Решение по делу № 2-2884/2020 от 05.10.2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

26 ноября 2020 года ...

Советский районный суд ... в составе судьи Богомазовой Е.А., при секретаре Банзаракцаевой С.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело ... по иску Францевой Виктории Александровны, действующей в интересах Францевой Мишель Евгеньевны, к Администрации ... о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд с иском к Администрации ..., Францева В.А., действующая в интересах несовершеннолетней Францевой М.Е., просит обязать ответчика предоставить во внеочередном порядке отдельное жилое помещение по норме предоставления жилья по договору социального найма с учетом права на дополнительную площадь.

Исковые требования мотивированы тем, что несовершеннолетняя Францева М.Е., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является инвалидом. Согласно распоряжению ... от ДД.ММ.ГГГГ ... Францева М.Е. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в государственном жилищном фонде по категории граждане, страдающие тяжелой формой хронического заболевания при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, состав семьи 1 человек. Согласно распоряжению ... от ДД.ММ.ГГГГ ... Францева М.Е. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов», состав семьи 1 человек. Семья истца признана малоимущей в целях постановки на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с составом семьи 3 человека. До настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено.

В судебном заседании истец Феранцева В.А., действующая в интересах несовершеннолетней Францевой М.Е., исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить заявленные требования, кроме того, учесть, что ребенок не может проживать один, нуждается в уходе и присмотре, в связи с чем, выделить жилое помещение с учетом семьи.

Ответчик Администрация ... в судебное заседание своих представителей не направила, от представителя ответчика по доверенности Шараевой Ю.А. поступили письменные возражения на иск, в которых в иске истцу просят отказать, полагают, что предоставление жилья инвалидам относится к расходным обязательствам субъекта РФ.

Третьи лица Правительство РБ, Министерство финансов Республики Бурятия, будучи надлежащим образом извещенные о месте и времени слушания дела в судебное заседание своих представителей не направили, от представителя Министерства финансов РБ поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, от представителя Министерства социальной защиты населения РБ письменные возражения, в которых указывают, что требования истца подлежат удовлетворению при наличии заболеваний, входящих в перечень заболеваний, дающих право инвалидам, страдающими ими право на жилое помещение.

Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Из материалов дела следует, что согласно свидетельству о рождении несовершеннолетней Францевой М.Е., ДД.ММ.ГГГГ г.р., матерью ребенка является Францева В.А.

Францевы зарегистрированы в жилом помещении по адресу: ..., ... ..., собственником которого является Бадмацыренова Р.Б.

В соответствии с распоряжением ... от ДД.ММ.ГГГГ ... Францева М.Е. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в государственном жилищном фонде Республики Бурятия по категории «граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними с одной квартире невозможно», с составом семьи 1 человек.

Согласно Распоряжению ... от ДД.ММ.ГГГГ ... Францева М.Е. была принята на учет с составом семьи 1 человек в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде по категории «инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов».

На основании Распоряжения ... от ДД.ММ.ГГГГ ... Францева В.А. была принята на учет с составом семьи 3 человека (Францева М.Е., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Францева В.Е., ДД.ММ.ГГГГ г.р.) в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде по категории «малоимущие граждане».

Обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями в соответствии со статьей 14 Закона № 131-ФЗ и статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно ч. 2 ст. 49 ЖК РФ по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным названным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Таким образом, в соответствии с положениями вышеуказанных нормативно-правовых актов, обязанности по принятию решения о предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и заключению договора социального найма возлагаются на орган местного самоуправления муниципального образования. Применительно к обстоятельствам настоящего дела таким органом является Администрация ....

В настоящем случае суд считает, что общие требования жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении в отношении истца все соблюдены, потому оснований для отказа в удовлетворении требований истца о предоставлении ей Администрацией ... жилого помещения по договору социального найма суд не усматривает.

Также суд считает возможным удовлетворить и требование истца о возложении обязанности на ответчика – Администрацию ... по предоставлению жилого помещения по договору социального найма Францевой М.Е. вне очереди.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются и являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства здравоохранения РФ от 29.11.2012 г. № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, регламентировано ст. 57 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 этой же статьи случаев.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне.

В соответствие со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно медицинской справке ГБУЗ «Городская поликлиника ...» от ДД.ММ.ГГГГ, несовершеннолетняя Францева М.Е., ДД.ММ.ГГГГ г.р., страдает хроническим заболеванием – ....

Действительно, заболевание включено в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения РФ от 29.11.2012г. № 987н.

Несовершеннолетняя Францева М.Е., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является ребенком-инвалидом, что подтверждается справкой МСЭ- ....

В соответствии со ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.

В абз. 2 ст. 5 Закона Бурятии «О социальной поддержке инвалидов Республики Бурятия» от 10.11.2010г. № 1734-IV указано, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Жилищный кодекс Российской Федерации на момент обращения истца Францевой М.Е. в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005г. не предусматривал специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, равно как и право на внеочередное предоставление жилья. В ... не принимались специальные нормативные акты, регламентирующие порядок обеспечения жильем инвалидов, вставших на очередь после 01.01.2005г. и определяющие орган, на который должна быть возложена обязанность по предоставлению инвалидам жилья.

Как следует, из правовой позиции Конституционного суда РФ, выраженной в определении № 68-О от 09 апреля 2002 года, пробел в законодательном урегулировании не может служить препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан и организаций.

Следовательно, этим не исключается обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне, - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, Францева М.Е., являясь инвалидом, нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма по категории малоимущие граждане, страдающая тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ней в одной квартире невозможно, исходя из требований вышеназванных правовых норм, как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий, имеет право на обеспечение жильем во внеочередном порядке, установленном ЖК РФ, за счет муниципального жилищного фонда.

В связи с чем, по вышеизложенным основаниям доводы представителя ответчика Администрации ... об отсутствии у органа местного самоуправления полномочий по обеспечению жилым помещением Францевой М.Е., страдающей тяжелой формой хронического заболевания, вне очереди, подлежат отклонению. Запрета на предоставление нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма по категории малоимущие граждане, при этом страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, из муниципального жилищного фонда закон не содержит.

Следовательно, вопреки возражениям ответчика требования истца к Администрации ... законны и обоснованы.

Пунктом 5 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта).

Решением Улан-Удэнского Городского Совета депутатов от 01.12.2005 г. №289-34 установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одного человека в размере 17 кв. м общей площади.

Из положений абз.6 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ следует, что инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза) при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержден Приказом Минздрава России от 30.11.2012 г. №991н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную площадь» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2012 г. №26442).

Однако, заболевание истца в указанный Перечень не входит, следовательно, Францева М.Е. право на дополнительную площадь не имеет.

Вместе с тем, из положений Постановления Конституционного суда РФ № 4-П от 22.01.2018 г. «По делу о проверке конституционности п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой граждан А.А. Шакировой, М.М. Шакирова и А.М. Шакировой», следует, что действующее законодательство, учитывая физическую и умственную незрелость несовершеннолетнего ребенка, а в отношении ребенка-инвалида - также необходимость постоянного обеспечения его особых нужд и потребностей, исходит из того, что местом жительства ребенка является место жительства его семьи (законного представителя), и устанавливает обязанность родителей (иных законных представителей) проживать совместно с ребенком.

Содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ положение по своему конституционно-правовому смыслу: предполагает вынесение решения о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма несовершеннолетнему гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в перечне, предусмотренном пунктом 4 части первой статьи 51 данного Кодекса, с учетом площади, необходимой для проживания в нем также по крайней мере одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за этим несовершеннолетним; само по себе не может служить основанием для отказа в предоставлении жилого помещения несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, с учетом необходимости проживания в нем также его родителей и других членов семьи, если, исходя из обстоятельств конкретного дела, их совместное проживание является определяющим для состояния здоровья несовершеннолетнего, его развития и интеграции в общество и при наличии у публичного образования фактических возможностей для предоставления жилого помещения соответствующей площади.

Таким образом, поскольку Францева М.Е. является лицом, нуждающимся в предоставлении жилого помещения, то согласно п.2 ст.49 ЖК РФ и ч.2 ст.57 ЖК РФ имеет право на предоставление ей вне очереди жилого помещения по договору социального найма, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям жилищного законодательства, согласно установленной нормы предоставления жилой площади, на состав семьи в количестве 2 человек с учетом одного взрослого члена семьи.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать Администрацию ... предоставить Францевой Мишель Евгеньевне, ДД.ММ.ГГГГ г.р., по договору социального найма в черте городского округа «...» вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по норме предоставления общей жилой площади, на состав семьи в количестве 2 человек с учетом одного взрослого члена семьи.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд ....

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: Е.А. Богомазова

2-2884/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Францева Виктория Александровна
Ответчики
Администрация г. Улан-Удэ
Другие
Министерство финансов Республики Бурятия
Правительство Республики Бурятия
Суд
Советский районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Богомазова Елена Андреевна
Дело на странице суда
sovetsky.bur.sudrf.ru
05.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.10.2020Передача материалов судье
06.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.10.2020Подготовка дела (собеседование)
10.11.2020Подготовка дела (собеседование)
10.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.11.2020Судебное заседание
26.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее