Дело № Председательствующий – судья ФИО4
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ №
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего -ФИО10,
судей - Арчакова А.М. и Аушевой Ф.К.,
при секретаре ФИО7
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело исковому заявлению ФИО1 к Министерству внутренних дел по <адрес> о взыскании денежной компенсации за неиспользованные отпуска
по апелляционной жалобе представителя МВД по <адрес> на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи ФИО10, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратился в суд с иском к МВД по <адрес> о взыскании денежной компенсации за неиспользованные отпуска.
В обоснование своих требований истец ссылался на то, что с ДД.ММ.ГГГГ он проходил службу в органах внутренних дел Республики Ингушетия на различных должностях, последняя занимаемая должность – заместитель командира батальона – начальник отделения (отделение организации службы) отдельного батальона патрульно - постовой службы полиции МО МВД России «Малгобекский».
Приказом МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № л/с истец уволен со службы по п. 2 ч. 1 ст. 82 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ (по достижении предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел, установленного ст. 88 Федерального закона).
ФИО1 в исковом заявлении указал, что при увольнении ответчик не выплатил ему денежную компенсацию за неиспользованные отпуска за период службы с 1996 г. по 2011 <адрес> суд признать незаконным отказ МВД по <адрес> в выплате денежной компенсации за неиспользованные отпуска и возложить на ответчика обязанность по выплате денежной компенсации за указанные периоды.
В суде первой инстанции представитель истца ФИО8 заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить. Представитель МВД по <адрес> ФИО9 возражала против удовлетворения иска.
Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены частично. На МВД по <адрес> возложена обязанность выплатить ФИО1 компенсацию за неиспользованные отпуска за 1996, 1997 и 1998 годы. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель МВД по <адрес> просит отменить решение суда, как незаконное.
Истец ФИО1 и представитель МВД по <адрес>, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причинах неявки. Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца ФИО8, просившего решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах внутренних дел Республики Ингушетия на различных должностях, последняя занимаемая должность – заместитель командира батальона – начальник отделения (отделение организации службы) отдельного батальона патрульно - постовой службы полиции МО МВД России «Малгобекский».
Приказом МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № л/с ФИО1 уволен со службы по п. 2 ч. 1 ст. 82 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по достижении предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел, установленного ст. 88 Федерального закона).
Обращаясь в суд с настоящим иском, ФИО1 просил возложить на МВД по <адрес> обязанность по выплате денежной компенсации за неиспользованные отпуска за 1996 - 2011 гг.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции ссылался на нормы законодательства, регулирующие порядок оформления и предоставления сотрудникам органов внутренних дел отпусков, и исходил из того, что в период прохождения ФИО1 службы с 1996 г. по 2011 г. приказы руководителя о предоставлении сотрудникам органов внутренних дел очередных отпусков не издавались, достаточным основанием для предоставления отпуска сотруднику являлась резолюция руководителя на рапорте сотрудника о предоставлении отпуска, сотруднику, убывающему в отпуск, выплачивалась материальная помощь. При этом суд указал, что в карточках учета денежного довольствия истца за 1996, 1997 и 1998 годы отсутствуют данные о предоставлении отпуска, в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований для взыскания в пользу истца компенсации за неиспользованные в эти периоды отпуска.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции основанными на неправильном применении норм материального и процессуального права.
Частью 4 ст. 20 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № - I «О милиции», действовавшего до марта 2011 г., предусматривалось, что сотруднику милиции предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 суток с предоставлением времени, необходимого для проезда к месту проведения отпуска и обратно. Дополнительный оплачиваемый отпуск сотруднику милиции предоставляется: после 10 лет службы - продолжительностью 5 суток; после 15 лет службы - продолжительностью 10 суток; после 20 лет службы - продолжительностью 15 суток (ч. 5 ст. 20 Закона).
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № - I, регулировавшего вопросы прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел до января 2012 г., очередной ежегодный отпуск сотрудникам органов внутренних дел предоставляется продолжительностью 30 календарных дней, а сотрудникам органов внутренних дел, проходящим службу в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, - 45 календарных дней.
Очередной ежегодный отпуск должен быть предоставлен в течение календарного года в соответствии с планами очередных ежегодных отпусков каждому сотруднику органов внутренних дел, кроме тех, кому в соответствии с действующим законодательством разрешается соединение очередных ежегодных отпусков за два года (ч. 2 ст. 46 Положения).
Сотрудникам органов внутренних дел, увольняемым со службы по основаниям, предусмотренным в п. п. «б», «в», «е», «ж», «з» ст. 58 Положения, по их желанию предоставляется очередной ежегодный отпуск. За неиспользованный в году увольнения очередной ежегодный отпуск выплачивается денежная компенсация в порядке, определяемом ФИО3 внутренних дел РФ (ч. 6 ст. 46 Положения).
Пунктами 15.9, 15.12 приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации», а также пунктами 15.9 и 15.12 Инструкции, утвержденной приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, утратившим силу ДД.ММ.ГГГГ, было предусмотрено, что сотрудникам, убывающим в очередной отпуск, кадровыми подразделениями выдаются отпускные удостоверения. Основанием для предоставления отпуска и выдачи отпускного удостоверения являются график очередных ежегодных отпусков и рапорт сотрудника с резолюцией непосредственного начальника. Приказы о предоставлении отпусков не издаются. Учет отпусков ведется в годовых планах очередных ежегодных отпусков, в которых делаются отметки о предоставлении отпуска, либо об убытии сотрудника к новому месту службы, либо увольнении.
Выплата материальной помощи сотрудникам органов внутренних дел, в том числе при убытии их в отпуск, предусматривалась п. 18 Постановления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №, абз. 2 п. 19 приказа МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных выплатах сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» и п. 55 приказа МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».
Согласно приведенным нормативным положениям приказ о предоставлении отпуска сотруднику органов внутренних дел не издавался, основанием для предоставления отпуска являлась резолюция руководителя на рапорте сотрудника о предоставлении отпуска, при этом сотруднику выплачивалась материальная помощь.
Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ № - I «О милиции» утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «О полиции», Положение о службе в органах внутренних дел, утвержденное постановлением Верховного ФИО2 РФ от ДД.ММ.ГГГГ № - I, не применяется в отношении сотрудников органов внутренних дел в связи с введением в действие с января 2012 <адрес> закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Статьями 57 и 58 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ установлено, что сотруднику органов внутренних дел ежегодно предоставляется основной отпуск продолжительностью 30 календарных дней, а также дополнительные отпуска.
Предоставление сотруднику органов внутренних дел отпуска, соединение или разделение отпусков, продление или перенос отпуска, замена части отпуска денежной компенсацией и отзыв сотрудника из отпуска оформляются приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя (ч.12 ст.56 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ).
В период издания приказа об увольнении ФИО1 со службы в 2019 году и в настоящее время вопросы выплаты денежной компенсации за неиспользованные отпуска регулируются Порядком обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел РФ, утвержденным приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно пунктам 101, 101.1, 101.4 Порядка при увольнении со службы в органах внутренних дел сотрудникам по их желанию выплачивается денежная компенсация полностью за не использованный в год увольнения основной отпуск в случае увольнения по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел, а также денежная компенсация за все неиспользованные основные и дополнительные отпуска прошлых лет.
Денежная компенсация выплачивается на основании приказа руководителя, в котором указывается общее количество дней неиспользованных отпусков (п.103).
По смыслу приведенных выше норм, основанием для предоставления сотруднику отпуска и выплаты материальной помощи является приказ руководителя органа внутренних дел о предоставлении отпуска.
Таким образом, для решения вопроса о наличии неиспользованных дней отпуска сотрудником при его увольнении со службы необходимо предоставление сведений о наличии рапорта о предоставлении отпуска с резолюцией руководителя за спорные годы, журнала учета отпусков, отпускных удостоверений, сведений о выплате материальной помощи к предоставляемым отпускам.
Приходя к выводу о взыскании в пользу ФИО1 денежной компенсации за неиспользованные отпуска за 1996 - 1998 годы, суд первой инстанции исходил из того, что в личных карточках денежного довольствия ФИО1 отсутствуют сведения о предоставлении ему ежегодных отпусков в указанные периоды.
Между тем судом первой инстанции не принято во внимание, что личные карточки денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел являются документами финансовой отчетности, порядок их ведения и заполнения осуществлялся в структуре МВД России в спорные периоды в соответствии с нормативными актами Госкомстата РФ об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации, в том числе по учету труда и его оплаты (постановления от ДД.ММ.ГГГГ №а, от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №). Личная карточка денежного довольствия сотрудника не является кадровым документом, в котором фиксируются сведения о предоставлении сотруднику отпуска.
Из анализа п. п. 52, 61 Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел, утвержденного приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, п. 129 Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, п. 74 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к приказу МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в графе «отметки о нахождении в резерве, отпуске, на излечении» личной карточки денежного довольствия указывались сведения о предоставлении только тех отпусков, нахождение в которых могло оказать влияние на размер денежного довольствия, а сведения о предоставлении основных и дополнительных отпусков, установленных ст. 45 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, за которые в случае их неиспользования при увольнении выплачивается денежная компенсация, в данной графе не указывались, так как денежное довольствие за период нахождения в них выплачивалось сотруднику в полном объеме.
Таким образом, нельзя признать правомерным вывод суда первой инстанции о том, что карточки денежного довольствия сотрудника могут служить доказательством предоставления сотруднику ежегодного отпуска ввиду наличия в них графы «отметки о нахождении в резерве, отпуске, на излечении».
Из письма МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в связи с истечением срока хранения документов, связанных с предоставлением сотрудникам органов внутренних дел ежегодных отпусков до 2012 года, отсутствуют сведениями о предоставлении ФИО1 отпусков в спорные периоды.
При рассмотрении дела суд первой инстанции не учел, что на момент обращения ФИО1 с требованием о выплате денежной компенсации за неиспользованные отпуска за 1996 - 2011 годы истекли сроки хранения кадровых документов (корешки отпускных удостоверений и рапорты сотрудников органов внутренних дел о предоставлении отпуска) за эти периоды. При этом сам по себе факт отсутствия документов о предоставлении ФИО1 отпусков в спорные периоды не является доказательством, подтверждающим непредоставление отпусков.
Изложенный вывод согласуется с правовой позицией, выраженной Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ в определениях от ДД.ММ.ГГГГ №-КГ19-4 и от ДД.ММ.ГГГГ №-КГ20–3-К5.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о возложении на МВД по <адрес> обязанности по выплате ФИО1 компенсации за неиспользованные отпуска за спорные периоды при отсутствии приказа руководителя органа внутренних дел, содержащего сведения об общем количестве дней неиспользованных истцом отпусков, и доказательств, свидетельствующих о непредоставлении ФИО1 очередных ежегодных отпусков за спорные периоды, является незаконным, в связи с чем решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству внутренних дел по <адрес> о взыскании денежной компенсации за неиспользованные отпуска отказать.
Апелляционную жалобу представителя МВД по <адрес> удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи:
С подлинного за надлежащими подписями
Верно:
Судья Верховного Суда
Республики Ингушетия ФИО10