Гражданское дело №
04RS0№-77
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 19 марта 2021 года
Баргузинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Сандаковой С.Ц.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ф.А.В. к Отд. МВД России по <адрес>, Министерству финансов Республики Бурятия о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, Ф.А.В. просит взыскать с Отд. МВД России по <адрес>, Министерства финансов РБ компенсацию морального вреда в размере 500 тыс. руб.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ он был задержан по уголовному делу, в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ г. его постоянно этапировали из <данные изъяты> ИВС в СИЗО-1 <адрес>, при этом каких-либо следственных, судебных действий не проводили, приезжали в вечернее время, вход в камеры занимал 3-4 часа, ехал 500 км в а/м УАЗ в кабине размером 1,5*0,9 м в сидячем положении, без вентиляции, также обращался в <данные изъяты> и <данные изъяты> ЦРБ.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство внутренних дел по РБ.
Истец Ф.А.В., участие которого в судебном заседании обеспечено посредством использования систем видеоконференцсвязи, в судебном заседании иск поддержал по тем доводам, которые в нем изложены. Просил исковые требования удовлетворить.
Ответчик Отд. МВД России по <адрес> о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, представителя не направили. В возражениях на исковое заявление, просили в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица МВД по РБ ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что истец не представил суду доказательств, указывающих на ухудшение его здоровья, а также доказательств о наличии вины ответчика. Находясь в ИВС в указанный им период, он не обращался за защитой своих прав. Обстоятельства, которые бы свидетельствовали о том, что в период конвоирования либо содержания истца в ИВС, он испытывал физические и нравственные страдания, не установлены. Условия конвоирования и содержания истца в ИВС соответствовали нормам действовавшего в тот период законодательства, и не могли привести к нравственным и душевным страданиям ФИО8, а также его унижению. Просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Ответчик Министерство финансов РБ о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в заявлении просили о рассмотрении дела в их отсутствии.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст.53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в том числе требования к помещениям, где они содержатся, регламентированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее – Закон).
Данным Законом установлено, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами РФ и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (ст.4); в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (ст.15); лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан.
Согласно ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Для наступления деликтной ответственности, являющейся видом гражданско-правовой ответственности, необходимо наличие состава правонарушения, включающего: а) наступление вреда; б) противоправность поведения причинителя вреда; в) причинную связь между двумя первыми элементами и г) вину причинителя вреда. Перечисленные основания признаются общими, поскольку для возникновения деликтного обязательства их наличие требуется во всех случаях, если иное не установлено законом.
Ст.151 ГК РФ предусматривает, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу положений ст.150 ГК РФ к нематериальным благам относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Исковые требования Ф.А.В. о взыскании компенсации морального вреда в числе прочих мотивированы тем обстоятельством, что моральный вред причинен ему в результате его постоянного этапирования без проведения каких-либо следственных, судебных действий.
Судом установлено, что Ф.А.В. содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РБ в период с сентября 2014 г. до октября 2015 г. по уголовному делу №.
В период содержания в условиях изоляции Ф.А.В. неоднократно этапировался из СИЗО-1 <адрес> в ИВС МО МВД РФ «Баргузинский» в <адрес>, а также в ИВС МО МВД РФ «Баргузинский» в <адрес>, о чем представлены путевые журналы, журналы постовой ведомости конвоя.
ПриказомМВД России № от ДД.ММ.ГГГГ межмуниципальный отделМВД России«Баргузинский» реорганизован в два отделения – отдел МВД по<адрес>и отделение МВД по <адрес>.
Постановлением Баргузинского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Ф.А.В., обвиняемого в совершении преступлений по ст.ст.158 ч.3 п. «а», 131 ч.1, 158 ч.3 п. «а», 131 ч.1 УК РФ, избрана мера пресечения в виде заключения под стражу на срок предварительного расследования. В дальнейшем срок содержания под стражей обвиняемого Ф.А.В. продлялся в установленном законом порядке постановлениями суда от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Так, из представленных О МВД России по <адрес> по запросу суда журналов видно, что ФИО8 содержался в ИВС МО МВД РФ «<данные изъяты>» в периоды: с ДД.ММ.ГГГГ – по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ – по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ – по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ – по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ – по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ – по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ – по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ – по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ответу на судебный запрос врио начальника Отд. МВД России по <адрес> ФИО4, срок хранения путевых журналов конвоирования подозреваемых и обвиняемых составляет 5 лет, в связи с чем, журналы уничтожены, срок хранения записей видеонаблюдения составляет 1 месяц, записи предоставить невозможно.
В производство Баргузинского районного суда РБ уголовное дело в отношении Ф.А.В., обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст.158 ч.3 п. «а», 131 ч.1, 158 ч.3 п. «а», 131 ч.1 УК РФ, поступило ДД.ММ.ГГГГ, ему присвоен №. Приговором от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 осужден по ст.ст.158 ч.3 п. «а», 131 ч.1, 158 ч.3 п. «а», 131 ч.1 УК РФ, на основании ст.69 ч.3 УК РФ к 6 годам лишения свободы. На основании п. «в» ч.7 ст.79, ст.70 УК РФ окончательно назначено к 7 годам лишения свободы. Приговор в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из материалов уголовного дела №,по делу проведено 11 судебных заседаний с участием подсудимого Ф.А.В. – ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в отношении Ф.А.В. провозглашен обвинительный приговор.
Таким образом, из материалов уголовного дела следует, что ФИО8 неоднократно доставлялся в суд для участия в судебных заседаниях в связи с необходимостью продления сроков содержания под стражей, а также в ходе судебного разбирательства уголовного дела. Фактов необоснованного этапирования судом не установлено.
Доводы ФИО8 о его транспортировке в неудобном положении, в ограниченном помещении также подлежат отклонению. В соответствии со стандартом отрасли ПР 7ДД.ММ.ГГГГ-2010 "Автомобили оперативно-служебные для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", принятым и введенном в действие ДД.ММ.ГГГГ, спецавтомобили изготавливаются на базе грузовых, легковых автомобилей, автофургонов, автобусов; предназначены для перевозки только сидящих людей, оборудованы системой отопления, вентиляцией, освещением, биотуалетами (более 7 человек спецконтингента) (пункты 4.3, 4.5, 5.4, 5.8., 5.9, 5.10); имеют одну или две общих камеры и одиночные камеры, оборудованные сидениями, длина многоместных сидений определяется из расчета не менее 45 см на одного человека, одноместного - не менее 42 см, минимальный размер одиночной камеры для спецконтингента составляет 50x65 см. Судом установлено, что служебные автомобили, в которых перевозился истец, соответствуют стандарту отрасли ПР 7ДД.ММ.ГГГГ-2010 «Автомобили оперативно-служебные для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Технические требования».
Доводы ФИО8 о том, что он подвергался жестокому обращению, физическому воздействию со стороны сотрудников ИВД ИВС Отд. МВД России по <адрес> ничем не подтверждены, доказательств истцом не представлено, судом не добыто.
Как следует из ответа ГБУЗ «Курумканская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ обращался за медицинской помощью путем вызова скорой помощи с диагнозом: межреберная невралгия, ИБС стенокардия под вопросом.
ГБУЗ «Баргузинская ЦРБ» не предоставили информацию об обращении ФИО8, поскольку согласно ответу и.о. главного врача ФИО6, срок хранения медицинских документов составляет 3 года, истек в 2018 г.
Тем самым, материалы дела не содержат бесспорных доказательств тех обстоятельств, что содержание Ф.А.В. в ИВС осуществлялось в ненадлежащих условиях в указанный им период, фактов нарушения неимущественных прав истца и причинения ему моральных и нравственных страданий действиями ответчика судом не установлено.
В силу ст.56 ГПК РФ обязанность доказать факт причинения вреда личным неимущественным правам и другим нематериальным благам, а также незаконность действий должностных лиц, в рассматриваемом случае возлагается на истца. Более того, как отмечено ранее, истец должен доказать наличие причинно-следственной связи между указанными им действиями и наступлением последствий в виде нравственных страданий. Однако, истцом суду таких доказательств не представлено, доводы истца изложенные в исковом заявлении не нашли своего подтверждения при рассмотрении судом настоящего дела. При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Изложенные выше доводы свидетельствуют о том, что требование осужденного о компенсации морального вреда является не обоснованным, поскольку в данной ситуации со стороны истца доказательств ненадлежащих условий содержания не представлено.
.На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ф.А.В. к Отд. МВД России по <адрес>, Министерству финансов Республики Бурятия о компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Баргузинский районный суд РБ.
Судья С.Ц. Сандакова