Решение по делу № 33а-12059/2020 от 27.07.2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

дело №2а-240/2020

№33а-112059/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Уфа                                    19 августа 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи    Каримовой Ф.М.,

судей                        Куловой Г.Р. и Портновой Л.В.,

при ведении протокола

помощником судьи             Миграновой Д.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №29 по Республике Башкортостан к Поводыреву С.А. о взыскании обязательных платежей и санкций, по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России №29 по Республике Башкортостан на решение Краснокамского межрайонного суда Республики Башкортостан от 15 мая 2020 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Куловой Г.Р., объяснения представителя Межрайонной ИФНС России №29 по Республике Башкортостан Шайхутдиновой Г.Р., поддержавшей доводы жалобы, возражения Повыдырева С.А., судебная коллегия

установила:

Межрайонная ИФНС России №29 по Республике Башкортостан обратилась в суд с административным иском к Поводыреву С.А. о взыскании обязательных платежей и санкций.

В обоснование иска указала, что в установленный срок Поводырев С.А. не уплатил указанные в налоговом уведомлении суммы недоимки по транспортному налогу в размере 33 389 рублей за 2015, 2016, 2017 годы, пени по транспортному налогу – 1 030,43 рубля за период с дата по дата, пени по налогу на имущество физических лиц - 30,24 рубля ОКТМО 80637421 за период с дата по дата, пени по налогу на имущество физических лиц - 98,69 рублей по ОКТМО 80637450 за период с дата по дата, пени по земельному налогу - 63,11 рублей за период с дата по дата.

Межрайонная ИФНС России №29 по Республике Башкортостан просила суд взыскать с Поводырева С.А. указанные недоимки по налогам и пени в общей сумме 34 611,47 рублей.

Уточнив требования, Межрайонная ИФНС России №29 по Республике Башкортостан просила суд взыскать с Поводырева С.А. недоимку по транспортному налогу в размере 24 359 рублей за 2015, 2016, 2017 год, пени по транспортному налогу - 803,01 рубль за период с дата по дата.

Решением Краснокамского межрайонного суда Республики Башкортостан от 15 мая 2020 года постановлено:

административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №29 по Республике Башкортостан к Поводыреву С.А. о взыскании обязательных платежей и санкций, удовлетворить частично.

Взыскать с Поводырева С.А., проживающего по адресу: адрес пользу Межрайонной ИФНС России №29 по Республике Башкортостан недоимку по транспортному налогу в размере 15 304 рубля за 2016, 2017 год, пени по транспортному налогу за период с дата по дата в размере 760,92 рубля.

Взыскать с Поводырева С.А. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 642,60 рублей.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России №29 по Республике Башкортостан просит решение отменить в части отказа в удовлетворении требований, поскольку дата налоговым органом получены сведения от органов осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств о регистрации за административным ответчиком транспортного средства Тойота Камри, г/н №.... Дело о признании Поводырева С.А. несостоятельным (банкротом) возбуждено арбитражным судом дата, следовательно, требование о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2015 год со сроком уплаты дата является текущим.

В судебное заседание иные лица, участвующие по делу, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в полном объеме согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.

В силу части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Оспариваемое решение суда указанным требованиям закона не соответствует.

Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы предусмотрена пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Таким образом, требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у последнего недоимки.

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течении восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Как следует из части 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Положениями пункта 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

По смыслу пункта 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое должно содержать сведения, указанные в пункте 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неполученную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В силу статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Как следует из уточнения к исковому заявлению и ответа ОГИБДД ОМВД России по адрес, Поводырев С.А. являлся собственником автомобилей ГАЗ 3279-00000-01, г/н №..., Toyota Сamri, г/н №... в указные налоговые периоды.

Налоговым органом направлены Поводыреву С.А. налоговые уведомления:

-    №... от дата с расчетом транспортного налога за 2015 год всего в размере 2 627 рублей, земельного налога за 2015 год в размере 179 рублей, налога на имущество физических лиц за 2015 год всего в размере 808 рублей,

-    №... от дата с расчетом транспортного налога за 2016 год всего в размере 6 239 рублей, земельного налога за 2016 год в размере 223 рубля, налога на имущество физических лиц за 2016 год всего в размере 243 рублей,

-    №... от дата с расчетом транспортного налога за 2017 год в размере 15 289 рублей, расчет земельного налога за 2017 год в размере 223 рубля, расчет налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 267 рублей, с обязательством уплаты не позднее дата,

-    №... от дата с расчетом транспортного налога за 2016 год в размере 9 050 рублей и перерасчетом налога на имущество физических лиц за 2015 год в размере 1 944 рубля, соответственно с обязательством уплаты в срок до дата

-    №... от дата с расчетом транспортного налога за 2015 год в размере 9 050 рублей.

Административный истец направил Поводыреву С.А. требования об уплате налога №... с указанием о задолженности по состоянию на дата в размере 818,35 рублей, №... с указанием о задолженности по состоянию на дата в размере 24 339,90 рублей и пени в размере 362,04 рубля, №... с указанием о задолженности по состоянию на дата в размере 9 050 рублей, пени в сумме 42,08 рублей.

Таким образом, ответчик ежегодно получал уведомления о налогах за текущий период и требования с указанием общей задолженности с учетом предшествующих периодов.

Административный истец обращался к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Поводырева С.А. недоимки по налогу и пени.

Мировым судьей судебного участка по Краснокамскому району Республики Башкортостан выдан судебный приказ от 08 июля 2019 года о взыскании с Поводырева С.А. недоимки по транспортному налогу в размере 33 389 рублей, пени по транспортному налогу в размере 1 030,43 рубля, пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений в размере 30,24 рубля, пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений в размере 98,69 рублей, пени по земельному налогу в размере 63,11 рублей.

Определением мирового судьи от дата судебный приказ отменен, в связи с поступлением возражений от Поводырева С.А.

Поскольку данные требования в установленный срок административным ответчиком не исполнены, налоговый орган обратился в суд с данным иском.

Судом установлено, что определением Арбитражного Суда Республики Башкортостан от дата заявление Поводырева С.А. о признании несостоятельным (банкротом) принято к производству.

Решением Арбитражного Суда Республики Башкортостан от 17 мая 2017 года Поводырев С.А. признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура реализации имущества.

Определением Арбитражного Суда Республики Башкортостан от 09 августа 2018 года процедура реализации имущества должника завершена. Поводырев С.А. освобожден от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реализации имущества гражданина, за исключением требований кредиторов, предусмотренных пунктами 4 и 5 статьи 213.28 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», а также требований, о наличии которых кредиторы не знали и не должны были знать к моменту принятия определения о завершении реализации имущества гражданина.

В соответствии с абзацем 7 пункта 1 статьи 126 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

В силу части 1 статьи 5 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года, при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.

Моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.

Требования, касающиеся пеней, начисляемых в целях компенсации потерь казны из-за несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 151 Федерального закона от 27 ноября 2010 года №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», статья 25 Закона о страховых взносах и т.п.), относящихся к текущим платежам, также являются текущими платежами.

По смыслу вышеназванных разъяснений, для целей квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой имеет значение день окончания налогового периода по соответствующему налогу.

Установив вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для взыскания недоимки по налогам за 2016 и 2017 года, поскольку недоимки по транспортному налогу в размере 15 309 рублей за 2016, 2017 год, пени по транспортному налогу - 760,92 рубля за период с дата по дата, у Поводырева С.А. возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом – дата.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для взыскания недоимки по налогам и пени за 2015 года по следующим основаниям.

Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

В силу статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей, то есть мощность двигателя, умноженная на налоговую ставку, пропорционально количеству месяцев владения транспортным средством в налоговом периоде.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок, установленные пунктом 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации.

По смыслу пункта 1 статьи 360 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.

Как следует из статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые органы являются пользователями сведений о зарегистрированных правах на недвижимое и движимое имущество, поступающих в рамках статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации от регистрирующих органов, для целей налогового учета и налогообложения.

На основании пункта 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Из изложенного следует, что налоговая инспекция, получив сведения, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации обязана исчислить в отношении транспортного средства сумму транспортного налога.

Из приложенных к апелляционной жалобе документов следует и в ходе апелляционного рассмотрения установлено, что дата налоговой инспекцией были получены сведения от органов осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств о регистрации за Поводыревым С.А. транспортного средства Тойота Камри, г/н №... (скриншот базы АИС-Налог 3-ФЛ-анализ результатов обработки документов ФПД).

Указанные письменные доказательства приобщены судебной коллегией к материалам дела, поскольку не были истребованы судом первой инстанции у представителя истца, не принимавшего участия в судебном заседании дата и имели правовое значение для разрешения спора.

В соответствии с пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Согласно пункту 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщики, указанные в абзаце первом указанного пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором указанного пункта.

Налоговая инспекция, руководствуясь положениями части 2, 3 статьи 52, статей 362 Налогового кодекса Российской Федерации исчислила в отношении транспортных средств налогоплательщика сумму транспортного налога за 2015 год и направила в его адрес налоговое уведомление №... от дата со сроком уплаты до дата.

Факт направления налогового уведомления подтверждается почтовым реестром.

По смыслу пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, недоимкой признается сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Таким образом, недоимка возникает в момент неисполнения обязанности по уплате налога в установленный Налоговым кодексом Российской Федерации срок.

Транспортный налог за 2015 год подлежал уплате налогоплательщиком -физическим лицом после получения им налогового уведомления №... от дата в срок до дата. В связи с этим, недоимка по налогу за налоговый период 2015 год по состоянию на дата не возникала.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Руководствуясь положениями статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая инспекция направила в адрес должника требование об уплате сумм налога, пени, штрафа №.... Факт направления требования в адрес Поводырева С.А. подтверждается почтовым реестром. Налогоплательщик указанное требование в установленный срок не исполнил.

Дело о признании Поводырева С.А. несостоятельным (банкротом) возбуждено Арбитражным Судом Республики Башкортостан 06 декабря 2016 года, следовательно, требование о взыскание недоимки по транспортному налогу за 2015 год со сроком уплаты до дата, является текущим.

Кроме того, судебная коллегия отмечает, что согласно части 2.1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих либо правоудостоверяющих документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сообщение о наличии объекта налогообложения, указанное в абзаце первом настоящего пункта, не представляется в налоговый орган в случаях, если физическое лицо получало налоговое уведомление об уплате налога в отношении этого объекта или если не получало налоговое уведомление в связи с предоставлением ему налоговой льготы.

При таких обстоятельствах, обжалуемое решение суда в части отказа в удовлетворении иска подлежит отмене как незаконное, с принятием нового решения об удовлетворении указанных требований административного истца.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Краснокамского межрайонного суда Республики Башкортостан от 15 мая 2020 года отменить в части отказа в удовлетворении требований Межрайонной ИФНС России №29 по Республике Башкортостан к Поводыреву С.А. о взыскании транспортного налога за 2015 год.

В отмененной части принять новое решение, которым взыскать с Поводырева С.А. в пользу Межрайонной ИФНС России №29 по Республике Башкортостан недоимку по транспортному налогу за 2015 год в размере 9 050 рублей, пени - 42,08 рублей.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий                    Ф.М. Каримова

Судьи                                 Г.Р. Кулова

                                    Л.В. Портнова

Справка: судья Гареева А.У.

33а-12059/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 29 по РБ
Ответчики
Поводырев Сергей Александрович
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Кулова Гульнара Робертовна
Дело на сайте суда
vs.bkr.sudrf.ru
28.07.2020Передача дела судье
19.08.2020Судебное заседание
04.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.09.2020Передано в экспедицию
19.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее