№ 2 – 3483 / 2017 г.(публиковать)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 декабря 2017 года.
Первомайский районный суд г.Ижевска в составе:
председательствующего судьи Обуховой М.А.,
при секретаре – Булдаковой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Устиновского района г. Ижевска, в интересах неопределенного круга лиц к Орлову С.А. о понуждении к прохождению медицинских осмотров в целях выявления туберкулеза,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Устиновского района г. Ижевска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Орлову С.А. о понуждении к прохождению медицинского осмотра. Исковые требования мотивированы тем, что ответчик, освободившись из мест лишения свободы, уклоняется в нарушение требований закона от прохождения профилактических медицинских осмотров в целях предупреждения распространения <данные скрыты>. Тем самым подвергает опасности жизнь и здоровье других граждан. Просит обязать Орлова С.А. проходить профилактические медицинские осмотры в целях выявления <данные скрыты> 2 раза в год в течение первых двух лет после освобождения из исправительного учреждения.
В судебном заседании поставлен вопрос о прекращении производства по делу, поскольку дело не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, указанное заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.
Представитель истца – помощник прокурора Устиновского района г. Ижевска не возражал против прекращения производства по делу.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика, извещенного о дате и времени судебного заседания надлежащим образом.
Суд, изучив и исследовав материалы гражданского дела, приходит к выводу о необходимости прекращения производства по делу ввиду следующего.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 22 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суды рассматривают и разрешают в том числе исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела), связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 Кодекса).
Согласно абзацам четвертому, пятому пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Как следует из положений подраздела 3 раздела I Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об охране здоровья граждан в РФ», право на охрану здоровья, являющееся предметом спора по рассматриваемому делу, не отнесено к числу имущественных (гражданских) прав. Такое право не обладает оборотоспособностью, и совершение гражданско-правовых сделок в отношении его невозможно.
Регулируемые Федеральным законом «Об охране здоровья граждан РФ» общественные отношения, связанные с охраной здоровья граждан, профилактики социально значимых заболеваний, регулируемые Федеральным законом от 18.06.2001 г. №77-ФЗ «О предупреждении распространения <данные скрыты> в Российской Федерации» отношения, связанные с профилактическим обследованием в целях выявления <данные скрыты> в РФ, не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
Принятие и исполнение решения обязать проходить медицинские осмотры предполагают реализацию публично-властных полномочий по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к лицу, в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства.
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Обращаясь в суд с требованием о понуждении к прохождению медицинского осмотра, прокурор реализует принадлежащие ему публичные (публично-властные) полномочия в отношении физического лица. В свою очередь, при рассмотрении и разрешении таких требований прокурора суд осуществляет судебный контроль за соблюдением прав гражданина, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
Как следует из частей 1, 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также правовой позиции, изложенной в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», обязательный судебный контроль за законностью и обоснованностью реализации указанных полномочий осуществляется судами в порядке административного судопроизводства.
Таким образом, требования Прокурора Устиновского района г. Ижевска, в интересах неопределенного круга лиц к Орлову С.А. о понуждении к прохождению медицинского осмотра, не подлежат рассмотрению и разрешению в порядке искового судопроизводства по гражданскому делу, поскольку законодателем предусмотрен иной порядок их рассмотрения - порядок административного судопроизводства.
В соответствии с ч.1 ст.134, ст.220 ГПК РФ, суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 134, 220 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Производство по гражданскому делу по исковому заявлению Прокурора Устиновского района г. Ижевска, в интересах неопределенного круга лиц к Орлову С.А. о понуждении к прохождению медицинских осмотров в целях выявления туберкулеза – прекратить.
Определение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики (через Первомайский районный суд г. Ижевска) в течение 15 дней.
Судья : М.А. Обухова