Дело № 2а-522/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Советская Гавань 07 мая 2021 года
Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Шорохова С.В.,
при секретаре Вахрушевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Администрации городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» Советско- Гаванского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП по Советско-Гаванскому району УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области КТВ,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского поселения «Рабочий поселок Заветы Ильича» обратилась в суд с административным иском об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя ОСП по Советско-Гаванскому району УФССП России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области указав в обоснование заявленных требований, что Решением Советско-Гаванского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № на ЛНВ, ЛКВ возложена обязанность привести в надлежащее состояние, отвечающее санитарно-техническим нормам, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> в соответствии с исполнительным листом серия ФС № от ДД.ММ.ГГГГ и серия ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: очистить жилое помещение от мусора, произвести дезинфекцию жилого помещения, произвести побелку стен и потолка, восстановить поврежденное покрытие пола, восстановить внутриквартирную электропроводку, электрические розетки, электрические выключатели, установить смывной бачок унитаза, восстановить холодное водоснабжение и водоотведение в кухне, восстановить слив ванны в санузле - в двух месячный срок со дня вступления решения в законную силу. До настоящего времени решение суда не исполнено. Просит признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя КТВ выразившееся в неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе ИЛ серия ФС № от ДД.ММ.ГГГГ и ИЛ серия ФС № от ДД.ММ.ГГГГ и возложить на судебного пристава-исполнителя КТВ обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов взыскателя.
В возражениях на заявление судебный пристав-исполнитель КТВ указала, что с заявлением не согласна, поскольку на основании предъявленного исполнительного листов было возбуждено исполнительное производство № от ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного документа фс № выданного органом Советско-Гаванский городской суд предмет исполнения обязать ЛНВ, ЛКВ привести в надлежащее состояние, отвечающее санитарно- техническим нормам жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> а именно: очистить жилое помещение от мусора, произвести дезинфекцию жилого помещения, произвести побелку стен и потолок, восстановить поврежденное покрытие пола, восстановить внутриквартирную электропроводку, электрические розетки, выключатели, установить смывной бачок унитаза, восстановить холодное водоснабжение и водоотведение в кухне, восстановить слив ванны в санузле в двух месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
В отношении ЛКВ было возбуждено исполнительное производство № от ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного документа фс № выданного органом Советско-Гаванский городской суд предмет исполнения обязать ЛНВ, ЛКВ привести к надлежащее состояние, отвечающее санитарно-техническим нормам жилое помещение расположенное по адресу <адрес>, а именно: очистить жилое помещение от мусора, произвести дезинфекцию жилого помещения, произвести побелку стен и потолок, восстановить поврежденное покрытие пола, восстановить внутриквартирную электропроводку, электрические розетки, выключатели, установить смывной бачок унитаза, восстановить холодное водоснабжение и водоотведение в кухне, восстановить слив ванны в санузле в двух месячный срок со дня еступления решения в законную силу.
В ходе исполнения исполнительских действий установлено, что невозможно установить местонахождение одного из должников, а именно ЛКВ Так же установлено, что ЛНВ ведет ассоциальный образ жизни, злоупотребляет спиртными напитками, при выходе в адрес не удалось застать ее дома, о чем составлен соответствующий акт. Вместе с тем, проверка имущественного положения должника, по адресу места проживания судебным приставом-исполнителем не проводилась в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 20.07.2020 № 215-ФЗ «Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой короновирусной инфекции». В связи с введенным карантином короновирусной инфекции, в отношении должника меры принудительного исполнения (административные протоколы) не проводились. Отсутствие у взыскателя информации о проводимых судебным приставом-исполнителем действиях в рамках возбужденного исполнительного производства само по себе не может являться основанием для признания бездействия судебного пристава- исполнителя. Кроме того, стороны исполнительного производства могут оформить подписку на рассылку информации о ходе исполнительною производства. Для этого необходимо подать соответствующее заявление в сервисе «Личный кабинет стороны исполнительного производства», размещенном на официальном интернет-сайте Управления. В случае оформления такой подписки гражданин (как должник, так и взыскатель) получает доступ на получение в электронной форме копий процессуальных документов, выносимых судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства.
В судебное заседание стороны административного судопроизводства, не явились, о времени и месте его проведения извещались судом надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщили и не представили доказательств уважительности причин неявки, об отложении дела слушанием суд не просили, их явка в судебное заседание обязательной судом не признавалась.
Учитывая изложенное, руководствуясь ч.6 ст.226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы поданного заявления и возражения относительно него, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что решением Советско-Гаванского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № на ЛНВ, ЛКВ возложена обязанность привести в надлежащее состояние, отвечающее санитарно-техническим нормам, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> в соответствии с исполнительным листом серия ФС № от ДД.ММ.ГГГГ и серия ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: очистить жилое помещение от мусора, произвести дезинфекцию жилого помещения, произвести побелку стен и потолка, восстановить поврежденное покрытие пола, восстановить внутриквартирную электропроводку, электрические розетки, электрические выключатели, установить смывной бачок унитаза, восстановить холодное водоснабжение и водоотведение в кухне, восстановить слив ванны в санузле - в двух месячный срок со дня вступления решения в законную силу. Судебным приставом-исполнителем ДД.ММ.ГГГГ возбуждены исполнительные производства № в отношении ЛНВ и № в отношении ЛКВ.
Ссылаясь на неприменение судебным приставом всех мер принудительного исполнения, взыскатель обратился в суд с рассматриваемым иском.
Поданное заявление суд находит подлежащими удовлетворению в связи со следующим. ..
На основании части 1 статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее также - Закон № 229-ФЗ), постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В соответствии со ст. 122 Закона № 229-ФЗ жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
Согласно ч.3 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В данном случае административным истцом оспаривается бездействие судебного пристава, которое, по утверждению истца, имело место до вынесения постановления об окончании исполнительного производства.
Как следует из материалов дела, исполнительное производство не окончено.
Статья 218 КАС РФ предоставляет организации право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если она полагает, что нарушены или оспорены её права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению её прав, свобод и реализации законных интересов или на неё незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании частей 8,9 и 11 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных п пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обс тоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно статье 1 Закона № 229-ФЗ, указанный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на иностранные государства, физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
В соответствии со ет.2 Закона № 229-ФЗ. задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно ст.4 Закона № 229-ФЗ, исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимое™ объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
В силу ч.1 ст.5 Закона № 229-ФЗ, принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
На основании ч.1 ст.36 Закона № 229-ФЗ содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2-6.1 настоящей статьи.
Частью 1 статьи 64 Закона № 229-ФЗ установлено, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, перечень исполнительных действий приведен там же.
Согласно ч.ч.1 и 2 ст.68 Закона № 229-ФЗ мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу. Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.
Перечень мер принудительного исполнения приведен в ч.3 ст.68 Закона № 229-ФЗ. С момента возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель самостоятельно определяет, в какой период и какие исполнительные действия и меры принудительного исполнения необходимо применить в каждом конкретном случае, исходя из характера требований исполнительного документа и обстоятельств дела, с учетом принципов целесообразности и достаточности.
Как разъяснено Верховым Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии. Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.). Бремя доказывания наличия уважительных причин неисполнения исполнительного документа в установленный законом срок возлагается на судебного пристава-исполнителя.
Из представленных суду материалов исполнительного производства следует, что после возбуждения ДД.ММ.ГГГГ исполнительного производства судебным приставом- исполнителем произведено только одно действие - ДД.ММ.ГГГГ проверялось имущественное положение должника по адресу места проживания. Было установлено, что должник ЛКВ по месту жительства отсутствует и его местонахождение не установлено, а должник ЛНВ ведет асоциальный образ жизни. После чего, никаких мер по понуждению должников исполнить решение суда (взыскание исполнительного сбора, розыск должника, назначение наказания в виде административных штрафов по частям 1 и 2 статьи 17.15 КоАП РФ, и др.) не принималось, не направлялось взыскателю предложение воспользоваться правом самостоятельного исполнения решения с последующим взысканием с должника соответствующих расходов.
Таким образом, суд считает, что судебным приставом-исполнителем не были приняты необходимые исполнительные действия и меры по принудительному исполнению требований исполнительного документа для своевременного, полного и правильного его исполнения.
Конкретные исполнительные действия осуществляются судебным приставом- исполнителем в зависимости от обстоятельств соответствующего исполнительного производства, то есть судебный пристав-исполнитель самостоятельно определяет, какие исполнительные действия и меры принудительного исполнения и в каком объеме необходимо применить в каждом конкретном случае, исходя из характера требований исполнительного документа и обстоятельств дела.
Поскольку требования возложить на судебного пристава-исполнителя КТВ обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов взыскателя не конкретизированы. и не позволяют соотнести с требованиями законодательства об исполнительном производстве исходя из характера требований исполнительного документа и обстоятельств дела, они не подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 177, 179, 180 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя КТВ выразившееся в отсутствии понуждения должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе ИЛ серия ФС № от ДД.ММ.ГГГГ к ИЛ серия ФС № от ДД.ММ.ГГГГ. В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме (11.05.2021) через Советско-Гаванский городской суд.
Судья С.В. Шорохов