УИД 91RS0№-29
РЕШЕНИЕ Дело №
ИФИО1
23 мая 2024 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в составе председательствующего судьи Кундиковой Ю.В., при секретаре ФИО4,
с участием представителя истца ФИО5, представителя ответчика ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании права на назначение страховой пенсии, возложении обязанности произвести выплату пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ обратился в Центральный районный суд <адрес> Республики Крым с исковым заявлением к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании за ним право на назначение страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, обязании выплатить недополученную страховую пенсию по старости с даты возникновения права – с ДД.ММ.ГГГГ по дату фактического назначения пенсии с ДД.ММ.ГГГГ с учетом всех индексаций.
В обоснование требований указано, что решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с недостаточной величиной ИПК и продолжительностью страхового стажа. Страховая пенсия была назначена ему с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением о перерасчете страховой пенсии с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом периодов работы в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Украины, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым и <адрес>, включенных в страховой стаж с даты назначения страховой пенсии по старости. Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано. Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены требования ФИО2, решение Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в перерасчете пенсии признано незаконным. За ФИО3 признано право на перерасчет размера страховой пенсии по старости с применением расчета баллов ИПК с учетом его работы в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Украины и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> с даты возникновения права – с ДД.ММ.ГГГГ. Однако, при обращении ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении пенсии ответчиком в расчет размера страховой пенсии при определении величины ИПК незаконно не были засчитаны периоды работы в должностях гражданского персонала в войсковых частях Черноморского флота Вооруженных сил Российской Федерации, дислоцированных на территории Украины, что повлекло нарушение его прав и принятие неправомерного решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении страховой пенсии. Истец является застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации и неуплата страхователем страховых взносов в пенсионный фонд Российской Федерации не может препятствовать реализации его пенсионных прав.
В судебное заседание истец не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, обеспечил явку представителя.
Представитель истца ФИО5 требования поддержал, просил удовлетворить, привел доводы, изложенные в иске. Пояснил, что решением суда была возложена обязанность учесть страховые взносы, соответственно у пенсионного органа не было препятствий назначить пенсию с 2015 года.
Представитель ответчика ФИО6 просила в удовлетворении требований отказать, указав, что в 2015 году решение пенсионного органа было принято правильно, так как по спорным периодам отчисления производились в пенсионный фонд Украины, поэтому такие взносы не были учтены, при этом в расчет стажа учтен период работы. В дело приобщены письменные возражения по заявленным требованиям.
Выслушав участников, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии, в том числе перерасчет установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"..
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных к Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии (п.3 ст. 3 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ застрахованными лицами являются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с данным федеральным законом. К застрахованным лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ, относятся, в том числе, граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору.
Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица (подпункт 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ).
Страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный фонд (абзац третий пункта 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ).
До ДД.ММ.ГГГГ основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), согласно которому со дня его вступления в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным Федеральным законом в части, не противоречащей этому Федеральному закону (статья 36).
Согласно п. 20 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» решения об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате этой пенсии, об удержаниях из указанной пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм страховой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.
Статьей 14 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно части 2 статьи 11 Закона N 400-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно статье 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" на территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на каждого иностранного гражданина и каждое лицо без гражданства, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет, на котором отражается сведения о периодах работы, сумма начисленных страхователем застрахованному лицу страховых взносов, сумма уплаченных и поступивших за данное застрахованное лицо страховых взносов, сведения о расчетном пенсионном капитале, сведения о размере индивидуального пенсионного коэффициента
Согласно общему правилу страховые взносы отражаются на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
Регулирование труда лиц, работающих в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооруженных Сил Российской Федерации, имеет особенности, установленные статьей 349 Трудового кодекса Российской Федерации.
В силу предписаний Трудового кодекса Российской Федерации (статьи 22 и 349), Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 235) и Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (подпункт 1 пункта 1 статьи 6) ФИО1 войсковые части, дислоцированные на территории иностранных государств, фактически будучи работодателями для ФИО1 граждан из числа вольнонаемного персонала, обязаны осуществлять обязательное пенсионное страхование и уплачивать страховые взносы на финансирование страховой и накопительной частей трудовых пенсий этих граждан, причем независимо от того, являются данные войсковые части юридическими лицами либо не являются.
Пункт 2 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации N в системной взаимосвязи с законоположениями, закрепляющими безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы за своих работников, не может истолковываться как исключающий возможность зачета в страховой стаж периодов работы граждан Российской Федерации, занятых по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в войсковых частях, дислоцированных на территории иностранных государств, - независимо от того, уплачивались ли за них в эти периоды войсковыми частями страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 188-О-П "По запросу 5-го гарнизонного военного суда о проверке конституционности пункта 2 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Из материалов дела следует, что ФИО2 работал на должностях гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации в воинских частях Черноморского флота на территории Украины и <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в связи с недостаточностью размере ИПК, который был определен пенсионным органом в размере 5,408, при необходимом 6,6. Из указанного решения пенсионного органа следует, что в выписке из индивидуального лицевого счета ФИО2 сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отсутствует.
Повторно с заявлением о назначении страховой пенсии ФИО2 обратился ДД.ММ.ГГГГ.
На основании решения пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ назначена страховая пенсия по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился с заявлением о перерасчете пенсии.
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в перерасчете пенсии.
Решением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным решение Отдела установления пенсий № Управления установления пенсий ГУ-ОПФР по РК № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в перерасчете пенсии. За ФИО3 признано право на перерасчет размера страховой пенсии по старости с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом его работы в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно на территории Украины и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. На Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> возложена обязанность произвести перерасчет страховой пенсии по старости ФИО2 с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом его работы в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно на территории Украины и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
Судом в решении установлено, что ФИО2 является гражданином Российской Федерации, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в войсковой части Черноморского флота Российской Федерации, дислоцированной на территории Украины и <адрес>, является застрахованным лицом в соответствии с Законом №167-ФЗ, с ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации, ему гарантировано право на получение страховой пенсии по старости, предоставляемой в рамках системы обязательного пенсионного страхования, в размере, предусмотренном законом и адекватном результатам труда. В решении сделан вывод, что неуплата страхователем страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на финансирование страховой пенсии ФИО2 не может препятствовать реализации им права своевременно и в полном объеме получать страховую пенсию по старости.
Апелляционным определением Верховного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ решение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение Верховного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставлены без изменения.
В указанных судебных решениях установлено, что страховая пенсия истцу была назначена ДД.ММ.ГГГГ, размер которой был определен без учета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды его работы, имевшие место с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно на территории иностранного государства – Украины и <адрес>. При этом судами указано, что обязанность по уплате страховых взносов возложена на работодателя, в связи с чем право истца на включение в стаж спорных периодов и получение пенсии соответствующей имеющемуся стажу работы не должно быть нарушено. Невыполнение органом юридического лица действий по уплате страховых взносов ввиду отсутствия механизма, не может быть поставлено в вину истцу, и не опровергает факт работы истца в ВС РФ, а также не может лишать истца права на получение пенсии в установленном законом размере.
В соответствии с ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Учитывая положения указанной нормы и принимая во внимание обстоятельства, установленные судом по ранее рассмотренному делу, суд приходит к выводу, что с момента первоначального обращения с заявлением о назначении пенсии (ДД.ММ.ГГГГ) расчет страховой пенсии по старости ФИО2 должен был производиться с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом его работы в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно на территории Украины и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес>.
Из предварительного расчета от ДД.ММ.ГГГГ следует, что с учетом начисленных страховых взносов на основании решения Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за период работы в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ стаж для определения права на пенсию составил 16 лет 11 месяцев 21 день, ИПК – 30,117, что является достаточным для назначения страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты) с ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, решение пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении истцу страховой пенсии по старости в связи с отсутствием сведений об уплате страхователем страховых взносов за ФИО2 за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть признано законным. В связи с чем, требование истца о признании за ним права на назначение пенсии с ДД.ММ.ГГГГ (за исключением фиксированной выплаты) суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению. При этом, суд отмечает, что признание за истцом права на назначение страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ возлагает на ответчика обязанность по назначению истцу страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая во внимание, что страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается за прошедшее время без ограничения какого-либо срока, суд находит подлежащим удовлетворению требование о возложении на ответчика обязанности по выплате истцу страховой пенсии по старости с даты возникновения права – с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ (дата фактического назначения) с учетом предусмотренных законом индексаций страховой пенсии по старости.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО2 удовлетворить.
Признать за ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на назначение страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> произвести выплату страховой пенсии по старости ФИО2 в объеме пенсионных выплат с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ с учетом установленных законодательством индексаций страховой пенсии по старости.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Кундикова Ю.В.
Решение изготовлено в окончательной форме 30.05.2024