№ 2-2080/2024
УИД 61RS0003-01-2023-005216-48
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 июня 2024 года г. Ростов-на-Дону
Кировский районный суд города Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Молошникова В.Ю.,
при секретаре Лаврентьевой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковалева ФИО6 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области, третье лицо: УФНС России по Ростовской области о перерасчете пенсии,
установил:
Истец Ковалев В.А. обратился в суд с иском к ОСФР по Ростовской области о перерасчете пенсии, ссылаясь на то, что с 17.10.2019 является получателем страховой пенсии по старости. Размер пенсии составляет 9455,41 руб.
Истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости.
Однако истцу было отказано в перерасчете пенсии и кроме того не возвращен оригинал трудовой книжки.
06.06.2023 истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии и возврате трудовой книжки, однако истцу также было отказано в перерасчете пенсии.
Ответ из ОСФР по Ростовской области от 07.07.2023 был получен истцом в начале сентября 2023, то есть в нарушение срока, установленного ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Истец полагает, что ему неправильно производится расчет размера пенсии.
На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований, истец просил суд обязать ответчика произвести перерасчет страховой пенсии по старости с 17.10.2019 с учетом всех периодов трудовой деятельности, заработной платы и страховых взносов за период начиная с 1980 года; установить факт нарушения ответчиком порядка рассмотрения обращений граждан, предусмотренного ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»; обязать ответчика вернуть истцу оригинал трудовой книжки; взыскать судебные расходы.
Истец Ковалев В.А. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, за исключением требования о возврате оригинала трудовой книжки.
В судебное заседание представитель ответчика ОСФР по Ростовской области не явился, извещен надлежащим образом, представлены возражения на исковое заявление, из которого следует, что исковые требования не признают и просят отказать в удовлетворении иска.
В судебном заседании представитель третьего лица УФНС России по Ростовской области по доверенности Синельникова Ю.С., при вынесении решения полагалась на усмотрение суда.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав истца, представителя третьего лица, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1), гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1) относит определение условий и порядке реализации данного конституционного права, в том числе установление правил исчисления пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2015.
До 01.01.2015 основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.
Как следует из материалов дела, истец Ковалев В.А. с 09.10.2019 является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
Размер пенсии с даты ее назначения составлял 9531,66 руб.
Исходя из статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:
1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года;
2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии;
3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится: 1) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения; 2) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения. Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления о перерасчете размера страховой пенсии дает лицу, обратившемуся за перерасчетом размера страховой пенсии, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе.
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Таким образом, в силу действующего пенсионного законодательства перерасчет размера страховой пенсии носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления пенсионера, при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем.
06.06.2023 Ковалев В.А. обратился в ОСФР по Ростовской области по вопросу перерасчета размера пенсии и его обращение рассмотрено в порядке Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (л.д. 10-11).
ОСФР по Ростовской области Ковалеву В.А. дан ответ от 07.07.2023 № ИП-61-01/31622, в котором приведен расчет страховой пенсии по старости и его обоснование (л.д. 8-9).
Реализация права граждан Российской Федерации на страховые пенсии в настоящее время осуществляется, в частности, по правилам, закрепленным Федеральным законом «О страховых пенсиях», с момента вступления в силу которого (т.е. с 1 января 2015 года) Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» в части, не противоречащей ему (части 1 и 3 статьи 36).
Положения статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусматривающие правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав застрахованных лиц, относятся к нормам, регулирующим исчисление размера трудовых пенсий и подлежащим применению в целях определения размеров страховых пенсий.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с введением в действие указанного Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле: ПК = (РП - 450 рублей) x Т, где ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей 450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 г.; Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с указанным Федеральным законом.
Установленные названными законоположениями правила включают в себя несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц (пункты 3 и 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») как одного из обязательных элементов механизма конвертации ранее приобретенных пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал, предоставив самим застрахованным лицам право выбора наиболее выгодного для них варианта (пункт 2 указанной статьи). В частности, пункт 3 данной статьи предусматривает исчисление расчетного размера пенсии исходя из определенной в календарном порядке продолжительности общего трудового стажа с зачетом в него наряду с работой также некоторых иных периодов, к числу которых не отнесен период учебы в высших учебных заведениях. В пункте 4 этой же статьи установлена возможность исчисления расчетного размера пенсии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2001 года, - также исходя из продолжительности общего трудового стажа, в который включаются в том числе периоды обучения в высших учебных заведениях. Тем самым названные законоположения во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» обеспечивают учет интересов застрахованных лиц.
В случае отсутствия данных о волеизъявлении пенсионера оценка пенсионных прав производится пенсионным органом по более выгодному для застрахованного лица варианту.
Расчетный размер пенсии истцу определен в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по следующей формуле: РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;
из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 г. для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Размер страховой пенсии устанавливается в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ и зависит от индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК).
ИПК рассчитывается из пенсионных прав застрахованного лица, сформированных из продолжительности страхового стажа и заработка по состоянию на 01.01.2002 с учетом начисления и уплаченных в ПФР страховых взносов, поступивших на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица после 01.01.2015.
Стоимость одного пенсионного коэффициента устанавливается федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ размер страховой пенсии по старости определяется по формуле:
СПст=ИПК*СПК, где
СПст - размер страховой пенсии по старости; ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент,
СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.
При расчете суммы ИПК за периоды до 1 января 2015 года подсчитывается размер страховой части трудовой пенсии по нормам законодательства, действовавшего по состоянию на 31 декабря 2014 года, то есть исходя из стажа работы до 1 января 2002 года, коэффициента заработной платы, суммы валоризации за советский стаж работы до 01.01.1991 и пенсионного капитала, сформированного за счет страховых взносов за период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2014 года. При этом не учитываются фиксированный базовый размер и накопительная часть. Полученная сумма делится на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 года - 64,10 рубля.
К сумме полученных коэффициентов прибавляются пенсионные коэффициенты, заработанные после 1 января 2015 года.
Пунктом 3 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, предусмотрен перерасчет размера страховой пенсии в случае увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера с 1 августа каждого года.
Перерасчет размера страховой пенсии по старости, предусмотренный пунктом 3 части 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, осуществляется по формуле:
СПст = СПстп + (ИПKi / К / КН х СПК), где
СПст - размер страховой пенсии по старости;
СПстп - установленный размер страховой пенсии по старости по состоянию на 31 июля года, в котором производится соответствующий перерасчет;
ИПКi - индивидуальный пенсионный коэффициент по состоянию на 1 января года, в котором производится соответствующий перерасчет страховой пенсии по старости из суммы страховых взносов, не учтенных при исчислении размера страховой пенсии по старости;
СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого производится соответствующий перерасчет размера страховой пенсии по старости;
К - коэффициент, для исчисления размера страховой пенсии по старости равный 1;
КН - коэффициент, для исчисления размера страховой пенсии по старости равный 1.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона и корректировка размера страховой пенсии в соответствии с частями 1 и 3 ст. 5 настоящего Федерального закона с 1 февраля 2016 года не производятся пенсионерам, осуществлявшим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что страховая пенсия по старости Ковалеву В.А. была исчислена исходя из трудового стажа 24 года 3 месяца 27 дней (по состоянию на 01.01.2002), среднемесячного заработка за 2000-2001гг. (отношение заработков – 0,771) и страховых взносов, поступивших на индивидуальный лицевой счет после 01.01.2002, ИПК за период до 2015 года – 46,230, ИПК за периоды после 01.01.2015 – 1,010.
В связи с осуществлением Ковалевым В.А. трудовой деятельности, выплата пенсии производится без учета индексации, перерасчет его страховой пенсии производится в беззаявительном порядке с 1 августа каждого года, в связи с увеличением размера индивидуального пенсионного коэффициента исходя из суммы страховых взносов, уплаченных за него работодателем в СФР, которые не были учтены при назначении страховой пенсии.
По состоянию на 01.07.2023 размер пенсии с учетом индексации и ежегодных корректировок с учетом страховых взносов составляет 13522,40 руб. (к выплате как работающему пенсионеру 9503,65 руб.).
При этом суд учитывает, что в выписке из ИЛС Ковалева В.А. отражены все периоды его трудовой деятельности и сведения о начисленных и уплаченных страховых взносов начиная с 2002 года по 2018 год, которые учитываются ответчиком при определении величины ИПК, влияющей на размер страховой пенсии по старости истца.
Кроме того, УФНС России по Ростовской области, представлены сведения о начислении и уплате страховых взносов Ковалевым В.А. в период осуществления им предпринимательской деятельности с 22.04.2002 по 01.10.2020, а также сведения о суммах выплат и иных вознаграждений производимых работодателями в отношении Ковалева В.А. (л.д. 45-46, 48-52, 55-57).
Доказательств, опровергающих сведения, содержащиеся в выписке индивидуального лицевого счета Ковалева В.А., в материалы дела не представлено.
При определении размера пенсии, в ходе оценки пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002, учтен среднемесячный заработок истца за период 2000-2001 гг. (как наиболее выгодный вариант по сравнению со среднемесячным заработком за любые 60 месяцев работы подряд в том числе, в соответствии со справкой о заработной плате ФГБОУ ВО «ДГТУ») в размере 1151,83 рублей (осовремененный среднемесячный заработок – 1494,50 руб.). Указанный размер получен путем деления заработка истца за 2000-2001 гг. в сумме 27643,87 рублей, полученного по сведениям индивидуального персонифицированного учета на 24 месяца (л.д. 117 пенсионного дела).
При этом, согласно ответу ФГБОУ ВО «ДГТУ» от 31.05.2024, предоставить лицевые счета и сведения по заработной плате за 1981 год, с июля 1991 года по 2001 год на имя Ковалева В.А. работающего с 30.06.1980 по 04.12.2001 в Ростовском государственном строительном университете, не представляется возможным, так как при реорганизации Ростовского государственного строительного университета путем присоединения к ДГТУ в архивный отдел не переданы, что подтверждается справкой.
Исходя из представленного ответчиком расчета, суд приходит к выводу о том, что расчет страховой пенсии Ковалева В.А. произведен в соответствии с действующим пенсионным законодательством и в наиболее выгодном варианте.
Какие-либо дополнительные документы, содержащие новые сведения, ранее не представлявшиеся в пенсионный орган, о среднемесячном заработке, общем трудовом стаже, уплаченных страховых взносах, не учтенные при осуществлении оценки пенсионных прав Ковалева В.А., последним представлены не были.
В нарушение требований статьи 56 ГПК РФ истцом в материалы дела не представлено иного варианта расчета его пенсии, опровергающего расчет, представленный ответчиком, в связи с чем, требования истца о перерасчете пенсии не подлежат удовлетворению.
Оснований для удовлетворения исковых требований Ковалева В.А. о возложении на ответчика обязанности возвратить оригинал трудовой книжки, суд не усматривает, поскольку истец в судебном заседании от 14.05.2024 указанные исковые требования не поддержал.
Требования истца об установлении факта нарушения ответчиком порядка рассмотрения обращений граждан, предусмотренного ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», также не подлежат удовлетворению, поскольку ни ст. 12 ГК РФ, ни другими законами не предусмотрен такой способ защиты права как требование о признании права нарушенным. Разрешение такого требования не может повлечь восстановления нарушенного права. Признание права нарушенным является не способом защиты права, а основанием для его защиты. Поэтому установление факта нарушения права является необходимым условием удовлетворения иска о защите права одним из предусмотренных законом способов.
Поскольку оснований для удовлетворения основного требования иска Ковалева В.А. к ответчику не имеется, то производные требования истца о взыскании с ответчика судебных расходов удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Ковалева ФИО7 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области о перерасчете пенсии – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья В.Ю. Молошников
Мотивированное решение изготовлено 20.06.2024