Дело № 2а-199/2018
Решение Именем Российской Федерации
27 июня 2018 года г. Мариинский Посад
Мариинско-Посадский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Мальчугина А.Н., при секретаре Красильниковой Е.Ю.,
с участием административного истца Матвеева Ф.М., его представителя Будниковой С.В., заинтересованного лица ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Матвеева Ф.М. к администрации Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики о признании незаконным постановления,
установил:
Матвеев Ф.М. обратился в суд с административным иском к администрации Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики о признании незаконным постановления от 23 марта 2018 года о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, Матвеева Ф.М. и членов его семьи, об обязании восстановить его на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Иск мотивирован тем, что Матвеев Ф.М. является ветераном боевых действий, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельством серия №, выданным Военным комиссариатом Мариинско-Посадского района Чувашской Республики 21 июля 2004 года. Согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 года и п.З ст.З ФЗ «О ветеранах» Матвеев Ф.М. относится к категории граждан, признаваемых ветеранами боевых действий, имеющим право на льготы, установленные п.п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах». С ДД.ММ.ГГГГ он состоит в очереди на улучшение жилищных условий как ветеран боевых действий, что подтверждается справкой выданной администрацией Мариинско-Посадского городского поселения Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ администрация Мариинско-Посадского городского поселения Чувашской Республики письмом № уведомила истца о том, что на основании рекомендации жилищнобытовой комиссии от 23.03.2018 года сняла его с составом семьи из 5 человек с учета нуждающихся в жилых помещениях, как утратившего основание, дающее право на получение жилого помещения по договору социального найма. Основанием для снятия с учета послужило нахождение в собственности недвижимого имущества (общая суммарная площадь 95,60 кв.м.) на каждого члена семьи превышающего учетную норму жилого помещения на территории Мариинско-Посадского городского поселения, которая составляет 12 квадратных метров на 1 человека. В принадлежащей истцу квартире, расположенной по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, за Матвеевым Ф.М., его женой ФИО1, и сыновьями ФИО2, ФИО3 по 1/4 доле каждому. Согласно выписке из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ № в данной квартире зарегистрированы по месту жительства и фактически проживают: Матвеев Ф.М., ФИО3, ФИО1, ФИО2, внук ФИО4 Кроме того, в квартире без регистрации фактически проживает сноха ФИО5, что подтверждается справкой, выданной ООО «Гарант» ДД.ММ.ГГГГ. Всего в квартире проживает 6 человек. Площадь квартиры составляет 49,8 квадратных метров. Кроме того, ФИО1 принадлежит на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 45,8 кв.м., в котором проживают ее мать ФИО6 и брат - ФИО7 Таким образом, на общей площади 95,6 кв. метров проживает 8 человек, то есть по 11,95 квадратных метров на человека. Поскольку супруга истца является членом его семьи, в принадлежащем ей доме проживают ее мать и брат, которые также являются членами ее семьи, при подсчете нуждаемости необходимо учитывать не только принадлежащую им всем на праве собственности площадь жилых помещений, но и всех членов семьи, проживающих в указанных жилых помещениях. В своем письме администрация ссылается на основание, предусмотренное пунктом 2 части 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ. В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом. Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., установлены частью 2 статьи 6 Вводного закона. В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Таким образом, п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного Кодекса РФ к истцу не применим. Ссылка администрации Мариинско-Посадского городского поселения в письме от 23 марта 2018 года на намеренное ухудшение истцом своих жилищных условий несостоятельна. После смерти отца ФИО9, умершего ДД.ММ.ГГГГ, в 2013 году Матвеев Ф.М. оформил по наследству его жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Матвеев Ф.М. его продал, что подтверждается договором купли-продажи. Однако, продавая дом, он не преследовал цель приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, поскольку этим правом он на тот момент уже обладал, и даже не задумывался о том, что это может как-то негативно повлиять.
В ходе рассмотрения дела судом к участию в нем в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО3, ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7
В судебном заседании административный истец Матвеев Ф.М., его представитель Будникова С.В., заинтересованное лицо ФИО1 административное исковое заявление поддержали по изложенным в нем основаниям.
Заинтересованные лица ФИО3, ФИО2, ФИО5, ФИО6, ФИО7, представитель Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, суд находит причины неявки неуважительными и рассматривает дело без их участия.
Представитель администрации Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики ФИО8 в суд не явился. В судебном заседании 25 мая 2018г. административное исковое заявление не признал по тем основаниям, что Матвеев Ф.М. приобрел и реализовал недвижимое имущество, приспособленное для проживания, о чем не уведомил администрацию Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики. Данное обстоятельства является основанием для снятия его с учета нуждающихся в жилом помещении.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст.ст. 218, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственньми или иными публичными полномочиями. При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из материалов дела следует, что Матвеев Ф.М., проживающий по адресу: <адрес>. Согласно выписке из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ № в данной квартире зарегистрированы по месту жительства и фактически проживают: Матвеев Ф.М., ФИО3, ФИО1, ФИО2, внук ФИО4 Кроме того, в квартире без регистрации фактически проживает сноха ФИО5, что подтверждается справкой, выданной ООО «Гарант» ДД.ММ.ГГГГ. Всего в квартире проживает 6 человек. Площадь квартиры составляет 49,8 квадратных метров. Кроме того, ФИО1 принадлежит на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, общей площадью 45,8 кв.м., в котором проживают ее мать ФИО6 и брат - ФИО7
С 27 декабря 1987 года Матвеев Ф.М. состоит в очереди на улучшение жилищных условий как ветеран боевых действий, что подтверждается справкой выданной администрацией Мариинско-Посадского городского поселения Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ.
17 апреля 2018 года администрация Мариинско-Посадского городского поселения Чувашской Республики письмом № уведомила истца о том, что на основании рекомендации жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ сняла его с составом семьи из 5 человек с учета нуждающихся в жилых помещениях, как утратившего основание, дающее право на получение жилого помещения по договору социального найма. Основанием для снятия с учета послужило нахождение в собственности недвижимого имущества (общая суммарная площадь 95,60 кв.м.) на каждого члена семьи превышающего учетную норму жилого помещения на территории Мариинско-Посадского городского поселения, которая составляет 12 квадратных метров на 1 человека.
Решением Собрания депутатов Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики от 17.02.2009 г. № учетная норма жилого помещения в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилых помещений, установлена в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
10 октября 2013г. Матвеев Ф.М. приобрел в том же населенном пункте в собственность в порядке наследования жилой дом № по <адрес> общей площадью 39,8 кв.м.
14 июля 2017г. Матвеев Ф.М. распорядился приобретенным в собственность домом.
После поступления в администрацию Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики информации о нахождении у Матвеева Ф.М. в собственности жилого помещения постановлением администрации Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГг. на основании решения жилищной комиссии он был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, и умышленным ухудшением жилищных условий.
Исходя из содержания ч. 1 ст. 51 ЖК РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
При этом согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения. Иное толкование данной нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства.
Из изложенного следует, что приобретенный в собственность Матвеева Ф.М. дом подлежал учету.
Поскольку суммарная общая площадь трех указанных жилых помещений составила (49,8 + 39,8 + 45,8) = 135,4 кв.м., 22,5 кв.м, на человека, то есть более учетной нормы в размере 12 кв.м., приходящейся на заявителя, его супруги и других членов семьи, и не позволяла Матвееву Ф.М. с 2013 года находиться на жилищном учете, то вывод жилищного органа об утрате им оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, является правильным.
Данное обстоятельство в силу п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ является основанием для снятия заявителя с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
Последующее распоряжение в 2017 года административным истцом находящимся у него в собственности домом с сохранением намерения состоять на жилищном учете для получения жилого помещения правомерно расценено жилищным органом как намеренное ухудшение жилищных условий, которое в силу ст. 53 ЖК РФ не позволяет Матвееву Ф.М. с членами его семьи быть принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При таких данных решение жилищной комиссии, утвержденное администрацией Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, о снятии Матвеева Ф.М. с жилищного учета основано на законе.
Тот факт, что Матвеев Ф.М. принят на учет до 1 марта 2005 г., то есть до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, не влияет на правильность принятого жилищной комиссией решения, поскольку обеспеченность заявителя жилой площадью на одного члена семьи после приобретения им в собственность дома также стала составлять более учетной нормы, что в соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» является основанием для снятия его с жилищного учета, поскольку Матвеев Ф.М. утратил основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Фдерации давали ему право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В связи с изложенным в удовлетворении требований административного истца следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Матвеева Ф.М. о признании незаконным постановления администрации Мариинско-Посадского городского поселения Чувашской Республики от 23 марта 2018 года о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, Матвеева Ф.М. и членов его семьи, об обязании администрации Мариинско- Посадского городского поселения Чувашской Республики восстановить Матвеева Ф.М. на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Мариинско-Посадский районный суд Чувашской Республики.
Председательствующий: А.Н. Мальчугин
мотивированное решение изготовлено 02.07.2018г