Дело № 3а-134/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
21 октября 2019 года город Благовещенск
Амурский областной суд в составе:
председательствующего судьи Михайленко В.Г.,
при секретаре Лысове В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чеглаковой Светланы Витальевны о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости – земельного участка с кадастровым номером <номер>, общей площадью 7333 кв.м, а также земельного участка с кадастровым номером <номер>, общей площадью 7795 кв.м, относящихся к категории земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), расположенных в <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Чеглакова С.В. обратилась в Амурский областной суд с данным административным исковым заявлением, в обоснование требований указав, что ей на праве общей долевой собственности принадлежат по 2/3 доли земельных участков с кадастровыми номерами <номер> и <номер>, общей площадью 7333 и 7795 кв.м соответственно, расположенных в <адрес>. Кадастровая стоимость земельных участков определена 15 апреля 2019 года на основании удельных показателей, утвержденных постановлением Правительства Амурской области от 5.11.2013 г. № 537 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Амурской области» и составляет 96365372 рубля 89 копеек и 102436667рублей 35 копеек соответственно. Указанные суммы определяют размер налога, подлежащего к уплате собственником земельных участков. Вместе с тем из отчета № 223-19 от 10.09.2019 г., выполненного ООО «<данные изъяты>», следует, что рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 15 апреля 2019 года составляет 33234000 рублей и 35328000 рублей соответственно. Полагает, что кадастровая стоимость земельных участков, определенная уполномоченным органом по результатам массовой оценки, является завышенной, что нарушает ее права и законные интересы. С учетом изложенного, просит пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <номер> и земельного участка с кадастровым номером <номер>, установить кадастровую стоимость данных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости по состоянию на 15 апреля 2019 года в размере 33234000 рублей и 35328000 рублей соответственно.
В письменном отзыве представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области Кантамирова О.Н. указывает, что в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 г. № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки.
Кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется в результате массовой оценки недвижимости. При этом под массовой оценкой недвижимости понимается процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке.
Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.
В 2013 году на территории Амурской области Правительством Амурской области были проведены работы по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости. Постановлением Правительства Амурской области от 5.11.2013 г. № 537 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Амурской области по состоянию на 1 января 2013 года. Сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости были внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно ст. 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обязательным условием для обращения в суд с требованием установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости является представление отчета о рыночной стоимости объекта недвижимости, подготовленного профессиональным оценщиком, а также, для юридических лиц, соблюдение досудебного порядка урегулирования спора в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Отчет должен быть подготовлен на дату определения кадастровой стоимости объекта недвижимости. Указанные условия административным истцом соблюдены.
На основании изложенного просит разрешить требования административного иска исходя из фактических обстоятельств дела и правовой оценки представленных в материалах дела доказательств, ходатайствует о рассмотрении дела без участия представителя Управления Росреестра по Амурской области.
В письменных возражениях представитель Министерства имущественных отношений Амурской области Орлова К.Н., действующая в интересах Правительства Амурской области на основании распоряжения губернатора Амурской области от 18 декабря 2014 года № 311-р, указывает, что постановлением Правительства Амурской области от 5.11.2013 г. № 537 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Амурской области по состоянию на 1 января 2013 года.
Принадлежащие административному истцу земельные участки с кадастровыми номерами <номер> и <номер> не вошли в перечень объектов, кадастровая стоимость которых утверждена данным постановлением, следовательно Правительство Амурской области не утверждало кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости, в связи с чем не является надлежащим административным ответчиком по настоящему делу.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет № 223-19 от 10.09.2019 г., выполненный ООО «<данные изъяты>». Согласно данному отчету рыночная стоимость объектов недвижимости определена по состоянию на 15 апреля 2019 года, что соответствует требованиям ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Ознакомившись с представленным отчетом, сотрудники Министерства имущественных отношений Амурской области не обнаружили грубых нарушений Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральных стандартов оценки.
От иных участвующих в деле лиц письменные возражения на административное исковое заявление не поступили.
В судебное заседание участвующие в деле лица не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. В соответствии с положениями ст. 150, ч. 4 ст. 247 КАС РФ дело рассмотрено при состоявшейся явке.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения участников судебного заседания, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 20.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 135-ФЗ) под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (п.1, 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ).
Согласно п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 28) участник долевой собственности самостоятельно участвует в налоговых правоотношениях и может реализовать свое право на пересмотр кадастровой стоимости независимо от согласия других сособственников (пункт 1 статьи 45, пункт 2 статьи 392, пункт 3 статьи 408 НК РФ, статья 24.18 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии со ст. 24.12 Федерального закона № 135-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
В силу ст. 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 разъяснено, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены в судебном порядке, в том числе, посредством предъявления требования об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Как следует из материалов дела и установленных судом обстоятельств, Чеглаковой С.В. на праве собственности принадлежат по 2/3 доли земельных участков с кадастровыми номерами <номер> и <номер>, расположенных в <адрес>.
Согласно выпискам из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости от 19.04.2019 г. (л.д. 6-9), а также о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 10.09.2019 г. (л.д. 10-11) площади земельных участков составляют 7333 и 7795 кв.м соответственно, земельные участки относятся к категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования – многоэтажная жилая застройка (высотная застройка). Земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет 15 апреля 2019 года. Кадастровая стоимость земельных участков при их государственном кадастровом учете была определена по состоянию на 15 апреля 2019 года в размере 96365372 рублей 89 копеек и 102436667 рублей 35 копеек соответственно. Расчет кадастровой стоимости был произведен на основании удельных показателей кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала, утвержденных Постановлением Правительства Амурской области от 5.11.2013 г. № 537 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Амурской области».
Не согласившись с утвержденной кадастровой стоимостью земельных участков, Чеглакова С.В., ссылаясь на результаты оценки их рыночной стоимости, указанные в отчете ООО «<данные изъяты>» № 223-19 от 10.09.2019 г., обратилась в Амурский областной суд с административным иском, в котором просит установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <номер> и <номер> в размере их рыночной стоимости по состоянию на 15 апреля 2019 года, а именно в размере 33234000 рублей и 35328000 рублей соответственно.
С учетом положений ст. 65, 66 Земельного кодекса РФ, а также правовой позиции, изложенной в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28, Чеглакова С.В. вправе оспорить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <номер> и <номер>, поскольку она определяет величину подлежащего к уплате административным истцом земельного налога, в связи с чем затрагивает его права и обязанности.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 г. № 28, административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. № 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе функции по государственной кадастровой оценке.
Пунктами 5.1.25 – 5.1.28 данного Положения определено, что к полномочиям, осуществляемым Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в установленной сфере деятельности, отнесено: формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; определение кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесении в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости; создание комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости; ведение фонда данных государственной кадастровой оценки и обеспечение проведения мониторинга рынка недвижимости в целях ведения фонда данных государственной кадастровой оценки.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12 мая 2015 года № П/210 установлено, что полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, наделено федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».
Приказом Минэкономразвития России от 24.09.2018 г. № 514 утвержден Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости (далее Порядок).
Для определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии с настоящим Порядком используются средние и минимальные значения удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденных в соответствии со статьей 24.17 Закона об оценочной деятельности (удельные показатели кадастровой стоимости) (п. 5 Порядка).
В соответствии с пп. «а» п. 18 Порядка кадастровая стоимость земельного участка (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 19 - 24 настоящего Порядка) определяется путем умножения площади земельного участка на среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков группы видов разрешенного использования, соответствующей категории и виду разрешенного использования для кадастрового квартала, в котором расположен земельный участок.
Согласно п. 3, 4 Порядка результаты определения кадастровой стоимости отражаются в акте определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, который составляется на бумажном носителе или в форме электронного документа и утверждается уполномоченным лицом.
С учетом вышеприведенных норм законодательства суд приходит к выводу, что надлежащими административными ответчиками по настоящему делу являются Правительство Амурской области и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области, а заинтересованными лицами по делу являются ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Амурской области и администрация города Благовещенска.
Земельные участки с кадастровыми номерами <номер> и <номер> не вошли в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке по состоянию на 1 января 2013 года, поскольку были поставлены на кадастровый учет 15 апреля 2019 года. Кадастровая стоимость данных земельных участков была определена на основании средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Амурской области по состоянию на 1 января 2013 года, утвержденных постановлением Правительства Амурской области от 5.11.2013 г. № 537 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Амурской области».
Приложением № 2 к постановлению Правительства Амурской области от 5.11.2013 г. № 537 определено, что средний удельный показатель кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования (многоэтажная жилая застройка) для кадастрового квартала 28:01:210345 составляет 13141,33 руб./кв.м. Поскольку площади спорных земельных участков составляют 7333 кв.м. и 7795 кв.м., их кадастровая стоимость определена в размере 96365372,89 руб. и 102436667,35 руб. соответственно. Данные обстоятельства свидетельствуют о несостоятельности возражений представителя Орловой К.Н. в части определения Правительства Амурской области в качестве ненадлежащего административного ответчика по настоящему делу.
По существу требований административного иска суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 5 ст. 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса.
Обязанность доказать размер рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (ч. 5 ст. 247 и ч. 1 ст. 248 КАС РФ).
Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Доказательством определения рыночной стоимости объекта недвижимости является отчет экспертной организации (п. 4 ч. 2 ст. 246 КАС РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 61 КАС РФ доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего Кодекса. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
С учетом вышеизложенного, представленный в материалах дела отчет № 223-19 от 10.09.2019 г. об оценке рыночных стоимостей земельных участков с кадастровыми номерами <номер> и <номер> по состоянию на 15 апреля 2019 года, выполненный ООО «<данные изъяты>», как документ, содержащий сведения доказательственного значения, подлежит оценке по правилам статьи 84 КАС РФ.
В силу ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 135-ФЗ требования к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности определяются стандартами оценочной деятельности.
Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 297 утвержден Федеральный стандарт оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» (ФСО №1), пункт 2 которого предусматривает, что федеральный стандарт оценки является обязательным к применению при осуществлении оценочной деятельности.
В соответствии с п. 6 указанного Стандарта итоговая стоимость объекта оценки определяется путем расчета стоимости объекта оценки при использовании подходов к оценке и обоснованного оценщиком согласования (обобщения) результатов, полученных в рамках применения различных подходов к оценке. Подход к оценке представляет собой совокупность методов оценки, объединенных общей методологией (пункт 7).
Названным федеральным стандартом оценки предусмотрено, что оценщик осуществляет сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки объекта оценки. Оценщик изучает количественные и качественные характеристики объекта оценки, собирает информацию, существенную для определения стоимости объекта оценки теми подходами и методами, которые на основании суждения оценщика должны быть применены при проведении оценки (пункт 18).
Как указано в п. 20 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)» оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода. Оценщик вправе самостоятельно определять конкретные методы оценки в рамках применения каждого из подходов.
Так, из отчета ООО «<данные изъяты>» № 223-19 от 10.09.2019 г. следует, что рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами <номер> и <номер> по состоянию на 15 апреля 2019 года составляет 33234000 рублей и 35328000 рублей соответственно.
Из указанного отчета усматривается, что при определении рыночной стоимости данных объектов недвижимости оценка объектов была выполнена на основе анализа нормативно-справочной и статистической информации о состоянии и изменении уровня цен в рассматриваемом регионе. Для получения достоверных результатов при проведении оценки специалистом использован сравнительный подход к оценке недвижимости, при этом обоснован отказ от доходного и затратного подходов. Исследовательская часть отчета логична, последовательна и мотивирована, наличие методологических ошибок при проведении исследования суд не усматривает.
Отчет № 223-19 от 10.09.2019 г. выполнен оценщиком Ф.И.О.9, которая является членом Саморегулируемой организации союза оценщиков «<данные изъяты>», гражданская ответственность оценщика застрахована в соответствии с действующим законодательством РФ (полис страхования ответственности <данные изъяты>» № <номер> с <дата> г.), оценщик имеет квалификационный аттестат № <номер> от <дата> по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости». Установленные обстоятельства подтверждают соответствие оценщика Ф.И.О.9 требованиям, предъявляемым к субъектам оценочной деятельности ст. 4, 15, абз. 4 ст. 15.1, ст.24.7 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Доказательств, опровергающих выводы оценщика, изложенные в отчете № 223-19 от 10.09.2019 г. об оценке спорных объектов недвижимости ни административными ответчиками, ни заинтересованными лицами, суду не представлено.
Также не представлено доказательств, указывающих на иной размер рыночной стоимости спорных объектов недвижимости по состоянию на 15 апреля 2019 года, и сведений, которые могли бы поставить под сомнение достоверность названного отчета об оценке.
Ходатайств о проведении судебной экспертизы отчета № 223-19 от 10.09.2019 г. участвующими в деле лицами не заявлялось.
В соответствии с положениями статьи 246 КАС РФ и разъяснением, приведенным в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при подаче заявления об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости необходимым документом является отчет, составленный на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, а также подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков положительное экспертное заключение в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Аналогичное положение было предусмотрено абз. 6 ч. 16 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности, однако, Федеральным законом от 2 июня 2016 года № 172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» данное положение закона, предусматривающее необходимость приложения к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости положительного экспертного заключения признано утратившим силу, следовательно, экспертиза отчетов об оценке саморегулирующими организациями в настоящее время носит добровольный характер.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что отчет об оценке № 223-19 от 10.09.2019 г. является допустимым доказательством по настоящему административному делу, соответствующим требованиям ст. 59, 61 КАС РФ.
Согласно ст. 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Таким образом, суд приходит к выводу о несоответствии произведенной уполномоченными органами кадастровой оценки земельных участков с кадастровыми номерами <номер> и <номер> их рыночной стоимости.
Как следует из постановления Правительства Амурской области от 05.11.2013 г. № 537 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Амурской области» сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости, принадлежащих административному истцу на праве общей долевой собственности, были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании утвержденных средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Амурской области по состоянию на 1 января 2013 года.
Следовательно, в данном случае установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объектов, и ее внесение в качестве кадастровой стоимости направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретных объектов недвижимости.
В силу ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
На основании изложенного, с учетом правовой оценки совокупности представленных в материалах дела доказательств, проведенной в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, и фактически установленных обстоятельств дела, суд находит подлежащими удовлетворению требования административного иска о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости – земельного участка с кадастровым номером <номер>, общей площадью 7333 кв.м, а также земельного участка с кадастровым номером <номер>, общей площадью 7795 кв.м, относящихся к категории земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), расположенных в <адрес>, и установлении кадастровой стоимости данных объектов недвижимости по состоянию на 15 апреля 2019 года в размере 33234000 рублей и 35328000 рублей соответственно.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
требования Чеглаковой Светланы Витальевны удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером <номер>, общей площадью 7333 кв.м, категории земель – земли населенных пунктов, видом разрешенного использования – многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), расположенного в <адрес>, по состоянию на 15 апреля 2019 года в размере 33234000 (тридцати трех миллионов двухсот тридцати четырех тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером <номер>, общей площадью 7795 кв.м, категории земель – земли населенных пунктов, видом разрешенного использования – многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), расположенного в <адрес>, по состоянию на 15 апреля 2019 года в размере 35328000 (тридцати пяти миллионов трехсот двадцати восьми тысяч) рублей.
Датой подачи заявления считать 16 сентября 2019 года.
Настоящее решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, г. Новосибирск, ул. Ломоносова, д. 57а) через Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 21 октября 2019 года.
Председательствующий В.Г. Михайленко
Дело № 3а-134/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
21 октября 2019 года город Благовещенск
Амурский областной суд в составе:
председательствующего судьи Михайленко В.Г.,
при секретаре Лысове В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чеглаковой Светланы Витальевны о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости – земельного участка с кадастровым номером <номер>, общей площадью 7333 кв.м, а также земельного участка с кадастровым номером <номер>, общей площадью 7795 кв.м, относящихся к категории земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), расположенных в <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Чеглакова С.В. обратилась в Амурский областной суд с данным административным исковым заявлением, в обоснование требований указав, что ей на праве общей долевой собственности принадлежат по 2/3 доли земельных участков с кадастровыми номерами <номер> и <номер>, общей площадью 7333 и 7795 кв.м соответственно, расположенных в <адрес>. Кадастровая стоимость земельных участков определена 15 апреля 2019 года на основании удельных показателей, утвержденных постановлением Правительства Амурской области от 5.11.2013 г. № 537 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Амурской области» и составляет 96365372 рубля 89 копеек и 102436667рублей 35 копеек соответственно. Указанные суммы определяют размер налога, подлежащего к уплате собственником земельных участков. Вместе с тем из отчета № 223-19 от 10.09.2019 г., выполненного ООО «<данные изъяты>», следует, что рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 15 апреля 2019 года составляет 33234000 рублей и 35328000 рублей соответственно. Полагает, что кадастровая стоимость земельных участков, определенная уполномоченным органом по результатам массовой оценки, является завышенной, что нарушает ее права и законные интересы. С учетом изложенного, просит пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <номер> и земельного участка с кадастровым номером <номер>, установить кадастровую стоимость данных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости по состоянию на 15 апреля 2019 года в размере 33234000 рублей и 35328000 рублей соответственно.
В письменном отзыве представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области Кантамирова О.Н. указывает, что в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 г. № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки.
Кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется в результате массовой оценки недвижимости. При этом под массовой оценкой недвижимости понимается процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке.
Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.
В 2013 году на территории Амурской области Правительством Амурской области были проведены работы по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости. Постановлением Правительства Амурской области от 5.11.2013 г. № 537 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Амурской области по состоянию на 1 января 2013 года. Сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости были внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно ст. 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обязательным условием для обращения в суд с требованием установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости является представление отчета о рыночной стоимости объекта недвижимости, подготовленного профессиональным оценщиком, а также, для юридических лиц, соблюдение досудебного порядка урегулирования спора в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Отчет должен быть подготовлен на дату определения кадастровой стоимости объекта недвижимости. Указанные условия административным истцом соблюдены.
На основании изложенного просит разрешить требования административного иска исходя из фактических обстоятельств дела и правовой оценки представленных в материалах дела доказательств, ходатайствует о рассмотрении дела без участия представителя Управления Росреестра по Амурской области.
В письменных возражениях представитель Министерства имущественных отношений Амурской области Орлова К.Н., действующая в интересах Правительства Амурской области на основании распоряжения губернатора Амурской области от 18 декабря 2014 года № 311-р, указывает, что постановлением Правительства Амурской области от 5.11.2013 г. № 537 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Амурской области по состоянию на 1 января 2013 года.
Принадлежащие административному истцу земельные участки с кадастровыми номерами <номер> и <номер> не вошли в перечень объектов, кадастровая стоимость которых утверждена данным постановлением, следовательно Правительство Амурской области не утверждало кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости, в связи с чем не является надлежащим административным ответчиком по настоящему делу.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет № 223-19 от 10.09.2019 г., выполненный ООО «<данные изъяты>». Согласно данному отчету рыночная стоимость объектов недвижимости определена по состоянию на 15 апреля 2019 года, что соответствует требованиям ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Ознакомившись с представленным отчетом, сотрудники Министерства имущественных отношений Амурской области не обнаружили грубых нарушений Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральных стандартов оценки.
От иных участвующих в деле лиц письменные возражения на административное исковое заявление не поступили.
В судебное заседание участвующие в деле лица не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. В соответствии с положениями ст. 150, ч. 4 ст. 247 КАС РФ дело рассмотрено при состоявшейся явке.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения участников судебного заседания, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 20.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 135-ФЗ) под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (п.1, 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ).
Согласно п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 28) участник долевой собственности самостоятельно участвует в налоговых правоотношениях и может реализовать свое право на пересмотр кадастровой стоимости независимо от согласия других сособственников (пункт 1 статьи 45, пункт 2 статьи 392, пункт 3 статьи 408 НК РФ, статья 24.18 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии со ст. 24.12 Федерального закона № 135-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
В силу ст. 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 разъяснено, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены в судебном порядке, в том числе, посредством предъявления требования об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Как следует из материалов дела и установленных судом обстоятельств, Чеглаковой С.В. на праве собственности принадлежат по 2/3 доли земельных участков с кадастровыми номерами <номер> и <номер>, расположенных в <адрес>.
Согласно выпискам из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости от 19.04.2019 г. (л.д. 6-9), а также о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 10.09.2019 г. (л.д. 10-11) площади земельных участков составляют 7333 и 7795 кв.м соответственно, земельные участки относятся к категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования – многоэтажная жилая застройка (высотная застройка). Земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет 15 апреля 2019 года. Кадастровая стоимость земельных участков при их государственном кадастровом учете была определена по состоянию на 15 апреля 2019 года в размере 96365372 рублей 89 копеек и 102436667 рублей 35 копеек соответственно. Расчет кадастровой стоимости был произведен на основании удельных показателей кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала, утвержденных Постановлением Правительства Амурской области от 5.11.2013 г. № 537 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Амурской области».
Не согласившись с утвержденной кадастровой стоимостью земельных участков, Чеглакова С.В., ссылаясь на результаты оценки их рыночной стоимости, указанные в отчете ООО «<данные изъяты>» № 223-19 от 10.09.2019 г., обратилась в Амурский областной суд с административным иском, в котором просит установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <номер> и <номер> в размере их рыночной стоимости по состоянию на 15 апреля 2019 года, а именно в размере 33234000 рублей и 35328000 рублей соответственно.
С учетом положений ст. 65, 66 Земельного кодекса РФ, а также правовой позиции, изложенной в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28, Чеглакова С.В. вправе оспорить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <номер> и <номер>, поскольку она определяет величину подлежащего к уплате административным истцом земельного налога, в связи с чем затрагивает его права и обязанности.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 г. № 28, административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. № 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе функции по государственной кадастровой оценке.
Пунктами 5.1.25 – 5.1.28 данного Положения определено, что к полномочиям, осуществляемым Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в установленной сфере деятельности, отнесено: формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; определение кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесении в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости; создание комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости; ведение фонда данных государственной кадастровой оценки и обеспечение проведения мониторинга рынка недвижимости в целях ведения фонда данных государственной кадастровой оценки.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12 мая 2015 года № П/210 установлено, что полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, наделено федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».
Приказом Минэкономразвития России от 24.09.2018 г. № 514 утвержден Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости (далее Порядок).
Для определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии с настоящим Порядком используются средние и минимальные значения удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденных в соответствии со статьей 24.17 Закона об оценочной деятельности (удельные показатели кадастровой стоимости) (п. 5 Порядка).
В соответствии с пп. «а» п. 18 Порядка кадастровая стоимость земельного участка (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 19 - 24 настоящего Порядка) определяется путем умножения площади земельного участка на среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков группы видов разрешенного использования, соответствующей категории и виду разрешенного использования для кадастрового квартала, в котором расположен земельный участок.
Согласно п. 3, 4 Порядка результаты определения кадастровой стоимости отражаются в акте определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, который составляется на бумажном носителе или в форме электронного документа и утверждается уполномоченным лицом.
С учетом вышеприведенных норм законодательства суд приходит к выводу, что надлежащими административными ответчиками по настоящему делу являются Правительство Амурской области и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области, а заинтересованными лицами по делу являются ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Амурской области и администрация города Благовещенска.
Земельные участки с кадастровыми номерами <номер> и <номер> не вошли в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке по состоянию на 1 января 2013 года, поскольку были поставлены на кадастровый учет 15 апреля 2019 года. Кадастровая стоимость данных земельных участков была определена на основании средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Амурской области по состоянию на 1 января 2013 года, утвержденных постановлением Правительства Амурской области от 5.11.2013 г. № 537 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Амурской области».
Приложением № 2 к постановлению Правительства Амурской области от 5.11.2013 г. № 537 определено, что средний удельный показатель кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования (многоэтажная жилая застройка) для кадастрового квартала 28:01:210345 составляет 13141,33 руб./кв.м. Поскольку площади спорных земельных участков составляют 7333 кв.м. и 7795 кв.м., их кадастровая стоимость определена в размере 96365372,89 руб. и 102436667,35 руб. соответственно. Данные обстоятельства свидетельствуют о несостоятельности возражений представителя Орловой К.Н. в части определения Правительства Амурской области в качестве ненадлежащего административного ответчика по настоящему делу.
По существу требований административного иска суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 5 ст. 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса.
Обязанность доказать размер рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (ч. 5 ст. 247 и ч. 1 ст. 248 КАС РФ).
Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Доказательством определения рыночной стоимости объекта недвижимости является отчет экспертной организации (п. 4 ч. 2 ст. 246 КАС РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 61 КАС РФ доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего Кодекса. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
С учетом вышеизложенного, представленный в материалах дела отчет № 223-19 от 10.09.2019 г. об оценке рыночных стоимостей земельных участков с кадастровыми номерами <номер> и <номер> по состоянию на 15 апреля 2019 года, выполненный ООО «<данные изъяты>», как документ, содержащий сведения доказательственного значения, подлежит оценке по правилам статьи 84 КАС РФ.
В силу ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 135-ФЗ требования к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности определяются стандартами оценочной деятельности.
Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 297 утвержден Федеральный стандарт оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» (ФСО №1), пункт 2 которого предусматривает, что федеральный стандарт оценки является обязательным к применению при осуществлении оценочной деятельности.
В соответствии с п. 6 указанного Стандарта итоговая стоимость объекта оценки определяется путем расчета стоимости объекта оценки при использовании подходов к оценке и обоснованного оценщиком согласования (обобщения) результатов, полученных в рамках применения различных подходов к оценке. Подход к оценке представляет собой совокупность методов оценки, объединенных общей методологией (пункт 7).
Названным федеральным стандартом оценки предусмотрено, что оценщик осуществляет сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки объекта оценки. Оценщик изучает количественные и качественные характеристики объекта оценки, собирает информацию, существенную для определения стоимости объекта оценки теми подходами и методами, которые на основании суждения оценщика должны быть применены при проведении оценки (пункт 18).
Как указано в п. 20 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)» оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода. Оценщик вправе самостоятельно определять конкретные методы оценки в рамках применения каждого из подходов.
Так, из отчета ООО «<данные изъяты>» № 223-19 от 10.09.2019 г. следует, что рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами <номер> и <номер> по состоянию на 15 апреля 2019 года составляет 33234000 рублей и 35328000 рублей соответственно.
Из указанного отчета усматривается, что при определении рыночной стоимости данных объектов недвижимости оценка объектов была выполнена на основе анализа нормативно-справочной и статистической информации о состоянии и изменении уровня цен в рассматриваемом регионе. Для получения достоверных результатов при проведении оценки специалистом использован сравнительный подход к оценке недвижимости, при этом обоснован отказ от доходного и затратного подходов. Исследовательская часть отчета логична, последовательна и мотивирована, наличие методологических ошибок при проведении исследования суд не усматривает.
Отчет № 223-19 от 10.09.2019 г. выполнен оценщиком Ф.И.О.9, которая является членом Саморегулируемой организации союза оценщиков «<данные изъяты>», гражданская ответственность оценщика застрахована в соответствии с действующим законодательством РФ (полис страхования ответственности <данные изъяты>» № <номер> с <дата> г.), оценщик имеет квалификационный аттестат № <номер> от <дата> по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости». Установленные обстоятельства подтверждают соответствие оценщика Ф.И.О.9 требованиям, предъявляемым к субъектам оценочной деятельности ст. 4, 15, абз. 4 ст. 15.1, ст.24.7 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Доказательств, опровергающих выводы оценщика, изложенные в отчете № 223-19 от 10.09.2019 г. об оценке спорных объектов недвижимости ни административными ответчиками, ни заинтересованными лицами, суду не представлено.
Также не представлено доказательств, указывающих на иной размер рыночной стоимости спорных объектов недвижимости по состоянию на 15 апреля 2019 года, и сведений, которые могли бы поставить под сомнение достоверность названного отчета об оценке.
Ходатайств о проведении судебной экспертизы отчета № 223-19 от 10.09.2019 г. участвующими в деле лицами не заявлялось.
В соответствии с положениями статьи 246 КАС РФ и разъяснением, приведенным в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при подаче заявления об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости необходимым документом является отчет, составленный на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, а также подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков положительное экспертное заключение в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Аналогичное положение было предусмотрено абз. 6 ч. 16 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности, однако, Федеральным законом от 2 июня 2016 года № 172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» данное положение закона, предусматривающее необходимость приложения к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости положительного экспертного заключения признано утратившим силу, следовательно, экспертиза отчетов об оценке саморегулирующими организациями в настоящее время носит добровольный характер.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что отчет об оценке № 223-19 от 10.09.2019 г. является допустимым доказательством по настоящему административному делу, соответствующим требованиям ст. 59, 61 КАС РФ.
Согласно ст. 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Таким образом, суд приходит к выводу о несоответствии произведенной уполномоченными органами кадастровой оценки земельных участков с кадастровыми номерами <номер> и <номер> их рыночной стоимости.
Как следует из постановления Правительства Амурской области от 05.11.2013 г. № 537 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Амурской области» сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости, принадлежащих административному истцу на праве общей долевой собственности, были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании утвержденных средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Амурской области по состоянию на 1 января 2013 года.
Следовательно, в данном случае установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объектов, и ее внесение в качестве кадастровой стоимости направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретных объектов недвижимости.
В силу ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
На основании изложенного, с учетом правовой оценки совокупности представленных в материалах дела доказательств, проведенной в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, и фактически установленных обстоятельств дела, суд находит подлежащими удовлетворению требования административного иска о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости – земельного участка с кадастровым номером <номер>, общей площадью 7333 кв.м, а также земельного участка с кадастровым номером <номер>, общей площадью 7795 кв.м, относящихся к категории земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), расположенных в <адрес>, и установлении кадастровой стоимости данных объектов недвижимости по состоянию на 15 апреля 2019 года в размере 33234000 рублей и 35328000 рублей соответственно.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
требования Чеглаковой Светланы Витальевны удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером <номер>, общей площадью 7333 кв.м, категории земель – земли населенных пунктов, видом разрешенного использования – многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), расположенного в <адрес>, по состоянию на 15 апреля 2019 года в размере 33234000 (тридцати трех миллионов двухсот тридцати четырех тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером <номер>, общей площадью 7795 кв.м, категории земель – земли населенных пунктов, видом разрешенного использования – многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), расположенного в <адрес>, по состоянию на 15 апреля 2019 года в размере 35328000 (тридцати пяти миллионов трехсот двадцати восьми тысяч) рублей.
Датой подачи заявления считать 16 сентября 2019 года.
Настоящее решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, г. Новосибирск, ул. Ломоносова, д. 57а) через Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 21 октября 2019 года.
Председательствующий В.Г. Михайленко