Решение по делу № 8Г-5688/2024 [88-6224/2024] от 06.06.2024

88-6224/2024

2-548/2023

УИД: 25RS0009-01-2021-002140-29

ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1 августа 2024 г.                                                                     город Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Старовойт Р.К.

судей Прасоловой В.Б., Бузьской Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лесозаводского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Лесозаводского городского округа, ООО «Строй-Сервис» о возложении обязанности выполнить работы по восстановлению электроснабжения в многоквартирном жилом доме,

по кассационной жалобе администрации Лесозаводского городского округа

на решение Лесозаводского районного суда Приморского края от 13 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 25 марта 2024 года

Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К., пояснения прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Плетневой С.Н., представителя ответчика ООО «Строй-Сервис» Меньшовой Ю.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Исполняющий обязанности Лесозаводского межрайонного прокурора обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации Лесозаводского городского округа, ООО «Строй-Сервис» о возложении обязанности выполнить работы по восстановлению электроснабжения в многоквартирном доме. Требования мотивировал тем, что в ходе проверки, проведённой прокуратурой по обращению от 21 июля 2021 года по вопросу восстановления электроснабжения в многоквартирном <адрес> края, установлено, что квартиры № указанного дома находятся в муниципальной собственности Лесозаводского городского округа, остальные 13 квартир - приватизированы. 4 июня 2020 года администрацией Лесозаводского городского округа с подрядной организацией ООО «Сервис-Строй» заключён контракт № 164 на проведение аварийно-восстановительных работ в многоквартирном жилом <адрес> в <адрес>; выполненные работы приняты приёмочной комиссией 19 октября 2020 года. В ходе выполнения муниципального контракта при проведении демонтажа аварийных плит перекрытия второго этажа демонтированы и сети электроснабжения квартир второго этажа, расположенные в указанных плитах. Муниципальным контрактом №164 от 04 июня 2020 года мероприятия по ремонту и восстановлению сетей электроснабжения дома не предусматривались. Собственниками помещений многоквартирного жилого <адрес> выбран непосредственный способ управления многоквартирным домом; техническое обслуживание общедомовых инженерных сетей фактически не проводилось, в связи с чем общедомовые сети электроснабжения пришли в крайне ветхое состояние и требуют замены. Ранее проведённой прокуратурой проверкой установлено, что по состоянию на 31 марта 2021 года в многоквартирном <адрес> отсутствует электроснабжение, администрацией городского округа работы по ремонту и восстановлению сети электроснабжения в доме не организованы и не проведены, нарушения не устранены, что создаёт угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в указанных жилых помещениях.

Уточнив требования, просил возложить на администрацию Лесозаводского городского округа обязанность в течение трёх месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать выполнение работ по ремонту и восстановлению сети электроснабжения в многоквартирном жилом <адрес> края, включающих в себя: замену ВРУ-0,4 кВ жилого дома; установку новых автоматических выключателей на отходящие кабельные линии 0,4 кВ на 63А; выполнение контура заземления (вертикальный электрод Ф16 - 3 шт., длиной 2,5 м., горизонтальный электрод Ф10 - 3 шт., длиной 2,5 м., заземляющий проводник - стальная полоса сечением 25x4 длиной 5 м.); замену отходящих от ВРУ-0,4 кВ кабельных линий на кабели марки ВВГ - 4x25; замену групповых щитков на лестничных клетках, установку новых автоматических выключателей на отходящие кабельные линии 0,4 кВ на 40А; прокладку новых кабельных линий ВВГ - 3x6 от групповых щитков до квартир скрыто; прокладку новой электропроводки в муниципальных квартирах № в соответствии с требованиями действующей нормативно-технической документации (кабель ВВГ нг LS 3x2,5 для розеточных групп и ВВ нг LS 3x1,5 для сетей освещения); установку по две розетки и одному выключателю в каждой из комнат муниципальных квартир №; установку для муниципальных квартир № распределительных щитков 0,4 кВ с приборами учёта и автоматическими выключателями на 32А, 16А, 10А необходимого количества.

Решением Лесозаводского районного суда Приморского края от 29 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 21 ноября 2022 года, в удовлетворении исковых требований Лесозаводского межрайонного прокурора отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 20 апреля 2023 года решение Лесозаводского районного суда Приморского края от 29 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 21 ноября 2022 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При повторном рассмотрении дела в суде первой инстанции истец уточнил исковые требования, в обоснование указав, что в августе 2022 года в указанном доме был произведён ремонт <адрес>, а <адрес> перешла в собственность граждан, поэтому данные квартиры подлежат исключению из исковых требований.

Просил возложить на администрацию Лесозаводского городского округа обязанность в течение трёх месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать выполнение работ по ремонту и восстановлению сети электроснабжения в многоквартирном жилом <адрес> края, включающих в себя: замену ВРУ-0,4 кВ жилого дома; установку новых автоматических выключателей на отходящие кабельные линии 0,4 кВ на 63А; выполнение контура заземления (вертикальный электрод Ф16 - 3 шт., длиной 2,5 м., горизонтальный электрод Ф10 - 3 шт., длиной 2,5 м., заземляющий проводник - стальная полоса сечением 25x4 длиной 5 м.); замену отходящих от ВРУ-0,4 кВ кабельных линий на кабели марки ВВГ - 4x25; замену групповых щитков на лестничных клетках, установку новых автоматических выключателей на отходящие кабельные линии 0,4 кВ на 40А; прокладку новых кабельных линий ВВГ - 3x6 от групповых щитков до квартир скрыто; прокладку новой электропроводки в муниципальной <адрес> соответствии с требованиями действующей нормативно-технической документации (кабель ВВГ нг LS 3x2,5 для розеточных групп и ВВ нг LS 3x1,5 для сетей освещения); установку по две розетки и одному выключателю в каждой из комнат муниципальной <адрес>; установку для муниципальной <адрес> распределительных щитков 0,4 кВ с приборами учёта и автоматическими выключателями на 32А, 16А, 10А необходимого количества.

Решением Лесозаводского районного суда Приморского края от 13 декабря 2023 года исковые требования и.о. Лесозаводского межрайонного прокурора удовлетворены; на администрацию Лесозаводского городского округа возложена обязанность в течении трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать выполнение работ по ремонту и восстановлению сети электроснабжения в многоквартирном жилом <адрес> края, включающих в себя: замену ВРУ-0,4 кВ жилого дома; установку новых автоматических выключателей на отходящие кабели линии 0,4 кВ на 63 А; выполнение контура заземления (вертикальный электрод Ф16 - 3 шт., длиной 2,5 м., горизонтальный электрод Ф10 - 3 шт., длиной 2,5 м., заземляющий проводник - стальная полоса сечением 25x4, длиной 5 м.); замену отходящих от ВРУ-0,4 кВ кабельных линий на кабели марки ВВГ - 4x25; замену групповых щитков на лестничных клетках, установку новых автоматических выключателей на отходящие кабельные линии 0,4 кВ на 40А; прокладку новых кабельных линий ВВГ - 3x6 от групповых щитков до квартир скрыто; прокладку новой электропроводки в муниципальной <адрес> соответствии с требованиями действующей нормативно-технической документации (кабель ВВГ нг LS 3x2,5 для розеточных групп и ВВ нг LS 3x1,5 для сетей освещения); установку по две розетки и одному выключателю в каждой из комнат муниципальной <адрес>; установку для муниципальной <адрес> распределительного щитка 0,4 кВ с прибором учёта и автоматическими выключателями на 32А, 16А и 10А необходимого количества.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 25 марта 2024 года решение Лесозаводского районного суда Приморского края от 13 декабря 2023 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе администрация Лесозаводского городского округа просит отменить постановления суда первой и апелляционной инстанции, указывая на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. Полагает, что судами не учтено, что за бывшим наймодателем – Лесозаводское автотранспортное предприятие сохраняется обязанность по проведению капитального ремонта дома, кроме того, большая часть квартир в многоквартирном доме была приватизирована гражданами в период с 1993 по 2013, следовательно, собственники должны содержать принадлежащее им имущество и участвовать в расходах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Считает, что судами не дана оценка показаниям свидетеля – Погородней Е.А. о том, что система электроснабжения в доме до 2020 года находилась в исправном состоянии, проблемы с системой электроснабжения начались в 2020 году, когда подрядчик ООО «Строй-Сервис» проводил работы по капитальному ремонту дома и при замене кровли допустил залив подъездов и квартир во время дождя, что привело к повреждению систем электроснабжения. Также заявитель жалобы указывает на необоснованность решения суда в части возложения на администрацию обязанности по проведению ремонтных работ в муниципальной <адрес>, в связи с отсутствием доказательств необходимости его проведения, отсутствия обращения нанимателя указанной квартиры в администрацию с заявлением о производстве работ.

Прокурор в судебном заседании возражал по доводам кассационной жалобы, указывая на законность и обоснованность обжалуемых судебных постановлений.

Представитель ООО «Строй-Сервис» в судебном заседании поддержал письменные возражения на кассационную жалобу, просил оставить обжалуемые судебные постановления без изменения.

Представитель администрации Лесозаводского городского округа в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явился. В материалах дела имеются уведомления о надлежащем извещении, судебная коллегия в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.

Согласно ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.

В соответствии с ч.1 ст.36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

В соответствии с п.п.2, 3 ч.2 ст.65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаём жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.

Частью 2.1 ст.161 ЖК РФ установлено, что при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твёрдого топлива при наличии печного отопления), обращение с твёрдыми коммунальными отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключёнными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством РФ правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения.

Как следует из п.10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года №491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надёжности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества и др.

Согласно п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в п.13 настоящих Правил ответственными лицами, включая управляющие компании, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства РФ, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.

В соответствии с п.22 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме факт достижения общим имуществом уровня установленных предельно допустимых характеристик надёжности и безопасности устанавливается собственниками помещений или ответственными лицами с отражением этого факта в акте осмотра, а также соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, уполномоченными осуществлять государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Согласно п.6.1 ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счёт взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещённых законом источников финансирования.

Судом установлено, что Лесозаводской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению от 03.03.2021 по вопросу восстановления электроснабжения в многоквартирном <адрес> в <адрес>, по результатам которой установлено, что в указанном многоквартирном доме отсутствует электроснабжение, общедомовые сети электроснабжения пришли в крайне ветхое состояние и требуют замены, администрацией городского округа меры по ремонту и восстановлению сети электроснабжения в доме не организованы и не проведены, нарушения не устранены, что создаёт угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в данном доме.

14.09.2021 и.о. Лесозаводского межрайонного прокурора в отношении администрации Лесозаводского городского округа, в связи с обращением жильца указанного многоквартирного дома Погородней Е.А. по вопросу нарушения жилищного законодательства, инициирована проверка соблюдения жилищного законодательства, регламентирующего использование муниципального имущества.

Согласно акту проверки от 20.09.2021 Лесозаводской межрайонной прокуратурой произведён осмотр многоквартирного <адрес> в <адрес>, по результатам которого установлено, что по состоянию на 20.09.2021 работы по восстановлению электроснабжения в указанном многоквартирном доме администрацией Лесозаводского городского округа не организованы и не проведены, электроснабжение в доме отсутствует.

Из заключения специалиста Бабенко Д.К. от 07.08.2023 следует, что электроснабжение жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, имеет следующие дефекты и недостатки: ВРУ-0,4 кВ находится в нерабочем состоянии; значительные повреждения кабельных линий 0,4 кВ от ВРУ-0,4 кВ от групповых щитов; значительные повреждения групповых щитков и частичное отсутствие защиты кабельных линий; значительные повреждения кабельных линий 0,4 кВ от групповых щитков до квартиры; значительные повреждения кабельных линий 0,4 кВ квартир или их отсутствие; в соответствии с СП256.1325800.2016 эксплуатация системы электроснабжения указанного жилого дома запрещена.

Разрешая заявленные требования, руководствуясь ст.ст. 210, 676 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 36, 65 Жилищного кодекса РФ, Правилами и нормами технической эксплуатации жилого фонда, утверждёнными Постановлением Госкомитета РФ по строительству от 27 сентября 2003 года №170, Законом РФ от 04 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утверждённым Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 года №312, суд первой инстанции, установив, что в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, отсутствует электроснабжение, общедомовые сети находятся в ветхом состоянии, требуется их замена, из заключения специалиста Бабенко Д.К. от 07 августа 2023 года следует, что электроснабжение жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, имеет следующие дефекты и недостатки, эксплуатация системы электроснабжения указанного жилого дома запрещена, также установив, что 04.06.2020 между администрацией Лесозаводского городского округа и ООО «Строй-Сервис» заключён муниципальный контракт № 164 на проведении неотложных аварийно-восстановительных работ (при ликвидации чрезвычайной ситуации) в многоквартирном жилом <адрес>, которым не предусмотрены работы по ремонту систем электроснабжения дома, но при проведении демонтажа аварийных плит перекрытия второго этажа были демонтированы сети электроснабжения квартир второго этажа расположенные в указанных плитах, пришёл к выводу о том, что администрация Лесозаводского городского округа обязана организовать работы по ремонту и восстановлению электроснабжения в указанном многоквартирном жилом доме.

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда согласилась с выводами суда первой инстанции, указав, что они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства.

Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции также не находит оснований не согласиться с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанции.

Правильно применив к возникшим правоотношениям приведенные нормы, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, обоснованно исходил из того, что 04.06.2020 между администрацией Лесозаводского городского округа и ООО «Строй-Сервис» заключён муниципальный контракт № на проведении неотложных аварийно-восстановительных работ (при ликвидации чрезвычайной ситуации) в многоквартирном жилом <адрес>. Как следует из технического заключения (приложение 1 к муниципальному контракту), работы по ремонту систем электроснабжения в указанном доме контрактом не предусмотрены, в техническое заключение не внесены.

В ходе выполнения муниципального контракта при проведении демонтажа аварийных плит перекрытия второго этажа было установлено, что сети электроснабжения квартир второго этажа расположены в указанных плитах, в связи с чем сети электроснабжения были демонтированы вместе с плитами.

Вместе с тем, согласно условиям муниципального контракта администрация Лесозаводского городского округа являлась заказчиком выполнения неотложных аварийно-восстановительных работ (при ликвидации чрезвычайной ситуации) в многоквартирном жилом <адрес> по улю Березовая в г. Лесозаводске и приняла на себя функции по контролю проведения данных работ, в том числе осуществлению контроля за деятельностью подрядной организации.

Доказательств того, что работы по ремонту и восстановлению сети электроснабжения после её повреждения были проведены, не представлено, меры по ремонту и восстановлению сети электроснабжения в доме не организованы, нарушения не устранены, в связи с чем суды пришли к правомерному выводу, что указанная обязанность должна быть возложена на администрацию Лесозаводского городского округа.

Вопреки доводам кассационной жалобы, все юридически значимые обстоятельства были установлены судами первой и апелляционной инстанции, при этом суды, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о наличии правовых оснований для возложения на администрацию Лесозаводского городского округа обязанности по ремонту и восстановлению сети электроснабжения <адрес> <адрес>. Судами при определении надлежащего ответчика по иску и необходимого объема работ, были учтены все обстоятельства дела, в судебных актах приведены мотивы в обоснование принятого решения. Судами правильно истолкованы и применены к спорным отношениям нормы закона, подлежащего применению.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судами норм материального и процессуального права, фактически сводятся к переоценке доказательств по делу.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.

Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Лесозаводского районного суда Приморского края от 13 декабря 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 25 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Лесозаводского городского округа – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-5688/2024 [88-6224/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Лесозаводский межрайонный прокурор
Ответчики
ООО "Строй-Сервис"
Администрация Лесозаводского ГО
Другие
Маковецкая Оксана Ивановна
Маковецкий Игорь Викторович
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
9kas.sudrf.ru
01.08.2024Судебное заседание
01.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее