Решение по делу № 2-376/2021 от 16.04.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>                                                     17 июня 2021 года

Звенигородский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Солодовой А.А.,

при секретаре судебного заседания ФИО2,

с участием представителя истца – старшего помощника Межрайонной природоохранной прокуратуры <адрес> ФИО5, представителя ответчика ФИО1 по ордеру адвоката ФИО3, представителя третьего лица ООО «Зеленый берег» по доверенности ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной природоохранной прокуратуры <адрес>, поданное в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Российской Федерации в лице управления Роспотребнадзора по <адрес>, Московско-Окского бассейнового водного управления, неопределенного круга лиц к ФИО1 о внесении в единый государственный реестр недвижимости сведений об ограничении (обременении) прав при использовании земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонный природоохранный прокурор <адрес> в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Российской Федерации в лице управления Роспотребнадзора по <адрес>, Московско-Окского бассейнового водного управления, неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФИО1 о внесении в единый государственный реестр недвижимости сведений об ограничении (обременении) прав при использовании земельного участка.

В обосновании заявленных требований, указал, что Межрайонной природоохранной прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации при формировании и использовании земельного участка с кадастровым , расположенного в <адрес> г/о <адрес>. Данной проверкой, установлено, что согласно сведениям ЕГРН ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровыми номерами , площадью 2 655 кв.м., отнесённого к категории земель - «земли поселений (земли населенных пунктов)» с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства». В рамках проведения проверки кадастровым инженером проведено сопоставление координат границ земельных участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН, с координатами поверхностного водного объекта общего пользования – река Москва, его водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы. Также установлено, что земельный участок расположен в границах 100-метровой полосы второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения <адрес> – реки Москва, ее водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе, однако в правоустанавливающих и правоудостоверяющих документах на указанный участок сведений об особых условиях (ограничениях) их использования в соответствии с требованиями п. 4.4 СП 2.Дата обезличена-10 не содержится.

Истец ссылается, что использование указанного земельного участка без ограничений, обусловленных его вхождением в границы второго пояса зоны санитарной охраны гидроузлов, не только противоречит требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, но и нарушает закрепленное и гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» право каждого на благоприятную окружающую среду и тем самым затрагивает экологические права неопределенного круга лиц. Кроме того, земельный участок отнесен к категории земель – «земли поселений (земли населенных пунктов)», с видом разрешенного использования – «под индивидуальное жилищное строительство», что предполагает возможность застройки территории.

При этом, использование земельного участка без ограничений, обусловленных его вхождением во второй пояс зоны санитарной охраны, водоохранную зону, прибрежную защитную полосу, нарушает требования водного, земельного и санитарно-эпидемиологического законодательства.

В настоящем судебном заседании, представитель истца – старший помощник Межрайонной природоохранной прокуратуры <адрес> ФИО5, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

Представители – Управления Роспотребнадзора по <адрес>, Московско-Окское бассейнового водного управления в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, сведения уважительной причины неявки не представили, не просили об отложении слушания по делу.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом, направила в суд своего представителя по ордеру адвоката ФИО3, который возражал против удовлетворения заявленных требований. Представил письменное мнение по иску, согласно которого указал, что ФИО1 является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Истцом избран не предусмотренный законом способ защиты прав. Ссылается, что ФИО1 является физическим лицом и действующим законодательством обязанность и функция физических лиц по внесению сведений в ЕГРН не предусмотрена в связи с чем, не может быть возложена на таких лиц, в том числе судебным решением. Указал, что предъявления иска с требованиями внести в ЕГРН сведения об ограничении использования земельного участка именно к собственнику участка ФИО1 не основаны на нормах действующего законодательства. При этом согласно имеющимся в деле документам, в которых содержится информация об основных характеристиках земельного участка, принадлежащего ответчику данный участок отнесён к категории «земли населённых пунктов» и имеет вид разрешённого использования «для индивидуального жилищного строительства». В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утверждённых Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от Дата обезличена № П/0412, вид разрешённого использования «для индивидуального жилищного. строительства» (код 2.1) предполагает осуществление на нём деятельности как: размещение жилого дома; выращивание сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек. Вместе с тем, заявленные требования о внесении в ЕГРН ограничения использования земельного участка ответчика (предусмотренные ч.ч. 15, 17 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, а также предусмотренные п. 4.4 СП 2.Дата обезличена-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес>» представляют собой виды деятельности, которые в силу закона в рамках предусмотренной категории и вида разрешённого использования не могут осуществляться не данном земельном участке. Доказательств осуществления таких видов деятельности на участке ответчика, а также намерений ответчика их осуществлять в будущем истцом не представлено. Кроме того, указал, что заявленные истцом требования о включении в ЕГРН сведений об ограничении использования земельного участка, предусмотренных п. 4.4.4 СП 2.Дата обезличена-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес>», а именно: «не допускается размещение земельных участков под дачное, садово-огородное, индивидуальное жилищное строительство.. . на расстоянии менее 100 м от уреза воды источника питьевого водоснабжения...», не подлежат удовлетворению поскольку земельный участок ответчика с видом разрешённого использования «для индивидуального жилищного строительства» уже размещён на данной территории 2-го пояса ЗСО источников питьевого водоснабжения. Таким образом, указанное ограничение, будучи внесённым в сведения ЕГРН, объективно не сможет быть соблюдено, в связи, с чем судебное решение в указанной части в случае удовлетворения иска будет заведомо неисполнимым.

Представитель ответчика в обосновании возражений так же ссылался, что соответствии с выпиской из ЕГРН на земельном участке с кадастровым номером , принадлежащем ответчику, расположен жилой дом с указанием адреса: Российская Федерация, <адрес>, Одинцовский городской округ, <адрес>, микрорайон «Река-река», <адрес>. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные». Жилому дому как объекту недвижимого имущества присвоен кадастровый номер , дата присвоения: Дата обезличена. Каких-либо ограничений права собственности не установлено. При этом, исходя из имеющегося в материалах дела ситуационного плана, составленного МКУ «Корпорация развития Одинцовского городского округа», земельный участок ответчика расположен в границах 2-го пояса ЗСО источника питьевого водоснабжения лишь частично (хотя в иске неправомерно указано, что полностью - абз. 4 стр. 8): та часть участка, на которой размещён жилой дом, находится как раз за границей 2-го пояса ЗСО, соответственно требования о внесении в ЕГРН сведений о6 ограничениях, предусмотренных п. 4.4 СП 2.Дата обезличена-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес>», включая требование о недопущении размещения земельных участков под ИЖС, в отношении всего земельного участка ответчика, что не может быть признано законным и обоснованным. Считает, что ответчик является добросовестным приобретателем земельного участка, на момент приобретения которого в ЕГРН отсутствовали сведения о наличии каких-либо обременений. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водного объекта на кадастр не поставлены, сведения о них в ЕГРН не включены, специальные информационные знаки на всём протяжении этих зон отсутствуют. Актуальные сведения об объекте недвижимости отражаются исключительно в ЕГРН. Выписка из указанного реестра позволяет еще до совершения сделки проверить представленные продавцом, данные об объекте, владельце, отсутствии или наличии обременений. При этом как ссылается представитель истца, ни из выписки из ЕГРН, ни из публичных кадастровых карт не следует, что земельный участок с кадастровым номером находится на территории, предполагающий особый режим использования и наличие соответствующих ограничений. Сведения о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах водного объекта (<адрес>) на данной территории не были поставлены на кадастровый учёт и включены в ЕГРН, на публичной кадастровой карте не отражены.

Представитель третьего лица – ООО «Зеленый берег» в лице представителя по доверенности ФИО4 в судебное заседание явился, представит письменное возражение по иску, согласно которых указал, что процессуальным истцом избран ненадлежащий способ защиты, полагая, что соответствующие сведения об обременениях прав и соблюдении при использовании объектов должны вноситься в административном порядке органом, осуществляющим государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, границы зон с особыми условиями использования территории должны подготавливаться уполномоченными на то органами и собственники недвижимого имущества не могут быть понуждены к внесению таких сведений. Также указал, что обязанность соблюдать законодательство является конституционной обязанностью каждого гражданина и юридического лица, и не нуждается в судебном подтверждении. Соответственно соблюдение ограничений по использованию земельного участка уже является конституционной обязанностью ответчика, которая не может быть введена либо отменена судебным решением.

Третьи лица – Управление Росреестра по <адрес>, АО «Мосводоканал», администрация Одинцовского городского округа о слушании дела извещены надлежащим образом, сведения уважительной причины неявки, как и мнение по иску не представили.

С учетом мнения явившихся участников процесса, на основании положений ст. 167 ГПК РФ, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав письменные материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 36 Конституции Российской Федерации, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от Дата обезличена № 7-ФЗ                «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе ряда принципов, в том числе: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Одним из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности является принцип приоритета публичных интересов, что подтверждается постановлениями Конституционного суда Российской Федерации от Дата обезличена -П, от Дата обезличена -П и от Дата обезличена -П.

Статьей 3 Водного кодекса Российской Федерации в качестве основных принципов водного законодательства предусмотрен приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования.

Река Москва находится в федеральной собственности, поскольку в соответствии со ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) все водные объекты, за исключением прудов и обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся в собственности Российской Федерации.

Границы зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения      <адрес> и режим этих зон определены решением Исполнительных комитетов <адрес> и Московского городского Совета народных депутатов от Дата обезличена «Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения <адрес> в границах ЛПЗП».

Зоны санитарной охраны реки Москва и их режим также установлены СП 2.Дата обезличена-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес>» (далее - СП 2.Дата обезличена-10), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от Дата обезличена .

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) установлена обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать их с учетом экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от Дата обезличена № 52-ФЗ                      «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ), санитарно-эпидемиологическое благополучие обеспечивается, в том числе, посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В силу ч. 2 ст. 12 Закона № 52-ФЗ при разработке градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельного участка под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.

В соответствии с ч. 2 ст. 43 ВК РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В силу п. 2.3.4 СП 2.Дата обезличена-10, второй пояс зоны санитарной охраны гидроузлов включает в себя акваторию источника водоснабжения и территорию первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, которая простирается по берегам водохранилищ, основных водотоков, а также по берегам притоков первого порядка, входящих в гидротехническую систему.

Назначение второго пояса ЗСО гидроузлов - защита источника водоснабжения от биологического и химического загрязнения, поступающего с поверхностным и подземным стоком и с судов, находящихся в акватории пояса, а также обеспечение процессов самоочищения воды от имеющегося биологического загрязнения.

Согласно п. 3.4.3 СП 2.Дата обезличена-10, боковые границы второго пояса ЗСО водозабора или гидроузла должны проходить на расстоянии не менее 500 м               от уреза воды при нормальном подпорном уровне для водохранилищ.

Согласно п. 4.4 СП 2.Дата обезличена-10 при использовании земельных участков, расположенных в границах второго пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес> устанавливаются следующие ограничения:

1) не допускается размещение земельных участков под дачное, садово-огородное, индивидуальное жилищное строительство, очистные сооружения канализации, автозаправочных станций (АЗС) легковых автомобилей                        на расстоянии менее 100 метров от уреза воды источника питьевого водоснабжения при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка.           При строительстве и реконструкции объектов отдыха и спорта необходимо соблюдать требование, чтобы все строения располагались на расстоянии не менее 100 метров от уреза воды. В зонах рекреации в полосе 100 м от уреза воды не допускается капитальная застройка; допускается установка малых архитектурных форм.

2) На территории 2 пояса ЗСО станций водоподготовки и гидроузлов                 не допускается размещение объектов, обуславливающих опасность химического и микробного загрязнения почвы, грунтовых вод и воды источника водоснабжения:

- кладбищ, скотомогильников (на существующих кладбищах не допускается расширение территории; разрешается захоронение в родственные могилы в соответствии с санитарными правилами и нормами по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения);

- складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов, минеральных удобрений;

- накопителей промстоков, шламохранилищ, полигонов и накопителей твердых промышленных отходов (ТПО) и полигонов твердых бытовых отходов (ТБО);

- полей ассенизации, полей фильтрации, земледельческих полей орошения, полей подземной фильтрации;

- животноводческих и птицеводческих комплексов, ферм, силосных траншей и навозохранилищ;

- применение пестицидов, органических и минеральных удобрений;

- изменение технологии действующих предприятий, связанное                             с увеличением техногенной нагрузки на источник водоснабжения;

- на территории шириной не менее 500 м от уреза воды не допускаются сплошные рубки леса, выполняющего функции защиты природных и иных объектов, за исключением: рубок, проводимых в целях ухода за лесными насаждениями; рубок в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций; рубок для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых в целях организации питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; рубок для использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; рубок для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

3) Не допускается расположение стойбищ, выпас скота в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 м, а также распашка земли в пределах прибрежной полосы 100 метров.

Комитет по архитектуре и градостроительству <адрес> является уполномоченным органом по подготовке заключений о нахождении территории в границах зон с особыми условиями на основании Положения о Комитете, утвержденном постановлением <адрес> от Дата обезличена , согласно которому в полномочия Комитета входит проверка подготовленной документации по планировке территории на соответствие документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки, нормативам градостроительного проектирования, требованиям технических регламентов, границам зон с особыми условиями использования территорий, документации по планировке территории, утвержденной <адрес> (п. 13).

В силу п. 4.3 Решения Исполкома Моссовета и Мособлисполкома                   от Дата обезличена «Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения <адрес> в границах ЛПЗП» Комитет располагает топографическими планшетами на территорию лесопаркового защитного пояса с новыми красными линиями, изданными в установленном порядке, начиная с 1980 года.

Использование земельных участков без ограничений, обусловленных их вхождением в границы второго пояса зоны санитарной охраны гидроузлов, не только противоречит требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, но и нарушает закрепленное и гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» право каждого на благоприятную окружающую среду и тем самым затрагивает экологические права неопределенного круга лиц.

Кроме того, земельные участки отнесены к категории земель – «земли поселений (земли населенных пунктов)», с видом разрешенного использования – «под индивидуальное жилищное строительство», что предполагает возможность застройки территории.

В соответствии с положениями ст. 46 Федерального закона от 24.07.2007            № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» сведения об установленных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, содержащиеся в документах, хранящихся в государственном фонде данных, полученных в результате землеустройства, включаются в государственный кадастр недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014               «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» земельные участки с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, предназначены для размещения жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); размещения индивидуальных гаражей и хозяйственных построек.

Согласно ч. 2 ст. 65 ВК РФ в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

В силу ч. 4 ст. 65 ВК РФ ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: до десяти километров - в размере пятидесяти метров; от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров; от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

Водоохранная зона реки Москва составляет 200 метров, прибрежная защитная полоса – 50 метров, протяженность реки составляет 473 км.

В соответствии с ч. 15 ст. 65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещаются: использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств; размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов; сброс сточных, в том числе дренажных, вод; разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта.

В силу ч. 17 ст. 65 ВК РФ в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются: распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов, выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

По настоящему делу установлено, что земельный участок с кадастровым номером 50:20:0050415:1420 расположен относительно ориентира, за пределами участка, ориентира жилой дом и находится примерно 1 1800 м от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: <адрес> х-во Поречье, <адрес>, имеет вид разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство» собственником которого является ответчик ФИО1

Указанный земельный участок расположен в районе <адрес>, и в границах территории поселка «Река-река» в соответствии с утвержденным в 2013 году постановлением Главы городского округа Звенигород от Дата обезличена проектом планировки территории.

Согласно информации Комитета по архитектуре и градостроительству <адрес>, земельный участок расположен во втором поясе зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения <адрес>.

Также проверкой установлено и не опровергнуто в ходе настоящего судебного разбирательства, что земельные участки расположены в границах 100 - метровой полосы второго пояса зоны санитарной охраны, однако в правоустанавливающих и правоудостоверяющих документах на участки сведений об особых условиях (ограничениях) их использования в соответствии с требованиями п. 4.4 СП 2.Дата обезличена-10, Водного кодекса РФ (ст. 65) не содержится.

Учитывая, что вид разрешенного использования земельных участков в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, позволяет осуществлять строительство, использование земельных участков без ограничений, обусловленных их вхождением во второй пояс зоны санитарной охраны, водоохранную зону, прибрежную защитную полосу, нарушает требования водного, земельного и санитарно-эпидемиологического законодательства.

Согласно ч. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Согласно ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются, в том числе решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок. Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Как указано выше, в правоустанавливающих и правоудостоверяющих документах сведений об особых условиях (ограничениях) использования объектов с соблюдением требований СП 2.Дата обезличена-10, ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации не содержится.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от Дата обезличена № 218-ФЗ           «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту – Федеральный закон № 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Во-первых, Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с поименованным федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим федеральным законом сведений (часть 2 статьи 1 Закона № 218-ФЗ).

Во-вторых, способ защиты права, непосредственно связанный с восстановлением положения, существовавшего до нарушения права заинтересованного лица, и пресечением неправомерных действий, одновременно должен обеспечивать достоверность, непротиворечивость публичных сведений о существовании, принадлежности и правовом режиме объектов недвижимости, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

В силу п. 5 ч. 5 ст. 8 Федерального закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, в том числе сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны или территории.

Согласно п. 6 ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 218-ФЗ в реестр прав                на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках с ним, в том числе основания возникновения, изменения, прекращения ограничений права или обременений объекта недвижимости.

Со дня вступления в силу Федерального закона № 218-ФЗ от Дата обезличена «О государственной регистрации недвижимости» сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости (ст. 72).

Согласно п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе являются вступившие в законную силу судебные акты.

В указанной связи суд не находит оснований к отказу в иске в части внесения на основании решения суда сведений об ограничении (обременении) прав на земельный участок ответчика, учитывая квалификацию установленных судом обстоятельств и правовое регулирование спорных правоотношений.

Принимая во внимание положения статей 36, 46 Конституции Российской Федерации, статей 6, 8, 43, 65 Водного кодекса Российской Федерации, статей 3, 11, 51 Федерального закона от Дата обезличена № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статей 2, 12, 22 Федерального закона от Дата обезличена «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьи 1, 7, 8, 9, 14, 72 Федерального закона от Дата обезличена № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», пункта 4.4. Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.Дата обезличена-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес>», суд приходит к выводу о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений об ограничении (обременении) прав при использовании земельного участка с кадастровым номером 50:20:0050415:1420 и обязании ФИО1 использовать земельный участок в соответствии с указанными ограничениями, поскольку использование указанного земельного участка без ограничений, связанных с их вхождением в границы второго пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес> не только противоречит требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, но и нарушает конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду.

Исходя из вышеприведенных норм законодательства, сведения                              о нахождении земельных участков в водоохранной зоне, прибрежной защитной полосе, а также во втором поясе зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения подлежат включению в Единый государственный реестр недвижимости на основании вступившего в законную силу решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Межрайонной природоохранной прокуратуры <адрес>, поданное в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Российской Федерации в лице управления Роспотребнадзора по <адрес>, Московско-Окского бассейнового водного управления, неопределенного круга лиц к ФИО1 о внесении в единый государственный реестр недвижимости сведений об ограничении (обременении) прав при использовании земельного участка – удовлетворить.

Внести в единый государственный реестр недвижимости сведения об ограничении (обременении) прав при использовании земельного участка с кадастровым номером 50:20:0050415:1420 в соответствии с п. 4.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.Дата обезличена-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес>», а именно:

1) не допускается размещение земельных участков под дачное, садово-огородное, индивидуальное жилищное строительство, очистные сооружения канализации, автозаправочных станций (АЗС) легковых автомобилей                        на расстоянии менее 100 метров от уреза воды источника питьевого водоснабжения при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка.           При строительстве и реконструкции объектов отдыха и спорта необходимо соблюдать требование, чтобы все строения располагались на расстоянии не менее 100 метров от уреза воды. В зонах рекреации в полосе 100 м от уреза воды не допускается капитальная застройка; допускается установка малых архитектурных форм.

2) На территории 2 пояса ЗСО станций водоподготовки и гидроузлов                 не допускается размещение объектов, обуславливающих опасность химического и микробного загрязнения почвы, грунтовых вод и воды источника водоснабжения:

- кладбищ, скотомогильников (на существующих кладбищах не допускается расширение территории; разрешается захоронение в родственные могилы в соответствии с санитарными правилами и нормами по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения);

- складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов, минеральных удобрений;

- накопителей промстоков, шламохранилищ, полигонов и накопителей твердых промышленных отходов (ТПО) и полигонов твердых бытовых отходов (ТБО);

- полей ассенизации, полей фильтрации, земледельческих полей орошения, полей подземной фильтрации;

- животноводческих и птицеводческих комплексов, ферм, силосных траншей и навозохранилищ;

- применение пестицидов, органических и минеральных удобрений;

- изменение технологии действующих предприятий, связанное                             с увеличением техногенной нагрузки на источник водоснабжения;

- на территории шириной не менее 500 м от уреза воды не допускаются сплошные рубки леса, выполняющего функции защиты природных и иных объектов, за исключением: рубок, проводимых в целях ухода за лесными насаждениями; рубок в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций; рубок для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых в целях организации питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; рубок для использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; рубок для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

3) Не допускается расположение стойбищ, выпас скота в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 м, а также распашка земли в пределах прибрежной полосы 100 метров.

Внести в единый государственный реестр недвижимости сведения об ограничении (обременении) прав при использовании земельного участка с кадастровым номером 50:20:0050415:1420 в соответствии с ч. 15, 17 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, а именно:

1) В границах водоохранных зон запрещаются:

- использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;

- размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

- осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;

- движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

- строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

- размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;

- сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

- разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от Дата обезличена -I «О недрах»);

- распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов, выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Решение суда является основанием для внесения соответствующих ограничений в сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Обязать ФИО1 использовать земельный участок с кадастровым номером 50:20:0050415:1420 в соответствии с ограничениями, установленными п. 4.4 СП 2.Дата обезличена-10, ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Звенигородский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья                                                                  А.А. Солодова

Мотивированное решение суда изготовлено и подписано Дата обезличена

2-376/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная природоохранная прокуратура Московской области
Ответчики
Лаптева Оксана Анатольевна
Другие
Управление Росреестра по Московской области
АО "Мосводоканал"
ООО "Зеленый берег"
Суд
Звенигородский городской суд Московской области
Судья
Солодова Анастасия Александровна
Дело на странице суда
zvenigorod.mo.sudrf.ru
16.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.04.2021Передача материалов судье
20.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.05.2021Подготовка дела (собеседование)
27.05.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.06.2021Предварительное судебное заседание
17.06.2021Судебное заседание
17.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее