Дело № 2а-1733/2020 74RS0017-01-2020-002597-97
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
15 июля 2020 года город Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Шевяковой Ю.С.,
при секретаре Валиахметовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по Челябинской области к Клещёву Сергею Александровичу о взыскании налога,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Межрайонная Рнспекция Федеральной налоговой службы в„– 21 РїРѕ Челябинской области (далее - Межрайонная РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 21 РїРѕ Челябинской области) обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением Рє Клещёву РЎ.Рђ. Рѕ взыскании задолженности РїРѕ транспортному налогу РІ СЃСѓРјРјРµ 2032 рублей.
Р’ обоснование заявленных требований Межрайонная РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 21 РїРѕ Челябинской области сослалась РЅР° то, что Клещёв РЎ.Рђ. РІ 2014 РіРѕРґСѓ являлся собственником легкового автомобиля В«<данные изъяты>В», государственный регистрационный знак в„– РіСЂСѓР·РѕРІРѕРіРѕ автомобиля В«<данные изъяты>В», государственный регистрационный знак в„–, признаваемых объектами налогообложения. Административный ответчик обязанность РїРѕ уплате налога должным образом РЅРµ исполняет: РїРѕ требованию РѕР± уплате налога, СЃР±РѕСЂР°, пени, штрафа, процентов в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, направленному должнику, оплата РЅРµ произведена. Документы, подтверждающие начисление Клещёву РЎ.Рђ. налогов, налоговым органом уничтожены РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ истечением СЃСЂРѕРєР° хранения, возможность РёС… предоставления РІ СЃСѓРґ отсутствует. Рљ РјРёСЂРѕРІРѕРјСѓ СЃСѓРґСЊРµ СЃ заявлением Рѕ вынесении судебного приказа Рѕ взыскании СЃ должника задолженности налоговый орган РЅРµ обращался РїРѕ причине отсутствия подтверждающих документов. РџСЂРѕСЃРёС‚ восстановить СЃСЂРѕРє подачи заявления.
Представитель административного истца Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 21 РїРѕ Челябинской области РІ судебное заседание РЅРµ явился, Рѕ времени Рё месте рассмотрения дела извещен СЃСѓРґРѕРј надлежащим образом (Р».Рґ.20).
Административный ответчик Клещёв С.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом (л.д. 22).
Согласно части 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.
В силу части 2 статьи 289 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие сторон по доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Рсследовав материалы дела, СЃСѓРґ считает требования Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 21 РїРѕ Челябинской области РЅРµ подлежащими удовлетворению РїРѕ следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность налогоплательщика самостоятельно уплачивать установленные законом налоги закреплена пунктом 1 части 1 статьи 23 и статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – Налоговый кодекс РФ).
Согласно пункту 2 статьи 52 Налогового кодекса РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации (пункт 3 статьи 52 Налогового кодекса РФ).
Статьей 69 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
РР· содержания административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления следует, что Клещёву РЎ.Рђ. РІ 2014 РіРѕРґСѓ принадлежали легковой автомобиль <данные изъяты>В», государственный регистрационный знак в„–, РіСЂСѓР·РѕРІРѕР№ автомобиль В«<данные изъяты>В», государственный регистрационный знак в„–, признаваемые объектами налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 363 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Статей 75 Налогового кодекса РФ определено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1).
В порядке статьи 52 Налогового кодекса РФ налогоплательщику Клещёву С.А. направлялось налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о начислении за 2014 год транспортного налога в размере 2032 рублей, с установлением срока его уплаты – не позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9).
Свою обязанность по уплате налога административный ответчик своевременно не исполнил.
В соответствии с требованиями статей 69, 70 Налогового кодекса РФ налоговым органом в адрес Клещёва С.А. было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ задолженности по транспортному налогу в сумме 4168 рублей, пени в сумме 27 рублей 79 копеек (л.д.8).
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 2 указанной нормы заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В рассматриваемом случае установленный частью 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ срок обращения в суд с заявлением о взыскании с Клещёва С.А. недоимки по транспортному налогу за 2014 год истек ДД.ММ.ГГГГ, поскольку согласно требованию № от ДД.ММ.ГГГГ, срок его исполнения был установлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).
Административный истец обратился РІ Златоустовский РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ СЃСѓРґ Челябинской области СЃ данным административным исковым заявлением ДД.РњРњ.ГГГГ, то есть СЃ РїСЂРѕРїСѓСЃРєРѕРј установленного законом СЃСЂРѕРєР° для обращения РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј. Рљ РјРёСЂРѕРІРѕРјСѓ СЃСѓРґСЊРµ СЃ заявлением Рѕ вынесении судебного приказа Рѕ взыскании СЃ Клещёва РЎ.Рђ. задолженности РїРѕ транспортному налогу Межрайонная РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 21 РїРѕ Челябинской области РЅРµ обращалась РїРѕ причине отсутствия подтверждающих документов.
Административный истец просит восстановить срок подачи заявления в суд, указывая на то, что в процессе подготовки документов для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении налогоплательщика произошел технический сбой, что привело к невозможности направления документов в установленный срок.
Суд полагает, что указанные административным истцом обстоятельства не могут расцениваться как уважительные причины пропуска срока для взыскания задолженности по налогам в судебном порядке, поскольку налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08 февраля 2007 года № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17Налогового кодекса РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично - правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для восстановления административному истцу срока обращения в суд с иском и, как следствие, для удовлетворения заявленных требований о взыскании с административного ответчика сумм недоимки по транспортному налогу за 2014 год.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШРР›:
Р’ удовлетворении исковых требований Межрайонной Рнспекции Федеральной налоговой службы Р РѕСЃСЃРёРё в„– 21 РїРѕ Челябинской области Рє Клещёву Сергею Александровичу Рѕ взыскании задолженности РїРѕ транспортному налогу Р·Р° 2014 РіРѕРґ РІ размере 2032 рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Златоустовский городской суд.
Председательствующий Ю.С. Шевякова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.