Решение по делу № 33-9927/2019 от 27.06.2019

Судья Кирдяпина Н.Г. дело № 33-9927/2019

2.048

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 июля 2019 года г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Платова А.С.

судей Охременко О.В., Сидоренко Е.А.,

при секретаре Пинчук Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сидоренко Е.А.

дело по иску Боготольского межрайонного прокурора, действующего в интересах Третьяковой Ольги Ивановны, к краевому государственному бюджетному учреждению социального обслуживания «Боготольский психоневрологический интернат» о взыскании недоначисленной заработной платы,

по апелляционной жалобе представителя Министерства социальной политики Красноярского края – Садовской Е.Ю.

на решение Боготольского районного суда Красноярского края от 24 апреля 2019 года, которым постановлено:

«Исковые требования Боготольского межрайонного прокурора, действующего в интересах Третьяковой Ольги Ивановны, к краевому государственному бюджетному учреждению социального обслуживания «Боготольский психоневрологический интернат» о взыскании недоначисленной заработной платы удовлетворить.

Взыскать с краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Боготольский психоневрологический интернат» в пользу Третьяковой Ольги Ивановны сумму недоначисленной заработной платы за <дата> в размере 4166,40 руб.

Решение суда в части взыскания заработной платы за <дата> в сумме 4166,40 руб. в пользу Третьяковой Ольги Ивановны подлежит немедленному исполнению.

Взыскать с краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Боготольский психоневрологический интернат» в бюджет муниципального образования город Боготол государственную пошлину в размере 400 руб.».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Боготольский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Третьяковой О.И. с иском к КГБУ СО «Боготольский психоневрологический интернат» о взыскании недоначисленной заработной платы.

Требования мотивированы тем, что Третьякова О.И. состоит с ответчиком в трудовых отношениях, работает в должности <данные изъяты> Работодателем при исчислении размера заработной платы не были соблюдены правила начисления районного коэффициента и надбавки за работу в районе с особыми климатическими условиями, что привело к нарушению прав истицы на оплату труда в полном объеме.

Просил взыскать с ответчика в пользу Третьяковой О.И. сумму недоначисленной заработной платы за апрель 2018 года в размере 4 166,40 руб.

Судом постановлено решение вышеприведенного содержания.

В апелляционной жалобе представитель Министерства социальной политики Красноярского края – Садовская Е.Ю. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение норм материального права, поскольку трудовым законодательством допускается установление окладов как составных частей заработной платы в размере меньше минимального размера оплаты труда. Указывает, что взыскание с ответчика недоначисленой заработной платы без удержаний налогов противоречит налоговому законодательству.

В возражениях на апелляционную жалобу помощник Боготольского межрайонного прокурора Литвинова А.Ю. полагает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене.

Участвующие в деле лица Третьякова О.И., КГБУ СО «Боготольский психоневрологический интернат», Министерство социальной политики Красноярского края, Министерство финансов Красноярского края, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, своих представителей не направили, в силу положений ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела и решение суда в пределах, предусмотренных ст.327.1 ГПК РФ, заслушав прокурора прокуратуры Красноярского края Смирнову Я.Е., полагавшую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда

Как следует из материалов дела, Третьякова О.И. с <дата> состоит в трудовых отношениях с КГБУ СО «Боготольский психоневрологический интернат», работает в должности <данные изъяты> на основании трудового договора от <дата>., дополнительного соглашения к трудовому договору от <дата>, которыми предусмотрены выплаты компенсационного характера, в том числе районный коэффициент в размере 30 % от должностного оклада, процентная надбавка за стаж работы на территории с особыми климатическими условиями - 30 %.

Установив, что Третьяковой О.И. в <данные изъяты> выплачивалась заработная плата в размере ниже минимального размера оплаты труда, районный коэффициент и процентная надбавка за работу в неблагоприятных климатических условиях не начислялась сверх минимального размера оплаты труда, суд пришел к выводу о том, что заработная плата истице в указанный период должна быть рассчитана исходя из фактического выполнения работников нормы рабочего времени с применением установленного Федеральным законом от 19.06.2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 01.01.2018 минимальным размером оплаты труда в сумме 9 489, руб. в месяц с начислением на данную сумму районного коэффициента – 30 % и надбавки за стаж работы в особых климатических условиях – 30 %, в связи с чем, с учетом выполнения нормы рабочего времени, суд правомерно взыскал с КГБУ СО «Боготольский психоневрологический интернат» в пользу истицы недоначисленную заработную плату за <дата>, составляющую разницу между размером МРОТ в Российской Федерации с начислением на него районного коэффициента и процентной надбавки и фактически начисленной истице, с чем не согласилось по доводам апелляционной жалобы Министерство социальной политики Красноярского края.

Судебная коллегия находит решение суда правильным, основанным на нормах материального права, регулирующие спорные отношения, и на фактических обстоятельствах.

Охрана труда и установление гарантированного минимального размера его оплаты относятся к основам конституционного строя в Российской Федерации (ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации).

Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации).

Конституция Российской Федерации гарантирует также равенство прав и свобод человека и гражданина и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием (ст. 18, ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации).

В качестве основных принципов регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) указаны запрет дискриминации в сфере труда, равенство прав и возможностей работников, право каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Во исполнение данных принципов на работодателя возложена обязанность обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст. 22 ТК РФ).

В соответствии со ст. 129 названного кодекса заработной платой (оплатой труда работника) признается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).

Согласно ст. 135 этого же кодекса заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая).

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая).

Частями пятой и шестой данной статьи установлено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Статьей 130 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации включена в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников.

В соответствии со ст. 133 названного кодекса минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом (часть первая), при этом месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья), а согласно части второй ст. 133.1 этого же кодекса размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Размер минимальной оплаты труда на соответствующий период устанавливается ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (с последующими изменениями) в едином размере для всей Российской Федерации без учета каких-либо особенностей климатических условий, в которых исполняются трудовые обязанности работников.

Между тем частью второй ст. 146 ТК РФ установлено, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.

В соответствии со ст. 148 порядок и размер оплаты труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Главой 50 ТК РФ предусмотрено, что районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и процентная надбавка за стаж работы в указанных районах должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.

Согласно ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Министерства труда РФ N 49 от 11.09.1995 в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате.

Вышеприведенное постановление, устанавливающее повышенный коэффициент к заработной плате в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, в размере - 1,30, подлежит применению на территории Боготольского района, относящегося к южным районам Красноярского края.

Статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ" О минимальном размере оплаты труда" с последующими изменениями установлен минимальный размер оплаты труда 01.01.2018 в сумме 9 489, 00 руб. в месяц.

Согласно разъяснению Министерства труда Российской Федерации от 11.09.1995 N 3 "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)", утвержденному постановлением данного министерства от 11.09.1995 N 49, установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, районные коэффициенты начисляются на фактический заработок работника, включая вознаграждение за выслугу лет.

Из приведенных выше положений Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов в их взаимосвязи следует, что законодатель возлагает на работодателей обязанность как оплачивать труд работников в размере не ниже установленного законом минимального уровня, так и оплачивать в повышенном размере труд работников в особых климатических условиях с применением установленных для этих целей нормативными актами районных коэффициентов.

Повышение оплаты труда в местностях с особыми климатическими условиями является реализацией вытекающих из положений ст. 19 и 37 Конституции Российской Федерации, а также закрепленных в ст. 2 и 22 ТК РФ принципов равенства прав работников и запрета дискриминации, включающих право на равную оплату за труд равной ценности.

По смыслу приведенных норм права в их системном толковании повышение оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях должно производиться после выполнения конституционного требования об обеспечении работнику, выполнившему установленную норму труда, заработной платы не ниже определенного законом минимального размера, а включение соответствующих районных коэффициентов и надбавки к заработной плате в состав минимального уровня оплаты труда, установленного для всей территории Российской Федерации без учета особенностей климатических условий, противоречит цели введения этих коэффициентов. Применение одного и того же минимума оплаты за труд в отношении работников, находящихся в существенно неравных природно-климатических условиях, является нарушением названного выше принципа равной оплаты за труд равной ценности.

Данная позиция изложена в п. 8 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2013 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 05.02.2014, а также в разделе I Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.02.2014, применительно к районным коэффициентам и процентным надбавкам, установленным для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющим ту же правовую природу, что и районные коэффициенты, установленные для местностей с особыми климатическими условиями.

Аналогичная позиция впоследствии была высказана также в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 N 38-П.

С учетом вышеприведенных обстоятельств суд, исходя из представленных ответчиком сведений об отработанном истцом периоде в каждом месяце и выплаченных суммах заработной платы, пришел к правильному выводу, с которым соглашается судебная коллегия, что размер заработной платы истца за спорный период не соответствовал требованиям трудового законодательства, поскольку был ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, в связи с чем взыскал недоначисленную истцу заработную плату в указанном выше размере.

Расчет суммы недоначисленной заработной платы отражен в оспариваемом решении суда и является арифметически верным.

С учетом изложенного, судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что трудовым законодательством допускается установление окладов как составных частей заработной платы в размере меньшем минимального размера оплаты труда, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.

Довод апелляционной жалобы о том, что взыскание с ответчика недоначисленой заработной платы без удержаний налогов противоречит налоговому законодательству отклоняется судебной коллегией, поскольку налог на доходы физических лиц удерживает и перечисляет работодатель при выплате работнику заработной платы в силу требований ст.24, п.4 ст.226 Налогового кодекса Российской Федерации, который по отношению к работнику является налоговым агентом.

Суд не является налоговым агентом и не вправе удерживать с работника налог на доходы физических лиц при исчислении заработной платы в судебном порядке. Взыскание с ответчика денежной суммы без учета НДФЛ повлечет за собой возможность удержания такого налога не за счет налогового агента (ответчика), а из взысканных денежных сумм в ходе исполнения решения суда.

Если у работника не был удержан НДФЛ, то он на основании п.п.4 п.1 ст.228 Налогового кодекса Российской Федерации обязан при подаче налоговой декларации по НДФЛ самостоятельно исчислить НДФЛ с суммы выплаты, установленной судом и уплатить налог. Сроки уплаты НДФЛ в таком случае установлены ст.229 Налогового кодекса Российской Федерации.    

Иных доводов, направленных на оспаривание решения суда по существу, апелляционная жалоба не содержит

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Боготольского районного суда Красноярского края от 24 апреля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министерства социальной политики Красноярского края Садовской Е.Ю. - без удовлетворения.

Председательствующий:                        

Судьи:

33-9927/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Боготольский межрайонный прокурор
Третьякова Ольга Ивановна
Ответчики
КГБУ СО Боготольский ПНИ
Другие
Министерство социальной политики Красноярского края
Министерство соц. полит. КК
Министерство финансов Красноярского края
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Сидоренко Елена Анатольевна
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
04.08.2020Судебное заседание
04.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.08.2020Передано в экспедицию
15.07.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее