УИД 59RS0008-01-2023-004227-84
Дело № 33-7173/2024)
(номер дела в суде первой инстанции № 2-403/2024)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь |
23 июля 2024 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Варовой Л.Н.,
судей Братчиковой М.П., Хузяхралова Д.О.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Орловой О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости «Южные Протасы» к администрации Пермского муниципального округа Пермского края, Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края о возложении обязанности по обращению с заявлением о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости в качестве безхозяйного,
по апелляционной жалобе истца садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости «Южные Протасы» на решение Пермского районного суда Пермского края от 28 марта 2024 года.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Варовой Л.Н., пояснения представителя истца Ромашкиной А.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ответчиков по доверенности Баевой Т.П., возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Садоводческое некоммерческое товарищество собственников недвижимости «Южные Протасы» (далее – СНТСН «Южные Протасы») обратилось с иском (с учетом уточнения в порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) к администрации Пермского муниципального округа Пермского края, Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края о возложении обязанности по обращению с заявлением о постановке на кадастровый учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости - участка дороги Казанского тракта от автодороги Пермь-Усть-Качка в сторону д. Болгары длиной около 1 километра – до перекрестка с ул. Кедровая квартала Южные Протасы.
Исковые требования мотивированы тем, что доступ к земельным участкам садоводов на территории квартала «Южные Протасы» обеспечивается через земельный участок, расположенный по ул. Казанский тракт от автомобильной дороги Пермь-Усть-Качка до д. Болгары. Данный земельный участок представляет собой грунтовую дорогу длиной около 1 км. Земельный участок не отмежеван, не стоит на балансе в администрации Пермского муниципального округа Пермского края, а также не обслуживается надлежащим образом в соответствии с ГОСТ Р50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы». При застройке квартала «Южные-Протасы» планировался другой въезд и выезд путем продления ул. Тополиный бульвар квартала на автодорогу Пермь-Усть-Качка через земельный участок с кадастровым № **:3499, однако застройщиком квартала данный въезд не был организован, квартал был размежеван в 2012 году, а СНТСН создано в 2017 году. В настоящее время въезд и выезд невозможно организовать в связи с наличием иного примыкания к автодороге Пермь-Усть-Качка, что отражено в письме Министерства транспорта Пермского края от 04.02.2022 № 44-02-05-292. В настоящее время со стороны ответчиков никаких действий по улучшению благосостояния жителей квартала и иных лиц, использующих Казанский тракт от автодороги в сторону д. Болгары не предпринимается, проезд к участкам садоводов в нормативное состояние не приводится. Все работы по благоустройству на данном проезде производятся жителями СНТСН за свой счет. Невыполнение администрацией Пермского муниципального округа Пермского края действий по постановке дороги на учет как бесхозяйной препятствует дальнейшему принятию её в муниципальную или частную собственность и надлежащему содержанию. В сентябре 2023 года прокуратурой Пермского района внесено представление об устранении выявленных нарушений действующего законодательства. Бездействием ответчиков нарушаются права на благоприятную среду обитания жителей квартала, жителей д. Болгары, и других лиц, использующих указанный участок дороги.
Определением суда в протокольной форме от 18.01.2024 в соответствии со ст. 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Пермского муниципального округа Пермского края; в соответствии со ст. 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление Росреестра по Пермскому краю, Управление благоустройства Пермского муниципального округа, Территориальное управление Култаевского сельского поселения, Управление архитектуры и градостроительства Пермского муниципального района (л.д.74-75).
Решением Пермского районного суда Пермского края от 28 марта 2024 года в удовлетворении иска отказано.
С решением суда не согласен истец СНТСН «Южные Протасы», в апелляционной жалобе просит его отменить как незаконное и необоснованное. Доводы жалобы аналогичны основаниям иска и позиции истца, занятой при рассмотрении спора по существу. Дополнительно указано, что суд не дал надлежащую оценку представленным в материалы дела доказательствам.
Проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что СНТСН «Южные Протасы» является действующим юридическим лицом с июля 2017, основным видом деятельности СНТСН «Южные Протасы» является управление эксплуатацией нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе (л.д.80-84).
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельные участки, расположенные на территории квартала «Южные Протасы» и СНТСН «Южные Протасы» образованы из земельного участка с кадастровым № **:304 путем выдела в натуре земельных долей, ранее находящихся в коллективной совместной собственности членов колхоза «Россия» (л.д. 164, 167-168).
Постановлением Администрации Култаевского сельского поселения № 586 от 22.11.2018 присвоено название, в том числе улице, расположенной с юго-восточной стороны квартала Южные Протасы и перпендикулярно ул. Придорожная в квартале Южные Протасы – Казанский тракт (л.д. 151-152).
Согласно ответу филиала ППК «Роскадастр» по Пермскому краю границы земельного участка с кадастровым № **:304 не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства (л.д.159-160).
Из ответа Управления архитектуры и градостроительства администрации Пермского муниципального округа от 12.01.2024 № СЭД-2024-299-01 исх.-10 (л.д.55) следует, что территория СНТСН «Южные Протасы» расположена за границами населенных пунктов, за землях сельскохозяйственного назначения. Земельные участки, находящиеся на территории данного садоводческого товарищества образованы из земельного участка с кадастровым № **:304, находящегося в общей долевой собственности членов колхоза «Россия». Дорога в сторону д. Болгары (от дороги «Пермь-Усть-Качка») находится в собственности Пермского края и является дорогой общего пользования. Садоводческие земельные участки примыкают к данной дороге общего пользования.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости для целей выезда/въезда из территории СНТСН «Южные Протасы» выделены земельные участки с кадастровыми номерами **:3499, **:2413, **:3050 с видом разрешенного использования – «Земельные участки общего назначения», которые согласно классификатору видов разрешенного использования земельный участков, утвержденному приказом Росреестра от 10 ноября 2020 № П/0412, являются имуществом общего пользования и предназначены для общего пользования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и (или) для размещения объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования. В связи с тем, что СНТСН «Южные Протасы» образовано на территории земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, и органом местного самоуправления указанное садоводческое товарищество не создавалось, следовательно, на основании Федерального закона от 29 июля 2017 № 2 «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» участники садоводческого товарищества должны были самостоятельно разработать проект межевания территории, предусматривающий, в том числе участки для внутриквартальных проездов и участки общего пользования, a также запросить технические условия для съезда с автомобильной дороги «Пермь-Усть-Качка» к своим участкам у собственника автомобильной дороги.
Дорога в сторону д. Болгары (от дороги «Пермь - Усть-Качка» до перекрестка с ул. Кедровой) на кадастровом учете не состоит, данный объект в реестре муниципального имущества не значится. В генеральном плане Култаевского сельского поселения Пермского муниципального района, утвержденном решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 06 февраля 2014 № 29 (в редакции решения Думы Пермского муниципального округа Пермского края от 24 ноября 2022 № 38), в Правилах землепользования и застройки Култаевского сельского поселения Пермского муниципального района, утвержденных решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 09 июня 2014 № 53 (в ред. постановления администрации Пермского муниципального округа Пермского края от 28 июня 2023 г. № СЭД-2023-299-01-01-05.С-495), размещение автомобильной дороги местного значения в сторону д. Болгары (от дороги «Пермь – Усть-Качка до перекрестка с ул. Кедровой) не предусмотрено. Поскольку территория СНТСН «Южные Протасы» не входит в границы населенного пункта, соответственно обязанности на органы публичной власти по её благоустройству, созданию и поддержанию коммунальной, транспортной и иных инфраструктур не могут быть возложены, за исключением решения вопросов непосредственно связанных с осуществлением основных прав и свобод человека и гражданина. Подъезд и съезд к населенному пункту д. Болгары осуществляется с автомобильной дороги общего пользования местного значения «Болгары - Юго-Камский - Крылово» (л.д.55).
Решением о размещении объектов № 1052 от 27.12.2019 Комитетом имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района СНТСН «Южные Протасы» выдано разрешение на размещение объекта: «проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство» на землях, государственная собственность на которых не разграничена на срок 1 год с 27.12.2019 по 26.12.2020 (л.д. 62).
Решением о размещении объектов № 969 от 18.12.2020 Комитетом имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района СНТСН «Южные Протасы» выдано разрешение на размещение объекта: «проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство» на землях, государственная собственность на которых не разграничена на срок 1 год с 18.12.2020 по 17.12.2021 (л.д. 63)
Решением о размещении объектов № 1218 от 27.12.2021 Комитетом имущественных отношений Комитетом имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района СНТСН «Южные Протасы» выдано разрешение на размещение объекта: «проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство» на землях, государственная собственность на которых не разграничена на срок 1 год с 27.12.2021 по 26.12.2022 (л.д. 64).
Решением о размещении объектов № 1765 от 23.12.2022 Комитетом имущественных отношений Комитетом имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района СНТСН «Южные Протасы» выдано разрешение на размещение объекта: «проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство» на землях, государственная собственность на которых не разграничена на срок 1 год с 27.12.2022 по 26.12.2023 (л.д. 65)
Решением о размещении объектов № 105 от 22.01.2024 Комитетом имущественных отношений Комитетом имущественных отношений Администрации Пермского муниципального округа СНТСН «Южные Протасы» выдано разрешение на размещение объекта: «проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство» на землях, государственная собственность на которых не разграничена на срок 1 год с 27.12.2023 по 26.12.2024 (л.д. 150).
Как следует из ответа Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального округа от 09.01.2024, согласно сведениям ЕГРН земельный участок под грунтовым проездом по ул. Казанский тракт (дорога) от автомобильной дороги «Пермь-Усть-Качка» в сторону д. Болгары длиной 1 км до перекрестка с ул. Кедровая на государственный кадастровый учет не поставлен, в реестре муниципального имущества не значится. Вышеуказанный земельный участок под грунтовым проездом относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена (л.д. 52).
Согласно Генеральному плану Култаевского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края, утвержденному решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 06 февраля 2014 г. № 29 грунтовый проезд по ул. Казанский тракт, расположенный вдоль квартала «Южные Протасы», расположен на землях сельскохозяйственного назначения в функциональной зоне «Зона садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ». В соответствии с Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 09 июня 2014 № 53 (в редакции постановления администрации Пермского муниципального округа Пермского края от 28 июня 2023 № СЭД-2023-299-01-01-05.С-495) грунтовый проезд расположен в территориальной зоне «Зона садоводческих или огороднических земельных участков», что следует из ответа Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального округа (л.д.58,69-73,94-95,111-113).
Согласно ответу Министерства транспорта Пермского края от 04.02.2022, автодорога «Пермь-Усть-Качка» в районе земельного участка с кадастровым № **:3499 находится в региональной собственности и закреплена на праве оперативного управления за КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края. В соответствии с информацией, содержащейся на публичной кадастровой карте, земельный участок расположен вблизи автодороги на участке км.30+330- км.30-350 (слева). При этом устройство примыкания к автодороге на данном участке не соответствует требованиям пункта 4.5.1. ГОСТ Р 58653-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Пересечение и примыкание. Технические требования, а именно, на дорогах категории 3 пересечения и примыкания допускается предусматривать не чаще, чем через 2 км с учетом конкретных условий (застройка, начертание существующей сети дорог и т.д.), но как правило, не чаще, чем через 600 м. В соответствии с техническим паспортом на автодорогу, на километре 30+109 (слева) автодороги существует примыкание. Учитывая изложенное, устройство примыкания к автодороге вблизи земельного участка с кадастровым номером 59:32:4070004:3499 не представляется возможным.
В соответствии с техническим паспортом автодорога на указанном участке относится к III категории, поэтому организация подъезда должна обеспечиваться исключительно по существующему на километре 30+109 (слева) автодороги примыканию, предусмотренным техническим паспортом на автодорогу, путем урегулирования вопроса обеспечения транспортной доступности с автодорог (улиц) местного значения с органом местного самоуправления (л.д. 66).
Из дополнительной информации, предоставленной Министерством транспорта Пермского края от 20.03.2024 № 44-01-12исх-29, следует, что автомобильная дорога «Пермь-Усть-Качка км 19+000 – км 51+200» находится в собственности Пермского края и закреплена праве оперативного управления за КГБУ «УИДиТ». Для обеспечения проезда к «кварталу Южные Протасы» на км. 30+ 1-0 (слева, с Казанского тракта) расположено примыкание к дороге Пермь-Усть-Качка. Ширина полосы отвода автомобильной дороги в районе примыкания к дороге Пермь-Усть-Качка составляет 46 метров. Автомобильная дорога «Казанский тракт» не входит в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края, утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 0807.2016г. № 449-п. (л.д. 124).
Из ответа Департамента имущественных отношений администрации города Перми от 12.01.2024 следует, что участок автодороги Пермь-Усть-Качка в сторону д. Болгары длиной около 1 км. (до перекрестка с ул. Кедровая квартала «Южные Протасы») в реестре муниципального имущества города Перми не учитывается (л.д.88).
Прокуратурой Пермского района проведена проверка по обращению СНТСН «Южные Протасы» в том числе по доводам о непринятии администрацией Пермского муниципального округа на баланс муниципальной собственности автомобильной дороги, расположенной по ул. Казанский тракт от автомобильной дороги Пермь-Усть-Качка до д. Болгары. Проверкой установлено, что указанный участок дороги в реестре муниципального имущества не числится, на праве оперативного управления за МКУ «Управление инфраструктурой и благоустройством Култаевского территориального органа» не передан. Согласно информации от 11.09.2023, представленной Комитетом в прокуратуру Пермского района, грунтовый проезд ул. Казанский тракт от автомобильной дороги Пермь- Усть-Качка д. Болгары является бесхозяйным. Вместе с тем, на учет бесхозяйных объектов указанный участок автодороги не поставлен. Невыполнение администрацией Пермского муниципального округа действий по постановке указанной дороги на учет как бесхозяйной препятствует дальнейшему принятию ее в муниципальную или частную собственность и надлежащему содержанию. В результате проверки в адрес Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края вынесено представление об устранении нарушений гражданского законодательства (л.д. 23-25, 182-191; надзорное производство № **).
На запрос суда о предоставлении документов, подтверждающих, что дорога по ул. Казанский тракт входила в состав земель колхоза Россия, генерального плана и правил землепользования и застройки Култаевского сельского поселения Управлением архитектуры и градостроительства администрации Пермского муниципального округа предоставлен, в том числе фрагмент карты материалов по передаче земель сельских населенных пунктов в ведение Култаевского сельского совета Пермского района Пермской области, 1991 г. (л.д. 92-95).
В ответ на заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, расположенного по адресу: Пермский край, Пермский район, Култаевское с/п, СНТ «Южные Протасы», площадью 2550 кв.м для размещения проезда Комитет имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района № 7655 от 30.10.2020 сообщил, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории общего пользования, который по общему правилу находится в государственной или муниципальной собственности как обеспечивающие комплексное социально-экономическое развитие территории, реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду, на комфортную среду обитания (л.д. 148-149)
На фрагменте карты градостроительного зонирования правил землепользования и застройки Култаевского сельского поселения Пермского муниципального района, утвержденного решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 09 июня 2014 № 53, спорная дорога в качестве автомобильной дороги не обозначена (л.д.112-113).
Истцом СНТСН «Южные Протасы» в суд апелляционной инстанции представлены фотоматериалы с Гугл-карт, видеозапись с изображением ул. Казанский тракт, в том числе перекрестка а/д Пермь-Усть-качка и Казанского тракта, на перекрестке с вл. Рябиновой квартала Южные Протасы, на перекрестке с ул. Липовой квартала Южные Протасы.
При разрешении спора суд, руководствуясь статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 14, 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьями 3, 5, 6, 13, 16 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных СНТСН «Южные Протасы» исковых требований. При этом суд исходил из того, что в качестве объекта недвижимого имущества указанный истцом объект в виде дороги для проезда к земельным участкам СНТСН «Южные Протасы» не создавался, земля под ее строительство и обслуживание не выделялась, в перечне автомобильных дорог не значится, паспортизация дороги не проведена.
Коллегия не может согласиться с выводом суда в силу следующего.
Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа отнесены дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Федеральный закон N 196-ФЗ) под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; под обеспечением безопасности дорожного движения - деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона N 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
В силу частей 1, 9 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Статьей 13 Федерального закона N 257-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Статьей 3 Федерального закона N 257-ФЗ установлено, что под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, дороги, которые не включены ни в один из перечней и не оформлены в частную собственность, являются дорогами местного значения. При этом перечни автодорог федерального, регионального и межмуниципального значения утверждаются Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, соответственно, эти перечни и являются документами, определяющими статус этих дорог. Документом, подтверждающим отнесение дороги к частной, является свидетельство о праве собственности на данную дорогу физического или юридического лица. Дороги же, которые не включены ни в один из указанных перечней и не оформлены в частную собственность, в силу закона подлежат признанию дорогами местного значения.
Составления специального перечня как документа, порождающего отнесение тех или иных дорог к дорогам местного значения, не предусмотрено. Такой перечень может составляться органами местного самоуправления, однако при его составлении органы местного самоуправления все равно должны включить в него все автодороги, не отнесенные к федеральным, региональным, межмуниципальным или частным. Следовательно, они несут ответственность за состояние таких дорог, независимо от включения их в перечень автодорог местного значения.
Согласно пункту 4.2 СП 34.13330.2021 «Свод правил. Автомобильные дороги. СНиП 2.05.02-85*», утвержденным Приказом Минстроя России от 9 февраля 2021 года N 53/пр, автомобильные дороги должны обеспечивать безопасное и удобное движение автомобилей (приложение А) и пешеходов, соблюдение принципа зрительного ориентирования водителей и иметь защитные дорожные сооружения и обустройства, а также производственные объекты для ремонта и содержания дорог.
Положения указанного стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения.
Согласно пункту 3.37 Свода правил «СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 года N 1034/пр, улично-дорожная сеть - это система объектов капитального строительства, включая улицы и дороги различных категорий, предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов. Территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения.
Пунктом 2 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что на земельные участки в границах территорий общего пользования не распространяется действие градостроительного регламента. Земельные участки общего пользования, занятые, в частности, улицами, проездами, автомобильными дорогами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Как следует из материалов дела, доступ к земельным участкам на территорию квартала Южные Протасы обеспечивается посредством земельного участка, расположенного по ул. Казанский тракт от автомобильной дороги Пермь-Усть-Качка до д. Болгары. Спорный участок в составе земель сельских населенных пунктов был передан в ведение Култаевского сельского совета Пермского района 1991 г. (л.д. 92-95,106-110). При этом спорный участок является участком дороги, расположенной с юго-восточной стороны квартала Южные Протасы и перпендикулярно ул. Придорожная в квартале Южные Протасы, которой Постановлением Администрации Култаевского сельского поселения № 586 от 22.11.2018 присвоено название - Казанский тракт (л.д. 151-152). Ежегодно Комитетом имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района (округа) СНТСН «Южные Протасы» выдавалось разрешение на размещение на спорном участке проезда (л.д. 62-65, 150); в предоставлении земельного участка под спорным проездом в аренду СНТСН «Южные Протасы» отказано со ссылкой на его относимость к территории общего пользования (л.д. 148). При этом для обеспечения проезда к «кварталу «Южные Протасы» на км 30+109 (слева, с Казанского тракта) расположено примыкание к дороге Пермь-Усть-Качка (дорога регионального значения), предусмотренное техническим паспортом на автодорогу, исключительно по которому предусмотрена организация подъезда (л.д. 66, 124); оснований считать, что данное примыкание обеспечивает съезд не на дорогу, не имеется.
Таким образом, из материалов дела, в том числе из представленных в суд апелляционной инстанции фото и видеоматериалов, материалов прокурорской проверки следует, что спорный участок дороги Казанского тракта от автодороги Пермь-Усть-Качка в сторону д. Болгары до перекрестка с ул. Кедровая квартала Южные Протасы, соответствует определению и признакам автомобильной дороги, фактически является объектом капитального строительства, объектом транспортной инфраструктуры, предназначенной для движения транспортных средств, включает в себя земельные участки в границах отведенной полосы, имеет проезжую часть, грунтовое дорожное покрытие проезжей части, при этом сам участок спорной автомобильной дороги в действительности является автомобильной дорогой общего пользования, на что указывал сам ответчик (л.д. 55, 75, 148), в отношении которой в течение продолжительного времени орган местного самоуправления осуществляет распорядительные действия, указанный участок приспособлен и фактически используется для движения транспортных средств неопределенного круга лиц.
При установленных обстоятельствах фактического существования используемого неопределенным кругом лиц в качестве автомобильной дороги проезда сами по себе обстоятельства отсутствия формирования земельного участка под автомобильную дорогу для проезда к земельным участкам СНТ «Южные Протасы», основанием для отказа в удовлетворении исковых требований не являлись.
В пункте 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункте 1 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации закреплена презумпция государственной собственности на землю: земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
В условиях действующей презумпции государственной собственности на землю и наличия на территории Российской Федерации значительного количества нераспределенной земли сама по себе несформированность земельного участка и отсутствие государственной регистрации права собственности публичного образования на него не означает, что соответствующее публичное образование фактически отказалось от своего права собственности или проявляет безразличие к правовой судьбе этого земельного участка. Само по себе отсутствие такого учета не свидетельствует о том, что участок является бесхозяйным (Определение Конституционного Суда РФ от 11.02.2021 N 186-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Афанасьева Владимира Ивановича на нарушение его конституционных прав абзацем первым пункта 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Обязанность по включению соответствующего объекта в документы территориального планирования муниципального образования, выполнению необходимых действий по межеванию дороги, постановке на кадастровый учет и принятию в муниципальную собственность в силу закона подлежит выполнению органом местного самоуправления, равно как и обязанность по организации содержания дороги, в том числе в целях обеспечения проезда к населенным пунктам экстренных служб (пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи и иных) и свободного доступа жителей к объектам социальной инфраструктуры.
Таким образом, учитывая, что спорный участок, отвечая признакам автомобильной дороги, и являясь дорогой общего пользования в границах муниципального образования, в реестре муниципальной собственности до настоящего времени не значится, сведения о его собственниках отсутствуют, коллегия приходит к выводу о том, что спорная автодорога отвечает признакам бесхозяйного недвижимого имущества, что порождает обязанность органа местного самоуправления обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет данного объекта в качестве бесхозяйного, о чем также было указано в рамках прокурорской проверки (л.д. 23-25).
Поскольку органом местного самоуправления муниципального образования обязанности по отнесению спорной автодороги к автомобильным дорогам общего пользования местного значения и включения в реестр муниципального имущества, включения ее в документы территориального планирования муниципального образования в установленном законом порядке не выполнены, балансодержатель или подрядчик по содержанию автодороги не определены, при этом указанная дорога надлежащим образом не оборудована и не отвечает критериям безопасности дорожного движения, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения и свободный доступ к объектам социальной инфраструктуры, а также служб пожарной, медицинской помощи, неограниченного круга лиц к жилым и садовым домам, требования СНТСН «Южные Протасы» подлежали удовлетворению.
При этом коллегия учитывает, что в силу пункта 3 статьи 225 ГК РФ выявление соответствующих объектов в границах муниципального образования и принятие мер к их учету является обязанностью органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимой вещи на учет в качестве бесхозяйной. Иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, в законе не указаны.
Полномочия собственника имущества по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, в том числе приобретению, осуществлению имущественных прав и обязанностей от имени Пермского муниципального округа осуществляет Администрация Пермского муниципального округа.
В соответствии Положением о комитете имущественных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края, утв. Решением Думы Пермского муниципального округа Пермского края от 29.11.2022 N 48, является функциональным органом Администрации Пермского муниципального округа.
В связи с этим коллегия полагает, что надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является администрация Пермского муниципального округа Пермского края, в удовлетворении исковых требований к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края следует отказать; выполнение данным учреждением отдельных полномочий собственника не свидетельствует о наличии самостоятельного материально-правового интереса в споре.
С учетом изложенного, решение не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с принятием нового решения - о возложении на администрацию Пермского муниципального округа Пермского края обязанности обратиться в Управление Росреестра по Пермскому краю с заявлением о постановке на кадастровый учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости - участка дороги Казанского тракта от автодороги Пермь-Усть-Качка в сторону д. Болгары длиной около 1 километра – до перекрестка с ул. Кедровая квартала Южные Протасы.
Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пермского районного суда Пермского края от 28 марта 2024 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости «Южные Протасы» удовлетворить.
Возложить на администрацию Пермского муниципального округа Пермского края обязанности обратиться в Управление Росреестра по Пермскому краю с заявлением о постановке на кадастровый учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости - участка дороги Казанского тракта от автодороги Пермь-Усть-Качка в сторону д. Болгары длиной около 1 километра – до перекрестка с ул. Кедровая квартала Южные Протасы.
В удовлетворении исковых требований к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края – отказать.
Председательствующий: (подпись)
Судьи: (подписи).
Мотивированное определение изготовлено 30 июля 2024 года.