Судья Сабирьянов Р.Я. № 7р-51/2022
РЕШЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 28 февраля 2022 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Орлова С.Г.,
при секретаре Богомоловой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Первомайская Ярмарка» на постановление административной комиссии в г. Йошкар-Оле от 7 сентября 2021 года <№> и решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 9 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18 Закона Республики Марий Эл
от 4 декабря 2002 года № 43-З «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл», в отношении общества с ограниченной ответственностью «Первомайская Ярмарка», адрес места нахождения: <адрес>, ИНН <...>, ОГРН <...>,
у с т а н о в и л:
постановлением административной комиссии в городе Йошкар-Оле от 7 сентября 2021 года <№> общество с ограниченной ответственностью «Первомайская Ярмарка» (далее – ООО «Первомайская Ярмарка», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18 Закона Республики Марий Эл от 4 декабря 2002 года № 43-З «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл» (далее – Закон Республики Марий Эл № 43-З), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 9 декабря 2021 года постановление административного органа оставлено без изменения, жалоба ООО «Первомайская Ярмарка» – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, ООО «Первомайская Ярмарка» просит вынесенные в отношении общества акты отменить, считая их незаконными. Указывает, что 12 июля 2021 года на территории земельного участка с кадастровым номером <.1.> велись работы по снятию асфальто-бетонного покрытия. Временное складирование снятого покрытия на собственном земельном участке не нарушает Правила благоустройства территории городского округа «Город Йошкар-Ола», поскольку его излишки утилизировались в ежедневном порядке. Объяснения Е.О.С. и Т.Р.Р. не свидетельствуют о том, что отвал строительного мусора сохранялся нетронутым несколько дней, недель, месяцев, а только подтверждают факт его наличия. Наличие мусора в подвале здания, расположенного по адресу: <адрес>, являющегося собственностью Е.О.С. и Т.Р.Р., не может быть вменено в вину ООО «Первомайская Ярмарка», поскольку данное здание представляет собой разрушенное строение со свободным доступом третьих лиц. Причинно-следственная связь между причинением ООО «Первомайская Ярмарка» имущественного ущерба Е.О.С. и Т.Р.Р. в связи с наличием мусора в подвале указанного здания судьей не устанавливалась. ООО «Первомайская Ярмарка» является субъектом малого предпринимательства, к административной ответственности привлекается впервые. Ранее вынесенное административной комиссией в г. Йошкар-Оле постановление от 27 июля 2021 года <№> было обжаловано ООО «Первомайская Ярмарка», решение по жалобе принято судьей Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл 15 сентября 2021 года и вступило в законную силу 3 октября 2021 года, поскольку получено обществом 23 сентября 2021 года. Таким образом, имеются основания для применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и замене наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
Выслушав объяснения защитника ООО «Первомайская Ярмарка» Чепурного В.В., поддержавшего доводы жалобы, Т.Р.Р. опрошенного в качестве свидетеля, изучив жалобу, проверив материалы дел об административном правонарушении <№> и <№> административной комиссии в г. Йошкар-Оле, материал по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении <№>, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 18 Закона Республики Марий Эл № 43-З предусмотрена административная ответственность за неисполнение решений, принятых на местном референдуме, на собраниях (сходах) граждан, а также решений органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления, принятых в пределах их полномочий, если указанные действия не влекут ответственность по иным статьям настоящего Закона.
Решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 22 ноября 2017 года № 569-VI утверждены Правила благоустройства территории городского округа «Город Йошкар-Ола» (далее – Правила благоустройства), которые устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере благоустройства.
В соответствии с пунктом 2.2. Правил благоустройства физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм обязаны осуществлять содержание и уборку отведенной территории, территории земельного участка, принадлежащего им на праве собственности, ином вещном либо обязательственном праве, а также содержание зданий, строений, сооружений, ограждений, фасадов, вывесок, входных групп, информационных и рекламных конструкций, а также содержание и уборку прилегающих территорий в объеме, предусмотренном действующим законодательством и настоящими Правилами, самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств.
Согласно подпункту 5 пункта 2.8 Правил благоустройства юридическим и физическим лицам запрещается организовывать свалки мусора, отходов производства и потребления, грунта, снега в местах, не установленных для этих целей администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола».
Как следует из материалов дела, 10 августа 2021 года консультантом отдела контроля администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» в отношении ООО «Первомайская Ярмарка» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18 Закона Республики Марий Эл № 43-З.
Основанием для привлечения ООО «Первомайская Ярмарка» к административной ответственности послужило то, что 12 июля 2021 года в период времени с 10 часов 00 минут до 14 часов 00 минут данным юридическим лицом был организован навал строительного мусора на земельном участке с кадастровым номером <.1.> с выталкиванием его техникой на территорию, прилегающую к зданию по адресу: <адрес>, находящемуся на земельном участке с кадастровым номером <.2.>, без последующего вывоза с территории. Обществу вменяется нарушение пункта 2.2 и подпункта 5 пункта 2.8 Правил благоустройства.
Земельный участок с кадастровым номером <.2.> площадью 58 +/- 3 кв.м принадлежит на праве собственности Т.Р.Р. и Е.О.С.
22 июля 2021 года в отдел контроля администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» поступили заявления Т.Р.Р. и
Е.О.С., в которых они просили привлечь ООО «Первомайская Ярмарка» к административной ответственности за повторный факт навала 12 июля 2021 года использованного асфальта на территорию принадлежащего им земельного участка.
Из объяснений Т.Р.Р.., имеющихся в деле об административном правонарушении <№> от 28 июля 2021 года, следует, что он 12 июля 2021 года около 13 часов он находился на территории Центрального рынка, расположенного по адресу: <адрес>, и видел, как производились работы по снятию асфальтового покрытия, которое сгребалось на территорию, прилегающую к принадлежащему ему зданию, расположенному по адресу: <адрес>.
Аналогичные объяснения в рамках дела <№> были изложены 28 июля 2021 года Е.О.С. которому о факте навала 12 июля 2021 года на земельный участок с кадастровым номером <.2.> старого асфальтного покрытия стало известно со слов Т.Р.Р.
В судебном заседании Т.Р.Р. подтвердил данные объяснения и пояснил, что 12 июля 2021 года асфальтовая крошка и грунт в результате строительных работ, проводимых ООО «Первомайская ярмарка» с начала июля 2021 года, складировались, в том числе на его земельный участок с кадастровым номером <.2.>.
Факт нахождения 12 июля 2021 года на территории земельного участка с кадастровым номером <.2.> навала грунта, асфальтовой крошки, образовавшихся в результате проведения на прилегающем земельном участке с кадастровым номером <.1.> ремонтах работ асфальтового покрытия, подтверждается объяснением Т.Р.Р.., представленным фотоматериалом, выписками из Единого государственного реестра недвижимости, схемой расположения здания на земельном участке с кадастровым номером <.2.>, протоколом об административном правонарушении от 10 августа 2021 года <№>.
При таких обстоятельствах административная комиссия в г. Йошкар-Оле и судья городского суда пришли к правильному выводу о наличии в действиях ООО «Первомайская Ярмарка» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18 Закона Республики Марий Эл № 43-З, выразившегося в организации в нарушение подпункта 5 пункта 2.8 Правил благоустройства навала строительного мусора на территории земельного участка с кадастровым номером <.2.> по адресу: <адрес>, принадлежащего Т.Р.Р. и Е.О.С.
С учетом изложенного оснований для отмены постановления административного органа и решения судьи городского суда не имеется.
Вместе с тем имеются основания для изменения указанных актов ввиду следующего.
В силу части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
При этом КоАП РФ не содержит запрета на представление доказательств на любой стадии производства по делу об административном правонарушении.
Из имеющихся материалов следует, что ООО «Первомайская Ярмарка» является собственником земельного участка с кадастровым номером <.1.> площадью 12569 +/- 39 кв.м. 12 июля 2021 года на данном земельном участке общество производило работы по благоустройству территории Центрального рынка г. Йошкар-Олы, в частности, снятие старого слоя асфальтового покрытия с последующим устройством нового покрытия. В результате производимых работ образовался строительный мусор, который складировался на указанном земельном участке и частично на прилегающем земельном участке с кадастровым номером <.2.>.
В судебном заседании Т.Р.Р. пояснил, что работы по замене старого асфальтового покрытия на новое на территории ООО «Первомайская Ярмарка», прилегающей к его земельному участку производились с начала июля 2021 года, вывозился ли ежедневно строительный мусор, в частности 12 июля 2021 года, он не знает.
В подтверждение доводов жалобы о том, что строительный мусор ежедневно, в том числе 12 июля 2021 года вывозился обществом после производства работ на земельном участке с кадастровым номером <.1.>, то есть проводилась ежедневная уборка территории после проведения работ, защитником общества Чепурным В.В. представлены следующие доказательства:
договор подряда от 1 июля 2021 года, заключенный между ООО «Первомайская Ярмарка» (заказчик) и ООО «Дорожник» (подрядчик) со сроком проведения с 1 по 31 июля 2021 года подрядчиком строительных работ по благоустройству территории по адресу: <адрес>, включающих в себя асфальтобетонное покрытие проездов площадью 1257,5 кв.м (л.д. 135-145);
договор <№> от 1 июня 2015 года, заключенный между ООО «Первомайская Ярмарка» (заказчик) и ООО «Реал Эстейт Сервис» (исполнитель), предметом которого является выполнение исполнителем обязательства по уборке открытой территории общества площадью 12946 кв.м по адресу: <адрес> (л.д.146-155);
акт <№> от 31 июля 2021 года о выполнении в июле 2021 года ООО «Реал Эстейт Сервис» работ в рамках договора <№> от 1 июня 2015 года (л.д. 156);
путевой лист <№> от 12 июля 2021 года о вывозе в указанную дату в 9, 15, 17, 19 часов на транспортном средстве <...> асфальтовой крошки с территории ООО «Первомайская Ярмарка», расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 164);
паспорт транспортного средства <...>, принадлежащего ООО «Реал Эстейт Сервис» (л.д. 157-158);
фотоматериал (скриншоты) о производстве 12 июля 2021 года работ по уборке строительного навала с территории «Первомайская Ярмарка» (л.д.166-167).
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
С учетом положений КоАП РФ о том, что никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу, подлежат оценке судом по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, а также исходя из принципа презумпции невиновности лица, реализация которого заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица, прихожу к выводу о недоказанности вины общества в нарушении пункта 2.2. Правил благоустройства.
Временное складирование при производстве строительных работ по благоустройству территории собственником земельного участка строительного мусора на данном земельном участке с последующим его вывозом с территории не свидетельствует о нарушении ООО «Первомайская Ярмарка» Правил благоустройства, устанавливающих обязанность юридических лиц осуществлять содержание и уборку отведенной им территории, территории земельного участка, принадлежащего им на праве собственности.
С учетом изложенного выводы административного органа и судьи городского суда о нарушении ООО «Первомайская Ярмарка» пункта 2.2. Правил благоустройства подлежат исключению из объема вмененного обществу административного правонарушения.
Также полагаю, что заслуживают внимания доводы жалобы о возможности применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «Первомайская Ярмарка» является с 1 августа 2016 года малым предприятием (л.д. 33-34).
Сведений о том, что общество ранее привлекалось к административной ответственности, материалы дела не содержат.
В силу части 1 статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что на дату совершения правонарушения – 12 июля 2021 года общество к административной ответственности не привлекалось. Постановление о привлечении ООО «Первомайская Ярмарка» к административной ответственности по факту совершения 29 мая 2021 года однородного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18 Закона Республики Марий Эл № 43-З, вынесено административной комиссией в г. Йошкар-Оле 27 июля 2021 года.
Таким образом, на дату вынесения административным органом обжалуемого постановления от 7 сентября 2021 года ООО «Первомайская Ярмарка» не являлось лицом, подвергнутым административному наказанию по смыслу статьи 4.6. КоАП РФ.
Судья городского суда при рассмотрении жалобы ООО «Первомайская Ярмарка» на постановление административной комиссии в г. Йошкар-оле от 7 сентября 2021 года пришел к выводу о наличии ущерба и убытков, причиненных Т.Р.Р. и Е.О.С., выразившихся в том, что строительный мусор, образовавшийся в результате проведения ООО «Первомайская Ярмарка» строительных работ, убран не в полном объеме, и остался в подвале здания, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего Т.Р.Р. и Е.О.С.
Вместе с тем, материалами дела, а также объяснениями Т.Р.Р. не подтверждается факт того, что мусор в подвале указанного здания образовался в результате действий ООО «Первомайская Ярмарка», имевших место именно 12 июля 2021 года - в дату совершения правонарушения.
С учетом того, что ООО «Первомайская Ярмарка» является субъектом малого предпринимательства, впервые привлекается к административной ответственности, доказательства причинения имущественного ущерба в материалах дела отсутствуют, правонарушение допущено при производстве работ по благоустройству принадлежащей обществу территории Центрального рынка г.Йошкар-Олы, считаю возможным назначить ООО «Первомайская Ярмарка» наказание в виде предупреждения.
Руководствуясь статьями 30.6 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление административной комиссии в г. Йошкар-Оле от 7 сентября 2021 года <№> и решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 9 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18 Закона Республики Марий Эл от 4 декабря 2002 года № 43-З
«Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл», в отношении общества с ограниченной ответственностью «Первомайская Ярмарка» изменить.
Исключить из объема предъявленного обществу с ограниченной ответственностью «Первомайская Ярмарка» обвинения нарушение пункта 2.2 Правил благоустройства территории городского округа «Город Йошкар-Ола», утвержденных Решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 22 ноября 2017 года № 569-VI.
Назначить обществу с ограниченной ответственностью «Первомайская Ярмарка» по части 1 статьи 18 Закона Республики Марий Эл от 4 декабря 2002 года № 43-З «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл» административное наказание в виде предупреждения.
В остальной части постановление административной комиссии в г. Йошкар-Оле от 7 сентября 2021 года <№> и решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 9 декабря 2021 года оставить без изменения.
Судья С.Г. Орлова