Дело № 2а-4693/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Пермь 13 декабря 2018 г.
Индустриальный районный суд г. Перми в составе:
федерального судьи Реутских П. С.,
при секретаре Шатровой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ратникова А. А.ича об оспаривании решения Департамента земельных отношений администрации города Перми об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка,
установил:
административный истец обратился в суд с иском об оспаривании решения ДЗО администрации города Перми об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, указав в обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ истцом в ДЗО администрации г. Перми в порядке ст.39.28 ЗК РФ было подано заявление о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, находящегося в его собственности, с земельным участком, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенным по адресу: <адрес>, за счет земель, собственность которых не разграничена (муниципальная собственность). Решением ДЗО администрации г. Перми № от ДД.ММ.ГГГГ в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № отказано. Считает данное решение незаконным и нарушающим его права по следующим основаниям. Как следует из содержания принятого решения от ДД.ММ.ГГГГ, ДЗО усмотрело основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предусмотренные п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ. Как указано в решении, согласно градостроительному регламенту для территориальной зоны садовых и дачных участков Р-3 в соответствии со ст.52.6 Правил землепользования и застройки г. Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 г. № 143, данная зона выделена для обеспечения правовых условий функционирования территорий, на которые расположены ранее предоставленные садовые и дачные земельные участки для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха. По мнению руководителя ДЗО администрации г. Перми, градостроительный регламент территориальной зоны садовых и дачных участков Р-3 не допускает образование новых земельных участков. Данные выводы не основаны на нормах действующего законодательства. Статьей 39.28 ЗК РФ предусмотрены случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Пунктом 9 ст.39.29 ЗК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. В п.п. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п. 16 ст. 11.10 настоящего Кодекса. Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка в соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ является расположение разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам. В соответствии с п.1 ст.7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделяются по целевому назначению на ряд категорий, выделяя в качестве самостоятельной категории земли населенных пунктов. Земли, указанные в п. 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Пунктом 1 ст.83 ЗК РФ предусмотрено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. В силу п.1 ст.85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур: рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений. В силу ч.2 ст.36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны. Ст. 52 ПЗЗ содержит полный перечень территориальных зон и подзон действия предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, выделенных на карте градостроительного зонирования территории г. Перми. В пункте 2 ст.52 ПЗЗ перечислены все виды территориальных зон и их условных обозначений. Обозначением Р-3 определяется зона садовых и дачных участков. В соответствии со ст.52.6 ПЗЗ зона Р-3 отнесена регламентом к природно-реакционным зонам и выделена для обеспечения правовых условий функционирования территорий, на которых расположены ранее предоставленные садовые и дачные земельные участки для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха. При этом основным видом разрешенного использования для данной зоны предусмотрено: садовые дома, дачные дома, летние сооружения, садоводство, овощеводство. Однако, подобного рода формулировки, содержащиеся в ПЗЗ и касающиеся режима использования земельных участков, находящихся в зоне Р-3, не исключают возможности образования новых земельных участков (в том числе в результате перераспределения) на территории данной зоны, поскольку такого рода исключения могут быть обусловлены только требованиями земельного законодательства. Так, в ст. 11.9 ЗК РФ дан исчерпывающий перечень требований, предъявляемым к образуемым и измененным земельным участкам. Вновь образуемый в результате перераспределения земельный участок полностью требования соответствует. Более того, принадлежащий истцу на праве собственности земельный участок с кадастровым номером № также является вновь образованным, и его нахождение в территориальной зоне Р-3 не явилось препятствием для его постановки на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Образуемый в результате перераспределения земельный участок расположен в границах одной территориальной зоны, на него должен устанавливаться единый градостроительный регламент. На данный участок распространяется существующий режим использования данной территориальной зоны. При таких обстоятельствах отказ Департамента от заключения coглашения о перераспределении земельного участка по указанному в решении основанию нельзя признать законным и обоснованным. На основании изложенного, административный истец просит признать решение ДЗО от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать административного ответчика принять решение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 148 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
В судебное заседание административный истец не явился, направил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Административный ответчик о дне слушания дела извещен надлежащим образом, представитель Жоголь Н.Ф. в судебное заседание не явилась, направила письменный отзыв, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в удовлетворении требований отказать по доводам отзыва.
Исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно выписке из ЕГРН, административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 12).
ДД.ММ.ГГГГ Ратников А. А. обратился в Департамент земельных отношений администрации города Перми с заявлением о перераспределении земельного участка кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, с земельным участком, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенным по адресу: <адрес>, за счет земель, собственность которых не разграничена (муниципальная собственность).
Решением начальника Департамента земельных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ № административному истцу в перераспределении земельного участка, находящегося в частной собственности, с кадастровым номером №, с землями, государственная собственность на которые не разграничена, отказано. В обоснование принятого решения указано, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее – Схема) разработана с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам, поскольку образуемый земельный участок расположен в территориальной зоне садовых и дачных участков Р-3, которая в соответствии со ст. 52.6 Правил землепользования и застройки г. Перми выделена для обеспечения правовых условий функционирования территорий, на которых расположены ранее предоставленные садовые и дачные земельные участки… По мнению административного ответчика, градостроительный регламент территориальной зоны Р-3 не допускает образование новых земельных участков.
Разрешая заявленные требования о признании указанного выше решения незаконным, суд принимает во внимание следующие обстоятельства.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 39.28 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается, в том числе, в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Суд учитывает, что юридическая природа перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, заключается в возможности изменения местоположения границ земельных участков, в том числе с увеличением площади таких земельных участков за счет земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (пункт 2 статьи 39.28 ЗК РФ).
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков содержит в себе элементы, которые схожи с порядком предоставления земельных участков без проведения торгов. Так, положения статьи 39.29 ЗК РФ, регулирующей порядок заключения соглашения о перераспределении земельных участков, предусматривают заявительный порядок реализации данной процедуры. При этом, учитывая, что в результате перераспределения должен быть образован новый земельный участок или новые земельные участки, образование таких земельных участков осуществляется по общим правилам, предусмотренным ЗК РФ, т.е. на основании утвержденного проекта межевания территории либо на основании схемы расположения земельного участка в случае, если такой проект отсутствует (Справка по результатам обобщения практики по применению судами Пермского края норм земельного законодательства, (утв. президиумом Пермского краевого суда 30.06.2017).
В соответствии с п. 11 ч. 9 ст. 39.29, п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если, среди прочего, имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, в том числе если такая Схема разработана с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.
По мнению административного ответчика, административным истцом при разработке Схемы нарушены требования п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ, устанавливающей, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
По мнению же суда, административным истцом такие требования не нарушены.
Как справедливо указано административным ответчиком в оспариваемом решении, в соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 36 ГрК РФ, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Правила землепользования и застройки города Перми утверждены Решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143.
В соответствии с п. 52.6 указанных Правил, зона садовых и дачных участков Р-3 выделена для обеспечения правовых условий функционирования территорий, на которых расположены ранее предоставленные садовые и дачные земельные участки для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха. В данной зоне не создаются объекты социальной инфраструктуры.
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства:
Основные виды разрешенного использования:
садовые дома, дачные дома, летние сооружения, садоводство, овощеводство,
помещения для охраны,
детские площадки, площадки для отдыха, спортивных занятий,
стоянки легковых автомобилей на открытых площадках,
зеленые насаждения,
объекты наружного противопожарного водоснабжения (пожарные резервуары, водоемы, пирсы и пр.).
Вспомогательные виды разрешенного использования:
хозяйственные, надворные постройки,
стоянки, гаражи на садово-огородном участке вместимостью на 1-2 автомобиля,
емкости для хранения воды на индивидуальном участке,
общественные резервуары для хранения воды,
скважины для забора воды, индивидуальные колодцы (при условии организации зоны санитарной охраны не менее 30-50 м выше по потоку грунтовых вод),
объекты наружного противопожарного водоснабжения (пожарные резервуары, водоемы),
площадки для сбора мусора,
ЦТП, ТП, РП.
Условно разрешенные виды использования:
жилые дома при соблюдении требований к индивидуальной жилой застройке как в части самих строений, так и в части планировки территории, а также при обеспеченности в соответствии с требованиями законодательства объектами социальной инфраструктуры,
строения для содержания домашнего скота и птицы,
физкультурно-оздоровительные сооружения,
магазины,
киоски, лоточная торговля,
временные (сезонные) объекты общественного питания и бытового обслуживания населения,
пункты оказания первой медицинской помощи,
культовые здания и сооружения, объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества); объекты благотворительного назначения религиозных организаций,
ветлечебницы без постоянного содержания животных (при условии создания санитарно-защитной зоны не менее 50 м),
ЭП, РС, РП, ВНС, КНС, ЦТП, ТП, ГРУ,
антенны сотовой, радиорелейной и спутниковой связи.
Минимальный размер земельного участка для размещения садовых домов, дачных домов, летних сооружений, садоводства, овощеводства - 100 кв. м.
Максимальный размер земельного участка для размещения садовых домов, дачных домов, летних сооружений, садоводства, овощеводства - 600 кв. м.
Как видно из приведенных Правил, касающихся зоны Р-3, никаких ограничений в части перераспределения земельных участков в них не содержится. Размер образуемого в результате перераспределения земельного участка не выходит за пределы установленных минимальных и максимальных значений.
Вместе с тем, перечень оснований для отказа в перераспределении земельных участков является исчерпывающим (ч. 9 и 14 ст. 39.29 ЗК РФ). Оспариваемое решение ни одного основания из данного перечня не содержит. Указанное же в оспариваемом решении основание не соответствует приведенным выше нормам, в связи с чем не является законным и обоснованным, нарушает право административного истца на надлежащее рассмотрение своего заявления и заключение соглашения о перераспределении, в связи с чем заявленные административным истцом требования о признании оспариваемого решения незаконным подлежат удовлетворению.
Поскольку, в силу ст. 11 ЗК РФ, полномочия по предоставлению земельных участков, в том числе путем заключения соглашения о перераспределении, относятся к исключительной компетенции органа местного самоуправления, на административного ответчика должна быть возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Ратникова А. А.ича от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 179-180 КАС РФ, суд
решил:
признать незаконным Решение начальника Департамента земельных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, находящегося в его собственности, с земельным участком, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенным по адресу: <адрес>, за счет земель, собственность которых не разграничена (муниципальная собственность).
Возложить на Департамент земельных отношений администрации г. Перми обязанность повторно рассмотреть заявление Ратникова А. А.ича от ДД.ММ.ГГГГ о заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Федеральный судья: П. С. Реутских