Решение по делу № 33-5184/2019 от 23.07.2019

Председательствующий: Панихидникова Е. А. Дело № 33-5184/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Лисовского В. Ю.,

судей Фрид Е. К., Щукина А. Г.,

при секретаре Будкевич О. А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 14 августа 2019 года

дело по иску Бондаренко Т. В. к публичному акционерному обществу «Омский каучук» о признании работы во вредных условиях труда, возложении обязанности внести в карту специальной оценки условий труда изменения, осуществить оплату страховых взносов по дополнительному тарифу в Пенсионный фонд Российской Федерации

по апелляционной жалобе Бондаренко Т. В., подписанной её представителем по доверенности Жидко Д. В., на решение Советского районного суда г. Омска от 03 июня 2019 года.

Заслушав доклад судьи Щукина А. Г. судебная коллегия

установила:

Бондаренко Т. В. обратилась в суд с иском к публичному акционерному обществу «Омский каучук (далее - ПАО «Омский каучук») о признании работы во вредных условиях труда, признании незаконной в части карты специальной оценки условий труда, возложении обязанности внести в карту специальной оценки условий труда изменения, произвести уплату страховых взносов по дополнительному тарифу в Пенсионный фонд Российской Федерации. В обоснование иска указала, что 14 января 2019 года она обратилась в Государственное учреждение-Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому административному округу г. Омска (далее – ГУ-УПФ РФ по САО г. Омска) с заявлением о назначении ей пенсии по старости в связи с осуществлением трудовой деятельности на работе с тяжёлыми условиями труда. Решением ГУ-УПФ РФ по САО г. Омска от 24 января 2019 года ей было отказано в установлении пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа на соответствующих видах работ. В специальный стаж не были включены периоды работы в ПАО «Омский каучук» с 18 июля 1988 года в ОТК в должности лаборанта хим.анализа 3 разряда в лаборатории по контролю за продуктами производств бутадиена, альфаметилстирола, углеводородов и их соединений, с 21 августа 1992 года по 01 декабря 1998 года в должности лаборанта химанализа 4 разряда в лаборатории по контролю за продуктами производств бутадиена, 2-метилстирола, углеводородов и их соединений, с 03 июля 2000 года по 03 марта 2019 года в должности лаборанта 4,5 химанализа, сменного инженера-лаборанта в ОТК сырьевой лаборатории по приёму сырья для производства каучуков, латексов, альфа-метилстирола, углеводородов и их соединений, ингибиторов, метилвенилпиримидина, ацетона. Указанные периоды не были включены в связи с тем, что не подтверждён факт льготной работы в тяжёлых условиях, не подтверждена занятость на работах в соответствующих условиях не менее 80% рабочего времени, отсутствуют сведения о соответствующей (льготной) работе в системе персонифицированного учёта. Согласно Списку № 2, утверждённому постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26 января 1991 года, раздел Х – химическое производство, подраздел «А», пункт 3, позиция 2110А030 – 1754б, право на льготную пенсию имеют работники ОТК, непосредственно занятые в производствах, перечисленных в Списке № 1 (за исключением занятых выполнением графических работ) полный рабочий день. Списком № 1 перечислены производства альдегидов и их производных, фенолов и их соединений, фенол-ацетона, ацетофенона, стирола, альфаметилстирола и его полимеров и другие. Обязанность по предоставлению (внесению) сведений, в органы пенсионного обеспечения граждан, о характере работы, условиях труда и трудовой занятости, в том числе, и о работе во вредных условиях труда, лежит на страхователе (работодателе).

С учётом уточнений исковых требований просила признать работу в ПАО «Омский Каучук» с 03 июля 2000 года по 03 марта 2019 года в должности лаборанта 4,5 химанализа, сменного инженера-лаборанта в ОТК сырьевой лаборатории по приему сырья для производства каучуков, латексов, альфа-метилстирола, углеводородов и их соединений, ингибиторов, метилвенилпиримидина, ацетона работой во вредных условиях труда, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости; признать незаконным подпункт 6 строки 040 «Гарантии и компенсации» карты № 31-44 специальной оценки условий труда ПАО «Омский каучук» в части отсутствия права на досрочное назначение страховой пенсии; обязать ПАО «Омский каучук» внести в строку 040 «Гарантии и компенсации» карты № 31-44 специальной оценки условий труда соответствующие изменения; обязать ПАО «Омский каучук» произвести уплату в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов по дополнительному тарифу за период её работы во вредных условиях труда с 03 июля 2000 года по 03 марта 2019 года в должности лаборанта 4,5 химанализа, сменного инженера-лаборанта в ОТК сырьевой лаборатории по приёму сырья для производства каучуков, латексов, альфа-метилстирола, углеводородов и их соединений, ингибиторов, метилвенилпиримидина, ацетона работой во вредных условиях труда, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.

В судебном заседании Бондаренко Т. В. участия не принимала. Её представитель Лазуткин Д. В., выступающий на основании доверенности в судебном заседании заявленные требования с учётом утонений поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ПАО «Омский каучук» Петрук Е. В., выступающий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал.

Представитель третьего лица ГУ-УПФ РФ в САО г. Омска Кочетова Т. В., выступающая на основании доверенности в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.

Представитель третьего лица автономного учреждения Омской области «Центр охраны труда» в судебном заседании участия не принимал.

Решением Советского районного суда г. Омска от 03 июня 2019 года в удовлетворении иска Бондаренко Т. В. отказано.

В апелляционной жалобе Бондаренко Т. В., подписанной её представителем по доверенности Жидко Д. В., ставится вопрос об отмене решения суда со ссылкой на его необоснованность, нарушение норм материального права. Выражается несогласие с выводом суда о недоказанности обстоятельств работы истицы во вредных условиях труда в химическом производстве. Указывается, что ответчик уклоняется от предоставления документов, свидетельствующих о работе истицы во вредных условиях. Оспаривается специальная оценка условий труда, проведённая автономным учреждением Омской области «Центр охраны труда», составленная в отсутствие достоверных сведений работодателя. Отмечается, что судом не дана оценка условиям работы истицы и выполняемой ею трудовой функции, не учтена выполняемая ею работа.

В возражениях относительно доводов апелляционной жалобы представитель ПАО «Омский каучук» просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие истицы Бондаренко Т. В., представителей третьих лиц ГУ-УПФ РФ в САО г. Омска, АУ Омской области ДПО «Центр охраны труда» надлежащим образом извещённых о месте и времени судебного заседания.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истицы Жидко Д. В., выступающего на основании доверенности, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ПАО «Омский каучук» Петрука Е. В., выступающего на основании доверенности, возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда не находит предусмотренных статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.

Судом установлено и следует из материалов дела, что с 18 июля 1988 года и по настоящее время Бондаренко Т. В. работает в ПАО «Омский каучук».

В период с 18 июля 1988 года по 01 декабря 2018 года истица занимала должность лаборанта 3 разряда в лаборатории по контролю за продуктами производства бутадиена, альфа-метилстирола, углеводородов и их соединений, 21 августа 1992 года Бондаренко Т. В. присвоен 4 разряд.

Девятого июня 1999 года Бондаренко Т. В. была принята в цех водоподготовки, оборотного водоснабжения, канализации и пароснабжения производств бутадиена, фенола, ацетона, каучуков и латексов, аппаратчиком химводоочистки.

Третьего июля 2007 года Бондаренко Т. В. была переведена в ОТК лаборантом химанализа 4 разряда в сырьевую лабораторию по приёму сырья для производства каучуков, латексов, альфа-метилстирола, углеводородов и их соединений, ингибиторов, метилвинилпиримидина, фенола, ацетона.

Двенадцатого октября 2001 года истице присвоен 5 разряд лаборанта химического анализа.

Одиннадцатого мая 2006 года Бондаренко Т. В. была переведена сменным инженером-лаборантом в лабораторию по контролю за продуктами производства ингибиторов, метилвинилпиримидинаацетона, фенола отдела технического контроля.

Первого мая 2016 года истица была переведена на должность сменного инженера-лаборанта в ОТК в лабораторию по контролю за продуктами производства, альфа-метилстирола, изопропилбензола, углеводородов и их соединений, ацетона, фенола (том 1 л.д. <...>).

Решением ГУ-УПФ РФ в САО г. Омска от 24 января 2019 года Бондаренко Т. В. было отказано в назначении пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ (том 1 л.д. <...>).

Согласно решению работа истицы в ПАО «Омский каучук» не включена в специальный стаж в связи с тем, что работа в должности лаборанта не предусмотрена Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию на льготных условиях, утверждённым постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10. Факт льготной работы работодателем не подтверждён.

Согласно представленным ПАО «Омский каучук» справкам, уточняющим особый характер работы, Бондаренко Т. В. постоянно полный рабочий день работала в качестве лаборанта химического анализа (кроме выполнения графического анализа) в ОТК: сырьевая лаборатория по приёму сырья для производства каучуков и латексов, альфа-метилстирола, углеводородов и их соединений, ингибиторов. В Списке № 2 разделе Х (Химическое производство) в подразделе «А» (пункт 3 позиция 2110А030-1754в) предусмотрены работники лаборатории цехов и производств, непосредственно занятые в производствах, перечисленных в Списке № 1 (за исключением занятых выполнением графического анализа). При этом право на досрочное назначение страховой пенсии по старости у данной категории работников возникает в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», независимо от наименования профессии, должности и при условии занятости (не менее 80 % от рабочего времени) в указанных производствах.

После перехода лабораторий цехов и производств в штат ОТК (с 01 февраля 1979 года) ранее выполняемые функции работников лабораторий цехов и производств не изменились. До 2002 года в органах пенсионного обеспечения существовала практика досрочного назначения пенсий за работу в указанных лабораториях ОТК на основании справок, выдаваемых предприятием. С 2002 года территориальные управления Пенсионного фонда Российской Федерации г. Омска требуют документы, подтверждающие сохранение за работниками лабораторий, ранее возложенных на них функций (до передачи в штат ОТК), а также документы, подтверждающие занятость на льготной работе.

В настоящее время в ПАО «Омский каучук» таких документов не имеется в связи с истечением срока хранения.

Указанные справки выданы работодателем на основании приказов по личному составу за 1988-1998 годы, 2006-2018 годы; ведомости по заработной плате за 1988-1998 годы, 2006-2018 годы; штатного расписания за 2006-2018 годы, технологического регламента производства за 1988-1998 годы, 2006-2018 годы, табеля учёта рабочего времени за 1996-2018 годы, личной карточки Т-2 (том 1 л.д. <...>).

Отказ в назначении пенсии послужил основанием для обращения истицы в суд.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, учитывая результаты специальной оценки условий труда, исходил из недоказанности факта постоянной и непосредственной занятости истицы в спорный период на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение по Списку № 2, утверждённому постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 применительно к позиции 2110А030-1754в пункта 3 подраздела А раздела X.

Судебная коллегия признаёт указанные выводы верными, соответствующими установленным по делу фактическим обстоятельствам, представленным в дело доказательствам и применённым нормам права.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ (далее – закон о страховых пенсиях) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

Согласно части 2 статьи 30 Закона о страховых пенсиях Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Подпунктом «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжёлыми условиями труда в соответствии со статьёй 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются:

Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённый постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;

Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжёлыми условиями труда, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждённый постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учёта периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года.

Согласно Списку № 2, утверждённому постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26 января 1991 года, правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются работники ОТК, работающие в производствах латексов и синтетических каучуков, перечисленных в разделе VIII Списка № 1 от 1991 года (позиция 2110А030-1754в подраздела А раздела X «Химическое производство»), за исключением занятых выполнением графического анализа.

Пунктом 2 «Вспомогательные работы» раздела XI «Химическое производство» Списка № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах утверждённого постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, предусмотрены работники ОТК, работающие в производствах латексов и синтетических каучуков, перечисленных в разделе VIII Списка № 1 от 1956 года.

Пунктом 3 постановления Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 было предусмотрено, что применение нового Списка № 2 возможно только с учётом аттестации рабочих мест, по результатам которой работодателем должен быть определён перечень рабочих мест, наименование профессий и должностей, работникам которых в соответствии с настоящими Списками установлено льготное пенсионное обеспечение работников.

В соответствии со статьёй 28 Закона о страховых пенсиях работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчётности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

Из системного толкования положений частей 1-4 статьи 14 Закона о страховых пенсиях, статей 1, 3, частей 1 -2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что индивидуальный (персонифицированный) учёт используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счёт застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Если же документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей.

Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учёта могут быть подтверждены в судебном порядке путём представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно материалам пенсионного дела Бондаренко Т. В. в системе обязательного пенсионного страхования зарегистрирована 25 декабря 1999 года.

По сведениям индивидуального персонифицированного учёта застрахованного лица Бондаренко Т. В. за период работы в ПАО «Омский каучук» страхователем внесены сведения о работе истицы без отметки «Особые условия труда».

Из имеющейся в материалах дела личной карточки Бондаренко Т. В. формы Т-2 не усматривается, что её работа протекала во вредных условиях труда.

В силу абзаца одиннадцатого части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с 01 января 2014 года (далее Закон о специальной оценке условий труда).

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учётом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Закона о специальной оценке условий труда).

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Закона о специальной оценке условий труда)

Согласно статьи 7 Закона о специальной оценке условий труда результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для: разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте.

В соответствии с частью 2 статьи 8 поименованного закона специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 названного федерального закона, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.

Согласно части 1 статьи 19 указанного закона организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям: указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов её деятельности проведения специальной оценки условий труда; наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования; наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1 - 11 и 15 - 23 части 3 статьи 13 названного федерального закона.

Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой её проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учётом мнения Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть 3 статьи 8 Закона о специальной оценке условий труда).

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 года № 33н утверждены Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, Форма отчёта о проведении специальной оценки условий труда и Инструкция по ее заполнению.

Пунктом 1 Методики проведения специальной оценки условий труда установлены обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам: идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов; исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов; отнесению условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов; оформлению результатов проведения специальной оценки условий труда.

Из приведённых нормативных положений следует, что специальная оценка условий труда, обязанность по организации и финансированию проведения которой возложена законом на работодателя, проводится в целях создания безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности. Она представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учётом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. При этом непосредственное проведение специальной оценки условий труда на основании гражданско-правового договора, заключаемого работодателем, осуществляется специальной организацией, основным или одним из видов деятельности которой является проведение специальной оценки условий труда, а также отвечающей иным требованиям, указанным в статье 19 Закона о специальной оценке условий труда.

Как следует из материалов дела в 2015 году ПАО «Омский каучук проведена специальная оценка условий труда.

Оценка условий труда проведена Автономным учреждением Омской области «Центр охраны труда» на основании договора на оказание возмездных услуг от 24 ноября 2014 года (том 1 л.д. <...>).

По результатам измерения и оценки параметров тяжести трудового процесса рабочего места сменного инженера-лаборанта в цехе ОТК, лаборатории по контролю за продуктами производства ацетальдегида, ингибиторов, метилвинилпиридина, ацетона, фенола условия труда по показателям тяжести трудового процесса соответствуют допустимым нормам (том 4 л.д. <...>).

Оценка условий труда проведена согласно пункту 4 Методики проведения специальной оценки условий труда, утверждённой Приказом Минтруда России № 33н от 24 января 2014 года, в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ.

Данные результаты внесены в карту специальной оценки условий труда № 31-44 сменного инженера-лаборанта (том 4 л.д. <...>).

С проведённой оценкой труда Бондаренко Т. В. была ознакомлена в 2015 году, результаты оценки труда не оспаривала.

Определением суда от 12 апреля 2019 года по делу была назначена судебная экспертиза специальной оценки условий труда (том 4 л.д. <...>).

Согласно экспертному заключению Министерства труда и социального развития Омской области специальная оценка условий труда на рабочем месте Бондаренко Т. В. проведена качественно, с соблюдением требований, установленных Федеральным законом № 426 – ФЗ и Методикой проведения СОУТ, утверждённой Приказом № 33-н. Государственной экспертизой выявлены технические ошибки по оформлению Отчёта СОУТ (том 4 л.д. <...>).

В соответствии с пунктом 6.4.3 экспертного заключения по характеру выполняемых функций инженер-лаборант лаборатории по контролю за продуктами производства ацетальдегида, ингибиторов, метилвинилпиридина, ацетона, фенола ОТК ПАО «Омский каучук» может быть отнесён к Списку № 2. Однако, на основании части 6 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с установленным на рабочем месте № 31-44 итоговым 2 (допустимым) классом условий труда в пункте 6 строки 040 Карты СОУТ № 31-44 необходимость в досрочном назначении пенсии не установлена (том 4 л.д. <...>).

Допрошенный в судебном заседании эксперт Потапов Е. А. (том 4 л.д. <...>) пояснил, что технические ошибки по оформлению Отчёта СОУТ, которые отражены в пунктах 1.1, 3.2, 5.6, 5.7, 6.5, 8.1 не влияют на качество проведённой оценки – так, отсутствие даты подписания членами комиссии на титульном листе Отчёта, Раздела 2 Отчёта, наличие инициалов членов комиссии вместо фамилий, имён, отчеств в месте подписания Отчёта не могут повлиять на качество проведённой оценки условий труда. При подготовке заключения им оценивалось наличие вредных условий труда на рабочем месте истца, вместе с тем, наличие вредных факторов при проведении оценки условий труда им не установлено. Отметил, что вопрос № 8, указанный в определении суда о назначении экспертизы, не относится к данному виду экспертиз, который был проведён, так как эксперт проверял именно качество проведённой оценки условий труда. Вывод комиссии об отсутствии у Бондаренко Т. В., как сменного инженера-лаборанта лаборатории по контролю за продуктами производства ацетальдегида, ингибиторов, метилвинилпиридина, ацетона, фенола ОТК права на досрочное назначение страховой пенсии сделан верно.

Таким образом, правильность специальной оценки условий труда, проведённой ответчиком в 2015 году, не опровергнута.

При таких обстоятельствах сделать вывод о полной занятости истицы на работах с вредными условиями труда не представляется возможным. Сам по себе факт отнесения должности истицы к работникам, занятым в самом производстве продукции (обеспечивая его выполнение), указанным в подразделах «А» раздела «Химическое производство» Списков № 1 и № 2, является недостаточным для отнесения работы к работе с вредными условиями труда.

Данных об осуществлении истицей в спорные периоды работы в течение полного рабочего дня не менее 80% рабочего времени в химической или нефтепромышленной отрасли в материалы дела не представлено.

Из копий расчётных листков Бондаренко Т. В. за период за период с февраля 1990 года по февраль 2019 года усматривается, что начисления заработной платы стабильны, доплат, связанных с особыми, тяжёлыми условиями труда не производилось.

Как следует из материалов дела основными видами деятельности ПАО «Омский каучук» являются производство продукции производственного назначения, товаров народного потребления, проектирование, строительно-монтажные и ремонтно-строительные работы, производство строительных материалов и изделий.

Из материалов дела следует, что истица работала полный рабочий день. Вместе с тем, из представленных документов невозможно сделать вывод об индивидуальном характере работы истицы, то, что она в оспариваемый период в течение полного рабочего дня выполняла должностные обязанности лаборанта химического анализа (кроме выполнения графического анализа) в ОТК лаборатории по контролю за продуктами производства бутадиена, производных стирола (альфа-метилстирола), углеводородов и их соединений.

Приведённые в апелляционной жалобе доводы о том, что особый характер работы истицы подтверждён положениями ПАО «Омский каучук», техническими регламентами, инструкциями, не свидетельствуют о том, что Бондаренко Т. В. работала во вредных условиях труда.

В соответствии с Положением П-12 «Об отделе технического контроля» Отдел технического контроля является самостоятельным структурным подразделением акционерного общества. Все работники производственных лабораторий, осуществляющие аналитический контроль, а также персонально занимающиеся контролем технологических процессов, контролем качества сырья и материалов и готовой продукции, входят в состав ОТК. При этом, среди функций лабораторий ОТК присутствуют такие, как контроль качества продуктов в отделении товаров народного потребления, контроль чистоты и соответствие ж/д цистерн требованиям НД, оформление товаросопроводительной документации, осуществление контроля за отгрузкой каучука (лаборатория каучуков и латексов).

В соответствии с данным Положением ОТК осуществляет контроль за качеством продуктов сторонних юридических лиц в соответствии с договорами, заключёнными ОАО «Омский каучук» (том 3 л.д. <...>).

Документов, подтверждающих особый характер работы истицы, материалы дела не содержат.

Сведения о работе истицы с указанием льготы в пенсионный орган ПАО «Омский каучук» не предоставлялись.

Судебная коллегия отмечает, что правом самостоятельной оценки условий труда суд не наделён.

Вопреки доводам апелляционной жалобы судебной коллегией не установлено факта уклонения ответчика от предоставления документов необходимых для проведения судебной экспертизы условий труда Бондаренко Т. В.

Учитывая, что доказательств, подтверждающих постоянную и непосредственную занятость истицы в спорные периоды на химическом производстве, не представлено, а право на льготную пенсию даёт только постоянная работа на указанном производстве, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований.

Доводы апелляционной жалобы о том, что деятельность предприятия-работодателя значения не имеет, основаны на ошибочном понимании вышеизложенных норма материального права.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтверждёнными имеющимися в деле доказательствами, поэтому оснований для их переоценки не имеется.

Доводы жалобы правильность выводов суда не опровергают, поэтому подлежат отклонению. При разрешении спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие юридическое значение, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, не нарушил нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены или изменения обжалуемого решения не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Омска от 03 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-5184/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Бондаренко Татьяна Викторовна
Ответчики
ПАО Омский каучук
Другие
АУ ДПО Омской области Центр охраны труда
Лазуткин Дмитрий Владимирович
Жидко Денис Валерьевич
Бубликов Илья Сергеевич
ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по САО г. Омска
Суд
Омский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.oms.sudrf.ru
23.07.2019Передача дела судье
14.08.2019Судебное заседание
19.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.08.2019Передано в экспедицию
14.08.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее