Решение по делу № 2-1984/2023 от 16.08.2023

УИД 37RS0005-01-2023-001796-35

Дело № 2-1984/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 октября 2023 года город Иваново

Ивановский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Чеботаревой Е. В.,

при секретаре Кротовой А. Е.,

с участием:

представителя истца – помощника Ивановского межрайонного прокурора Кузьминой И. Ю.,

представителя ответчика ОГБПОУ «Кохомский индустриальный колледж» - Сорокиной В. Г.,

представителя ответчика Департамента образования Ивановской области – Есиповой Е. С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Ивановского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к областному государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Кохомский индустриальный колледж, Департаменту образования Ивановской области о возложении обязанности,

установил:

И.о. заместителя Ивановского межрайонного прокурора, действуяв интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОГБПОУ «Кохомский индустриальный колледж», Департаменту образования Ивановской области. Истец с учетом уточнения требований в порядке главы 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) просит обязать ОГБПОУ «Кохомский индустриальный колледж» в срок до 01.03.2024 оснастить медицинский кабинет по адресу: Ивановская обл., Кохма, ул. Ивановская, д. 32, необходимыми медицинскими изделиями и техникой, а именно: тонометром с возрастными манжетами в количестве 1 шт., секундомером в количестве 2 шт., динамометром кистевым 2-х видов (для детей разных возрастных групп) в количестве 3 шт., плантографом в количестве 1 шт., оторинскопом с набором воронок в количестве 1 шт., аппаратом искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу) в количестве 1 шт., носилками в количестве 1 шт., травматологической укладкой в количестве 1 компл., термоконтейнером для транспортировки медицинских иммунобиологических препаратов в количестве 1 шт., ведром с педальной крышкой в количестве 2 шт., кушеткой в количестве 1 шт., ширмой медицинской в количестве 2 шт., биксом большим в количестве 1 шт., биксом малым в количестве 1 шт., сейфом для хранения медикаментов в количестве 1 шт., шапочками в количестве 2 шт., ковриком в количестве 1 шт. в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.11.2013 № 822-н; а также обязать Департамент образования Ивановской области выделить денежные средства ОГБПОУ «Кохомский индустриальный колледж» для проведения вышеуказанных мероприятий.

Заявленные требования обоснованы следующими обстоятельствами.

Ивановской межрайонной прокуратурой проведена проверка в отношении ОГБПОУ «Кохомский индустриальный колледж» по вопросу соблюдения законодательства об охране жизни и здоровья детей во время образовательного процесса. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований действующего законодательства отсутствуют, в том числе тонометр с возрастными манжетами в количестве 1 шт., секундомер в количестве 2 шт., динамометр кистевой 2-х видов (для детей разных возрастных групп) в количестве 3 шт., плантограф в количестве 1 шт., оторинскоп с набором воронок в количестве 1 шт., аппарат искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу) в количестве 1 шт., носилки в количестве 1 шт., травматологическая укладка в количестве 1 компл., термоконтейнер для транспортировки медицинских иммунобиологических препаратов в количестве 1 шт., ведро с педальной крышкой в количестве 2 шт., кушетка в количестве 1 шт., ширма медицинская в количестве 2 шт., бикс большой в количестве 1 шт., бикс малый в количестве 1 шт., сейф для хранения медикаментов в количестве 1 шт., шапочка в количестве 2 шт. В связи с выявленными нарушениями в адрес директора ОГБПОУ «Кохомский индустриальный колледж» 16.03.2023 внесено представление об устранении выявленных нарушений за исходящим № 02-40-2023. По результатам рассмотрения представления образовательным учреждением выявленные нарушения фактически не устранены, помещение для оказания первичной медико-санитарной помощи не оснащено необходимой мебелью и медицинским изделиями в связи с отсутствием финансирования. Необеспечение оснащенности медицинского кабинета оборудованием, предусмотренным вышеназванными нормативными требованиями, влечет невозможность оказания медицинской помощи несовершеннолетним образовательной организации в полном объеме.

Представитель истца – помощник Ивановского межрайонного прокурора Кузьмина И. Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика ОГБПОУ «Кохомский индустриальный колледж» - директор Сорокина В. Г. в судебном заседании указала, что исковые требования с учетом их уточнения признает; учреждение обязуется выполнить обязанность по дооснащению медицинского кабинета не позднее окончания 2023 года.

Представитель ответчика Департамента образования Ивановской области Есипова Е. С., действующая на основании доверенности, возражала против требований, заявленных к Департаменту, по следующим доводам, в том числе приведенным в письменном отзыве. Обязанность по финансированию деятельности учреждения по созданию необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся не может быть возложена на Департамент, который не является главным распорядителем средств областного бюджета по указанному обязательству. Выделение средств из бюджета Ивановской области государственным бюджетным учреждениям законодательство предусматривает в виде субсидий. Требования к Департаменту, как к ответчику, об обязании финансирования другого ответчика вытекают из бюджетных правоотношений и не могут быть разрешены судом. Департамент в полной мере выделяет финансирование образовательной организации. Помимо бюджетных средств у данной организации имеются и внебюджетные средства.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.

Судом установлено, что согласно выписке из ЕГРЮЛ, уставу учреждения ОГБПОУ «Кохомский индустриальный колледж» имеет юридический адрес: Ивановская обл., Ивановский район, г. Кохма, ул. Ивановская, д. 32; видом деятельности является образование профессиональное среднее; функции и полномочия учредителя от имени Ивановской области осуществляет Департамент образования Ивановской области; полномочия собственника имущества от имени Ивановской области осуществляет Департамент управления имуществом Ивановской области; учреждение обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим уставом.

Согласно п. 1.9 устава учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за ним, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним Департаментом или приобретенного учреждением за счет выделенных ему учредителем средств, а также недвижимого имущества. Департамент от имени собственника имущества не несет ответственности по обязательствам учреждения.

Как следует из п.п. 2.3, 2.3.1 устава для достижения своих целей учреждение осуществляет в том числе основные виды деятельности (реализация основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, программ подготовки, программ профессиональной подготовки, программ повышения квалификации, программ профессиональной переподготовки, представление образовательных услуг на основании договоров с физическими и (или) юридическими лицами, реализация продукции, изготовленной в учебно-производственных мастерских учреждения, оказание рекламных, консультационных, маркетинговых услуг в сфере среднего профессионального образования), приносящей доход.

В п. 2.3.2 устава также указан перечень иных видов деятельности учреждения, не являющиеся основными, приносящие доход.

В соответствии с п. 3.6 устава источниками формирования имущества и денежных средств учреждения являются: бюджетные ассигнования; выручка от реализации товаров, работ, услуг; имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления; пожертвования; другие не запрещенные законом поступления.

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания учреждения осуществляется в виде субвенций из областного бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания; в соответствии с Бюджетным кодексом РФ учреждению могут представляться субсидии из областного бюджета на иные цели (п. 3.12 устава). Доходы учреждения поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и используются для достижения целей, ради которых оно создано (п. 3.13 устава).

В сообщении ОГБПОУ «Кохомский индустриальный колледж» от 13.03.2023, в том числе в приложенной к нему таблице, учреждением в связи с запросом прокуратуры представлены следующие сведения по оснащению медицинского кабинета: весы медицинские – 1 шт., ростомер или антропометр – 1 шт., тонометр с возрастными манжетами – 1 шт., стетофонендоскоп отсутствует, секундомер отсутствует, сантиметровая лента – 1 шт., динамометр кистевой 2-х видов (для детей разных возрастов) – 1 шт., плантограф отсутствует, термометр медицинский – 3 шт., оториноскоп с набором воронок отсутствует, шпатель металлический или одноразовый – 1 шт., анализатор окиси углерода выдыхаемого воздуха с определением карбокигемоглобина (смокелайзер) отсутствует, аппаратно-программный комплекс для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма отсутствует, холодильник – 1 шт., бактерицидный облучатель/очиститель воздуха/устройство для обеззараживания и (или) фильтрации воздуха и (или) дезинфекции поверхностей – 1 шт., шприц одноразовый с иглами (комплект 100 шт.) на 1 мл, 2 мл, 5 мл и 10 мл – по мере необходимости, лоток медицинский почкообразный – 1 шт., аппарат Ротора с таблицей Сивцева-Орловой отсутствует, перчатки медицинские – 1 уп., пипетки отсутствуют, комплект воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот» отсутствует, аппарат искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу) отсутствует, грелка медицинская – 1 шт., пузырь для льда – 1 шт., жгут кровоостанавливающий резиновый – 1 шт., носилки – 1 шт., травмотологическая укладка (включающая: шины пневматические (детские и взрослые), вакуумный матрас, косынку, фиксатор ключницы, воротник Шанца (2 размера) жгут кровоостанавливающий, перчатки, бинт стерильный, салфетки стерильные, гелиевый охлаждающе-согревающий пакет, ножницы, лейкопластырь 2 см и 5 см по 1 шт.) отсутствует, зонды желудочные разных размеров отсутствуют, перевязочный материал (бинты, стерильные бинты, стерильные салфетки, стерильная вата, лейкопластырь, антисептики для обработки ран) отсутствует, термоконтейнер для транспортировки медицинских иммунобиологических препаратов отсутствует, дозаторы для мыла, бумажные полотенца, антисептик для обработки - 1шт., спирт этиловый – 1 шт., салфетки спиртовые из мягкого материала для обработки инъекционного поля – 1 уп., посиндромная укладка медикаментов и перевязочных материалов для оказания неотложной медицинской помощи – 1 шт., дезинфицирующие средства – 1 шт., ведро с педальной крышкой отсутствует, емкость для дезинфицирующих средств – 1 шт., емкость – непрокалываемый контейнер с крышкой для дезинфекции обработанных шприцов, тампонов, использованных вакцин – 1 шт., стол рабочий – 1 шт., кушетка – 1 шт., ширма медицинская отсутствует, шкаф медицинский для хранения лекарственных средств – 1 шт., шкаф для хранения медицинской документации – 1 шт., стол медицинский – 1 шт., столик инструментальный – 1 шт., столик манипуляционный – 1 шт., лампа настольная – 1 шт., бикс большой – 1 шт., бикс малый – 1 шт., пинцет – 1 шт., корцанг – 1 шт., ножницы – 1 шт., персональный компьютер отсутствует, принтер отсутствует,, калькулятор отсутствует, сейф для хранения медикаментов отсутствует, халат медицинский – 1 шт., шапочки отсутствуют, маски – 1 уп., коврик (1м?1,5м) отсутствует, комплект оборудования для наглядной пропаганды здорового образа жизни – 1 шт.

В адрес ОГБПОУ «Кохомский индустриальный колледж» прокуратурой 16.03.2023 внесено представление за исх. № 02-40-2023, в котором указано на необходимость устранения выявленного нарушения об отсутствии: тонометр с возрастными манжетами – 1 шт., стетофонендоскоп – 2 шт., секундомер – 2 шт., динамометр кистевой 2-х видов (для детей разных возрастов) – 3 шт., плантограф – 1 шт., оториноскоп с набором воронок – 1 шт., холодильник – 1 шт., лоток медицинский почкообразный – 1 шт., аппарат Ротора с таблицей Сивфева-Орловой – 1 шт., пипетки - 10 шт., комплект воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот» - 1 шт., аппарат искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу) – 1 шт., грелка медицинская – 1 шт., пузырь для льда – 1 шт., жгут кровоостанавливающий резиновый – 1 шт., носилки – 1 шт., травматологическая укладка – 1 комплект, зонды желудочные – 4 шт., перевязочный материал (бинты, стерильные бинты, стерильные салфетки, стерильная вата, лейкопластырь, антисептики для обработки ран), термоконтейнер для транспортировки медицинских иммунобиологических препаратов – 1 шт., ведро с педальной крышкой – 2 шт., кушетка – 1 шт., ширма медицинская – 2 шт., бикс большой – 1 шт., бикс малый – 1 шт., пинцет – 3 шт., корцанг – 3 шт., ножницы – 1 шт., персональный компьютер и принтер – 1 шт., сейф для хранения медикаментов – 1 шт., шапочки – 2 шт., коврик – 1 шт.

В ответ на данное представление ОГБПОУ «Кохомский индустриальный колледж» в сообщении от 14.04.2022 указано на проведение мониторинга оснащенности медицинского кабинета, составление списка необходимого оборудования и медицинских изделий; полное оснащение медицинского кабинета образовательной организации запланировано в течение 2023 года за счет внебюджетных средств и средств регионального бюджета, а также заключения договора с медицинской организацией на представление сотрудника; с заведующим хозяйством проведена разъяснительная беседа за необеспечение оснащенности медицинского кабинета оборудованием, предусмотренным нормативными требованиями законодательства, приказом директора вынесено дисциплинарное взыскание. В подтверждение вынесения дисциплинарного взыскания представлена копия приказа № 60 от 14.04.2023.

В ходе рассмотрения дела ОГБПОУ «Кохомский индустриальный колледж» указано, что по состоянию на 01.09.2023 приобретено следующее оборудование: персональный компьютер и принтер, тонометр – 1 шт., стетофонендоскоп – 2 шт., секундомер – 2 шт., лоток медицинский почкообразный – 1 шт., аппарат Ротора с таблицей Сивцева-Орловой – 1 шт., пипетки 50 шт. – 1 уп., комплект воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот» - 1 шт., грелка медицинская – 1 шт., пузырь для льда – 1 шт., жгут кровоостанавливающий резиновый – 1 шт., зонды желудочные – 4 шт., пинцет – 3 шт., корцанг – 1 шт., ножницы – 1 шт., коврик – 1 шт., перевязочный материал – комплект. На момент проверки холодильник, ширма были установлены в кабинете, оргтехника закуплена и требовала установки программного обеспечения. Для оснащения медицинского кабинета требуется: динамометр кистевой 2-х видов (для детей разных возрастов) – 3 шт., плантограф – 1 шт., оториноскоп с набором воронок – 1 шт., аппарат искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу) – 1 шт., носилки – 1 шт., травматическая укладка – 1 комплект, термоконтейнер для транспортировки медицинских иммунобиологических препаратов, кушетка – 1 шт., ширма медицинская – 1 шт., бикс большой – 1 шт., бикс малый – 1 шт., сейф для хранения медикаментов – 1 шт. Стоимость указанного оборудования составляет 281900 рублей.В подтверждение уже приобретенного оборудования представлены счет на оплату № 118 от 05.09.2023, гарантийный талон, счет № 1451 от 19.10.2018, платежное поручение № 840435 от 23.10.2018 счет № 44 от 30.11.2021, платежное поручение № 889330 от 02.12.2021.

Согласно сообщению ОБУЗ «Кохомская городская больница» медицинская помощь в 2022-2023 учебном году несовершеннолетним, обучающимся в колледже, при их обращении оказывалась в детской поликлинике больницы. 09.01.2018 между ОБУЗ «Кохомская городская больница» и ОГБПОУ «Кохомский индустриальный колледж» заключен договор № 17 на медицинское обслуживание обучающихся в образовательном учреждении. Договор вступил в силу 09.01.2018 и действовал до 31.12.2018. В связи с тем, что ни одна из сторон не уведомила в письменном форме другую сторону о своем намерении расторгнуть договор, он в силу п. 4.1 продолжает действовать. Для медицинского обслуживания обучающихся ОГБПОУ «Кохомский индустриальный колледж» в безвозмездное пользование ОБУЗ «Кохомская городская больница» было передано помещение, общей площадью 35,1 кв.м., находящееся по адресу: г. Кохма, ул. Ивановская, д. 23. Обучающиеся ОГБПОУ «Кохомский индустриальный колледж», достигшие 18 лет, могут получать первичную медико-санитарную помощь в ОБУЗ «Кохомская городская больница» при прикреплении к медицинскому учреждению.

Также суду представлено обращение ОГБПОУ «Кохомский индустриальный колледж» в адрес ОБУЗ «Кохомская городская больница» от 03.08.2023 с просьбой о выделении денежных средств на приобретение необходимого оборудования (перечень из 64 пунктов) на сумму 588237 рублей.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации (п. 15 ч. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

В силу ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя: 1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; 2) организацию питания обучающихся; 3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул; 4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; 5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом; 6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации; 7) профилактику и запрещение курения табака или потребления никотинсодержащей продукции, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ; 8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; 9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; 10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий; 11) обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.

В соответствии с ч. 3 ст. 41 названного закона организация оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляется органами исполнительной власти в сфере здравоохранения. Первичная медико-санитарная помощь оказывается обучающимся медицинскими организациями, а также образовательными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья. Оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта и дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусств, осуществляется в образовательной организации либо в случаях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в медицинской организации. При оказании первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательной организации эта образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи.

Из приведенных норм следует, что медицинское обслуживание в образовательном учреждении осуществляется не самим образовательным учреждением, а работниками медицинских учреждений, которым образовательное учреждение должно создать для этого необходимые условия, в том числе предоставить помещение.

При этом организация первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательных организациях не должна осуществляться без учета специального законодательства, регулирующего правоотношения в области здравоохранения.

Правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также права и обязанности медицинских и иных организаций при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья регулирует Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются применением порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи.

Согласно ч. 1 ст. 37 этого же федерального закона медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.

Согласно ч. 2 ст. 32 и ч.ч. 1-4 ст. 33 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ к видам медицинской помощи относятся: 1) первичная медико-санитарная помощь; 2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; 4) паллиативная медицинская помощь.

Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 настоящего Федерального закона.

Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.

Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами).

Как следует из п. 1 ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ в сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на прохождение медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, прохождение диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях утвержден Приказом Минздрава России от 05.11.2013 № 822н (далее по тексту – Порядок).

Согласно п. 3 Порядка несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, гарантируется оказание медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, а также на основе стандартов медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в виде: первичной медико-санитарной помощи, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной; специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной; скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной; паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях.

Согласно п. 3 Порядка организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

Первичная медико-санитарная помощь несовершеннолетним в возрасте до 18 лет, обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы (далее - обучающиеся), в целях оказания им первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, а также профилактики заболеваний, оказывается в отделении организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях (далее - отделения медицинской помощи обучающимся) (пункт 5).

Помещения, предоставляемые образовательной организацией, должны соответствовать установленным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам и установленным требованиям для осуществления медицинской деятельности (пункт 6).

Согласно п. 11 Порядка помещения медицинского блока оснащаются образовательной организацией мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения (приложение № 3 к настоящему Порядку).

В соответствии с Приложением № 3 к Порядку при наличии в структуре отделения иных кабинетов и подразделений они оснащаются в соответствии с требованиями порядков оказания медицинской помощи по профилю следующими мебелью оргтехникой и медицинскими изделиями согласно приведенному перечню из 62 пунктов, в котором также отражено требуемое количество каждого наименования.

Таким образом, суд полагает заявленные требования в части возложения на ОГБПОУ «Кохомский индустриальный колледж» обязанности оснастить медицинский кабинет необходимыми медицинскими изделиями и техникой, а именно: тонометром с возрастными манжетами в количестве 1 шт., секундомером в количестве 2 шт., динамометром кистевым 2-х видов (для детей разных возрастных групп) в количестве 3 шт., плантографом в количестве 1 шт., оторинскопом с набором воронок в количестве 1 шт., аппаратом искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу) в количестве 1 шт., носилками в количестве 1 шт., травматологической укладкой в количестве 1 компл., термоконтейнером для транспортировки медицинских иммунобиологических препаратов в количестве 1 шт., ведром с педальной крышкой в количестве 2 шт., кушеткой в количестве 1 шт., ширмой медицинской в количестве 2 шт., биксом большим в количестве 1 шт., биксом малым в количестве 1 шт., сейфом для хранения медикаментов в количестве 1 шт., шапочками в количестве 2 шт., ковриком в количестве 1 шт. в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.11.2013 № 822-н обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку в ходе рассмотрения гражданского дела нашел свое подтверждение факт отсутствия соответствующей мебели, оргтехники и медицинских изделий, которая требуется согласно стандарту оснащения.

Разрешая требования, заявленные к Департаменту здравоохранения Ивановской области, суд учитывает следующее.

В соответствии со ст. 52 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 12 и ст. 132 Конституции Российской Федерации (далее по тексту – Конституция РФ) решение вопросов формирования, утверждения, исполнения бюджета муниципального образования осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно. Вмешательство в указанную деятельность исключается.

В силу ч. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно ст.ст. 28, 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципе самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней).

Перераспределение бюджетных средств компетенцией суда не является.

Пунктом 2.1.24 Положения о Департаменте образования Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 28.09.2012 № 363-п, Департамент осуществление в случаях и порядке, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, бюджетных полномочий главного администратора доходов областного бюджета, главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на Департамент полномочий.

Согласно ст. 6 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает в том числе следующими бюджетными полномочиями: 1) обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; 2) формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; 3) ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; 4) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; 5) составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; 6) вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; 7) вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи; 8) определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями; 9) формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания;10) обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении; 12) формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств; 12.1) отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств; 13) осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

В силу ст. 6 БК РФ Департамент образования являясь главным распорядителем денежных средств, поступающих для выделения субвенций для образовательных учреждений, распределяет бюджетные ассигнования, поступившие на эти цели из областного и федерального бюджетов.

Исходя из положений ст. ст. 10, 12 Конституции РФ и принципа разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, суд не вправе вмешиваться в компетенцию органа субъекта и разрешать в судебном порядке вопрос о понуждении данного органа к исполнению его полномочий. Вопрос об устранении выявленных в деятельности ОГБПОУ «Кохомский индустриальный колледж» нарушений может быть разрешен не только путем выделения денежных средств в виде субвенций, но и в результате принятия иных мер, в том числе за счет доходов, получаемых как от основного вида деятельности, так и от иных видов деятельности. Эти меры учреждение принимает самостоятельно.

Кроме того, суду не представлено достаточных доказательств о том, что ОГБПОУ «Кохомский индустриальный колледж» не обладает достаточными средствами для исполнения возлагаемой обязанности по оснащению медицинского кабинета, нуждаемости для этого в выделении дополнительных субвенций.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований о возложении на Департамент образования Ивановской области обязанности по выделению и распределению выделенных денежных средств на устранение выявленных в деятельности ОГБПОУ «Кохомский индустриальный колледж» нарушений.

Решая вопрос о сроке, в течение которого ОГБПОУ «Кохомский индустриальный колледж» надлежит исполнить решение суда, суд считает возможным установить данный срок в соответствии с заявленными требованиями – до 01.03.2024. Ответчиком не приведено доводов и не представлено доказательств о невозможности выполнения обязанности в заявленный срок. Наоборот директором ОГБПОУ «Кохомский индустриальный колледж» указано, что будут приняты меры для исполнения обязанности до конца 2023 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования заместителя Ивановского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к областному государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Кохомский индустриальный колледжо возложении обязанности удовлетворить.

Обязать областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Кохомский индустриальный колледж (ОГРН 1023701508236) в срок до 01.03.2024 оснастить медицинский кабинет образовательной организации по адресу: Ивановская обл., Кохма, ул. Ивановская, д. 32, необходимыми медицинскими изделиями и техникой, а именно: тонометром с возрастными манжетами в количестве 1 штуки, секундомером в количестве 2 штук, динамометром кистевым 2-х видов (для детей разных возрастных групп) в количестве 3 штук, плантографом в количестве 1 штуки, оторинскопом с набором воронок в количестве 1 штуки, аппаратом искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу) в количестве 1 штуки, носилками в количестве 1 штуки, травматологической укладкой в количестве 1 комплекта, термоконтейнером для транспортировки медицинских иммунобиологических препаратов в количестве 1 штуки, ведром с педальной крышкой в количестве 2 штук, кушеткой в количестве 1 штуки, ширмой медицинской в количестве 2 штук, биксом большим в количестве 1 штуки, биксом малым в количестве 1 штуки, сейфом для хранения медикаментов в количестве 1 штуки, шапочками в количестве 2 штук, ковриком в количестве 1 штуки в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.11.2013 № 822-н.

В удовлетворении исковых требований заместителя Ивановского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Департаменту образования Ивановской области о возложении обязанностиотказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись Е. В. Чеботарева

В окончательной форме решение составлено 25.10.2023.

УИД 37RS0005-01-2023-001796-35

Дело № 2-1984/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 октября 2023 года город Иваново

Ивановский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Чеботаревой Е. В.,

при секретаре Кротовой А. Е.,

с участием:

представителя истца – помощника Ивановского межрайонного прокурора Кузьминой И. Ю.,

представителя ответчика ОГБПОУ «Кохомский индустриальный колледж» - Сорокиной В. Г.,

представителя ответчика Департамента образования Ивановской области – Есиповой Е. С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Ивановского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к областному государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Кохомский индустриальный колледж, Департаменту образования Ивановской области о возложении обязанности,

установил:

И.о. заместителя Ивановского межрайонного прокурора, действуяв интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОГБПОУ «Кохомский индустриальный колледж», Департаменту образования Ивановской области. Истец с учетом уточнения требований в порядке главы 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) просит обязать ОГБПОУ «Кохомский индустриальный колледж» в срок до 01.03.2024 оснастить медицинский кабинет по адресу: Ивановская обл., Кохма, ул. Ивановская, д. 32, необходимыми медицинскими изделиями и техникой, а именно: тонометром с возрастными манжетами в количестве 1 шт., секундомером в количестве 2 шт., динамометром кистевым 2-х видов (для детей разных возрастных групп) в количестве 3 шт., плантографом в количестве 1 шт., оторинскопом с набором воронок в количестве 1 шт., аппаратом искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу) в количестве 1 шт., носилками в количестве 1 шт., травматологической укладкой в количестве 1 компл., термоконтейнером для транспортировки медицинских иммунобиологических препаратов в количестве 1 шт., ведром с педальной крышкой в количестве 2 шт., кушеткой в количестве 1 шт., ширмой медицинской в количестве 2 шт., биксом большим в количестве 1 шт., биксом малым в количестве 1 шт., сейфом для хранения медикаментов в количестве 1 шт., шапочками в количестве 2 шт., ковриком в количестве 1 шт. в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.11.2013 № 822-н; а также обязать Департамент образования Ивановской области выделить денежные средства ОГБПОУ «Кохомский индустриальный колледж» для проведения вышеуказанных мероприятий.

Заявленные требования обоснованы следующими обстоятельствами.

Ивановской межрайонной прокуратурой проведена проверка в отношении ОГБПОУ «Кохомский индустриальный колледж» по вопросу соблюдения законодательства об охране жизни и здоровья детей во время образовательного процесса. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований действующего законодательства отсутствуют, в том числе тонометр с возрастными манжетами в количестве 1 шт., секундомер в количестве 2 шт., динамометр кистевой 2-х видов (для детей разных возрастных групп) в количестве 3 шт., плантограф в количестве 1 шт., оторинскоп с набором воронок в количестве 1 шт., аппарат искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу) в количестве 1 шт., носилки в количестве 1 шт., травматологическая укладка в количестве 1 компл., термоконтейнер для транспортировки медицинских иммунобиологических препаратов в количестве 1 шт., ведро с педальной крышкой в количестве 2 шт., кушетка в количестве 1 шт., ширма медицинская в количестве 2 шт., бикс большой в количестве 1 шт., бикс малый в количестве 1 шт., сейф для хранения медикаментов в количестве 1 шт., шапочка в количестве 2 шт. В связи с выявленными нарушениями в адрес директора ОГБПОУ «Кохомский индустриальный колледж» 16.03.2023 внесено представление об устранении выявленных нарушений за исходящим № 02-40-2023. По результатам рассмотрения представления образовательным учреждением выявленные нарушения фактически не устранены, помещение для оказания первичной медико-санитарной помощи не оснащено необходимой мебелью и медицинским изделиями в связи с отсутствием финансирования. Необеспечение оснащенности медицинского кабинета оборудованием, предусмотренным вышеназванными нормативными требованиями, влечет невозможность оказания медицинской помощи несовершеннолетним образовательной организации в полном объеме.

Представитель истца – помощник Ивановского межрайонного прокурора Кузьмина И. Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика ОГБПОУ «Кохомский индустриальный колледж» - директор Сорокина В. Г. в судебном заседании указала, что исковые требования с учетом их уточнения признает; учреждение обязуется выполнить обязанность по дооснащению медицинского кабинета не позднее окончания 2023 года.

Представитель ответчика Департамента образования Ивановской области Есипова Е. С., действующая на основании доверенности, возражала против требований, заявленных к Департаменту, по следующим доводам, в том числе приведенным в письменном отзыве. Обязанность по финансированию деятельности учреждения по созданию необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся не может быть возложена на Департамент, который не является главным распорядителем средств областного бюджета по указанному обязательству. Выделение средств из бюджета Ивановской области государственным бюджетным учреждениям законодательство предусматривает в виде субсидий. Требования к Департаменту, как к ответчику, об обязании финансирования другого ответчика вытекают из бюджетных правоотношений и не могут быть разрешены судом. Департамент в полной мере выделяет финансирование образовательной организации. Помимо бюджетных средств у данной организации имеются и внебюджетные средства.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.

Судом установлено, что согласно выписке из ЕГРЮЛ, уставу учреждения ОГБПОУ «Кохомский индустриальный колледж» имеет юридический адрес: Ивановская обл., Ивановский район, г. Кохма, ул. Ивановская, д. 32; видом деятельности является образование профессиональное среднее; функции и полномочия учредителя от имени Ивановской области осуществляет Департамент образования Ивановской области; полномочия собственника имущества от имени Ивановской области осуществляет Департамент управления имуществом Ивановской области; учреждение обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим уставом.

Согласно п. 1.9 устава учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за ним, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним Департаментом или приобретенного учреждением за счет выделенных ему учредителем средств, а также недвижимого имущества. Департамент от имени собственника имущества не несет ответственности по обязательствам учреждения.

Как следует из п.п. 2.3, 2.3.1 устава для достижения своих целей учреждение осуществляет в том числе основные виды деятельности (реализация основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, программ подготовки, программ профессиональной подготовки, программ повышения квалификации, программ профессиональной переподготовки, представление образовательных услуг на основании договоров с физическими и (или) юридическими лицами, реализация продукции, изготовленной в учебно-производственных мастерских учреждения, оказание рекламных, консультационных, маркетинговых услуг в сфере среднего профессионального образования), приносящей доход.

В п. 2.3.2 устава также указан перечень иных видов деятельности учреждения, не являющиеся основными, приносящие доход.

В соответствии с п. 3.6 устава источниками формирования имущества и денежных средств учреждения являются: бюджетные ассигнования; выручка от реализации товаров, работ, услуг; имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления; пожертвования; другие не запрещенные законом поступления.

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания учреждения осуществляется в виде субвенций из областного бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания; в соответствии с Бюджетным кодексом РФ учреждению могут представляться субсидии из областного бюджета на иные цели (п. 3.12 устава). Доходы учреждения поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и используются для достижения целей, ради которых оно создано (п. 3.13 устава).

В сообщении ОГБПОУ «Кохомский индустриальный колледж» от 13.03.2023, в том числе в приложенной к нему таблице, учреждением в связи с запросом прокуратуры представлены следующие сведения по оснащению медицинского кабинета: весы медицинские – 1 шт., ростомер или антропометр – 1 шт., тонометр с возрастными манжетами – 1 шт., стетофонендоскоп отсутствует, секундомер отсутствует, сантиметровая лента – 1 шт., динамометр кистевой 2-х видов (для детей разных возрастов) – 1 шт., плантограф отсутствует, термометр медицинский – 3 шт., оториноскоп с набором воронок отсутствует, шпатель металлический или одноразовый – 1 шт., анализатор окиси углерода выдыхаемого воздуха с определением карбокигемоглобина (смокелайзер) отсутствует, аппаратно-программный комплекс для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма отсутствует, холодильник – 1 шт., бактерицидный облучатель/очиститель воздуха/устройство для обеззараживания и (или) фильтрации воздуха и (или) дезинфекции поверхностей – 1 шт., шприц одноразовый с иглами (комплект 100 шт.) на 1 мл, 2 мл, 5 мл и 10 мл – по мере необходимости, лоток медицинский почкообразный – 1 шт., аппарат Ротора с таблицей Сивцева-Орловой отсутствует, перчатки медицинские – 1 уп., пипетки отсутствуют, комплект воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот» отсутствует, аппарат искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу) отсутствует, грелка медицинская – 1 шт., пузырь для льда – 1 шт., жгут кровоостанавливающий резиновый – 1 шт., носилки – 1 шт., травмотологическая укладка (включающая: шины пневматические (детские и взрослые), вакуумный матрас, косынку, фиксатор ключницы, воротник Шанца (2 размера) жгут кровоостанавливающий, перчатки, бинт стерильный, салфетки стерильные, гелиевый охлаждающе-согревающий пакет, ножницы, лейкопластырь 2 см и 5 см по 1 шт.) отсутствует, зонды желудочные разных размеров отсутствуют, перевязочный материал (бинты, стерильные бинты, стерильные салфетки, стерильная вата, лейкопластырь, антисептики для обработки ран) отсутствует, термоконтейнер для транспортировки медицинских иммунобиологических препаратов отсутствует, дозаторы для мыла, бумажные полотенца, антисептик для обработки - 1шт., спирт этиловый – 1 шт., салфетки спиртовые из мягкого материала для обработки инъекционного поля – 1 уп., посиндромная укладка медикаментов и перевязочных материалов для оказания неотложной медицинской помощи – 1 шт., дезинфицирующие средства – 1 шт., ведро с педальной крышкой отсутствует, емкость для дезинфицирующих средств – 1 шт., емкость – непрокалываемый контейнер с крышкой для дезинфекции обработанных шприцов, тампонов, использованных вакцин – 1 шт., стол рабочий – 1 шт., кушетка – 1 шт., ширма медицинская отсутствует, шкаф медицинский для хранения лекарственных средств – 1 шт., шкаф для хранения медицинской документации – 1 шт., стол медицинский – 1 шт., столик инструментальный – 1 шт., столик манипуляционный – 1 шт., лампа настольная – 1 шт., бикс большой – 1 шт., бикс малый – 1 шт., пинцет – 1 шт., корцанг – 1 шт., ножницы – 1 шт., персональный компьютер отсутствует, принтер отсутствует,, калькулятор отсутствует, сейф для хранения медикаментов отсутствует, халат медицинский – 1 шт., шапочки отсутствуют, маски – 1 уп., коврик (1м?1,5м) отсутствует, комплект оборудования для наглядной пропаганды здорового образа жизни – 1 шт.

В адрес ОГБПОУ «Кохомский индустриальный колледж» прокуратурой 16.03.2023 внесено представление за исх. № 02-40-2023, в котором указано на необходимость устранения выявленного нарушения об отсутствии: тонометр с возрастными манжетами – 1 шт., стетофонендоскоп – 2 шт., секундомер – 2 шт., динамометр кистевой 2-х видов (для детей разных возрастов) – 3 шт., плантограф – 1 шт., оториноскоп с набором воронок – 1 шт., холодильник – 1 шт., лоток медицинский почкообразный – 1 шт., аппарат Ротора с таблицей Сивфева-Орловой – 1 шт., пипетки - 10 шт., комплект воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот» - 1 шт., аппарат искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу) – 1 шт., грелка медицинская – 1 шт., пузырь для льда – 1 шт., жгут кровоостанавливающий резиновый – 1 шт., носилки – 1 шт., травматологическая укладка – 1 комплект, зонды желудочные – 4 шт., перевязочный материал (бинты, стерильные бинты, стерильные салфетки, стерильная вата, лейкопластырь, антисептики для обработки ран), термоконтейнер для транспортировки медицинских иммунобиологических препаратов – 1 шт., ведро с педальной крышкой – 2 шт., кушетка – 1 шт., ширма медицинская – 2 шт., бикс большой – 1 шт., бикс малый – 1 шт., пинцет – 3 шт., корцанг – 3 шт., ножницы – 1 шт., персональный компьютер и принтер – 1 шт., сейф для хранения медикаментов – 1 шт., шапочки – 2 шт., коврик – 1 шт.

В ответ на данное представление ОГБПОУ «Кохомский индустриальный колледж» в сообщении от 14.04.2022 указано на проведение мониторинга оснащенности медицинского кабинета, составление списка необходимого оборудования и медицинских изделий; полное оснащение медицинского кабинета образовательной организации запланировано в течение 2023 года за счет внебюджетных средств и средств регионального бюджета, а также заключения договора с медицинской организацией на представление сотрудника; с заведующим хозяйством проведена разъяснительная беседа за необеспечение оснащенности медицинского кабинета оборудованием, предусмотренным нормативными требованиями законодательства, приказом директора вынесено дисциплинарное взыскание. В подтверждение вынесения дисциплинарного взыскания представлена копия приказа № 60 от 14.04.2023.

В ходе рассмотрения дела ОГБПОУ «Кохомский индустриальный колледж» указано, что по состоянию на 01.09.2023 приобретено следующее оборудование: персональный компьютер и принтер, тонометр – 1 шт., стетофонендоскоп – 2 шт., секундомер – 2 шт., лоток медицинский почкообразный – 1 шт., аппарат Ротора с таблицей Сивцева-Орловой – 1 шт., пипетки 50 шт. – 1 уп., комплект воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот» - 1 шт., грелка медицинская – 1 шт., пузырь для льда – 1 шт., жгут кровоостанавливающий резиновый – 1 шт., зонды желудочные – 4 шт., пинцет – 3 шт., корцанг – 1 шт., ножницы – 1 шт., коврик – 1 шт., перевязочный материал – комплект. На момент проверки холодильник, ширма были установлены в кабинете, оргтехника закуплена и требовала установки программного обеспечения. Для оснащения медицинского кабинета требуется: динамометр кистевой 2-х видов (для детей разных возрастов) – 3 шт., плантограф – 1 шт., оториноскоп с набором воронок – 1 шт., аппарат искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу) – 1 шт., носилки – 1 шт., травматическая укладка – 1 комплект, термоконтейнер для транспортировки медицинских иммунобиологических препаратов, кушетка – 1 шт., ширма медицинская – 1 шт., бикс большой – 1 шт., бикс малый – 1 шт., сейф для хранения медикаментов – 1 шт. Стоимость указанного оборудования составляет 281900 рублей.В подтверждение уже приобретенного оборудования представлены счет на оплату № 118 от 05.09.2023, гарантийный талон, счет № 1451 от 19.10.2018, платежное поручение № 840435 от 23.10.2018 счет № 44 от 30.11.2021, платежное поручение № 889330 от 02.12.2021.

Согласно сообщению ОБУЗ «Кохомская городская больница» медицинская помощь в 2022-2023 учебном году несовершеннолетним, обучающимся в колледже, при их обращении оказывалась в детской поликлинике больницы. 09.01.2018 между ОБУЗ «Кохомская городская больница» и ОГБПОУ «Кохомский индустриальный колледж» заключен договор № 17 на медицинское обслуживание обучающихся в образовательном учреждении. Договор вступил в силу 09.01.2018 и действовал до 31.12.2018. В связи с тем, что ни одна из сторон не уведомила в письменном форме другую сторону о своем намерении расторгнуть договор, он в силу п. 4.1 продолжает действовать. Для медицинского обслуживания обучающихся ОГБПОУ «Кохомский индустриальный колледж» в безвозмездное пользование ОБУЗ «Кохомская городская больница» было передано помещение, общей площадью 35,1 кв.м., находящееся по адресу: г. Кохма, ул. Ивановская, д. 23. Обучающиеся ОГБПОУ «Кохомский индустриальный колледж», достигшие 18 лет, могут получать первичную медико-санитарную помощь в ОБУЗ «Кохомская городская больница» при прикреплении к медицинскому учреждению.

Также суду представлено обращение ОГБПОУ «Кохомский индустриальный колледж» в адрес ОБУЗ «Кохомская городская больница» от 03.08.2023 с просьбой о выделении денежных средств на приобретение необходимого оборудования (перечень из 64 пунктов) на сумму 588237 рублей.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации (п. 15 ч. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

В силу ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя: 1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; 2) организацию питания обучающихся; 3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул; 4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; 5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом; 6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации; 7) профилактику и запрещение курения табака или потребления никотинсодержащей продукции, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ; 8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; 9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; 10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий; 11) обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.

В соответствии с ч. 3 ст. 41 названного закона организация оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляется органами исполнительной власти в сфере здравоохранения. Первичная медико-санитарная помощь оказывается обучающимся медицинскими организациями, а также образовательными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья. Оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта и дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусств, осуществляется в образовательной организации либо в случаях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в медицинской организации. При оказании первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательной организации эта образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи.

Из приведенных норм следует, что медицинское обслуживание в образовательном учреждении осуществляется не самим образовательным учреждением, а работниками медицинских учреждений, которым образовательное учреждение должно создать для этого необходимые условия, в том числе предоставить помещение.

При этом организация первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательных организациях не должна осуществляться без учета специального законодательства, регулирующего правоотношения в области здравоохранения.

Правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также права и обязанности медицинских и иных организаций при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья регулирует Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются применением порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи.

Согласно ч. 1 ст. 37 этого же федерального закона медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.

Согласно ч. 2 ст. 32 и ч.ч. 1-4 ст. 33 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ к видам медицинской помощи относятся: 1) первичная медико-санитарная помощь; 2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; 4) паллиативная медицинская помощь.

Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 настоящего Федерального закона.

Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.

Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами).

Как следует из п. 1 ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ в сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на прохождение медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, прохождение диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях утвержден Приказом Минздрава России от 05.11.2013 № 822н (далее по тексту – Порядок).

Согласно п. 3 Порядка несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, гарантируется оказание медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, а также на основе стандартов медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в виде: первичной медико-санитарной помощи, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной; специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной; скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной; паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях.

Согласно п. 3 Порядка организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

Первичная медико-санитарная помощь несовершеннолетним в возрасте до 18 лет, обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы (далее - обучающиеся), в целях оказания им первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, а также профилактики заболеваний, оказывается в отделении организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях (далее - отделения медицинской помощи обучающимся) (пункт 5).

Помещения, предоставляемые образовательной организацией, должны соответствовать установленным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам и установленным требованиям для осуществления медицинской деятельности (пункт 6).

Согласно п. 11 Порядка помещения медицинского блока оснащаются образовательной организацией мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения (приложение № 3 к настоящему Порядку).

В соответствии с Приложением № 3 к Порядку при наличии в структуре отделения иных кабинетов и подразделений они оснащаются в соответствии с требованиями порядков оказания медицинской помощи по профилю следующими мебелью оргтехникой и медицинскими изделиями согласно приведенному перечню из 62 пунктов, в котором также отражено требуемое количество каждого наименования.

Таким образом, суд полагает заявленные требования в части возложения на ОГБПОУ «Кохомский индустриальный колледж» обязанности оснастить медицинский кабинет необходимыми медицинскими изделиями и техникой, а именно: тонометром с возрастными манжетами в количестве 1 шт., секундомером в количестве 2 шт., динамометром кистевым 2-х видов (для детей разных возрастных групп) в количестве 3 шт., плантографом в количестве 1 шт., оторинскопом с набором воронок в количестве 1 шт., аппаратом искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу) в количестве 1 шт., носилками в количестве 1 шт., травматологической укладкой в количестве 1 компл., термоконтейнером для транспортировки медицинских иммунобиологических препаратов в количестве 1 шт., ведром с педальной крышкой в количестве 2 шт., кушеткой в количестве 1 шт., ширмой медицинской в количестве 2 шт., биксом большим в количестве 1 шт., биксом малым в количестве 1 шт., сейфом для хранения медикаментов в количестве 1 шт., шапочками в количестве 2 шт., ковриком в количестве 1 шт. в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.11.2013 № 822-н обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку в ходе рассмотрения гражданского дела нашел свое подтверждение факт отсутствия соответствующей мебели, оргтехники и медицинских изделий, которая требуется согласно стандарту оснащения.

Разрешая требования, заявленные к Департаменту здравоохранения Ивановской области, суд учитывает следующее.

В соответствии со ст. 52 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 12 и ст. 132 Конституции Российской Федерации (далее по тексту – Конституция РФ) решение вопросов формирования, утверждения, исполнения бюджета муниципального образования осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно. Вмешательство в указанную деятельность исключается.

В силу ч. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно ст.ст. 28, 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципе самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней).

Перераспределение бюджетных средств компетенцией суда не является.

Пунктом 2.1.24 Положения о Департаменте образования Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 28.09.2012 № 363-п, Департамент осуществление в случаях и порядке, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, бюджетных полномочий главного администратора доходов областного бюджета, главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на Департамент полномочий.

Согласно ст. 6 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает в том числе следующими бюджетными полномочиями: 1) обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; 2) формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; 3) ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; 4) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; 5) составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; 6) вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; 7) вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи; 8) определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями; 9) формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания;10) обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении; 12) формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств; 12.1) отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств; 13) осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

В силу ст. 6 БК РФ Департамент образования являясь главным распорядителем денежных средств, поступающих для выделения субвенций для образовательных учреждений, распределяет бюджетные ассигнования, поступившие на эти цели из областного и федерального бюджетов.

Исходя из положений ст. ст. 10, 12 Конституции РФ и принципа разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, суд не вправе вмешиваться в компетенцию органа субъекта и разрешать в судебном порядке вопрос о понуждении данного органа к исполнению его полномочий. Вопрос об устранении выявленных в деятельности ОГБПОУ «Кохомский индустриальный колледж» нарушений может быть разрешен не только путем выделения денежных средств в виде субвенций, но и в результате принятия иных мер, в том числе за счет доходов, получаемых как от основного вида деятельности, так и от иных видов деятельности. Эти меры учреждение принимает самостоятельно.

Кроме того, суду не представлено достаточных доказательств о том, что ОГБПОУ «Кохомский индустриальный колледж» не обладает достаточными средствами для исполнения возлагаемой обязанности по оснащению медицинского кабинета, нуждаемости для этого в выделении дополнительных субвенций.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований о возложении на Департамент образования Ивановской области обязанности по выделению и распределению выделенных денежных средств на устранение выявленных в деятельности ОГБПОУ «Кохомский индустриальный колледж» нарушений.

Решая вопрос о сроке, в течение которого ОГБПОУ «Кохомский индустриальный колледж» надлежит исполнить решение суда, суд считает возможным установить данный срок в соответствии с заявленными требованиями – до 01.03.2024. Ответчиком не приведено доводов и не представлено доказательств о невозможности выполнения обязанности в заявленный срок. Наоборот директором ОГБПОУ «Кохомский индустриальный колледж» указано, что будут приняты меры для исполнения обязанности до конца 2023 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования заместителя Ивановского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к областному государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Кохомский индустриальный колледжо возложении обязанности удовлетворить.

Обязать областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Кохомский индустриальный колледж (ОГРН 1023701508236) в срок до 01.03.2024 оснастить медицинский кабинет образовательной организации по адресу: Ивановская обл., Кохма, ул. Ивановская, д. 32, необходимыми медицинскими изделиями и техникой, а именно: тонометром с возрастными манжетами в количестве 1 штуки, секундомером в количестве 2 штук, динамометром кистевым 2-х видов (для детей разных возрастных групп) в количестве 3 штук, плантографом в количестве 1 штуки, оторинскопом с набором воронок в количестве 1 штуки, аппаратом искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу) в количестве 1 штуки, носилками в количестве 1 штуки, травматологической укладкой в количестве 1 комплекта, термоконтейнером для транспортировки медицинских иммунобиологических препаратов в количестве 1 штуки, ведром с педальной крышкой в количестве 2 штук, кушеткой в количестве 1 штуки, ширмой медицинской в количестве 2 штук, биксом большим в количестве 1 штуки, биксом малым в количестве 1 штуки, сейфом для хранения медикаментов в количестве 1 штуки, шапочками в количестве 2 штук, ковриком в количестве 1 штуки в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.11.2013 № 822-н.

В удовлетворении исковых требований заместителя Ивановского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Департаменту образования Ивановской области о возложении обязанностиотказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись Е. В. Чеботарева

В окончательной форме решение составлено 25.10.2023.

2-1984/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
И.о. заместителя Ивановского межрайонного прокурора
Ответчики
Департамент образования Ивановской области
ОГБПОУ "Кохомксий индустриальный колледж"
Суд
Ивановский районный суд Ивановской области
Судья
Чеботарева Елена Владимировна
Дело на странице суда
ivanovsky.iwn.sudrf.ru
16.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.08.2023Передача материалов судье
21.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.09.2023Судебное заседание
25.09.2023Судебное заседание
26.09.2023Судебное заседание
11.10.2023Судебное заседание
18.10.2023Судебное заседание
18.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее