений.

При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования к ответчику не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Филяковой Марины Николаевны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Филякова Вадима Александровича, Филякова Дениса Александровича к Администрации г.Новочеркасска о взыскании денежных средств за предоставление непригодного к использованию земельного участка – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новочеркасский городской суд в течение месяца, со дня изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 13.06.2023 года.

Судья                                                                                        М.Г. Тюрин

2-1031/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Филякова Марина Николаевна
Ответчики
Администрация г. Новочеркасска
Другие
Департамент строительства и городского развития
КУМИ Администрации г.Новочеркасска
Зиборов Святослав Константинович
Суд
Новочеркасский городской суд Ростовской области
Судья
Тюрин Максим Григорьевич
Дело на странице суда
novocherkassky.ros.sudrf.ru
23.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.01.2023Передача материалов судье
23.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.02.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
01.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.03.2023Судебное заседание
13.04.2023Судебное заседание
04.05.2023Судебное заседание
06.06.2023Судебное заседание
13.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.06.2023Дело оформлено
06.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее