УИД 61RS0031-01-2020-000469-50
Судья: Попов С.А. Дело №33а-11135/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
5 октября 2020 года г.Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего Ушникова М.П.,
судей Вервекина А.И., Последова А.Ю.,
при секретаре Дроздовой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Егорлыкского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Балко-грузского сельского поселения о признании бездействия незаконными, обязании устранить нарушения, по апелляционной жалобе администрации Балко-грузского сельского поселения на решение Егорлыкского районного суда Ростовской области от 13 июля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Ушникова М.П., судебная коллегия по административным делам
установила:
прокурор Егорлыкского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Балко-грузского сельского поселения, в котором просил признать незаконным бездействие по непринятию мер по ликвидации несанкционированного места размещения твердых коммунальных отходов, расположенного на участке местности примыкающем по периметру к территории кладбища, находящегося в 50м на север от ул. Заречная 149 х. Балко-Грузский Егорлыкского района Ростовской области, площадью приблизительно 43 кв.м, обязать в течении 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на указанном земельном участке.
В обоснование требований административным истцом указано, что в ходе проведенной проверки соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, правил благоустройства на поднадзорной территории выявлены нарушения Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
На территории Балко-Грузского сельского поселения размещена свалка (несанкционированное размещение) твердых коммунальных отходов, расположенного на участке местности примыкающем по периметру к территории кладбища, находящегося в 50м на север от ул. Заречная 149 х. Балко-Грузский Егорлыкского района Ростовской области, площадью приблизительно 43 кв.м, собственник которых не установлен.
По мнению прокурора Егорлыкского района администрацией Балко-Грузского сельского поселения в нарушение требований действующего законодательства не обеспечена ликвидация несанкционированного места размещения твердых бытовых отходов. Бездействие органа местного самоуправления нарушает права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, нарушения до настоящего времени не устранены.
Решением Егорлыкского районного суда Ростовской области от 13 июля 2020 года требования прокурора Егорлыкского района Ростовской области удовлетворены.
Суд признал незаконным бездействие администрации Балко-Грузского сельского поселения, выразившееся в непринятии установленных законом мер по ликвидации несанкционированного места размещения твердых бытовых отходов площадью около 43 кв.м на участке местности, примыкающем к территории кладбища, находящегося в 50м на север от ул.Заречная 149 х. Балко-Грузский Егорлыкского района Ростовской области, и обязал администрацию Балко-Грузского сельского поселения в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу настоящего решения суда ликвидировать данное не санкционированное место размещения твердых бытовых отходов.
В апелляционной жалобе администрация Балко-Грузского сельского поселения просит решение суда в части срока ликвидации свалки изменить, увеличив срок исполнения решения суда для администрации до 1 января 2021 года.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Егорлыкского района Ростовской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции старший прокурор отдела прокуратуры Ростовской области Емелина Е.А. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.
Дело рассмотрено в порядке ст. 150 КАС Российской Федерации в отсутствие представителя административного ответчика, надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и просившего о рассмотрении дела без его участия, что подтверждается материалами дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, заслушав представителя административного истца - старшего прокурора отдела прокуратуры Ростовской области Емелину Е.А., судебная коллегия по административным делам не находит оснований, предусмотренных положениями статьи 310 КАС Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции.
В силу ст. 39 КАС Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС Российской Федерации в случаях, предусмотренных данным Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу положений статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Положениями части 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека (ч.3 ст.13 указанного Федерального закона).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, прокуратурой Егорлыкского района Ростовской области проведена проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, правил благоустройства на поднадзорной территории.
В ходе проверки установлено, что на территории сельского поселения размещена свалка (несанкционированное размещение) твердых коммунальных отходов, расположенная на участке местности примыкающем по периметру к территории кладбища, находящегося в 50м на север от ул. Заречная 149 х. Балко-Грузский Егорлыкского района Ростовской области, площадью приблизительно 43 кв.м. Установить собственника указанных отходов не представилось возможным.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Вместе с тем, администрацией Балко-грузского сельского поселения в нарушение требований Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона «Об отходах производства и потребления», требований СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88, ГОСТа 30772-2001, введенного Постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 №607-ст, не обеспечена организация сбора и вывоза бытовых отходов, что может повлечь возникновение инфекционных заболеваний, размножение паразитных животных и насекомых, являющихся разносчиками опасных болезней, оказать негативное влияние на состояние окружающей природной среды и благополучие человека.
Учитывая изложенное, бездействие администрации Балко-грузского сельского поселения нарушает права граждан на благоприятные, безопасные условия и среду проживания и свидетельствует о невыполнении административным ответчиком возложенной на него обязанности.
Определенный судом срок, с учетом даты вынесения судебного акта, в течение которого решение суда должно быть исполнено, судебная коллегия считает разумным и справедливым. Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения судебного акта в установленный срок, заявителем апелляционной жалобы не представлено.
Кроме того судебная коллегия учитывает, что административный ответчик не лишен возможности обращения в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда в порядке ст. 358 КАС Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта.
Иные доводы апелляционной жалобы юридического значения не имеют, на правильность решения суда не влияют.
Судебная коллегия считает, что разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Егорлыкского районного суда Ростовской области от 13 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Балко-грузского сельского поселения – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течении шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий М.П.Ушников
Судьи: А.И.Вервекин
А.Ю.Последов