Решение по делу № 12-283/2024 от 28.08.2024

РЕШЕНИЕ

10 октября 2024 года                             г. Улан-Удэ

Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия в составе судьи Баженовой Н.А., при секретаре Литвиновой Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ПАО «Россети Сибирь» на постановление Республиканского агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ. о привлечении ПАО «Россети Сибирь» к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст.8.32 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд, заявитель просит постановление заместителя начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесного хозяйству PAJIX от ДД.ММ.ГГГГ и решение врио руководителя PAJIX от ДД.ММ.ГГГГ изменить в части назначенного ПАО «Россети Сибирь» (далее - общество) административного наказания и определить сумму штрафа в размере менее минимального.     Дополнить оспариваемые постановления указанием на наличие у ПАО «Россети Сибирь» права на уплату административного штрафа в порядке, предусмотренном частью 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ

Жалоба мотивирована тем, что в отношении ПАО «Россети Сибирь вынеесно постановление о привлечении общества к административной ответственности по ст.8.32 ч.4 КоАП РФ, обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 000 рублей. ПАО «Россети Сибирь» подано заявление об обжаловании постановления в порядке гл. 30 КоАП РФ вышестоящему должностному лицу, решением от ДД.ММ.ГГГГ Врио руководителя Республиканского агентства лесного хозяйства (PAJ1X) Баклашкиным Д.В. принято решение об оставлении постановления без изменения и жалобы без удовлетворения.

Общество считает, что указанным решением нарушено право ПАО «Россети Сибирь» на уплату штрафа в половинном размере, а также нарушено право на уплату штрафа в размере менее минимального, так как при определении суммы штрафа не учтено тяжелое финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица.

В судебном заседании представитель ПАО «Россети Сибирь» доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила удовлетворить, дала пояснения аналогичные изложенным в жалобе.

Представитель Республиканского агентства лесного хозяйства Егошин А.Б. оставил вопрос на усмотрение суда.

Выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Постановлением заместителя начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ. за ПАО «Россети Сибирь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.32 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 000 руб.

Решением врио руководителя Республиканского агентства лесного хозяйства Баклашиным Д.В. от ДД.ММ.ГГГГ. постановление заместителя начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Республиканского агентства лесного хозяйства Егошина А.Б. от ДД.ММ.ГГГГ. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении юридического лица ПАО «Россети Сибирь», оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.

Согласно ч.1 ст.51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах (ч.1 ст.51 ЛК РФ).

Согласно ст.53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.

Пунктом 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что одним из видов использования лесов является строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.

Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута (пункт 1 статьи 45 ЛК РФ).

Пунктом 5 статьи 45 ЛК РФ определено, что правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с частью 4 статьи 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до ста десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от одного миллиона до двух миллионов рублей.

В силу ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020г. № 1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее- Правила пожарной безопасности), которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлений иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.

В соответствии с пунктом 10 Правил пожарной безопасности со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.

В соответствии с пунктом 45 Правил N 1614 при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов, а также при содержании проложенных вдоль таких объектов просек обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 26 - 31 Правил.

Согласно пункту 21 постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009г. № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляются:

а) прокладка и содержание просек вдоль воздушных линий электропередачи и по периметру подстанций и распределительных устройств в случае, если указанные зоны расположены в лесных массивах и зеленых насаждениях;

б) вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ в квартале <адрес> Прибайкальского сельского участкового лесничества Прибайкальского лесничества ТУ СПК «<данные изъяты>» обнаружен лесной пожар на площади 0,1 га. Сообщение о лесном пожаре получено ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> руководителем АУ РБ «<данные изъяты>» В.

Площадь возгорания на момент обнаружения лесного пожара составляла 0,1 га. Тушение лесного пожара проводилось работниками АУ РБ «<данные изъяты>» с привлечением дополнительных сил. Всего в тушении лесного пожара принимали участие 21 человек и 7 единиц техники. ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> лесной пожар ликвидирован, площадь, пройденная огнем на момент ликвидации лесного пожара - 11,2 га.

ДД.ММ.ГГГГ    главным лесничим ОО и ОД Прибайкальского лесничества А. составлен акт о лесном пожаре , в соответствии с которым причиной лесного пожара является - обрыв проводов ЛЭП.

Как следует из раздела 3 указанного акта, размер ущерба от потерь древесины составил 8.665 руб. Стоимость работ по тушению лесного пожара составила 98.625,3 руб. Общая предварительная сумма ущерба составила 107.290,3 руб.

ДД.ММ.ГГГГ    дознавателем ОНДПР <адрес> УНДПР ГУ МЧС России по РБ капитаном внутренней службы С. вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по факту возникновения указанного лесного пожара ввиду отсутствия события преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 261 Уголовного кодекса РФ - уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, если эти деяния причинили значительный ущерб.

В основу указанного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела положено заключение эксперта ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Республике Бурятия» (ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Республике Бурятия) С. от ДД.ММ.ГГГГ .

Как следует из п. 1 раздела «Выводы» данного заключения эксперта: «Очаг пожара находился на площади участка линии ЛЭП между опорами и в квартале <данные изъяты> выделах ТУ СПК «<данные изъяты>» Прибайкальского сельского участкового лесничества Прибайкальского лесничества», а согласно п. 2 раздела «<данные изъяты>» заключения эксперта: «Причиной лесного пожара, обнаруженного ДД.ММ.ГГГГ в лесном массиве в квартале <данные изъяты> выделах ТУ СПК «Юговский» Прибайкальского сельского участкового лесничества Прибайкальского лесничества является аварийный режим работы линии электропередач (короткое замыкание) от контакта с упавшим на нее ствола дерева».

Согласно постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ. очаг пожара располагался на полосе отвода линии электропередачи между <данные изъяты> и <данные изъяты> столбами электроопор. Так, в результате падения вблизи линии отвода сухостойного дерева породы лиственница на линию электропередач между <данные изъяты> и <данные изъяты> столбами электроопор произошел аварийный режим работы линии электропепредач (короткое замыкание) от контакта с упавшим на нее ствола дерева с последующим возгоранием сухой травянистой растительности в очаге полжара, что в дальнейшем привело к переходу огня в лесной массив на лесную подстилку по ее площади. В результате пожара в леечном массиве огнем пройдено 11,2 га. Ущерб от пожара лесному фонду составил 8 665 руб.

Рассматриваемая линия электропередачи принадлежит ПАО «Россети Сибирь».

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ПАО «Россети Сибирь» к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ.

Квалификация действий Общества соответствует выявленным нарушениям и разъяснениям, данным в абзаце 5 пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", согласно которому если нарушение правил пожарной безопасности в лесах повлекло возникновение лесного пожара, но при этом последствия в виде уничтожения или повреждения лесных и иных насаждений не наступили, содеянное не образует состав преступления, предусмотренный статьей 261 Уголовного кодекса Российской Федерации, и подлежит квалификации по части 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (при условии, что совершенные действия (бездействие) не повлекли причинение тяжкого вреда здоровью человека).

Вина юридического лица ПАО «Россети Сибирь» в совершении административного правонарушения подтверждается протоколом об административной правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ., постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ., заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ., заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ., актом о лесном пожаре от ДД.ММ.ГГГГ., кратким отчетом об исполнении задания на осуществление патрулирования лесов ДД.ММ.ГГГГ., актом патрулирования лесов от ДД.ММ.ГГГГ., фото таблицей на 4 листах от ДД.ММ.ГГГГ., фото таблицей на 1 листе от ДД.ММ.ГГГГ., и другими материалами дела.

При этом суд приходит к выводу о наличии оснований для снижения размера административного штрафа по правилам части 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ

Как следует из справки о финансовом состоянии филиала Бурятэнерго по состоянию на 01ДД.ММ.ГГГГ. обязательства филиала (110 243,8 млн.руб.) на 5 853,5 млн.руб. превышают быстрореализуемые ликвидные активы филиала (4 390,3 млн. руб.), что свидетельствует о тяжелом финансовом положении филиала «Бурятэнерго».

В такой ситуации уплата административного штрафа в размере 1 000 000 руб. может негативным образом повлиять на финансовое положение юридического лица, повлечь возникновение препятствий для осуществления стабильной экономической деятельности хозяйствующего субъекта.

Учитывая конституционный принцип дифференцированности и соразмерности наказания административному правонарушению, суд приходит к выводу о наличии оснований для изменения постановления должностного лица, решения руководителя РАЛХ и судебного решения путем снижения размере административного штрафа до 500 000 руб.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

    РЕШИЛ:

Жалобу ПАО «Россети Сибирь» удовлетворить.

Постановление Республиканского агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ. в отношении юридического лица – ПАО «Россети Сибирь» по ч. 4 ст.8.32 КоАП РФ - изменить в части назначенного штрафа, размер которого, с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, снизить до 500 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в порядке установленном ст.ст. 30.2-30.8 КоАП РФ.

Судья                                        подпись                                                     Н.А.Баженова

Верно: Судья                                                                                              Н.А. Баженова

Подлинник решения (определения) находится в Октябрьском районном суде г. Улан-Удэ и подшит в гражданское (административное) дело (материал) 12-

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

12-283/2024

Категория:
Административные
Ответчики
ПАО "Россети Сибирь"
Суд
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ
Дело на странице суда
oktiabrsky.bur.sudrf.ru
28.08.2024Материалы переданы в производство судье
12.09.2024Судебное заседание
10.10.2024Судебное заседание
16.10.2024Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
21.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.10.2024Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
05.11.2024Вступило в законную силу
05.11.2024Дело оформлено
10.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее