Судья Макоед Ю.И. Дело № 2-1070/2022
(первая инстанция)
№ 33-1288/2023
(апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
4 мая 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи - Балацкого Е.В.,
судей - Савиной О.В., Устинова О.И.,
при секретаре - Бабийчук Л.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу местной администрации Внутригородского муниципального образования города Севастополь «Качинский муниципальный округ» на решение Нахимовского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по иску фио1 к местной администрации Внутригородского муниципального образования города Севастополь «Качинский муниципальный округ» об устранении препятствий в пользовании имуществом, обязании демонтировать площадку для установки контейнеров, взыскании расходов,
заслушав доклад судьи Балацкого Е.В.,
установила:
фио1 обратилась с вышеуказанным иском, в котором, с учетом уточнений, просила обязать ответчика устранить препятствия в пользовании домовладением, демонтировать площадку для установки контейнеров по сбору твердых бытовых отходов, контейнера для сбора бумаги, контейнера лодки для крупногабаритного мусора, взыскать судебные расходы.
В обоснование требований указала, что ей принадлежит земельный участок по адресу: <адрес>, и жилой дом на этом участке. В 5 м. от жилого дома и с заступом на территорию участка истца установлена площадка с контейнерами по сбору твердых бытовых отходов, которая не соответствуют требованиям санитарных норм. Установка мусорных баков влечет за собой складирование мусора и пищевых отходов не только в баки, но и за ними. Не всегда своевременный вывоз мусора привел к тому, что около мусорных баков постоянно находятся крысы, кроме того, от мусорных баков исходит зловоние. Мусор растаскивают собаки, коты, птицы. По улице и территории участка разбросаны мусорные полиэтиленовые пакеты, бутылки и бумага. Истец полагает, что в результате бездействия ответчика нарушаются конституционные права истца и ее семьи на благоприятную окружающую среду. Указанное послужило обстоятельством для обращения в суд с настоящим иском.
Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования фио1 удовлетворены.
Суд обязал администрацию внутригородского муниципального образования города Севастополь «Качинский муниципальный округ» устранить препятствия в пользовании принадлежащим фио1 на праве собственности имуществом: жилым домом и земельным участком, расположенными по адресу: <адрес>, путем возложения на ответчика обязанности по демонтажу и ликвидации площадки для установки контейнеров по сбору твердых бытовых отходов, контейнера для сбора бумаги, контейнера-лодки для крупногабаритного мусора, находящейся вблизи 20 метров земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
Взысканы с администрации внутригородского муниципального образования города Севастополь «Качинский муниципальный округ» в пользу фио1 судебные расходы по уплате акта осмотра в размере 3000 руб., государственная пошлина в сумме 300 руб.
Не согласившись с решением суда, администрация внутригородского муниципального образования города Севастополь «Качинский муниципальный округ» подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает, что законом города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по реализации мероприятий по обустройству площадок для установки контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов, финансирование такой деятельности осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных образований из бюджета города Севастополя субвенций. Денежные средства на осуществление отдельного государственного полномочия на реализацию мероприятий по обустройству площадок для установки контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов не выделялись, в связи с чем ответчик не имел возможности демонтировать и перенести контейнерную площадку для накопления твердых коммунальных отходов по адресу: <адрес>.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ осуществлен переход к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учёта особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), поскольку решение суда от ДД.ММ.ГГГГ постановлено без надлежащего извещения Департамента городского хозяйства города Севастополя, являющегося третьим лицом по делу, права и законные интересы которого могут быть затронуты судебным решением, и без его привлечения в качестве соответчика.
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В силу ч. 5 ст. 330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных ч. 4 настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
Из материалов дела следует, что сведения о вручении третьему лицу Департаменту городского хозяйства города Севастополя судебной повестки либо иного извещения о дате судебного заседания, назначенного на 16 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ, в материалы дела не представлены.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии сведений о надлежащем извещении Департамента городского хозяйства города Севастополя о дате рассмотрения дела судом первой инстанции.
Помимо этого, согласно п. 5 ст. 5 Закона города Севастополя от 29 декабря 2016 года №314-ЗС «О наделении органов местного самоуправления в городе Севастополе отдельными государственными полномочиями города Севастополя» (далее – Закон) Правительство Севастополя при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, в том числе обеспечивает передачу органам местного самоуправления материальных средств, необходимых для осуществления ими отдельных государственных полномочий.
В соответствие с п. 1 ст. 6 Закона финансовое обеспечение исполнения отдельных государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных образований из бюджета города Севастополя субвенций.
Согласно постановлению Правительства Севастополя от 19 декабря 2019 года №677-ПП «О вопросах предоставления и расходования субвенций из бюджета города Севастополя бюджетам внутригородских муниципальных образований города Севастополя для реализации отдельных государственных полномочий города Севастополя на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» главным распорядителем бюджетных средств посредством субвенции на реализацию отдельных государственных полномочий по обустройству площадок для установки контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов является Департамент городского хозяйства города Севастополя. Получателями субвенции являются органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований.
Поскольку Департамент городского хозяйства города Севастополя является распорядителем бюджетных средств, то указанный орган следовало привлечь к участию в деле в качестве соответчика.
Вместе с тем, судом процессуальное решение о привлечении указанного лица в качестве соответчика по делу принято не было, сведения о вручении судебного извещения Департаменту городского хозяйства города Севастополя в материалах дела отсутствуют, что влечет за собой существенные нарушения его прав, устранение которых возможно только путем рассмотрения гражданского дела по правилам суда первой инстанции.
В судебном заседании истец фио1 просила исковое заявление удовлетворить.
Представитель ответчика местной администрации Внутригородского муниципального образования города Севастополь «Качинский муниципальный округ» фио3 исковые требования признала.
Представитель третьего лица Департамента внутренней политики города Севастополя фио2 просила иск удовлетворить.
Ответчик Департамент городского хозяйства города Севастополя в судебное заседание н явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
С учетом изложенного, заслушав пояснения явившихся участников процесса, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, коллегия судей считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица департамента городского хозяйства города Севастополя.
Рассмотрев заявленные исковые требования по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно материалам дела, фио1 является собственником земельного участка и расположенного на нем жилого дома по адресу: <адрес>.
Как указала истец в поданном иске, в непосредственной близости от принадлежащего ей жилого дома по вышеуказанному адресу расположена контейнерная площадка. Указанное не оспаривалось ответчиком местной администрацией Внутригородского муниципального образования города Севастополь «Качинский муниципальный округ».
Согласно акту осмотра ООО «Центр оценки и экспертизы» от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного по инициативе фио1, действующая площадка для мусорных контейнеров, состоящая из мусорных контейнеров (в том числе контейнера-лодки), сетки (контейнера) для сбора макулатуры, плотно прилегает к границе земельного участка истца.
Указанное в акте осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, в частности расположение вдоль границы участка истца контейнерной площадки с вышеназванными объектами, не оспаривалось представителем ответчика фио3
Департаментом городского хозяйства города Севастополя сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 50-55) представлен реестр контейнерных площадок <адрес>, в котором отсутствует указание о том, что по адресу: <адрес>, расположена контейнерная площадка.
Помимо этого, из адресного перечня мест проведения работ по обустройству площадок для установки контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов на территории Качинского муниципального округа следует, что по <адрес> расположена одна контейнерная площадка у дома №. Указания на наличие контейнерной площадки у <адрес> в адресном перечне не содержится (л.д. 68-69).
Из пояснений представителя ответчика фио3, данных в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, также следует, что контейнерная площадка, согласно реестру должна располагаться по адресу: <адрес>, тогда как она расположена по адресу: <адрес>. Также представитель пояснила, что администрации выделены денежные средства на демонтаж площадки возле <адрес> по указанному выше адресу, возможность ее перемещения имеется.
Из письма местной администрации Внутригородского муниципального образования города Севастополь «Качинский муниципальный округ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что перенести контейнерную площадку для сбора ТКО в радиусе многоквартирного <адрес> не представляется возможным без нарушения требований СанПин. Вместе с тем, граждане ВМО Качинский МО могут пользоваться контейнерной площадкой, расположенной по адресу наб. Чкалова (в районе церкви и <адрес>).
Вместе с тем, каких-либо надлежащих доказательств, свидетельствующих о невозможности размещения согласованной ранее контейнерной площадки по <адрес>, ответчиком представлено не было.
В силу ст. 42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В силу ч. 1 ст. 22 вышеуказанного закона отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения городского поселения относится организация благоустройства территории поселения.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального Закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.
Пункт 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039, предусматривают, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии с п. 2.2 раздела II Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 5 декабря 2019 года № 20 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» площадки для установления контейнеров должны размещаться на расстоянии не менее 20 м. не только от жилых домов, но и от границ индивидуальных земельных участков под индивидуальную жилую застройку.
Указанные требования к размещению контейнерных площадок были установлены и ранее действовавшими санитарно-эпидемиологическими номами и требованиями.
Вместе с тем, вышеуказанные нормы не были соблюдены органом местного самоуправления при обустройстве контейнерной площадки по адресу: <адрес>, мусорные баки установлены заведомо с нарушениями, а также по адресу, на котором их размещение предусмотрено не было.
Таким образом, оснований для размещения контейнерной площадки адресу: <адрес>, у местной администрации Внутригородского муниципального образования <адрес> «Качинский муниципальный округ» не имеется.
При таких обстоятельствах, имеются предусмотренные законом основания для удовлетворения заявленных фио1 исковых требований, поскольку несоблюдением вышеприведенных норм права нарушаются права истца, с чем также согласилась представитель ответчика фио3, указав, что в настоящее время администрация располагает денежными средствами на проведение соответствующих мероприятий.
Поскольку Департаментом городского хозяйства денежные средства местной администрации Внутригородского муниципального образования города Севастополь «Качинский муниципальный округ» на демонтаж и перенос контейнерной площадки по <адрес>, выделены, то оснований для возложения каких-либо обязанностей на момент вынесения настоящего решения на Департамент городского хозяйства города Севастополя не имеется.
При рассмотрении настоящего дела судебной коллегией обсуждался вопрос о не нарушении принятым решением прав иных граждан ВМО Качинский МО. Таких нарушений с учетом представленной информации о наличии иной расположенной вблизи контейнерной площадки допущено не будет.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй ст. 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Истцом при подаче иска была оплачена государственная пошлина в сумме 300 руб., а также, в обоснование иска, с целью осмотра земельного участка, установления факта расположения мусорной площадки и мусорных контейнеров, сетки (контейнера) для сбора макулатуры вдоль границы земельного участка по <адрес>, составлен акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, расходы истца на составление которого составили 3000 руб. Указанные расходы в общей сумме 3300 руб. в силу ст. 98 ГПК РФ подлежат взысканию в пользу истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Нахимовского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение, которым иск фио1 к местной администрации Внутригородского муниципального образования города Севастополь «Качинский муниципальный округ» об устранении препятствий в пользовании имуществом, обязании демонтировать площадку для установки контейнеров, взыскании расходов удовлетворить.
Обязать местную администрацию Внутригородского муниципального образования города Севастополь «Качинский муниципальный округ» (ОГРН: №) устранить препятствия в пользовании принадлежащим фио1 (паспорт: серия № №) на праве собственности имуществом: жилым домом и земельным участком, расположенными по адресу: <адрес>, путем возложения на ответчика обязанности по демонтажу и ликвидации площадки для установки контейнеров по сбору твердых бытовых отходов, контейнера для сбора бумаги, контейнера-лодки для крупногабаритного мусора, находящейся вблизи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
Взыскать с местную администрацию Внутригородского муниципального образования города Севастополь «Качинский муниципальный округ» в пользу фио1 судебные расходы по оплате акта осмотра в размере 3000 руб., государственную пошлину в сумме 300 руб.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в трехмесячный срок.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Е.В. Балацкий
Судьи О.В. Савина
О.И. Устинов