дело № 2а-4501/2021
56RS0042-01-2021-007982-58
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Оренбург 13 декабря 2021 года
Центральный районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего, судьи Чувашаевой Р.Т.,
при секретаре Портновой А.В.,
с участием представителя административного ответчика МИФНС России № 13 по Оренбургской области Шалякина И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Михайлова В.О. к МИФНС России № 13 по Оренбургской области о признании незаконным решения № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
УСТАНОВИЛ:
Михайлов В.О. обратился в суд с административным исковым заявлением к МИФНС России № 13 по Оренбургской области, указав, что решением налоговой инспекции № от ДД.ММ.ГГГГ он был привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, хотя он как добросовестный налогоплательщик выполнил условия налогового кодекса и представил налоговую декларацию по форме № 3-НДФЛ, что свидетельствует об отсутствии в его действиях вины. В связи с этим просит признать незаконным решение № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Административный истец Михайлов В.О. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, в представленном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствии.
Представитель административного ответчика МИФНС России № 13 по Оренбургской области Шалякин И.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил в удовлетворении административного искового заявления Михайлова В.О. отказать. Указал, что срок представления налоговой декларации 3-НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ – не позднее ДД.ММ.ГГГГ, при этом фактически налоговая декларация была представлена Михайловым В.О. ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем Михайлов В.О. был привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Суд, выслушав представителя административного ответчика, изучив доводы административного искового заявления, материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными при наличии одновременно двух условий: их несоответствия нормативным правовым актам; нарушение данными решениями, действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.
В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 80 Налогового кодекса РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В силу статьи 207 Налогового кодекса РФ плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Михайлов В.О. состоит на учете в МИФНС России № 13 по Оренбургской области.
Пунктом 3 приказа ФНС России по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ № № определено реорганизовать ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга путем присоединения к ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга и переименованием последней в Межрайонную ИФНС России № 13 по Оренбургской области.
В связи с представлением в ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга ДД.ММ.ГГГГ налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за ДД.ММ.ГГГГ, в отношении Михайлова О.В. была проведена налоговая проверка.
В ходе налоговой проверки было установлено, что в нарушение пункта 3 статьи 228 и пункта 1 статьи 229 НК РФ Михайловым В.О. не представлена в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ декларация по налогу на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга.
По результатам налоговой проверки в отношении Михайлова В.О. было вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № от ДД.ММ.ГГГГ и ему назначен штраф в размере 1000 рублей.
В административном исковом заявлении Михайлов В.О. просит признать незаконным и отменить решение № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием в его действиях вины в совершении налогового правонарушения, поскольку им была представлена налоговая декларация.
С указанными доводами административного истца суд не соглашается по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 229 Налогового кодекса РФ налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 7 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством или актом Президента Российской Федерации выходным, нерабочим праздничным и (или) нерабочим днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В силу пункта 1 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.
Сам факт представления налоговой декларации не может служить основанием для отмены решения налогового органа, поскольку основанием для привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ является нарушение установленного НК РФ срока ее представления.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось Михайловым В.О. в административном иске, налоговая декларация по форме 3-НДФЛ была им представлена ДД.ММ.ГГГГ, когда срок ее представления за ДД.ММ.ГГГГ с учетом положений пункта 7 статьи 6.1 НК РФ – не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, поскольку Михайловым В.О. был нарушен установленный Налоговым кодексом РФ срок представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ, налоговым органом законно было вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из смысла п. 1, п. 2 ст. 226 КАС РФ следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения административного искового заявления Михайлова В.О. к МИФНС России № 13 по Оренбургской области о признании незаконным решения № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Михайлова В.О. к МИФНС России № 13 по Оренбургской области о признании незаконным решения № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения – отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 20 декабря 2021 года.
Судья Р.Т. Чувашаева