УИД 91RS0012-01-2023-002804-43
Дело №2-2155/2023
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
09 ноября 2023 года г. Керчь
Керченский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи – ФИО2,
при секретаре – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации <адрес> Республики Крым, третье лицо: Департамент архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> Республики Крым, об установлении факта постоянного проживания, возложении обязанности совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО5 обратился в Керченский городской суд Республики Крым с исковым заявлением к Администрации <адрес> Республики Крым, третье лицо: Департамент архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> Республики Крым, в котором просит установить факт постоянного проживания ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; возложить на Администрацию <адрес> Республики Крым обязанность включить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в реестр учета отдельных категорий граждан и предоставления им земельных участков на территории Республики Крым, в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 4 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений». Заявленные требования мотивированы тем, что истец с целью получения земельного участка, как лицо, принимавшее участие в специальной военной операции, обратился в Администрацию <адрес> Республики Крым с соответствующим заявлением. Однако ДД.ММ.ГГГГ истцом был получен ответ, согласно которому документы для включения в реестр учета отдельных категорий граждан и предоставления им земельных участков на территории Республики Крым не могут быть приняты, ввиду отсутствия постоянной регистрации истца на территории Республики Крым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, истец с ДД.ММ.ГГГГ, в том числе и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, находился и постоянно проживал на территории <адрес>. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
В судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ истец не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель ответчика Администрации <адрес> Республики Крым, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ не явился, направил в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица Департамента архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> Республики Крым, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Конституцией Российской Федерации установлено, что граждане вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с положениями которой предоставление таких земельных участков осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления, кроме прочего, земельного участка иным не указанным в подпункте 6 указанной статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», определен Законом Республики Крым от 15 января 2015 года №66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» (далее – Закон №66-ЗРК/2015).
В силу положений статьи 1 Закона №66-ЗРК/2015 предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Статьей 3 Закона №66-ЗРК/2015 предусмотрено, что земельные участки для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд предоставляются отдельным категориям граждан, указанным в пунктах 1 - 10 части 1 статьи 4 настоящего Закона, в порядке, установленном статьей 6 настоящего Закона, а гражданам, указанным в пунктах 11 - 13 части 1 статьи 4 настоящего Закона, в порядке, установленном статьей 6-1 настоящего Закона.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 4 Закона №66-ЗРК/2015, право на предоставление земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, в собственность бесплатно имеют ветераны боевых действий, лица, имеющие правоотношения с организацией, осуществляющей защиту интересов ветеранов локальных войн и военных конфликтов, направлявшиеся для обеспечения выполнения служебно-боевых задач или принимавшие участие в боевых действиях в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, <адрес> и <адрес>, имеющие постоянную регистрацию (постоянно проживающие) на территории Республики Крым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 6-1 Закона №66-ЗРК/2015 предусмотрено, что лица, указанные в пунктах 11-13 части 1 статьи 4 настоящего Закона, имеют право на однократное внеочередное предоставление земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым, в собственность бесплатно.
Предоставление земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, лицам, указанным в пунктах 11-13 части 1 статьи 4 настоящего Закона, осуществляется исполнительным органом Республики Крым, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Республики Крым, при условии учета указанных лиц уполномоченным органом местного самоуправления по месту постоянной регистрации (постоянного проживания) на территории Республики Крым по состоянию на 24 февраля 2022 года лиц, указанных в пунктах 11 и 12 части 1 статьи 4 настоящего Закона.
Порядок учета лиц, указанных в пунктах 11 - 13 части 1 статьи 4 настоящего Закона, и предоставления им земельных участков устанавливается Советом министров Республики Крым.
В целях обеспечения социальной поддержки военнослужащих, лиц, проходящих (проходивших) службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, и членов их семей распоряжением Президента Российской Федерации от 19 декабря 2022 года №412-рп «О дополнительных мерах социальной поддержки военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членов их семей» рекомендовано органам государственной власти Московской области, Республики Крым и г. Севастополя принять законодательные акты, устанавливающие в соответствии с подпунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации случаи предоставления в собственность бесплатно военнослужащим и лицам, проходящим (проходившим) службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, награжденным государственными наградами Российской Федерации за заслуги, проявленные в ходе участия в специальной военной операции, и являющимся ветеранами боевых действий, а также членам семей указанных военнослужащих и лиц, погибших (умерших) вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими в ходе участия в специальной военной операции, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и переданных в собственность этих субъектов Российской Федерации согласно Федеральному закону от 8 декабря 2011 года №423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Правительству Российской Федерации обеспечить заключение уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной охраны, другими федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, с высшими должностными лицами Московской области, Республики Крым и г. Севастополя соглашений, предусматривающих порядок их взаимодействия при предоставлении в соответствии с пунктом 1 настоящего распоряжения военнослужащим, лицам, проходящим (проходившим) службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, и членам их семей земельных участков.
Как усматривается из материалов дела, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается паспортом гражданина Российской Федерации (л.д.43, 49).
ДД.ММ.ГГГГ врио командира войсковой части 2669 истцу выдано предписание № убыть в распоряжение командира войсковой части 6942 <адрес> для дальнейшего прохождения военной службы. (л.д.7).
Приказом командира войсковой части 6942 от ДД.ММ.ГГГГ № с/ч ФИО5, прибывший из войсковой части 2669 (<адрес>), зачислен в списки личного состава воинской части на все виды довольствия и обеспечения с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9-9 об.).
Данные обстоятельства также подтверждаются выпиской из послужного списка истца (л.д.10).
В период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проживал по адресу: <адрес>. СПК «Маяк», <адрес>, что подтверждается договором найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14-17), а также справкой врио заместителя командира войсковой части 6915 по тылу- начальника тыла от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.11).
Согласно справке командира войсковой части 6915 от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проходит военную службу по контракту в войсковой части 6915 войск национальной гвардии Российской Федерации <адрес> Республики Крым с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, принимал участие в специальной военной операции на территории Украины (л.д.12).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 обратился в Администрацию <адрес> Республики Крым с заявлением по вопросу постановки в очередь и предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства как участнику специальной военной операции (л.д.42, 47).
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> Республики Крым ФИО5 предоставлен ответ, согласно которому принять документы для включения в реестр учета отдельных категорий граждан и предоставления им земельных участков на территории Республики Крым не представляется возможным, поскольку согласно паспорту гражданина Российской Федерации ФИО5 ФИО6 зарегистрирован по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, что не соответствует условиям Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2015 (л.д.41, 48).
Абзацем вторым статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон №5242-1) определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Абзацем 8 статьи 2 Закона №5242-1 определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона №5242-1, граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В пункте 12 раздела IV Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года разъяснено, что из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства» и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 02 февраля 1998 года №4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В ходе рассмотрения настоящего дела судом установлено, что ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проходит военную службу по контракту в войсковой части 6915 войск национальной гвардии Российской Федерации <адрес> Республики Крым, являлся участником специальной военной операции, постоянно проживал на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, начиная с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время, в том числе по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая во внимание, что факт постоянного проживания истца на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, нашел свое подтверждении при рассмотрении гражданского дела и подтвержден документально, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований ФИО1 об установлении факта постоянного проживания на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым.
Сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 02 февраля 1998 года №4-П, регистрация является способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, который не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу приведенных норм, отсутствие постоянной регистрации у ФИО1 по месту жительства в <адрес> Республики Крым, не влечет за собой невозможность принятия документов по включению его в реестр учета отдельных категорий граждан для предоставления земельных участков на территории Республики Крым, в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 4 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК «О предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений».
При этом суд, учитывая положения Конституции Российской Федерации, закрепленные в статьях 10 и 118, в соответствии с которыми суд при вынесении решения не вправе подменять органы государственной власти или местного самоуправления и принимать конкретные решения по вопросу, не относящемуся к компетенции суда, полагает, что в части требований о возложении обязанности на ответчика в включить его в список очередности граждан на получение бесплатно в собственность земельных участков, в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 4 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года №66-ЗРК «О предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к Администрации <адрес> Республики Крым, третье лицо: Департамент архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> Республики Крым, об установлении факта постоянного проживания, возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворить частично.
Установить факт постоянного проживания ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Керченский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья А.А. Киселевич
Мотивированное решение изготовлено 13 ноября 2023 года.
Судья А.А. Киселевич