Дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе
председательствующего судьи Иванова С.В.
при секретаре Павловой В.П.
с участием пом. прокурора Бельской А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Роскомнадзора по Чувашской Республике о признании информации, размещенной на Интернет-странице, информацией, распространение которой запрещено
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики Гаврилов И.В. в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Роскомнадзора по Чувашской Республике о признании информации, размещенной на Интернет-странице, информацией, распространение которой запрещено.
В обосновании иска указано, что прокуратурой Чебоксарского района проведена проверка исполнения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ). Проверкой выявлен факт размещения телекоммуникационной сети «Интернет» для неограниченного круга лиц сайта:
https//spravka-
moskva.ru/category/raznoe/kupit_ spravku_dlya_voenkomata_o_bolezni
https//vuzinfo-1.com/ kupit- spravku/ kupit- spravku-o-vydache-voennogo-bileta
Выявленный сайт содержит информацию о возможности приобретения за определенную плату поддельные военные билеты либо справку о непригодности к военной службе.
Вход на указанный сайт свободный, не требует дополнительной регистрации. Информация на данном сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен. Ограничение на. передачу, копирование, распространение отсутствует.
Указанная информация о доступности документов в сфере прохождения воинской службы, постановки и снятия с воинского учета в Российской Федерации негативным образом может сказаться на формировании у молодежи отношения к военному призыву, а также подталкивает к перспективе совершения преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 327 Уголовного кодекса Российской Федерации, т.к. распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.
Незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей (ст. 324 УК РФ), а также подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа (ст. 327 УК РФ), являются уголовно наказуемыми преступлениями.
Данные преступления посягают на авторитет государственной власти, нарушают установленный порядок создания, при обретения и оборота документов.
При указанных обстоятельствах, сведения, размещенные на указанном интернет-сайте, вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости при обретения и использования документа в сфере воинской службы за плату без прохождения воинской службы в предусмотренном законом порядке, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.
Согласно ч. 2 ст. 5 Закона № 149-ФЗ в зависимости от категории доступа к информации она подразделяется на общедоступную и информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
Распространение информации в Российской Федерации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 10 Закона № 149-ФЗ).
Выявленные нарушения ущемляют права неопределенного круга лиц, и в первую очередь молодежи, поскольку потворствуют совершению правонарушений в указанной сфере, определить количество которых не представляется возможным.
Доступ к сайту, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт.
В судебном заседании представителя административного истца прокурор Бельская А.А. административный иск поддержала в полном объёме и вновь привела их суду.
Административный ответчик Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике своего представителя не направила.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 29 Конституции РФ, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Права и свободы человека и гражданина, в соответствии со ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Пунктом 6 статьи 10 данного Федерального закона запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (пункт 5 статьи 15 Федерального закона).
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Реестр).
Ст. 327 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков.
В силу ч. 6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Правовые основания прохождения военной службы, постановки и снятия с воинского учета на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Федеральный закон № 53-ФЗ).
Согласно ч.3 ст. 1 Федерального закона № 53-ФЗ граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 1 Порядка ведения и хранения военного билета солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № военный билет оформляется и выдается гражданину Российской Федерации, не пребывающему в запасе и не проходившему военную службу:
при призыв е его на военную службу, а также при поступлении на военную службу по контракту на должность солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана;
при поступлении его в военную профессиональную образовательную
организацию;
при зачислении в запас Вооруженных Сил Российской Федерации в состав солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов из числа граждан: не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу; не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу; прошедших альтернативную гражданскую службу; граждан женского пола, имеющих военно-учетную специальность.
В силу ст. 48 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № бланки военных билетов и удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу, бланки удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу в периоды мобилизации, военного положения и военное время, а также, бланки извещений о зачислении на специальный воинский учет, изготавливаются по заказам Министерства обороны РФ, размещаемом в установленном законодательством РФ порядке.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 53-ФЗ должностные лица органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций обеспечиваю исполнение гражданами обязанностей в области воинского учета в соответствии с законодательством РФ.
С учетом ст. 7 Федерального закона № 53-ФЗ за нарушение требований федерального законодательства о воинской обязанности и военной службы предусматривается административная и уголовная ответственность.
Незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей (ст. 324 УК РФ), а также подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа (ст. 327 УК РФ), являются уголовно наказуемыми преступлениями.
Данные преступления посягают на авторитет государственной власти, нарушают установленный порядок создания, при обретения и оборота документов.
При указанных обстоятельствах, сведения, размещенные на указанном интернет-сайте, вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости при обретения и использования документа в сфере воинской службы за плату без прохождения воинской службы в предусмотренном законом порядке, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.
Согласно ч. 2 ст. 5 Закона № 149-ФЗ в зависимости от категории доступа к информации она подразделяется на общедоступную и информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
Распространение информации в Российской Федерации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 10 Закона № 149-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, данного Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (ч.1 ст. 15 Закона № 149-ФЗ).
В соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности; передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Ограничение доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, осуществляется в порядке, установленном ст. 15.1 Закона N2 149-ФЗ и Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Так, согласно ч. 2 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ в реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основаниями для включения в Реестр сведений, указанных в части 2 данной статьи, являются согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о возможности приобретения и использования документа в сфере прохождения воинской службы, постановки и снятия с воинского учета.
При этом, на вышеуказанном сайте размещена информация, пропагандирующая использование заведомо подложных документов.
Указанная на интернет-сайте информация находится в свободном доступе и побуждает неопределенный круг лиц к совершению действий, за которые предусмотрена уголовная ответственность, может способствовать их совершению, что подтверждается справкой об осмотре данных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Наличие в свободном доступе на Интернет-ресурсе указанной информации нарушает права неопределенного круга лиц.
Оценивая установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, суд приходит к выводу, что ознакомление с информацией расположенной на выше указанных сайтах для неограниченного количества лиц влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, получающих доступ к незаконной информации.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, административное исковое заявление прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике, размещённой посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать информацию, размещенную на Интернет-странице:
https//spravka-
moskva.ru/category/raznoe/kupit_ spravku_dlya_voenkomata_o_bolezni
https//vuzinfo-1.com/ kupit- spravku/ kupit- spravku-o-vydache-voennogo-bileta
информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Чебоксарский районный суд.
Судья С.В. Иванов
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ