дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
16 ноября 2022 года <адрес>
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего Монгуш А.В., при секретаре ФИО8, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Н к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва и Министерству образования Республики Тыва о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с иском к ответчикам о предоставлении жилого помещения, указав, что относится к гражданам, которые официально считаются сиротами. ДД.ММ.ГГГГ над ней и ее братом установлена опека П С ДД.ММ.ГГГГ по 2015 г. опекаемая каждый год обращалась в мэрию <адрес>, чтобы сделать отметку на контрольной карточке, но получила отказ и ей каждый раз показывали на компьютере о том, что истец была на очереди под номером 345. 14.02.20211 г. мэрия <адрес> выдала опекуну справку о том, чтобы получили контрольную карту очередника, подтверждающую очередь. В 2015 г. истцу было сообщено о необходимости пройти регистрацию на жилье, по неизвестной причине ее не оказалась в списке для получения жилья. ДД.ММ.ГГГГ пришлось заново вставать в очередь. С 2018г. по 2022 г. ежегодно отмечалась на контрольной карточке. До окончания школы проживала у опекуна. В 2018 г. поступила «Томскую банковскую школу», которую по семейным обстоятельствам не окончила. В 2019 г. поступила в Новосибирский колледж, которую также не окончила. С 2020 г. по 2021 г. нигде не обучалась по семейным обстоятельствам, ухаживала за матерью инвали<адрес> группы. В 2021 г. поступила в «Красноярский техникум социальных технологий». На данный момент проходит практику в ФГУП «Почта России». Просит обязать ответчиков предоставить жилое помещение на условиях договора специализированного найма.
На судебное заседание истец Н не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия.
Представители ответчиков – Министерства труда и социальной политики Республики Тыва и Министерства образования Республики Тыва, а также представитель третьего лица - Мэрии <адрес> на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика привлечено Министерство образования Республики Тыва.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами «ж», «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 1, 3 и п. 9 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, не ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Аналогичные положения закреплены в статье 8 Закона Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № ВХ-1 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей».
В целях обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № ВХ-1 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утвержден Порядок формирования специализированного жилищного фонда Республики Тыва для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления жилых помещений из указанного фонда (далее- Порядок формирования специализированного жилищного фонда Республики Тыва).
Согласно пункта 3 Порядка формирования специализированного жилищного фонда Республики Тыва Министерство образования Республики Тыва определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Тыва по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва.
Из материалов дела следует, что Н родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Тыва, о чем составлена запись акта о рождении №, матерью является Н, отцом является Н, что подтверждается свидетельством о рождении серии I-ЛЖ №.
Согласно свидетельству о смерти серии I-ЛЖ №, Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Тыва.
Сведения об отце Н внесены в запись акта о рождении на основании заявлении матери, что подтверждается справкой о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно постановлению Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения в постановлении Мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об учреждении попечительства над несовершеннолетним Н, и опеки над Н» заменив в мотивировочной части день рождения ДД.ММ.ГГГГ на «ДД.ММ.ГГГГ», а также отчество попечителя «П» на «П».
Из регистрационно-контрольной карточки следует, что Н поставлена на учет по постановлению Мэрии № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из регистрационно-контрольной карточки следует, что Н поставлена на учет ДД.ММ.ГГГГ как сирота, оставшийся без попечения родителей, лицо из их числа. Имеются отметки о прохождении регистрации в 2018,2019, 2020, 2022 годах.
По сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, у Н отсутствует недвижимое имущество.
Согласно копии диплома № от ДД.ММ.ГГГГ Н освоила образовательную программу среднего профессионального образования и успешно прошла государственную итоговую аттестацию.
Согласно ответу на запрос суда от ДД.ММ.ГГГГ № Министерство образования Республики Тыва, следует, что Н в утвержденном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем на территории <адрес> состоит с ДД.ММ.ГГГГ под номером 1274.
Из истребованных копий материалов учетного дела, следует, что постановлением Мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № попечителем Н назначена П
Объективная нуждаемость истца в жилье, ввиду отсутствия у него жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма, подтверждается материалами дела, и сведений, опровергающих это обстоятельство, ответчиками не приводится. При этом, право истца на обеспечение жилым помещением на законном основании не оспаривается.
Таким образом, установлено, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот, не имеет в собственности жилого помещения, не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения, не имеет закрепленного жилого помещения, состоит в очереди на получение жилого помещения, имеет право на предоставление ей жилого помещения, однако на день рассмотрения дела жилое помещение истцу не предоставлено.
Постановлением Мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории городского округа <адрес>» установлена норма площади жилого помещения для постановки на учет (учетная норма) граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории <адрес>, в размере менее 12,5 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека в домах, пригодных для проживания.
Положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также принятые во исполнение указанного закона законы Республики Тыва, не содержат указания на срок, в течение которого жилое помещение должно быть предоставлено названной категории граждан, что означает, что оно должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего права. При этом, учитывается, что реализация права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилого помещения не ставится в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств на приобретение жилья, наличия либо отсутствия иных лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Таким образом, поскольку на Министерство образования Республики Тыва возложены обязанности в сфере организации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет в собственности жилого помещения, не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не имеет закрепленного жилого помещения, состоит в очереди на получение жилого помещения, суд приходит к выводу о необходимости возложить на Министерство образования Республики Тыва обязанность предоставить истцу жилое помещение, соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, площадью не ниже 12,5 кв.м. на территории <адрес>.
В части исковых требований к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва следует отказать, поскольку уполномоченным органом предоставлять в установленном порядке жилые помещения, предназначенные для проживания в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входящие в состав специализированного жилищного фонда, является Министерство образования Республики Тыва.
Принимая во внимание вышеизложенное, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
При обращении в суд истцом была уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ размер государственной пошлины при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для физических лиц составляет 300 рублей.
Частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Исходя из положений части 1 статьи 88 ГПК РФ судебные расходы состоят в том числе из государственной пошлины.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории «Сириус», выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Однако процессуальное законодательство не содержит исключений для возмещения судебных расходов стороне, в пользу которой состоялось решение суда, и в том случае, когда другая сторона в силу закона освобождена от уплаты государственной пошлины.
На обязанность возмещения расходов стороне, в пользу которой состоялось решение суда, ответчиком - органом государственной власти и другими государственными или муниципальными органами, указывается в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (пункт 23).
Следовательно, ответчик по делу не освобождается от возмещения судебных расходов, понесенных истцом в соответствии с положениями статьи 98 ГПК РФ.
Таким образом, с ответчика – Министерства образования Республики Тыва в пользу истца подлежат взысканию 300 рублей в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины при обращении в суд.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Н к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва и Министерству образования Республики Тыва о предоставлении жилого помещения, удовлетворить частично.
Обязать Министерство образования Республики Тыва (ИНН 1701048891) предоставить Н (паспорт серии 9320 №) жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории муниципального образования - городской округ «<адрес> Республики Тыва», соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не менее 12,5 кв.м.
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Министерство образования Республики Тыва (ИНН 1701048891) в пользу Н (паспорт серии 93 20 №) 300 рублей в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ (с учетом выходных дней)
Судья подпись А.В. Монгуш
Копия верна: _________________ А.В. Монгуш