23 апреля 2018 года гор.Зерноград
Зерноградский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Челомбитко М.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Ростовской области к Орехову А. В. о взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России №18 по Ростовской области обратилась в суд с указанным административным иском к Орехову А.В., мотивировав свои требования тем, что административный ответчик является собственником транспортных средств – автомобилей: <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком №, год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, VIN №, дата регистрации права 14.08.2010 года, дата утраты права 18.04.2016 года; <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком №, год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, дата регистрации права 12.04.2011 года, поэтому был обязан оплатить транспортный налог за 2015 год. В связи с тем, что данный налог не был оплачен в установленный законом срок налогоплательщику по почте было направлено требование об уплате налога и пени № от 08.02.2017 года на сумму налогов 22575 руб., сумма по пени - 511,70 руб. Общая сумма задолженности по требованиям составляет 23086,70 рублей. Указанные требования в добровольном порядке налогоплательщик не исполнил, в связи с чем в адрес мирового судьи судебного участка №3 Зерноградского судебного района Ростовской области было направлено заявление о вынесении судебного приказа в отношении Орехова А.В. Определением мирового судьи было отказано в принятии заявления МИФНС №18 по Ростовской области о вынесении судебного приказа о вынесении недоимки по налогам, пени с Орехова А.В., так как требования не являются бесспорными, в связи с чем административный истец просит восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи административного искового заявления о взыскании за 2015 год налога (сбора) и пени, и взыскать с Орехова А.В. транспортный налог в сумме 22 575 рублей и пеню по транспортному налогу в сумме 511,70 рублей, а всего 23086,70 рублей.
Административным истцом заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства. В установленный судом срок административный ответчик не представил в суд возражений относительно применения правил упрощенного (письменного) производства, в соответствии с ч.2 ст.140, ст.ст.291, 292 КАС РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства и без проведения судебного заседания.
Исследовав письменные доказательства по делу, оценив все доказательства в совокупности в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
На основании п.п.1-3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Не допускается взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Судом установлено, что Орехову А. В. с 14.08.2010 г. и до 18.04.2016 г. принадлежало транспортное средство – автомобиль <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком №, а также принадлежит транспортное средство – автомобиль <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком № (л.д.19, 20), поэтому он является плательщиком транспортного налога.
15.09.2016 года Орехову А.В. было направлено налоговое уведомление № от 06.08.2016 года об уплате транспортного налога за 2015 год в сумме 22 575 рублей в срок до 1 декабря 2016 года (л.д.17, 18), которое оставлено административным ответчиком без исполнения, поэтому за несвоевременную уплату налога Межрайонной ИФНС России № по <адрес> начислена пеня согласно требованиям ст.75 НК РФ.
В соответствии со ст.69 НК РФ 15.02.2017 года административному ответчику было направлено требование № от 08.02.2017 года об уплате в срок до 04.04.2017 года транспортного налога за 2015 год в сумме 22 575 рублей и пени по транспортному налогу в сумме 511,70 рублей (л.д.14-16). Данные требования административным ответчиком не исполнено, поэтому Межрайонная ИФНС России №18 по Ростовской области обратилась в суд с административным иском.
В соответствии с требованиями п.2 ст.48 НК РФ и ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании с Орехова А.В. обязательных платежей Межрайонная ИФНС России №18 по Ростовской области должна была подать в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования № от 08.02.2017 года об уплате обязательных платежей и санкций, то есть до 04.10.2017 года, однако, административное исковое заявление подано в суд 07.03.2018 года.
В силу требований ч.6 ст.289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
Таким образом, при рассмотрении административного дела судом установлено, что административным истцом пропущен установленный ч.2 ст.286 КАС РФ шестимесячный срок для обращения в суд, оснований для восстановления указанного срока по доводам административного истца, указанным в административном исковом заявлении, суд не усматривает и полагает, что у Межрайонной ИФНС России №18 по Ростовской области отсутствовали препятствия для своевременного обращения в суд с административным иском до 04.10.2017 года и не имеется уважительных причин для восстановления пропущенного срока. Инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, поэтому обращение к мировому судье судебного участка №3 Зерноградского судебного района Ростовской области с заявлением о выдаче судебного приказа не свидетельствует о наличии уважительных причин для восстановления пропущенного срока, поскольку данное заявление было подано уже по истечению шестимесячного срока для обращения в суд, и определением мирового судьи судебного участка №3 Зерноградского судебного района Ростовской области от 11 октября 2017 года в принятии заявления Межрайонной ИФНС России №18 по Ростовской области о вынесении судебного приказа было отказано в связи с нарушением установленного п.2 ст.48 НК РФ шестимесячного срока со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, а именно шестимесячный срок истек 04.10.2017 года, а заявление подано мировому судье 06.10.2017 года (л.д.9-10). Доводы административного истца о том, что заявление было подготовлено своевременно, но в связи с удаленностью судебного участка поступило в суд с опозданием в 2 дня, также не свидетельствуют о наличии уважительных причин для пропуска срока обращения с административным иском в суд, так как административный иск подан в суд более чем через четыре месяца после вынесения мировым судьей определения об отказе в принятия заявления о выдаче судебного приказа от 11.10.2017 года.
Кроме того, суд признает несостоятельными доводы административного истца о возможности обращения с административным иском в суд в течение шести месяцев со дня вынесения мировым судьей определения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа по следующим основаниям.
Абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК Российской Федерации предусмотрено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно разъяснениям, данным в п.48 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. В данном случае в административном исковом заявлении указываются сведения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа; к административному исковому заявлению прилагается соответствующее определение мирового судьи (пункт 2 статьи 48 НК РФ, часть 3 статьи 123.4, часть 1 статьи 286, статья 287 Кодекса).
Из материалов дела следует, что определением мирового судьи судебного участка №3 Зерноградского судебного района Ростовской области от 11 октября 2017 года Межрайонной ИФНС России №18 по Ростовской области отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Орехова А.В. недоимки по налогу и пени. Данное определение в установленном законом порядке налоговым органом не обжаловалось и не отменено. Доказательств, позволяющих прийти к иному выводу, материалы дела не содержат.
Таким образом, судом установлено, что судебный приказ и определение об отмене судебного приказа мировым судьей не выносились, а в силу буквального толкования п.3 ст.48 НК РФ исчисление шестимесячного срока для инициирования искового производства о взыскании задолженности по уплате налога связано с вынесением определения об отмене судебного приказа. Возможность исчисления такого срока с момента вынесения определения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа законом не предусмотрена.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что административный истец, соблюдая требования Налогового кодекса Российской Федерации и Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, имел возможность своевременно обратиться к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после вынесения мировым судьей определения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа имел возможность в кратчайшие сроки обратиться в суд с административным иском, не увеличивая период пропуска процессуального срока, однако административный истец злоупотребил своими процессуальными правами, данные обстоятельства свидетельствуют о пропуске административным истцом по неуважительным причинам шестимесячного срока для обращения в суд с административным иском о взыскании транспортного налога и пени, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по делу.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 290-294 КАС РФ, суд -
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Ростовской области к Орехову А. В. о взыскании обязательных платежей - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Зерноградский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий
судья Зерноградского районного суда М.В.Челомбитко