Решение по делу № 2-130/2020 от 11.02.2020

Дело №2-130/2020

УИД 27RS0012-01-2020-000117-53

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Чегдомын                              23 июня 2020 года

Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Ханбикова Р.М.

с участием помощника прокурора Верхнебуреинского района Хабаровского края Будник Г.И.

представителя ответчика ООО «Туран» - Гриник Н.С., действующей на основании доверенности от 22.06.2020

представителя третьего лица – администрации Верхнебуреинского муниципального района Тимкив В.В. действующей на основании доверенности от 02.09.2019

при секретаре Косоговой М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Верхнебуреинского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченно ответственностью «Туран» об обязании оборудовать полигон твердых коммунальных отходов и обратиться в уполномоченный орган с заявлением о включении объекта размещения отходов в перечень объектов размещения коммунальных отходов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Верхнебуреинского района обратился в Верхнебуреинский районный суд с указанным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Прокуратурой района выявлены факты нарушения законодательства в деятельности ООО «Туран» в части соблюдения законодательства об отходах производства и потребления. Общество осуществляет деятельность по сбору, использованию, транспортировке и размещению отходов на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме этого, общество осуществляет владение, пользование и эксплуатацию объекта размещения отходов, находящегося на земельном участке с кадастровым номером , на основании договора аренды , заключенного между администрацией Верхнебуреинского района и ООО « <адрес>». Вместе с тем, прокуратурой района установлено, что полигон в нарушение ч. 8 ст. 29.1 ФЗ №89 от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», п. 5 приказа Минприроды России от 14.05.2019 №303: п. 4.3 СанПиН 2.1.7.1038-01 не оборудован контрольно-дезинфецирующей установкой с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровоза, с использованием эффективных дезсредств, разрешенных к применению Минздравом России; п. 4.4 СанПиН 2.1.7.1038-01 не установлено легкое ограждение по периметру всего полигона; п. 5.3 СанПиН 2.1.7.1038-01 переносные сетчатые ограждения вблизи мест разгрузки и складирования ТБО не установлены.

Несоответствие полигона размещения отходов, эксплуатируемого ООО «Туран» указанным требованиям нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу безопасности окружающей среде и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

Кроме того, иных способов предоставления коммунальной услуги по вывозу ТБО действующее законодательство не предусматривает.

Просит суд обязать ООО «Туран» в течение 3-х месяцев со дня вынесения судебного решения, оборудовать полигон твердых коммунальных отходов, <адрес>, примерно в 1000 метрах по направлению на северо-запад от ориентира жилое здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес> общей площадью 39750,02 кв.м.:

- в соответствии с п. 4.3 СанПиН 2.1.7.1038-01 контрольно-дизенфицирующей установкой с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезсредств, разрешенных к применению Минздравом России размеры ванны должны обеспечивать обработку ходовой части мусоровозов;

- в соответствии с п. 4.4 СанПиН 2.1.7.1038-01 легким ограждением либо осушительной траншеей глубиной более 2 м или валом высотой не более 2 м.,

- в соответствии с п. 5.3 СанПиН 2.1.7.1038-01 переносными сетчатыми ограждениями, установленными, как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТБО, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровоза и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте,

Обязать ООО «Туран» в течение семи дней со дня исполнения требований, предусмотренных п.п. 4.3, 4.4, 5.3 СанПиН 2.1.7.1038-01 в отношении полигон твердых коммунальных отходов, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , по адресу <адрес>, примерно в 1000 метрах по направлению на северо-запад от ориентира жилое здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес> общей площадью 39750,02 кв.м. обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ с заявлением о включении объекта размещения отходов в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта РФ.

Определением Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 26.02.2020 к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация Верхнебуреинского муниципального района (л.д. 48).

В судебном заседании помощник прокурора Верхнебуреинского района Будник Г.И. поддержал исковые требования и просил удовлетворить.

Представитель ответчика ООО «Туран» Гриник Н.С. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, суду пояснила, что земельный участок с кадастровым номером 27:05:0601093:214 не имеет статуса «полигон», а является исторически сложившейся свалкой, поэтому требование прокурора об оборудовании участка в соответствии с требованиями СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 необоснованно. Участок находится в собственности администрации <адрес>, отведен для временного размещения ТКО, предоставлен во временное пользование ООО «Туран» на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ. Необходимые санитарные требования по защите окружающей природной среды обществом соблюдаются.

Представитель третьего лица – администрации Верхнебуреинского муниципального района в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, ссылаясь на те же обстоятельства, что и представитель ответчика.

В судебном заседании установлено следующее.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Туран» зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, основным видом деятельности является сбор отходов (л.д. 11-13, 68-82).

Согласно постановлению администрации Верхнебуреинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Туран» предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов площадью 39750,2 кв.м. с кадастровым номером в аренду, под полигон твердых бытовых отходов. На ООО «Туран» возложена обязанность разработать проектную документацию на полигон ТБО (л.д. 62-63).

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Верхнебуреинского района и ООО «Туран» заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности , согласно которому ООО «Туран» предоставлен земельный участок с кадастровым номером из земель населенных пунктов, расположенный по адресу <адрес>, примерно в 1000 метрах по направлению на северо-запад от ориентира жилое здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, для использования под полигон бытовых отходов, общей площадью 39750,2 кв.метра. Срок договора аренды составляет 49 лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 4.4.6 договора арендатор обязан не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом земельном участке и прилегающих к нему территориях, а также выполнять работы по благоустройству территории (л.д. 56-61, 66-67).

Постановлением администрации Верхнебуреинского района от ДД.ММ.ГГГГ изменено разрешенное использование (целевое назначение) земельного участка из земель населенных пунктов ООО «Туран» на «под существующую свалку твердых бытовых отходов», с кадастровым (л.д.64-65).

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Туран» выдана лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортирование и обезвреживание отходов III-IV классов опасности (л.д. 7-8).

Согласно постановлению мирового судьи судебного участка от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ТУРАН» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ за неисполнение требований, содержащихся в предписании ТО Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ об оборудовании полигона бытовых отходов контрольно-дизенфицирующей установкой с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезсредств (л.д.42-45).

Из представленного акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что помощником прокурора Верхнебуреинского района на основании решения прокурора Верхнебуреинского района от ДД.ММ.ГГГГ, в присутствии генерального директора ООО «Туран» ФИО осмотрен земельный участок с кадастровым номером , где было установлено, что: котлован по всей площади участка складирования отходов с целью получения груза для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных ТБО не ведется; мусоросжигающая установка сжигает мусор, образующийся в деятельности ООО «Туран», вывозимый ООО «Туран» мусор в мусоросжигающей установке не сжигается; по периметру полигона сетчатое ограждение не установлено; переносные сетчатые ограждения у места разгрузки и складирования ТБО не установлен; лабораторная служба у ООО «Туран» отсутствует; на территории полигона отсутствует освещение, бетонирование, комната для приема пищи, туалет. Хозяйственная зона, установленная для размещения производственно-бытового здания персонала, гаража или навеса для размещения машин и механизмов отсутствует (л.д. 15-25).

Изучив представленные доказательства, выслушав объяснения участников процесса, суд приходит к следующему.

В силу статьи 42 Конституции России каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:

- обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;

- объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Согласно п.п. 6 и 7 ст. 12 названного Закона «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В соответствии с п. 2.1. и п. 8 ст.29.1 Закона «Об отходах производства и потребления» до 1 января 2023 года запрет, установленный пунктом 7 статьи 12 настоящего Федерального закона, также не распространяется на объекты, указанные в пункте 8 настоящей статьи. До 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - перечень).

Порядок формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации определён Приказом Минприроды России от 14.05.2019 № 303 согласно которому к заявлению о включении Объекта в Перечень Заявитель прилагает в том числе информацию, фотоматериалы, подтверждающие обустройство легкого ограждения по периметру всей территории Объекта, производственно-бытового здания на территории Объекта, шлагбаума у производственно-бытового здания, а также обустройство Объекта контрольно-дезинфицирующей установкой с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезсредств, разрешенных к применению Минздравом России, переносным сетчатым ограждением как можно ближе к месту разгрузки и складирования твердых коммунальных отходов, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций твердых коммунальных отходов, высыпающихся при разгрузке твердых коммунальных отходов из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 30 мая 2001 года № 16 утверждены санитарные правила «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01» которые содержат аналогичные требования, а именно полигон состоит из двух взаимосвязанных территориальных частей: территория, занятая под складирование ТБО, и территория для размещения хозяйственно - бытовых объектов.

По требованию территориального ЦГСЭН на выезде из полигона предусматривается контрольно - дезинфицирующая установка с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезсредств, разрешенных к применению Минздравом России. Размеры ванны должны обеспечивать обработку ходовой части мусоровозов (п. 4.3).

По периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м. В ограде полигона устраивается шлагбаум у производственно - бытового здания (п. 4.4).

Переносные сетчатые ограждения устанавливаются как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТБО, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте (п. 5.3).

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Таким образом, законом установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ во владении и пользовании ООО «Туран» находится земельный участок для использования под полигон бытовых отходов, впоследствии целевое назначение участка изменено под существующую свалку твердых бытовых отходов.

Поскольку объект размещения бытовых отходов введен в эксплуатацию ответчиком до ДД.ММ.ГГГГ, при отсутствии необходимой документации он может быть использован как объект размещения отходов без внесения в соответствующий государственный реестр. Однако ответчик, в соответствии с приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ в случае, если он продолжает использовать объект размещения бытовых отходов, обязан направить необходимую документацию для включения его в реестр. К документам, направляемым для включения в реестр, заявитель прилагает сведения подтверждающие обустройство:

- легкого ограждения по периметру всей территории Объекта, производственно-бытового здания на территории Объекта;

- шлагбаума у производственно-бытового здания;

- контрольно-дезинфицирующей установкой с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезсредств, разрешенных к применению Минздравом России;

- переносным сетчатым ограждением как можно ближе к месту разгрузки и складирования твердых коммунальных отходов, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций твердых коммунальных отходов, высыпающихся при разгрузке твердых коммунальных отходов из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте.

Таким образом, то обстоятельство, что используемый объект размещения отходов не является полигоном, юридического значения не имеет, поскольку ответчик в любом случае обязан подать документы на внесение объекта в реестр, выполнив перед этим работы по его обустройству. Характер данных работ полностью соответствует санитарным требованиям, применяемым к оборудованию мусорных полигонов.

С учетом изложенного суд находит исковые требования прокурора обоснованным и подлежащими удовлетворению. Однако суд не соглашается с предложенным прокурором порядком исчисления срока исполнения указанных требований, полагая верным определить, что требования подлежат исполнению в течение 3-х месяцев не со дня вынесения решения, а со дня вступления его в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Верхнебуреинского муниципального района удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Туран» в течение 3-х месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу, оборудовать место складирования твердых коммунальных отходов, по адресу: <адрес>, примерно в 1000 метрах по направлению на северо-запад от ориентира жилое здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес> общей площадью 39750,02 кв.м.:

- контрольно-дизенфицирующей установкой с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезсредств, разрешенных к применению Минздравом России размеры ванны должны обеспечивать обработку ходовой части мусоровозов;

- легким ограждением либо осушительной траншеей глубиной более 2 м или валом высотой не более 2 м.,

- переносными сетчатыми ограждениями, установленными, как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТБО, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровоза и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте,

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Туран» в течение семи дней со дня исполнения вышеназванных требований обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ с заявлением о включении объекта размещения отходов в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта РФ.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Туран» государственную пошлину от уплаты которой был освобожден истец в размере 6000 (шесть тысяч) рублей в бюджет Верхнебуреинского муниципального района.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательном виде, в Хабаровский краевой суд, через Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края.

Мотивированное решение изготовлено 29 июня 2020 года.

Судья                                      Р.М.Ханбиков

2-130/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Верхнебуреинского района Хабаровского края
Ответчики
ООО "Туран"
Другие
Администрация Верхнебуреинского района
Суд
Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края
Судья
Ханбиков Р.М.
Дело на странице суда
vbureinsky.hbr.sudrf.ru
11.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.02.2020Передача материалов судье
13.02.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.02.2020Подготовка дела (собеседование)
26.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.02.2020Подготовка дела (собеседование)
16.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.03.2020Судебное заседание
14.06.2020Производство по делу возобновлено
14.06.2020Судебное заседание
03.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее