Судья Дьяченко И.В. Дело №33-1470/2018
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 февраля 2018 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Щербакова М.В.,
судей: Будько Е.В., Савинова К.А.,
при секретаре: Киселевой О.Р.,
с участием: представителя ответчика ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области – Боченева М.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Будько Е.В.,
дело по апелляционной жалобе Соловьев И.А.,
на решение Советского районного суда г.Нижнего Новгорода от 20 ноября 2017 года по гражданскому делу
по иску Соловьев И.А. к Федеральному казенному учреждению СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области, ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛА:
Соловьев И.А. обратился в суд с названными требованиями, в обоснование которых указал, что 25 сентября 2017 г. был этапирован в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области и был помещен в камеру приемно-распределительного отделения. В данной камере истец находился с 17ч 00 мин до 23 ч 00 мин. Камера, размером 5800х1700 мм, была оборудована скамьей 5000х12 мм., эл. розеткой, туалетом в виде «чаши Генуя», которая вмонтирована в пол на возвышении 30 см и отгорожена бетонной стеной шириной 60 см. и высотой 80 см.. Над «чашей Генуя» находился кран водоснабжения, который мешал справлять нужду. На тот момент в камере находилось 7 человек. Камера находилась в антисанитарном состоянии, на стенах облупилась краска, на полу было множество окурков и другого мусора, были комары, мошки. Указанные условия содержания в данной камере причинили истцу моральный вред, а именно нравственные и физические страдания.
Помимо этого, истец с 25.09.2017 г. по 09.10.2017 г. содержался в камере №20/269. В камере были невыносимые условия содержания. Камера, размером 28,9 кв.м. на 12 спальных мест. В указанный период в камере содержалось 2-7 человек, когда лимит в камере – 6 человек. Камера находилась в антисанитарном состоянии, со стен и потолка постоянно осыпалась штукатурка и краска. Ежедневно истцу приходилось проводить уборку и очищать личные вещи. Матрас, подушка и одеяло выдавались в неудовлетворительном состоянии, было выдано только простынь и наволочка, что не соответствует требованиям законодательства. В указанной камере, также, присутствовал спертый воздух и зловоние. Проветривание происходило через окно, вентиляция отсутствовала. Пластиковое окно в камере было установлено в начале 2017г., однако подоконник не установлен, в связи с чем, из окна сильно сквозило, что заставляло находится в теплой одежде. Также, в указанной камере находятся мошки, тараканы и мухи. Пища в СИЗО-1 однообразная, ни разу не выдавалось сливочное масло и куриное яйцо.
Указанные условия содержания причинили истцу моральный вред, а именно нравственные и физические страдания, которые лишили его психического благополучия.
На основании вышеуказанного, истец просит взыскать с ответчиков в счет компенсации морального вреда в свою пользу 50 000 рублей, из расчета: 20 000 руб. за пребывание в приемно-распределительном отделении и 30 000 руб. за пребывание в камере №20/269.
Решением Советского районного суда г.Нижнего Новгорода от 20 ноября 2017 года в удовлетворении исковых требования Соловьев И.А. к ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области, ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе Соловьев И.А. поставлен вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. Заявитель жалобы указывает, что обозначенные истцом обстоятельства нашли свое подтверждение в судебном заседании, помимо этого судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, суд вопреки явным нарушениям при оборудовании и содержании камеры не дал им должной оценки, в связи с чем, не смог оценить глубину нравственных и физических страданий. Кроме того, суд допустил процессуальные нарушения, выразившиеся в непредставлении возможности личного участия истца и своевременного ознакомления с возражениями ответчиков.
Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно нее.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчиков ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области выразил свое несогласие с доводами апелляционной жалобы, просил в её удовлетворении отказать.
Иные участники рассмотрения дела в суд апелляционной инстанции не явились, извещались должным образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, принятого в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
В силу ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Права и свободы человека и гражданина, согласно ст. 18 Конституции РФ, являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ст. 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
В силу ст. ст. 151, 1101 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 г. №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом (ст. 1100 ГК РФ).
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от 15.07.1995 г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В силу ст. 15 указанного Федерального закона №103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
На основании ст. 17 указанного Федерального закона подозреваемые и обвиняемые имеют право:
1) получать информацию о своих правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб;
2) на личную безопасность в местах содержания под стражей;
3) обращаться с просьбой о личном приеме к начальнику места содержания под стражей и лицам, контролирующим деятельность места содержания под стражей, во время нахождения указанных лиц на его территории;
4) на свидания с защитником;
5) на свидания с родственниками и иными лицами, перечисленными в статье 18 настоящего Федерального закона;
6) хранить при себе документы и записи, относящиеся к уголовному делу либо касающиеся вопросов реализации своих прав и законных интересов, за исключением тех документов и записей, которые могут быть использованы в противоправных целях или которые содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну;
7) обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе в суд, по вопросу о законности и обоснованности их содержания под стражей и нарушения их законных прав и интересов;
8) вести переписку и пользоваться письменными принадлежностями;
9) получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях;
10) на восьмичасовой сон в ночное время, в течение которого запрещается их привлечение к участию в процессуальных и иных действиях, за исключением случаев, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;
11) пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа;
12) пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка;
13) пользоваться литературой и изданиями периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенными через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольными играми;
14) отправлять религиозные обряды в помещениях места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, иметь при себе религиозную литературу, предметы религиозного культа - при условии соблюдения Правил внутреннего распорядка и прав других подозреваемых и обвиняемых;
15) заниматься самообразованием и пользоваться для этого специальной литературой;
16) получать посылки, передачи;
17) на вежливое обращение со стороны сотрудников мест содержания под стражей;
18) участвовать в гражданско-правовых сделках.
На основании ст. 23 указанного Федерального закона подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
В соответствии со ст. 24 указанного Федерального закона лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест об�������������������������������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�
Согласно ч.1 ст. 33 указанного Федерального закона размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих.