Стр. 144а г/п. 00 руб. 00 коп.
Судья – Шахрова О.А. Дело № 33а-4936/2018 20 июля 2018 года
Докладчик – Рудь Т.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе
председательствующего Рудь Т.Н.,
судей Витязева А.В., Рохиной Я.С.,
с участием прокурора Малышева Я.В.,
при секретаре Мироненко М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 июля 2018 года в городе Архангельске административное дело по апелляционному представлению прокурора Онежской межрайонной прокуратуры И. Д. Федоровцева на решение Онежского городского суда Архангельской области от 7 июня 2018 года, которым постановлено:
«Административное исковое заявление Врио начальника ФКУ ИК-16 УФСИН России по Архангельской области об установлении административного надзора в отношении Цыркунова Игоря Александровича удовлетворить.
Установить в отношении Цыркунова Игоря Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, административный надзор на срок по 15 сентября 2026 года включительно.
На период административного надзора установить Цыркунову Игорю Александровичу административное ограничение в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по избранному им месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения Цыркунова И.А.».
Заслушав доклад судьи Рудь Т.Н., судебная коллегия
установила:
Врио начальника ФКУ ИК-16 УФСИН России по Архангельской области обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Цыркунова И.А. на срок до погашения судимости, предусмотренный п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ, то есть до 15 сентября 2026 года с установлением административного ограничения в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации и запрещении пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания в определенное время суток, а именно с 22.00 часов до 06.00 часов местного времени.
Свои требования административный истец мотивировал тем, что Цыркунов И.А. отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-16 УФСИН России по Архангельской области с 08.09.2016 г. Трудоустроен на должность чистильщика канализационных тоннелей и каналов, к труду относится добросовестно, за что неоднократно поощрялся. За отбытый период допускал нарушения установленного порядка отбывания наказания. В коллективе осужденных уживчив, конфликтных ситуаций не допускал. Воспитательные мероприятия посещает, относится к ним безразлично. Вину по приговору суда признал полностью. Иска не имеет. Характеризуется отрицательно. Согласно приговору Кувшиновского районного суда Тверской области от 19.07.2016 г. Цыркунов И.А. осужден по п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ к 2 годам 6 месяцам лишения свободы, ранее судим за совершение тяжких преступлений, данный рецидив преступлений является особо опасным. Начало срока – 17 мая 2016 года, конец срока – 16 сентября 2018 года.
В судебном заседании представитель административного истца ФКУ ИК-16 УФСИН России по Архангельской области Зайцев А.А. поддержал административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении Цыркунова И.А. с установлением ограничений по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик Цыркунов И.А. не возражал против удовлетворения административного искового заявления.
В судебном заседании старший помощник прокурора Васьковский Е.А. полагал необходимым удовлетворить административное исковое заявление об установлении осужденному административного надзора, при этом указал на необоснованность установления Цыркунову И.А. административного ограничения в виде запрета пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания в определенное время суток, поскольку данное требование административным истцом ничем не обоснованно и в данном случае будет носить произвольный характер и не будет соответствовать тем требованиям и целям, которые установлены действующим законодательством для лиц данной категории при установлении административного надзора и административных ограничений.
Суд принял указанное решение, с которым не согласился прокурор Онежской межрайонной прокуратуры И. Д. Федоровцев, просит решение Онежского городского суда Архангельской области от 7 июня 2018 года изменить, установив административный надзор в отношении Цыркунова И.А. на срок по 13 сентября 2026 года включительно, в остальной части решение суда оставить без изменения.
В обоснование апелляционного представления указывает, что суд первой инстанции установил последний день срока отбытия наказания – 16.09.2018, однако указанная дата является нерабочим днем, в связи с чем осужденный подлежит освобождению 14.09.2018.
При таких обстоятельствах необходимо установить срок административного надзора по 13.09.2026, а не по 15.09.2026 как указано в решении суда.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, заслушав прокурора Малышева Я.В., поддержавшего апелляционное представление, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания и порядок установления, осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, регулируются гл. 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) и Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон № 64-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор - это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст. 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (ст. 2 Федерального закона № 64-ФЗ).
В силу п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления при рецидиве преступлений.
Частью 2 этой же статьи предусмотрено, что в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 4 Федерального закона № 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться такие административные ограничения как запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Установление последнего административного ограничения является обязательным.
Судом первой инстанции установлено, что Цыркунов И.А. отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-16 УФСИН России по Архангельской области с 8 сентября 2016 года.
Приговором мирового судьи судебного участка Кувшиновского района Тверской области от 08.12.2015 Цыркунов И.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 159.1 ч. 1 УК РФ, назначено наказание в виде ограничения свободы сроком на девять месяцев с установлением ограничений: не изменять место жительства или пребывания без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы; не выезжать за пределы территории муниципального образования город Кувшиново Кувшиновского района Тверской области без согласия указанного специализированного государственного органа, а также являться на регистрацию в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы два раза в месяц в дни, установленные эти органом.
Приговором Кувшиновского районного суда Тверской области от 19.07.2016 Цыркунов И.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ, назначено наказание в виде лишения свободы на срок 2 года 3 месяца. В соответствии со ст.ст. 70, 71 УК РФ к вновь назначенному наказанию частично присоединена неотбытая часть наказания, назначенная по приговору мирового судьи судебного участка Кувшиновского района Тверской области от 08.12.2015 и по совокупности приговоров окончательно назначено Цыркунову И.А. наказание в виде лишения свободы на срок 2 года 4 месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. Срок отбывания наказания исчисляется с 19.07.2016, зачтено в срок отбывания наказания время предварительного содержания Цыркунова И.А. под стражей с 17.05.2016 по 18.06.2016.
Данным приговором установлено наличие в действиях Цыркунова И.А. особо опасного рецидива преступлений, который признан отягчающим наказание обстоятельством.
За время отбывания наказания осужденный администрацией исправительного учреждения характеризуется отрицательно, имеет неснятые и непогашенные взыскания, отбывает наказание за совершение тяжкого преступления.
Согласно учету поощрений и взысканий, проведенному в отношении Цыркунова И.А., осужденный неоднократно подвергался дисциплинарным взысканиям в виде устных выговоров, водворения в ШИЗО, проводились профилактические беседы. Разово поощрялся за добросовестный труд.
Согласно материалам дела Цыркунов И.А. ранее неоднократно судим за совершение преступлений различной степени тяжести, отбывал наказание в местах лишения свободы.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что Цыркунов И.А., являясь совершеннолетним лицом, освобождаемым из мест лишения свободы 16.09.2018 и имеющим непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления при особо опасном рецидиве относится к категории лиц, в отношении которых с учетом положений п. 2 ч. 2 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» должен быть установлен административный надзор.
Суд пришел к выводу о необходимости установления административного надзора на срок погашения судимости по 15 сентября 2026 года включительно, с возложением административных ограничений в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Примененные к административному ответчику меры административного надзора (административные ограничения) не носят произвольного характера, направлены на выявление, устранение причин и условий, способствующих совершению Цыркунову И.А. преступлений или административных правонарушений, а также оказание на него воспитательного воздействия в целях недопущения совершения этих правонарушений или антиобщественного поведения, позволят более эффективно способствовать его исправлению.
Установленные судом первой инстанции административные ограничения согласуются с разъяснениями, изложенным в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Срок административного надзора установлен Цыркунову И.А. в соответствии с требованиями, предусмотренными п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 64-ФЗ, согласно которым, административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 1 (п. 3) и ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. Срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ, при наличии основания, предусмотренного п. 1 ч. 3 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ, и лица, указанного в ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Судебная коллегия с выводом суда в части окончания срока административного надзора согласиться не может в силу следующего.
Согласно ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции закона, действовавшего на момент совершения преступления) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Частью 2 ст. 173 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что осужденные к принудительным работам, аресту и лишению свободы на определенный срок освобождаются в первой половине последнего дня срока наказания. Если срок наказания оканчивается в выходной или праздничный день, осужденный освобождается от отбывания наказания в предвыходной или предпраздничный день. При исчислении срока наказания в месяцах он истекает в соответствующее число последнего месяца, а если данный месяц не имеет соответствующего числа - в последний день этого месяца.
Из материалов дела следует, что Цыркунов И.А. освобождается из мест лишения свободы 14 сентября 2018 года, поскольку окончание срока отбывания наказания (16 сентября 2018 года) приходится на нерабочий день. Следовательно, административный надзор подлежит установлению по 13 сентября 2026 года включительно.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда в части, установив административный надзор в отношении Цыркунова И.А. на срок по 13 сентября 2026 года включительно.
В остальной части решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
Определила:
решение Онежского городского суда Архангельской области от 7 июня 2018 года изменить в части установленного срока административного надзора, принять в этой части новое решение:
Установить в отношении Цыркунова Игоря Александровича, 26 марта 1976 года рождения, уроженца гор. Кувшиново Тверской области, гражданина Российской Федерации, административный надзор на срок по 13 сентября 2026 года включительно.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий Т.Н. Рудь
Судьи А.В. Витязев
Я.С. Рохина