Судья Сомова И.В. дело № 2-4088/2022
(первая инстанция)
№ 33-2198/2023
(апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 июля 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи - Жиляева О.И.,
судей - Устинова О.И., Герасименко Е.В.,
при секретаре - Матвеевой Д.Д.,
с участием:
ответчика - Кулакова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» к Кулакову А. А.чу о взыскании убытков, возникших вследствие потребления тепловой энергии,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым, Филиал «Крымский» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ,
по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 19 декабря 2022 года, заслушав доклад судьи Герасименко Е.В.,
УСТАНОВИЛА:
ФКУ «Управление Черноморского флота» обратилось в суд с иском к Кулакову А.А. о взыскании суммы задолженности в размере 164 939 рублей 26 копеек.
Исковые требования мотивированы тем, что ответчик Кулаков А.А. проживает в специализированном жилищном фонде, расположенном на территории военного городка по адресу: <адрес>, занимает служебную квартиру №. Согласно схеме сетей теплоснабжения военного городка по тепловым сетям от котельной Черноморского флота (здание по ГП №) поступает теплоноситель в здания воинской части, что числе объекты жилищного фонда ДОС 1, 22, 23. Ответчик потреблял тепловую энергию, не оплачивая расходы за ее потребление, в связи с чем за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ образовалась задолженность. ФКУ «УЧФ» не является теплоснабжающей организацией, гарантирующим поставщиком, услуги по теплоснабжению не оказывает. Во исполнение решения командующего Черноморским флотом расчет задолженности произведен по себестоимости затрат на выработку тепловой энергии по каждому источнику генерации, включая прямые расходы на топливо, электроэнергию, водоснабжение, техническое обслуживание и спецодежду, фонд оплаты труда, амортизацию. Согласно указанному расчету размер задолженности ответчика за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил 164 939 рублей 26 копеек, что является убытками истца. На основании статей 15, 544 ГК РФ ответчик обязан возместить истцу указанные убытки.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 19.12.2022 иск ФКУ «Управление Черноморского флота» к Кулакову А.А. удовлетворен частично. С Кулакова А.А. в пользу ФКУ «Управление Черноморского флота» взыскана задолженность за потребленную тепловую энергию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 22 132 рубля 16 копеек. В остальной части требований отказано. Разрешен вопрос о судебных расходах.
Истцом ФКУ «Управление Черноморского флота» подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Указывает, что суд не принял во внимание тот факт, что ФКУ «Управление Черноморского флота» не является уполномоченным органом МО РФ в сфере жилищного обеспечения и не является гарантирующим поставщиком ресурсоснабжающей или управляющей организацией (услуги по поставке тепловой энергии сторонним потребителям не оказывает). В свою очередь, специализированный жилищный фонд, являющийся сторонним потребителем, не может обеспечиваться тепловой энергией на безвозмездной основе за счет бюджетных средств, выделяемых для обеспечения теплом зданий войсковой части. Суд первой инстанции неправомерно применил тариф, установленный приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым, тогда как законных оснований и необходимости в применении данных тарифов ФКУ «Управление Черноморского флота» не имеется. Вместе с этим, затраты по производству теплоносителя в котельной войсковой части подтверждаются ежемесячными актами списания материальных запасов, в которых указано количество использованного твердого топлива (угля) для обеспечения отопления военного городка № (в том числе жилых зданий) в отопительном периоде 2019-2021 гг. Расчет количества гкал. на 1 кв.м. площади по ДОС в/г №, а также количество тепловой энергии в гкал., выполнены в соответствии с требованиями Приказа Министра обороны Российской Федерации от 24.12.2015 № 825 «Об утверждении Норм и Методики нормирования расхода топлива на коммунально-бытовые нужды воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации». Одновременно с этим, ФКУ «Управление Черноморского флота» следует учитывать то, что военный городок №, расположенный на г. Ай-Петри, находится в высокогорье - зона неблагоприятных климатических условий (высота более 1321 метров над уровнем моря). Применение временных нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях по городу Ялте (субтропики) для расчёта задолженности нарушает принцип справедливости и законности, а также Правила, поскольку у указанных населённых пунктов не соответствуют значения климатических параметров, а климатические условия не являются аналогичными. Начало и окончание отопительного периода объявляется отдельными приказами командира войсковой части (отопительный период в части значительно больше, чем в г. Ялта).
В судебном заседании ответчик Кулаков А.А. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы истцы, просил решение суда первой инстанции в силе.
Иные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, о причинах неявки суду не сообщили.
Руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав судью-докладчика, пояснения ответчика, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
По мнению судебной коллегии, постановленное по делу решение суда приведенным требованиям закона соответствует в полной мере.
Удовлетворяя частично исковые требования ФКУ «Управление Черноморского флота», суд первой инстанции исходил из того, что истцом надлежащим образом подтвержден тот факт, что ответчик воспользовался предоставленной ему тепловой энергией, оплату за которую не производил, при этом, данные правоотношения регулируются жилищным законодательством, Правилами предоставления коммунальных услуг, а также Федеральным законом «О теплоснабжении», и не могут определяться нормами гражданского законодательства, в том числе статьи 15 ГК РФ и учитывая установленные Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым тарифы, произвел перерасчет задолженности за потребленную тепловую энергию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 22 132 рубля 16 копеек.
Судебная коллегия, проверяя законность и обоснованность принятого судебного постановления по доводам апелляционной жалобы, с выводами суда первой инстанции соглашается, полагая их соответствующими фактическим обстоятельствам, собранным по делу доказательствам и согласующимися с требованиями закона.
В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), п. 34 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Постановление), граждане обязаны своевременно и в полном объеме вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
По смыслу ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ответчик обязан произвести оплату за принятое количество тепловой энергии.
Частью 4 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за тепловую энергию включена в состав платы за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Так, отклоняя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что в соответствии с распоряжением Совета министров Республики Крым от 14.04.2015 № 336-р/6дсп «О передаче имущества из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность», а также актом приема-передачи имущества от 19.05.2015, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым передало, а ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации приняло в оперативное управление недвижимое имущество, в том числе - военный городок №, Ай-Петри.
Согласно схемы сетей теплоснабжения военного городка № по тепловым сетям от котельной Черноморского флота (здание по ГП №) поступает теплоноситель не только в здания воинской части, но и в специализированный жилищный фонд, расположенный на территории военного городка, в том числе в ДОС 1, 22, 23, расположенный по адресу: <адрес>.
Ответчик Кулаков А.А. проживал в <адрес>, ДОС 22, что не оспаривается сторонами.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ потребление тепловой энергии осуществлялось ответчиком в отсутствии соответствующего договора и без внесения им платы.
Истец ФКУ «Управление Черноморского флота» в обоснование исковых требований, а также в апелляционной жалобе указывает, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ потребленная тепловая энергия ответчиком рассчитывается согласно затрат по производству теплоносителя в котельной, которые в свою очередь подтверждаются ежемесячными актами списания материальных запасов, в которых указано количество использованного твердого топлива (угля) для обеспечения отопления военного городка № в отопительном периоде 2019-2021 годы.
Между тем, тарифы на тепловую энергию, отпускаемую потребителям ФКУ «Управление Черноморского флота» от котельной, расположенной по адресу <адрес>, гора Ай-Петри утверждены Государственным комитетом в следующих размерах: на 2020 год – 2300 руб./гкал (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №); на 2021 год - 1927,02 руб./гкал (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №); на 2019 год тарифы для указанной выше котельной Государственным комитетом не утверждались.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Государственного комитета от ФКУ «Управление Черноморского флота» поступило заявление об утверждении тарифов на тепловую энергию на 2021 и последующие годы, с приложением обосновывающих документов. В составе тарифной заявки учреждение также представило Предложение об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям от котельной, расположенной по адресу: <адрес>, гора Ай-Петри, военный городок №, котельная по ГП №.
Согласно указанного предложения полная себестоимость по производству (выработки) тепловой энергии по указанной котельной в 2019 году составила 8 336,22 тыс. руб., что с учетом полезного отпуска тепловой энергии в размере 9,94678 тыс. гкал, составляет 838,08 руб./гкал.
На территории Республики Крым нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях утверждены приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-А (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ №-А) (далее - приказ №-А).
В соответствии с приложением к приказу №-А годовой норматив потребления коммунальной услуги по отоплению на территории г. Ялта установлен в размере 0,1223 гкал на 1 кв.м. отапливаемой площади.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг, Правила).
Пунктом 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения № 2 к указанным Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В связи с чем, судом первой инстанции произведен расчет задолженности в соответствии с нормами действующего законодательства, коллегией судей указанный расчет задолженности признается арифметически верным и мотивированным, сомнений в обоснованности не вызывает.
Согласно указанного расчета, стоимость потребленной ответчиком тепловой энергии, поступающей от котельной Черноморского флота, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 22 132 рубля 16 копеек.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание положения ст. 154 и 157 ЖК РФ, судебная коллегия не усматривает оснований для применения к данным правоотношениям ст. 15 ГК РФ и необходимости применения тарифов на затраченную тепловую энергию согласно затрат по производству теплоносителя в котельной, которые в свою очередь подтверждаются ежемесячными актами списания материальных запасов, в соответствии с требованиями Приказа Министра обороны Российской Федерации от 24.12.2015 № 825 «Об утверждении Норм и Методики нормирования расхода топлива на коммунально-бытовые нужды воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» при наличии утвержденных приказами Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым тарифов, (принимая во внимание вступившие в законную силу судебные акты, которыми ФКУ "Управление Черноморского флота" отказано в признании недействительными вышеуказанных приказов об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям ФКУ "Управление Черноморского флота", и которыми установлен тот факт, что истец фактически является тепловой организацией, поскольку осуществляет продажу потребителям тепловой энергии, а также осуществляет закупку ресурсов в целях производства тепловой энергии), следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что удовлетворение исковых требований в полном объеме, приведет к необоснованному обогащению поставщика тепловой энергии.
Доводы жалобы, что на момент подачи апелляционной жалобы обжалуемое решение суда на бумажном носителе в адрес истца не поступило, основанием к отмене законного решения суда не является, поскольку истец реализовал свое право на подачу апелляционной жалобы, кроме того, после получения решение суда истец дополнений к апелляционной жалобе не подал.
Иные доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца, изложенную в суде первой инстанции, при этом не содержат данных, которые имели бы существенное значение, или сведений, опровергающих выводы решения суда, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы судебная коллегия не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 19 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота», без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий О.И.Жиляева
Судьи: О.И.Устинов
Е.В.Герасименко