Решение по делу № 3а-155/2021 от 16.12.2020

Дело № 3а-155/2021

22OS0000-01-2020-001175-90

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 февраля 2021 года г. Барнаул

Алтайский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Солод Ю.А.,

при секретаре Кимяевой Н.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Фисенко Ю. В. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

Фисенко Ю.В. обратился в суд с административным иском к Правительству Алтайского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, об установлении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в 138 м. северо-западнее железнодорожного переезда по <адрес>, с кадастровым номером ***, площадью 2078 кв.м., в размере равной его рыночной стоимости.

Административные исковые требования мотивированы тем, что кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу на праве аренды земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость и это подтверждается отчетом об оценке. Данное обстоятельство нарушает права административного истца, так как кадастровая стоимость влияет на размер подлежащих уплате арендных платежей. Ссылаясь на положения Земельного кодекса Российской Федерации, Фисенко Ю.В. просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости.

В ходе судебного разбирательства, с согласия представителя административного истца, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Алтайскому краю исключено из числа лиц, участвующих в деле и привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

Представитель административного истца Горина И.В. в судебном заседании просила административные исковые требования удовлетворить по доводам, изложенным в административном иске, а также восстановить срок для обращения в суд с указанными требованиями.

Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, для участия в рассмотрении дела не явились, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.

Представитель Правительства Алтайского края – Бубнов О.А. в письменном отзыве указал, что оспариваемая кадастровая стоимость является архивной, административным истцом пропущен срок для обращения в суд.

В письменном отзыве представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Алтайскому краю Пеньков А.А. указал, что на основании Приказа Управления имущественных отношений Алтайского края от 10 сентября 2020 №70 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о новой кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Руководствуясь требованиями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.

Выслушав представителя административного истца, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено определение налоговой базы в отношении земельного участка как его кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

На основании абзаца 1статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

При рассмотрении административного дела на основании договора аренды земельного участка от 04 сентября 2015 года №9476 и дополнительных соглашений к договору от 15 декабря 2016 года, 01 июня 2019 года, 06 мая 2020 года, судом установлено, что Фисенко Ю.В. является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в 138 м. северо-западнее железнодорожного переезда по <адрес>, с кадастровым номером ***, площадью 2078 кв.м.

Следовательно, установление в отношении данного объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости имеет правовое значение для административного истца.

Из постановления Администрации Алтайского края от 23 ноября 2015 года № 472 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края» следует, что кадастровая стоимость находящегося в собственности административного истца земельного участка установлена по результатам проведенной в Алтайском крае массовой оценки земель в размере 6 440 428 руб. 52 коп. Согласно Выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 11 декабря 2020 года датой определения кадастровой стоимости принадлежащего административному истцу земельного участка являлось 01 января 2015 года, датой внесения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости - 06 декабря 2015 года (л.д. 10).

Приказом Управления имущественных отношений Алтайского края от 10 сентября 2020 №70 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Алтайского края, в том числе, кадастровой стоимости земельных участков категории земель населенных пунктов, расположенных на территории Алтайского края. Приказ вступил в силу 12 октября 2020 года, с датой начала применения 01 января 2021 года.

Таким образом, оспариваемая кадастровая стоимость является архивной.

В силу пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.

Поскольку архивная кадастровая стоимость подлежит применению для исчисления земельного налога, то установление в отношении земельного участка архивной кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости имеет правовое значение для административного истца.

Из материалов административного дела следует, что административным истцом соблюден досудебный порядок урегулирования спора путем обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Алтайскому краю, решением которой от 18 ноября 2020 года № 21 отказано в рассмотрении заявления Фисенко Ю.В.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Положениями абзаца 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В подтверждение рыночной стоимости названного земельного участка административный истец с соблюдением требований абзаца 16 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» представил отчет об оценке № 142-10.20, составленный 30 октября 2020 года ООО «Оценка плюс», согласно которому рыночная стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Рубцовск, в 138 м. северо-западнее железнодорожного переезда по ул. Сельмашская, с кадастровым номером ***, площадью 2078 кв.м., по состоянию на 01 января 2015 года составляет 2 373 000 руб. (л.д. 11 - 65).

Исследовав отчет об оценке, суд приходит к выводу о том, что он соответствует требованиям названного закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности и может быть принят в качестве допустимого доказательства, подтверждающего достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости земельного участка.

Представленный отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований и необходимыми специальными познаниями, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости вышеназванного объекта недвижимости, а указанные в отчете цели и задачи проведения оценки не допускают их неоднозначного толкования - определение рыночной стоимости объекта оценки. При этом в отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить применяемые оценщиком сведения.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов оценщика, поскольку они мотивированны, ясны, обоснованы исследованными специалистом обстоятельствами и не содержат противоречий.

В силу статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В данном случае оценка рыночной стоимости произведена индивидуально для конкретного земельного участка. При этом лицами, участвующими в деле, не представлено доказательств, опровергающих изложенные в отчете выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости земельного участка, в связи с чем у суда отсутствуют основания для непринятия итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, указанной в отчете.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости подлежит удовлетворению, а размер такой стоимости следует указать в соответствии с отчетом об оценке.

Учитывая, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано Фисенко Ю.В. 11 декабря 2020 года, срок, предусмотренный частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, им пропущен.

Между тем, в соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости, предусмотренный частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, может быть восстановлен.

На дату рассмотрения административного дела сведения о кадастровой стоимости на 01 января 2015 года являются актуальными на основании статьи 18 Федерального закона «О государственной кадастровой оценки», поскольку утвержденная приказом от 10 сентября 2020 года №70 кадастровая стоимость земельного участка на 01 января 2020 года применяется при ее внесении в Единый государственный реестр недвижимости с 01 января 2021 года. Таким образом, суд считает возможным восстановить административному истцу срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка.

Согласно разъяснениям пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" суд указывает в резолютивной части решения дату подачи административным истцом заявления об изменении кадастровой стоимости, которой в данном случае является дата обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Алтайскому краю, - 17 ноября 2020 года.

Руководствуясь статьями 175 - 180 и 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования Фисенко Ю. В. удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в 138 м. северо-западнее железнодорожного переезда по <адрес>, с кадастровым номером ***, по состоянию на 01 января 2015 года, в равном его рыночной стоимости размере 2 373 000 рублей с периодом действия до 31 декабря 2020 года включительно.

Датой обращения Фисенко Ю. В. с заявлением об изменении кадастровой стоимости земельного участка считать 17 ноября 2020 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба через Алтайский краевой суд в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Ю.А. Солод

Мотивированное решение изготовлено 12 февраля 2021 года.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

3а-155/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Фисенко Юрий Владимирович
Ответчики
Правительство Алтайского края
Управление Росреестра по Алтайскому краю
Другие
Администрация г. Рубцовска
Горина Ирина Валерьевна
ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Алтайскому краю
Суд
Алтайский краевой суд
Судья
Солод Юлия Анатольевна
Дело на сайте суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
16.12.2020Регистрация административного искового заявления
16.12.2020Передача материалов судье
19.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
19.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.01.2021Судебное заседание
11.02.2021Судебное заседание
12.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.03.2021Дело оформлено
31.03.2021Дело передано в архив
11.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее