Решение по делу № 2-226/2023 от 03.05.2023

Дело № 2-226/2023

УИД 22RS0025-01-2023-000206-46

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

с. Косиха                                                                                                                  23 июня 2023 года

Косихинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Максачук А.И., при секретаре Зайцевой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в лице территориального отдела в г. Новоалтайске, Косихинском, Первомайском, Тальменском и Троицком районах в защиту прав и законные интересов неопределенного круга лиц к Администрации Налобихинского сельсовета Косихинского района Алтайского края, Муниципальному унитарному предприятию «Коммунальщик» об обязании разработать проекты зон санитарной охраны в отношении используемых источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения,

УСТАНОВИЛ:

Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в лице территориального отдела в г. Новоалтайске, Косихинском, Первомайском, Тальменском и Троицком районах обратилась в Косихинский районный суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Коммунальщик» об обязании разработать проекты зон санитарной охраны в отношении используемых источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

С учетом уточнения просят обязать администрацию Налобихинского сельсовета Косихинского района Алтайского края, МУП «Коммунальщик» разработать проекты зон санитарной охраны в отношении используемых источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения:

-    Водозабор (Головная 1), расположенный по адресу: <адрес>;

-    Водозабор (Головная 2), расположенный по адресу: <адрес>;

-    Водозабор (Семафорная), расположенный по адресу: <адрес>;

-    Водозабор, расположенный по адресу: <адрес>;

-    Водозабор, расположенный по адресу: <адрес>;

-    Водозабор, расположенный по адресу: <адрес>,

и получить санитарно - эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны в установленном законом порядке, в соответствии с требованиями п.1.13, СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

Установить срок исполнения решения суда до 31 декабря 2023 года.

В обоснование указали, что в соответствии с программой производственного контроля качества питьевой воды, согласованной ТО Управления в г. Новоалтайске, Косихинском, Первомайском, Тальменском и Троицком районах, МУП «Коммунальщик» является пользователем следующих объектов:

-    Водозабор (Головная 1), расположенный по адресу: <адрес>;

-    Водозабор (Головная 2), расположенный по адресу: <адрес>;

-    Водозабор (Семафорная), расположенный по адресу: <адрес>;

-    Водозабор, расположенный по адресу: <адрес>;

-    Водозабор, расположенный по адресу: <адрес>;

-    Водозабор, расположенный по адресу: <адрес>.

В целях проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований ТО Управления изучен реестр санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию.

В соответствии указанным реестром санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию (адрес: http://fp.crc.ru/) МУП «Коммунальщик» в отношении вышеперечисленных объектов проекты зон санитарной охраны не разработаны, санитарно-эпидемиологические заключения не получены.

МУП «Коммунальщик» осуществляет деятельность добычи и подачи воды населению, следовательно, использует выше указанные скважины на постоянной основе и как пользователь недр обязано обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр, безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами, соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды.

Однако проекты зон санитарной охраны на указанные источники водоснабжения МУП «Коммунальщик» не разработаны, санитарно-эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны не получены, т.е. источники водоснабжения, эксплуатируются с нарушением действующих санитарных норм и правил.

Оказывая населению услуги по обеспечению питьевой водой, МУП «Коммунальщик» обязано обеспечить качество поставляемой воды, ее безопасность для жизни, здоровья потребителей, их имущества.

Администрация Налобихинского сельсовета Косихинского района Алтайского края является учредителем МУП «Коммунальщик» и соответственно собственником 6 источников водоснабжения, на которые не разработаны проекты ЗСО и не получены санитарно-эпидемиологические заключения.

Невыполнением названных требований санитарного законодательства МУП «Коммунальщик» нарушаются интересы неопределенного круга лиц.

Представитель истца Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства по делу извещен надлежащим образом, до судебного заседания просил рассмотреть дело в его отсутствие, указал что уточненные исковые требования поддерживает.

Представитель ответчика МУП «Коммунальщик» Григорьев А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства по делу извещен надлежащим образом, до судебного заседания, представил суду заявление о признании иска ответчиком, в котором указал, что делает это добровольно, последствия признания иска разъяснены и понятны.

Представитель ответчика администрации Налобихинского сельсовета Косихинского района Алтайского края Гасников В.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства по делу извещен надлежащим образом, до судебного заседания, представил суду заявление о признании иска ответчиком, в котором указал, что делает это добровольно, последствия признания иска разъяснены и понятны.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело при данной явке.

Изучив и исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № ФЗ-52 «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

Согласно ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно- эпидемиологических заключений.

В силу п. 4 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.

Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно- эпидемиологическим требованиям.

Согласно п. 1.3 Постановления Главного санитарного врача РФ от 14.03.2002 г. № 10 «О введении в действие Санитарных правил и норм Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» 2.1.4.1110-02, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии с п. 1.4 Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02». утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 г. № 10, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Согласно п. 1.5 зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение — защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Пункт 1.6 предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.

Согласно п. 1.11 проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним.

Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.

Пунктом 1.13 установлено, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно- эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, эксплуатационной документации.

При рассмотрении дела судом установлено, что в соответствии с программой производственного контроля качества питьевой воды, согласованной ТО Управления в г. Новоалтайске, Косихинском, Первомайском, Тальменском и Троицком Районах, МУП «Коммунальщик» является пользователем следующих объектов:

-    Водозабор (Головная 1), расположенный по адресу: <адрес>;

-    Водозабор (Головная 2), расположенный по адресу: <адрес>;

-    Водозабор (Семафорная), расположенный по адресу: <адрес>;

-    Водозабор, расположенный по адресу: <адрес>;

-    Водозабор, расположенный по адресу: <адрес>;

-    Водозабор, расположенный по адресу: <адрес>.

В соответствии с реестром санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию (адрес: http://fp.crc.ru/) МУП «Коммунальщик» в отношении вышеперечисленных объектов проекты зон санитарной охраны не разработаны, санитарно- эпидемиологические заключения не получены.

МУП «Коммунальщик» осуществляет деятельность добычи и подачи воды населению, следовательно, использует выше указанные скважины на постоянной основе и как пользователь недр обязано обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр, безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами, соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды.

В соответствии с пунктом 1.15 санитарных правил СанПиН 2.1.4.1110-02 санитарные мероприятия в пределах первого пояса ЗСО должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов; в пределах второго и третьего поясов - владельцами объектов, оказывающих отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.

Учитывая вышеизложенное, обязанность в понуждении к совершению действий по получению санитарно-эпидемиологических заключений в установленном законом порядке в соответствии с требованиями п. 1.13, СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», должна быть исполнена исключительно лицом, осуществляющим деятельность, связанную с использованием скважин в соответствии с условиями договора и целевым назначением или их владельцем.

Однако проекты зон санитарной охраны на указанные источники водоснабжения МУП «Коммунальщик» не разработаны, санитарно-эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны не получены, т.е. источники водоснабжения, эксплуатируются с нарушением действующих санитарных норм и правил.

Оказывая населению услуги по обеспечению питьевой водой, МУП «Коммунальщик» обязано обеспечить качество поставляемой воды, ее безопасность для жизни, здоровья потребителей, их имущества.

Администрация Налобихинского сельсовета Косихинского района Алтайского края является собственником 6 источников водоснабжения, на которые не разработаны проекты ЗСО и не получены санитарно-эпидемиологические заключения.

Учитывая п. 1.15 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», который устанавливает обязанность в понуждении к совершению действий по получению санитарно-эпидемиологических заключений в установленном законом порядке лица, осуществляющим деятельность, связанную с использованием скважин в соответствии с условиями договора и целевым назначением или их владельцем, то администрация Налобихинского сельсовета Косихинского района Алтайского края также несет ответственность за неисполнение требований санитарного законодательства.

Отсутствие предусмотренных законом зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (водозаборных скважин) не может в полной мере обеспечить качество поставляемой воды в силу возможности загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, территорий, на которых они расположены, что в свою очередь ставит под угрозу жизнь и здоровье потребителей воды, нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, а также может способствовать совершению акта терроризма.

Кроме того, загрязнение территорий, на которых расположены скважины, при отсутствии зон санитарной охраны источников водоснабжения ставит под угрозу непосредственно и окружающую среду, вследствие чего может происходить загрязнение подземных вод.

Разработка проектов зон санитарной охраны принадлежащих Администрации Налобихинского сельсовета Косихинского района Алтайского края скважин и используемых МУП «Коммунальщик», получение на них санитарно-эпидемиологических заключений является обязанностью Администрации Налобихинского сельсовета Косихинского района Алтайского края и МУП «Коммунальщик» использующего по назначению источники водоснабжения.

Таким образом, администрация Налобихинского сельсовета Косихинского района Алтайского края и МУП «Коммунальщик» нарушают действующее санитарное законодательство: п.п. 1 - 3 ст. 11; п. 4 ст. 18; части 2 ст. 19 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации, п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения водопроводов питьевого назначения».

Данные обстоятельства признаются судом установленными, в материалы дела каких-либо доказательств, свидетельствующих об обратном, представлено не было.

Поскольку неисполнение перечисленных требований нарушает положения санитарного законодательства, связи с изложенным, усматриваются правовые основания для признания бездействия ответчика в данной части незаконным, возложении на него обязанности осуществить необходимые действия.

Учитывая мнение истца, а также обстоятельства дела, в целях устранения допущенных нарушений, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения требований Роспотребнадзора по Алтайскому краю о принятии необходимых мер по устранению нарушений законодательства со стороны ответчиков администрации Налобихинского сельсовета Косихинского района Алтайского края и МУП «Коммунальщик», а именно о возложении на них обязанности в установленном действующем законодательством порядке разработать проекты зон санитарной охраны в отношении используемых источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о необходимости установления срока для исполнения решения суда с учетом значительного объёма предстоящих работ, а также требований бюджетного законодательства при формировании расходных обязательств бюджета и полагает возможным с учётом мнения сторон установить срок исполнения решения суда до 01 октября 2025 года, что будет является разумным, обоснованным и достаточным.

Согласно ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в мотивировочной части решения суда в случае признания иска ответчиком может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

В соответствии ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении исковых требований.

Суд принимает признание иска, сделанное представителем ответчика МУП «Коммунальщик» Григорьевым А.А., а также представителем ответчика администрации Налобихинского сельсовета Косихинского района Алтайского края Гасниковым В.Н., поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Последствия признания иска представителям ответчиков разъяснены и понятны.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в лице территориального отдела в г. Новоалтайске, Косихинском, Первомайском, Тальменском и Троицком районах к Администрации Налобихинского сельсовета Косихинского района Алтайского края, Муниципальному унитарному предприятию «Коммунальщик».

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в лице территориального отдела в г. Новоалтайске, Косихинском, Первомайском, Тальменском и Троицком районах в защиту прав и законные интересов неопределенного круга лиц к Администрации Налобихинского сельсовета Косихинского района Алтайского края, Муниципальному унитарному предприятию «Коммунальщик» об обязании разработать проекты зон санитарной охраны в отношении используемых источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения - удовлетворить.

Возложить обязанность на Администрацию Налобихинского сельсовета Косихинского района Алтайского края, МУП «Коммунальщик» разработать проекты зон санитарной охраны в отношении используемых источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения:

-    Водозабор (Головная 1), расположенный по адресу: <адрес>;

-    Водозабор (Головная 2), расположенный по адресу: <адрес>;

-    Водозабор (Семафорная), расположенный по адресу: <адрес>;

-    Водозабор, расположенный по адресу: <адрес>;

-    Водозабор, расположенный по адресу: <адрес>;

-    Водозабор, расположенный по адресу: <адрес>.

и получить санитарно-эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны в установленном законом порядке, в соответствии с требованиями п.1.13, СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

Установить срок исполнения решения суда до 01 октября 2025 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Алтайский краевой суд через Косихинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 28 июня 2023 года.

Судья                                                                                                       А.И. Максачук

2-226/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю
Ответчики
Администрация Налобихинского сельсовета
Муниципальное унитарное предприятие "Коммунальщик"
Другие
Территориальный отдел в г.Новоалтайске, Косихинском, Первомайском, Тальменском и Троицком районах
Суд
Косихинский районный суд Алтайского края
Судья
Максачук А.И.
Дело на сайте суда
kosihinsky.alt.sudrf.ru
03.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.05.2023Передача материалов судье
04.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.05.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.05.2023Предварительное судебное заседание
13.06.2023Судебное заседание
13.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.06.2023Судебное заседание
28.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.08.2023Дело оформлено
03.08.2023Дело передано в архив
23.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее