Дело №2-130/2020
УИД 27RS0012-01-2020-000117-53
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Чегдомын 23 июня 2020 года
Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Ханбикова Р.М.
с участием помощника прокурора Верхнебуреинского района Хабаровского края Будник Г.И.
представителя ответчика ООО «Туран» - Гриник Н.С., действующей на основании доверенности от 22.06.2020
представителя третьего лица – администрации Верхнебуреинского муниципального района Тимкив В.В. действующей на основании доверенности № от 02.09.2019
при секретаре Косоговой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Верхнебуреинского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченно ответственностью «Туран» об обязании оборудовать полигон твердых коммунальных отходов и обратиться в уполномоченный орган с заявлением о включении объекта размещения отходов в перечень объектов размещения коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Верхнебуреинского района обратился в Верхнебуреинский районный суд с указанным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Прокуратурой района выявлены факты нарушения законодательства в деятельности ООО «Туран» в части соблюдения законодательства об отходах производства и потребления. Общество осуществляет деятельность по сбору, использованию, транспортировке и размещению отходов на основании лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме этого, общество осуществляет владение, пользование и эксплуатацию объекта размещения отходов, находящегося на земельном участке с кадастровым номером №, на основании договора аренды №, заключенного между администрацией Верхнебуреинского района и ООО « <адрес>». Вместе с тем, прокуратурой района установлено, что полигон в нарушение ч. 8 ст. 29.1 ФЗ №89 от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», п. 5 приказа Минприроды России от 14.05.2019 №303: п. 4.3 СанПиН 2.1.7.1038-01 не оборудован контрольно-дезинфецирующей установкой с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровоза, с использованием эффективных дезсредств, разрешенных к применению Минздравом России; п. 4.4 СанПиН 2.1.7.1038-01 не установлено легкое ограждение по периметру всего полигона; п. 5.3 СанПиН 2.1.7.1038-01 переносные сетчатые ограждения вблизи мест разгрузки и складирования ТБО не установлены.
Несоответствие полигона размещения отходов, эксплуатируемого ООО «Туран» указанным требованиям нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу безопасности окружающей среде и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Кроме того, иных способов предоставления коммунальной услуги по вывозу ТБО действующее законодательство не предусматривает.
Просит суд обязать ООО «Туран» в течение 3-х месяцев со дня вынесения судебного решения, оборудовать полигон твердых коммунальных отходов, <адрес>, примерно в 1000 метрах по направлению на северо-запад от ориентира жилое здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес> общей площадью 39750,02 кв.м.:
- в соответствии с п. 4.3 СанПиН 2.1.7.1038-01 контрольно-дизенфицирующей установкой с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезсредств, разрешенных к применению Минздравом России размеры ванны должны обеспечивать обработку ходовой части мусоровозов;
- в соответствии с п. 4.4 СанПиН 2.1.7.1038-01 легким ограждением либо осушительной траншеей глубиной более 2 м или валом высотой не более 2 м.,
- в соответствии с п. 5.3 СанПиН 2.1.7.1038-01 переносными сетчатыми ограждениями, установленными, как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТБО, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровоза и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте,
Обязать ООО «Туран» в течение семи дней со дня исполнения требований, предусмотренных п.п. 4.3, 4.4, 5.3 СанПиН 2.1.7.1038-01 в отношении полигон твердых коммунальных отходов, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу <адрес>, примерно в 1000 метрах по направлению на северо-запад от ориентира жилое здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес> общей площадью 39750,02 кв.м. обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ с заявлением о включении объекта размещения отходов в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта РФ.
Определением Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 26.02.2020 к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация Верхнебуреинского муниципального района (л.д. 48).
В судебном заседании помощник прокурора Верхнебуреинского района Будник Г.И. поддержал исковые требования и просил удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Туран» Гриник Н.С. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, суду пояснила, что земельный участок с кадастровым номером 27:05:0601093:214 не имеет статуса «полигон», а является исторически сложившейся свалкой, поэтому требование прокурора об оборудовании участка в соответствии с требованиями СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 необоснованно. Участок находится в собственности администрации <адрес>, отведен для временного размещения ТКО, предоставлен во временное пользование ООО «Туран» на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ. Необходимые санитарные требования по защите окружающей природной среды обществом соблюдаются.
Представитель третьего лица – администрации Верхнебуреинского муниципального района в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, ссылаясь на те же обстоятельства, что и представитель ответчика.
В судебном заседании установлено следующее.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Туран» зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, основным видом деятельности является сбор отходов (л.д. 11-13, 68-82).
Согласно постановлению администрации Верхнебуреинского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Туран» предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов площадью 39750,2 кв.м. с кадастровым номером № в аренду, под полигон твердых бытовых отходов. На ООО «Туран» возложена обязанность разработать проектную документацию на полигон ТБО (л.д. 62-63).
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Верхнебуреинского района и ООО «Туран» заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности №, согласно которому ООО «Туран» предоставлен земельный участок с кадастровым номером № из земель населенных пунктов, расположенный по адресу <адрес>, примерно в 1000 метрах по направлению на северо-запад от ориентира жилое здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, для использования под полигон бытовых отходов, общей площадью 39750,2 кв.метра. Срок договора аренды составляет 49 лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 4.4.6 договора арендатор обязан не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом земельном участке и прилегающих к нему территориях, а также выполнять работы по благоустройству территории (л.д. 56-61, 66-67).
Постановлением администрации Верхнебуреинского района № от ДД.ММ.ГГГГ изменено разрешенное использование (целевое назначение) земельного участка из земель населенных пунктов ООО «Туран» на «под существующую свалку твердых бытовых отходов», с кадастровым № (л.д.64-65).
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Туран» выдана лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортирование и обезвреживание отходов III-IV классов опасности (л.д. 7-8).
Согласно постановлению мирового судьи судебного участка № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ТУРАН» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ за неисполнение требований, содержащихся в предписании ТО Роспотребнадзора № от ДД.ММ.ГГГГ об оборудовании полигона бытовых отходов контрольно-дизенфицирующей установкой с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезсредств (л.д.42-45).
Из представленного акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что помощником прокурора Верхнебуреинского района на основании решения прокурора Верхнебуреинского района от ДД.ММ.ГГГГ, в присутствии генерального директора ООО «Туран» ФИО осмотрен земельный участок с кадастровым номером №, где было установлено, что: котлован по всей площади участка складирования отходов с целью получения груза для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных ТБО не ведется; мусоросжигающая установка сжигает мусор, образующийся в деятельности ООО «Туран», вывозимый ООО «Туран» мусор в мусоросжигающей установке не сжигается; по периметру полигона сетчатое ограждение не установлено; переносные сетчатые ограждения у места разгрузки и складирования ТБО не установлен; лабораторная служба у ООО «Туран» отсутствует; на территории полигона отсутствует освещение, бетонирование, комната для приема пищи, туалет. Хозяйственная зона, установленная для размещения производственно-бытового здания персонала, гаража или навеса для размещения машин и механизмов отсутствует (л.д. 15-25).
Изучив представленные доказательства, выслушав объяснения участников процесса, суд приходит к следующему.
В силу статьи 42 Конституции России каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:
- обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
- объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Согласно п.п. 6 и 7 ст. 12 названного Закона «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии с п. 2.1. и п. 8 ст.29.1 Закона «Об отходах производства и потребления» до 1 января 2023 года запрет, установленный пунктом 7 статьи 12 настоящего Федерального закона, также не распространяется на объекты, указанные в пункте 8 настоящей статьи. До 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - перечень).
Порядок формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации определён Приказом Минприроды России от 14.05.2019 № 303 согласно которому к заявлению о включении Объекта в Перечень Заявитель прилагает в том числе информацию, фотоматериалы, подтверждающие обустройство легкого ограждения по периметру всей территории Объекта, производственно-бытового здания на территории Объекта, шлагбаума у производственно-бытового здания, а также обустройство Объекта контрольно-дезинфицирующей установкой с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезсредств, разрешенных к применению Минздравом России, переносным сетчатым ограждением как можно ближе к месту разгрузки и складирования твердых коммунальных отходов, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций твердых коммунальных отходов, высыпающихся при разгрузке твердых коммунальных отходов из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 30 мая 2001 года № 16 утверждены санитарные правила «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01» которые содержат аналогичные требования, а именно полигон состоит из двух взаимосвязанных территориальных частей: территория, занятая под складирование ТБО, и территория для размещения хозяйственно - бытовых объектов.
По требованию территориального ЦГСЭН на выезде из полигона предусматривается контрольно - дезинфицирующая установка с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезсредств, разрешенных к применению Минздравом России. Размеры ванны должны обеспечивать обработку ходовой части мусоровозов (п. 4.3).
По периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м. В ограде полигона устраивается шлагбаум у производственно - бытового здания (п. 4.4).
Переносные сетчатые ограждения устанавливаются как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТБО, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте (п. 5.3).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Таким образом, законом установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ во владении и пользовании ООО «Туран» находится земельный участок для использования под полигон бытовых отходов, впоследствии целевое назначение участка изменено под существующую свалку твердых бытовых отходов.
Поскольку объект размещения бытовых отходов введен в эксплуатацию ответчиком до ДД.ММ.ГГГГ, при отсутствии необходимой документации он может быть использован как объект размещения отходов без внесения в соответствующий государственный реестр. Однако ответчик, в соответствии с приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № в случае, если он продолжает использовать объект размещения бытовых отходов, обязан направить необходимую документацию для включения его в реестр. К документам, направляемым для включения в реестр, заявитель прилагает сведения подтверждающие обустройство:
- легкого ограждения по периметру всей территории Объекта, производственно-бытового здания на территории Объекта;
- шлагбаума у производственно-бытового здания;
- контрольно-дезинфицирующей установкой с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезсредств, разрешенных к применению Минздравом России;
- переносным сетчатым ограждением как можно ближе к месту разгрузки и складирования твердых коммунальных отходов, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций твердых коммунальных отходов, высыпающихся при разгрузке твердых коммунальных отходов из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте.
Таким образом, то обстоятельство, что используемый объект размещения отходов не является полигоном, юридического значения не имеет, поскольку ответчик в любом случае обязан подать документы на внесение объекта в реестр, выполнив перед этим работы по его обустройству. Характер данных работ полностью соответствует санитарным требованиям, применяемым к оборудованию мусорных полигонов.
С учетом изложенного суд находит исковые требования прокурора обоснованным и подлежащими удовлетворению. Однако суд не соглашается с предложенным прокурором порядком исчисления срока исполнения указанных требований, полагая верным определить, что требования подлежат исполнению в течение 3-х месяцев не со дня вынесения решения, а со дня вступления его в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Верхнебуреинского муниципального района удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Туран» в течение 3-х месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу, оборудовать место складирования твердых коммунальных отходов, по адресу: <адрес>, примерно в 1000 метрах по направлению на северо-запад от ориентира жилое здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес> общей площадью 39750,02 кв.м.:
- контрольно-дизенфицирующей установкой с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезсредств, разрешенных к применению Минздравом России размеры ванны должны обеспечивать обработку ходовой части мусоровозов;
- легким ограждением либо осушительной траншеей глубиной более 2 м или валом высотой не более 2 м.,
- переносными сетчатыми ограждениями, установленными, как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТБО, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровоза и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте,
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Туран» в течение семи дней со дня исполнения вышеназванных требований обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ с заявлением о включении объекта размещения отходов в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта РФ.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Туран» государственную пошлину от уплаты которой был освобожден истец в размере 6000 (шесть тысяч) рублей в бюджет Верхнебуреинского муниципального района.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательном виде, в Хабаровский краевой суд, через Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края.
Мотивированное решение изготовлено 29 июня 2020 года.
Судья Р.М.Ханбиков