Решение по делу № 66а-2769/2021 от 25.05.2021

Дело №66а-2769/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва                                                                      17 июня 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего                    Синьковской Л. Г.,

судей                                    Васильевой Т. Г.,

                                     Кольцюка В. М.,

при секретаре                            Борковской А. Б.,

с участием прокурора                        Слободина С. А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №3а-25/2021 по апелляционной жалобе Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области на решение Липецкого областного суда от 30 марта 2021 года, которым удовлетворено административное исковое заявление А.В. о признании недействующими отдельных положений Приказов Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 13 декабря 2018 года №134, от 25 ноября 2019 года №135 от 18 ноября 2020 года №190 об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Заслушав доклад судьи Кольцюка В. М., объяснения представителя административного истца ФИО2 В. С., заключение прокурора ФИО13 С. А., судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

Приказами Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 13 декабря 2018 года №134 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год», от 25 ноября 2019 года №135 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год», от 18 ноября 2020 года №190 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год», нежилое здание общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень) под пунктом <данные изъяты> на 2019 год, под пунктом <данные изъяты> на 2020 год, под пунктом <данные изъяты> на 2021 год.

ФИО3 А. В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими со дня их принятия приказов Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 13 декабря 2018 года №134, от 25 ноября 2019 года №135, от 18 ноября 2020 года №190 в части включения нежилого здания с кадастровым номером в Перечни на 2019 - 2021 годы ссылаясь на то, что указанное здание принадлежит ему на праве собственности и не обладает установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признаками объекта налогообложения в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости здание с кадастровым номером имеет назначение - нежилое, наименование – автомойка. Незаконное включение в Перечень принадлежащего административному истцу здания автомойки порождает для него незаконную обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.

Решением Липецкого областного суда от 30 марта 2021 года административное исковое заявление ФИО3 А. В. удовлетворено. Признаны недействующими со дня принятия:

- пункт <данные изъяты> Приложения к приказу Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области №134 от 13 декабря 2018 года «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год»;

- пункт <данные изъяты> Приложения к приказу Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области №135 от 25 ноября 2019 года «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год»;

- пункт <данные изъяты> Приложения к приказу Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области №190 от 18 ноября 2020 года «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год».

В апелляционной жалобе представитель Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области по доверенности ФИО1 С. А. просит отменить решение суда как принятое с нарушением норм материального права, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении административных исковых требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что судом первой инстанции сделан неверный вывод о том, что принадлежащее административному истцу нежилое здание с кадастровым номером не подпадает под критерии, установленные действующим законодательством для его отнесения к видам недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость. В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года №2496-р в целях применения Налогового кодекса Российской Федерации определены коды видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам (ОКВЭД). Согласно ОКВЭД коды видов деятельности 45.20, 45.20.1, 45.20.2, 45.20.3 относятся к бытовым услугам, что подтверждает правомерность включения Управлением имущественных и земельных отношений Липецкой области спорного здания в Перечень.

Закон предполагает оказание бытовых услуг как физическим, так и юридическим лицам в связи с чем, указание суда на то, что при включении автомойки в Перечень Управлению необходимо было определить вид фактического использования здания, противоречит нормам статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Расположение спорного нежилого здания на земельном участке с видом разрешенного использования: под проектирование и строительство автомойки с замкнутым циклом и переносом инженерных сетей является основанием для его включения в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и в надлежащей форме.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ФИО2 В. С. просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, ходатайств об отложении слушания дела не представили.

Учитывая положения статей 96, 150, 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на сайте Первого апелляционного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, явка которой судом обязательной не признавалась.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца и заключение прокурора ФИО18 С. А. полагавшего, что оснований для отмены обжалуемого решения суда не имеется, судебная коллегия приходит к следующему.

Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Решением Липецкого городского Совета депутатов от 31 октября 2017 №515 утверждено «Положение о налоге на имущество физических лиц на территории города Липецка».

Согласно статье 2 Положения, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 403 Налогового кодекса Российской Федерации.

Статья 3 Положения определяет налоговые ставки в размере 2,0% на объекты налогообложения, включенные в Перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:

1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;

2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;

3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с пунктом 2.49 Положения об Управлении имущественных и земельных отношений Липецкой области, утвержденного Распоряжением Главы администрации Липецкой области от 7 октября 2010 года №402-р, Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области определяет перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Приказ Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 13 декабря 2018 года №134 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год» вступил в силу с 1 января 2019 года, 18 декабря 2018 года опубликован на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, 19 декабря 2018 года в официальном печатном издании «Липецкая газета» №243, а также на официальном сайте http://uizo.lipetsk.ru/.

Приказ Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 25 ноября 2019 года №135 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год», вступил в силу с 1 января 2020 года, 27 ноября 2019 года опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 4 декабря 2019 года в Липецкой газете №233, а также на официальном сайте http://uizo.lipetsk.ru/.

Приказ Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 18 ноября 2020 года №190 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год» вступил в силу с 1 января 2021 года, 20 ноября 2020 года опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 24 ноября 2020 года в Липецкой газете №140, а также на официальном сайте http://uizo.lipetsk.ru/.

Проанализировав положения действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия, опубликования и введения его в действие.

В указанной части решение суда по доводам апелляционной жалобы не оспаривается.

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 названного Кодекса).

Согласно статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.

Судом первой инстанции установлено, что ФИО3 А. В. на праве собственности принадлежит объект недвижимости – нежилое здание площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17 августа 2015 года и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее выписка из ЕГРН) от 11 февраля 2021 года . В данной выписке также указаны характеристики объекта недвижимости: назначение - нежилое здание, наименование – автомойка, количество этажей 1, год завершения строительства 2006 год, площадь <данные изъяты> кв.м, кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект недвижимости: .

Административный истец, как собственник объекта недвижимости, обязан платить налог на имущество физических лиц, являющийся местным налогом, устанавливаемый в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Законом Липецкой области от 7 августа 2017 года №87-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Липецкой области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» (принят Липецким областным Советом Депутатов 27 июля 2017 года) установлена единая дата начала применения на территории Липецкой области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – 1 января 2018 года.

В соответствии с частью 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно статье 1.1 Закона Липецкой области от 27 ноября 2003 №80-ОЗ «О налоге на имущество организаций в Липецкой области» (в ред. Закона Липецкой области от 29 октября 2018 №211-ОЗ) налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе указаны административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункты 1 и 2).

Как установлено пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, включению в Перечень в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат объекты недвижимости при условии их соответствия любому из приведенных в пункте 4 указанной статьи критериев: вид разрешенного использования земельного участка; предназначение объекта недвижимости; фактическое использование здания (строения, сооружения).

В Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.

В выписке из ЕГРН от 11 февраля 2021 года на земельный участок указано: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. Площадь <данные изъяты> кв.м. В пределах земельного участка расположен объект недвижимости . Категория земель: земли населенных пунктов; виды разрешенного использования: под проектирование и строительство автомойки с замкнутым циклом и переносом инженерных сетей; собственник с 23 марта 2016 года ФИО3 А. В.

В соответствии с действовавшей по состоянию на декабрь 2019 года классификацией, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» в редакции, действующей на дату утверждения Перечня на 2019 – 2021 годы в целях статьи 378.2 НК РФ вид разрешенного использования земельного участка, предусматривающего размещение объектов бытового обслуживания имеет код «бытовое обслуживание (код 3.3)», который включает в себя размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро).

Автомобильные мойки (код 4.9.1.3), описание «размещение автомобильных моек, а также размещение магазинов сопутствующей торговли» относятся к объектам дорожного сервиса (4.9.1), описание «размещение зданий и сооружений дорожного сервиса». Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 4.9.1.1 - 4.9.1.4).

Проанализировав утвержденные Решением Липецкого городского Совета депутатов от 30 мая 2017 года №399 Правила землепользования и застройки города Липецка, а также коды классификатора видов разрешенного использования земельных участков суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что автомобильные мойки не относятся к видам разрешенного использования объекты бытового обслуживания граждан и по этому основанию спорное здание не могло быть включено в Перечни на 2019 – 2021 годы.

Судом также установлено, что вид фактического использования здания с кадастровым номером не устанавливался. Как следует из пояснений представителя административного ответчика, в рамках инвентаризации ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» в 2018 году установило лишь фактическое существование объекта недвижимости на момент утверждения Перечня.

Исходя из позиции административного ответчика, определение вида фактического использования здания не является обязательным условием для включения в Перечень, если имеется хотя бы одно из иных условий, предусмотренных подпунктом 1 или абзацем 2 подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и таковым условием является утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года №2496-р Общероссийским классификатором видов экономической деятельности код вида деятельности 45.20.3, относящийся к бытовым услугам и включающий в себя мойки автотранспортных средств.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что довод административного ответчика о включении спорного объекта в Перечни на основании кода ОКВЭД 45.20.03 является ошибочным, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права и без учета фактических обстоятельств по делу.

Согласно положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, находящейся в главе 30 названного кодекса, регулирующей отношения исключительно в сфере налога на имущество, объектом налогообложения является названное в этой статье имущество, а не доход от деятельности собственников этого имущества.

Между тем, как следует из содержания поименованного Распоряжения Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года №2496-р в системном единстве с нормами глав 26.2, 26.3, 26.5 Pаздела VIII.1. Налогового кодекса Российской Федерации, оно применяется к отношениям, возникающим в связи с уплатой налога на доходы от деятельности в том числе в сфере бытовых услуг в случае избрания упрощенной системы налогообложения, если речь идет о едином налоге на вмененный доход, а также при патентной системе налогообложения.

В статье 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения в виде единого налога на вмененный доход определено, что бытовые услуги - платные услуги, которые оказываются физическим лицам и коды которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации (абзац 7).

С учетом изложенного ссылка административного ответчика на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности и Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года №2496-р несостоятельна, поскольку названные акты не могут быть применены к отношениям в области налогов на недвижимое имущество.

Объектом бытового обслуживания для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации является объект недвижимости, который используется для выполнения работ и (или) оказание услуг, предназначенных исключительно для удовлетворения личных потребностей гражданина.

Однако, административным ответчиком по данному делу таких доказательств предоставлено не было. Ссылка административного ответчика на Положение о техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств, принадлежащих гражданам (легковые и грузовые автомобили, автобусы, мини-трактора), утвержденное Приказом Минпрома Российской Федерации от 1 ноября 1992 года №43, а также ГОСТ 57137-2016 Бытовое обслуживание населения. Термины и определения не свидетельствует об обратном.

Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в материалах дела отсутствуют относимые и допустимые доказательства, с достоверностью подтверждающие соответствие принадлежащего административному истцу здания условиям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона Липецкой области от 27 ноября 2003 №80-ОЗ «О налоге на имущество организаций в Липецкой области» (в ред. Закона Липецкой области от 29 октября 2018 №211-ОЗ) для признания спорного здания объектом, налоговая база которого исчисляется исходя из его кадастровой стоимости,

В связи с изложенным, обжалуемое решение Липецкого областного суда является законным и обоснованным. Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права, поэтому не могут служить поводом для отмены решения суда.

Руководствуясь статьями 215, 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции,

определила:

решение Липецкого областного суда от 30 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи

66а-2769/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокуратура Липецкой области
Оксенчук Андрей Васильевич
Ответчики
Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области
Другие
Администрация Липецкой области
администрация города Липецка
Миронов Владимир Сергеевич
Суд
Первый апелляционный суд общей юрисдикции
Судья
Кольцюк Владимир Михайлович
Дело на странице суда
1ap.sudrf.ru
25.05.2021Передача дела судье
17.06.2021Судебное заседание
22.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.07.2021Передано в экспедицию
17.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее