ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 33-7623/2023 председательствующий судья суда первой инстанции Тедеева Е.А.
(№2-299/2023) УИД 91RS0017-01-2023-000432-07
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 августа 2023 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Морозко О.Р.
судей Любобратцевой Н.И.
Готовкиной Т.С.
при секретаре Затонском М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тяк Оксаны Анатольевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным и отмене решения, понуждении осуществить определенные действия,
по апелляционной жалобе представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 31 мая 2023 года.
УСТАНОВИЛА:
Истец Тяк О.А. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании незаконным и отмене решения отдела установления пенсий с учетом специального стажа № Управления установления пенсий Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ №, возложении на ответчика обязанности включить в стаж для назначения страховой пенсии по старости период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя, курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, нерабочие (праздничные) дни, установленные органами государственной власти Республики ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ
Исковые требования мотивированы тем, что при обращении истца к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей более 25 лет, ей было отказано в назначении указанной пенсии, ввиду отсутствия необходимой продолжительности специального стажа, при этом, из подсчета стажа были исключены в том числе оспариваемые периоды работы и иной деятельности. Полагая решения ответчика незаконными, Тяк О.А. обратилась с настоящим иском в суд.
Решением Раздольненского районного суда Республики Крым от 31 мая 2023 года иск Тяк О.А. удовлетворен частично. Признано незаконным и отменено решение отдела установления пенсий с учетом специального стажа №2 Управления установления пенсий Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым от 14.09.2022 №189986/22 об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях». На ответчика возложена обязанность включить в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии периода работы с 01.01.2015 по 24.04.2016 в должности учителя, курсы повышения квалификации с 18.09.2017 по 22.09.2017, с 16.05.2018 по 18.05.2018, с 11.03.2020 по 17.03.2020, с 23.03.2020 по 27.03.2020, нерабочие (праздничные) дни, установленные органами государственной власти Республики Крым 12.09.2016, 20.03.2017, 17.04.2017, 05.06.2017, 26.06.2017, 04.09.2017, 19.03.2018, 09.04.2018, 28.05.2018, 15.06.2018, 21.08.2018, 18.03.2019, 29.04.2019, 04.06.2019, 17.06.2019, 12.08.2019, 18.03.2020, 20.04.2020, 25.05.2020, 08.06.2020, 31.07.2020, 18.03.2021, 14.05.2021, 21.06.2021, 20.07.2021, 18.03.2022, 25.04.2022. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, представитель ответчика подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, указывая на отсутствие оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку в Списке №781 такое образовательное учреждение как школа-детский сад не поименовано, в уставных документах указанного образовательного учреждения сведения о структурных подразделениях отсутствуют, основания для включения периодов нахождения на курсах повышения квалификации и региональных праздников отсутствуют, необходимая продолжительность стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости отсутствует, а с учетом включения оспариваемых периодов право на назначение пенсии наступит только 22.01.2024.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили.
В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с частью второй этой же статьи Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения содержались в подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 01.01.2015 г.
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту - Список N 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно (далее по тексту - Список N 1067);
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно (далее по тексту - Список N463);
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года (далее по тексту - Перечень N 1397).
Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Тяк О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась к ответчику с заявлением от 26.05.2022 о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п. 1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ.
Решением ответчика от 14.09.2022 №189986/22 Тяк О.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии, в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа.
Ответчиком не зачтен период работы Тяк О.А. в МБОУ «Орловская средняя общеобразовательная школа-детский сад» с 01.01.2015 по 24.04.2016, поскольку наименование учебного заведения не предусмотрено Перечнем учреждений образования и должностей, работа на которых дает право на пенсию по выслуге лет, кроме того не включены курсы повышения квалификации с 11.03.2020 по 17.03.2020, с 23.03.2020 по 27.03.2020, ввиду отсутствия информации о сохранении заработной платы, нерабочие (праздничные) дни, установленные органами государственной власти Республики Крым 12.09.2016, 20.03.2017, 17.04.2017, 05.06.2017, 26.06.2017, 04.09.2017, 19.03.2018, 09.04.2018, 28.05.2018, 15.06.2018, 21.08.2018, 18.03.2019, 29.04.2019, 04.06.2019, 17.06.2019, 12.08.2019, 18.03.2020, 20.04.2020, 25.05.2020, 08.06.2020, 31.07.2020, 18.03.2021, 14.05.2021, 21.06.2021, 20.07.2021, 18.03.2022, 25.04.2022.
Стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, согласно решению пенсионного органа составил 24 года 10 месяцев 24 дня при необходимых 25 годах.
Разрешая спор и удовлетворяя частично исковые требования, суд обоснованно пришел к выводу, что отказ Отдела установления пенсий с учетом специального стажа №2 Управления установления пенсий Государственного Учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации Республики Крым №189986/22 от 14.09.2022 является незаконным.
В соответствии с п. 11 Постановления Правительства РФ №1015 от 02.10.2014 «Об утверждении правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).
Спорные периоды работы указаны в трудовой книжке серии АМ № на имя ФИО12 (до ФИО13), согласно которой с 01.01.2015 истец (фамилия изменена на ФИО1 после обращения в пенсионный орган) принята на работу в МБОУ «Орловская средняя общеобразовательная школа-детский сад» <адрес> Республики ФИО4 на должность учителя русского языка и литературы, где работает по настоящее время (л.д. 92-94).
Согласно п. 19 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 г., страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждении для детей, независимо от их возраста, в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, а также Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее правила).
В стаж работы засчитывается в порядке, предусмотренном настоящими правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
При этом работа в должностях, указанных в п. 1 раздела «Наименование должностей» списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в п. 1.1-1.14 раздела «Наименования учреждений» списка, в учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименования учреждений» списка.
В п.п. 1.1 и 1.8 Списка раздел «Наименование учреждения», в разделе общеобразовательные учреждения указаны школы всех наименований в п.1 Списка, раздел «Наименование должностей», указан учитель.
В соответствии с конституционно-правовой позицией, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации N 197-О от 18 июня 2004 г. и N 81-О от 4 марта 2004 г., возможно установление тождественности должностей и учреждений, с учетом работы в которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, и которые предусмотрены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, и аналогичных должностей и учреждений (организаций), имевших ранее иные наименования, а также тождественности выполняемой педагогической работы.
Согласно справке, выданной Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Орловская средняя общеобразовательная школа-детский сад» Раздольненского района Республики Крым № 04-05/439 от 27.06.2022 года, Ершова О.А. работает в должности учителя русского языка и литературы в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Орловская средняя общеобразовательная школа-детский сад» с 01.01.2015 года по настоящее время с выполнением нормы рабочего времени, установленной за полную ставку заработной платы (должностного оклада) (л.д. 48-49).
Также в справке №04-05/436 от 27.06.2022 (л.д. 46) имеются сведения о переименовании общеобразовательного учреждения, где на основании решения 25 сессии 4 созыва Раздольненского районного совета от 15.12.2004 года Орловская средняя школа с декабря 2004 года переименована в Орловскую общеобразовательную школу I-III ступеней Раздольненского районного совета АР Крым; с июля 2009 года в Коммунальную организацию (учреждение, заведение) «Орловская общеобразовательная школа I-III ступеней» Раздольненского районного совета АР Крым, с 01.01.2015 года МБОУ «Орловская средняя общеобразовательная школа-детский сад» Раздольненского района Республики Крым.
В соответствии с п.п.2.1 раздела 2 Устава Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Орловская средняя общеобразовательная школа - детский сад», предметом деятельности образовательного учреждения является образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, присмотр и уход за детьми.
Положения ст. 6 (ч. 2), ст. 15 (ч. 4), ст. 17 (ч. 1), ст. ст. 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Закрепляя права, социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений, законодатель не связывает возможность их реализации с организационно-правовыми формами образовательных учреждений.
Действие законодательства РФ в области образования распространяется на все образовательные учреждения, на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовой формы.
Как отметил Конституционный Суд РФ в определении от 24.11.2016 N 2386-О, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (с 1 января 2015 года - страховую пенсию по старости) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение указанной пенсии связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях. По этому признаку законодатель выделяет педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Положения п. 14 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п.10 п.1 ст.28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 направлены на конкретизацию механизма реализации закрепленного в названной норме Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ "О страховых пенсиях" права на досрочное пенсионное обеспечение по старости, предоставленное законодателем только тем лицам, чья педагогическая деятельность осуществляется в учреждениях для детей, то есть в учреждениях, основной контингент обучающихся в которых составляют лица в возрасте до 18 лет (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2005 года N 278-О).
При этом, устанавливая указанный механизм, законодатель в императивном порядке связывает его реализацию с выполнением условия обучения в учебных учреждениях не менее 50% детей в возрасте до 18 лет. Учитывая отсутствие доказательств того, что образовательным учреждением, в котором был трудоустроен истец в оспариваемый период, реализуются образовательные программы в отношении иного контингента, нежели предусмотрено указанными Правилами, а также принимая во внимание установленные Уставом цели деятельности образовательного учреждения, выполняемая истцом трудовая функция не противоречила перечисленным нормативным положениям, в связи с чем, судом первой инстанции правомерно включен период работы Тяк О.А. учителем русского языка и литературы МБОУ «Орловская общеобразовательная школа-детский сад» в специальный педагогический стаж.
Так же судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции в части включения в специальный стаж курсов повышения квалификации с 18.09.2017 по 22.09.2017, с 16.05.2018 по 18.05.2018, с 11.03.2020 по 17.03.2020, с 23.03.2020 по 27.03.2020, исходя из следующего.
Из представленных в материалы дела работодателем приказов установлено, что Ершова О.А. направлялась работодателем на курсы повышения квалификации в указанные периоды (л.д.35-37).
В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Обязанность по прохождению курсов повышения квалификации была предусмотрена абзацем 5 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", действовавшего до 01.09.2013, а после этой даты - ст. ст. 46, 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
В связи с этим прохождение обучения на курсах повышения квалификации должно расцениваться как продолжение профессиональной деятельности истца и включаться в её специальный стаж наравне с периодами непосредственного исполнения трудовых обязанностей.
Также суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в части зачета в специальный стаж нерабочих праздничных дней, поскольку издание нормативных правовых актов о нерабочих праздничных днях, исходя из особенностей и традиций того или иного субъекта Российской Федерации, не противоречит федеральному законодательству о нерабочих праздничных днях.
Государственным Советом Республики Крым 24.12.2014 года был введен в действие Закон Республики Крым от 29 декабря 2014 года N 55-ЗРК/2014 "О праздниках и памятных датах в Республике Крым".
Нерабочие праздничные дни, которые не были включены ответчиком в специальный стаж, были предусмотрены Указами Главы Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 29 декабря 2014 года N 55-ЗРК/2014 "О праздниках и памятных датах в Республике Крым".
Периоды, не подлежащие включению в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, определены п. 9 Правил N 516 от 11 июля 2002 года, который не предусматривает возможность исключения из специального (в данном случае педагогического) стажа нерабочих праздничных дней. Таким образом, действующее правовое регулирование не содержит запрета на включение указанных выше нерабочих праздничных дней в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с чем, нерабочие праздничные дни подлежат включению в специальный (педагогический) стаж истца.
Согласно ч. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии с положениями части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Приложением 7 к Федеральному закону «О страховых пенсиях» предусмотрено, что если право на страховую пенсию по старости возникает в 2020 году, то срок назначения пенсии наступает не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Согласно части 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Согласно учтенного пенсионным органом при оценке пенсионных прав истца стажа и с учетом периодов работы включенных судом первой инстанции, продолжительность специального стажа, необходимая для назначения досрочной пенсии (25 лет), наступила 22.01.2021.
В силу положений ч. 3 ст. 10 Федерального закона N 350-ФЗ истец приобрел право на назначение досрочной пенсии с 22.01.2024 года (22.01.2021 + 24 мес.).
В связи с этим основания для назначения истцу досрочной пенсии с 26.05.2022 года отсутствуют, решение суда в указанной части является законным и обоснованным и отмене также не подлежит.
При вынесении решения судом первой инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального права, норм процессуального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и подтверждаются доказательствами, исследованными в судебном заседании, а поэтому оснований к отмене решения суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда, не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь статьей 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 31 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий О.Р. Морозко
Судьи Н.И. Любобратцева
Т.С. Готовкина