Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 декабря 2019 года г.Алагир
Дело №2а-745/2019
Алагирский районный суд Республики Северная Осетия - Алания, в составе: председательствующего судьи - Черчесовой Л.А.,
с участием: представителя административного истца помощника прокурора Алагирского района РСО-Алания – Тедеевой М.З. представителей административных ответчиков – Тадтаевой А.А. и Кучиевой Л.П.,
при помощнике судьи – Габолаевой Ф.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Алагирского района РСО-Алания в защиту интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №7» г.Алагир и администрации местного самоуправления Алагирского района РСО-Алания о признании бездействий незаконными, понуждении к принятию мер по устранению нарушений закона и прав неопределенного круга лиц,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Алагирского района РСО-Алания обратился в суд в защиту интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №7» г.Алагир и администрации местного самоуправления Алагирского района РСО-Алания с требованиями о признании бездействий незаконными, понуждении к принятию мер по устранению нарушений закона и прав неопределенного круга лиц, обосновав свои требования тем, что прокуратурой Алагирского района была проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в образовательных организациях, в ходе которой установлено, что в нарушение требований федерального законодательства не обеспечивается физическая охрана сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма. Согласно акту обследования и категорирования объекта (территории), составленному 14.11.2017 года комиссией по обследованию и категорированию объекта (территории), МБДОУ «Детский сад № 7» является объектом (территорией) второй категории опасности. По результатам обследования комиссией установлено, что существующая система охраны/защиты и безопасности объекта (территории) не в полной мере позволяет обеспечить его безопасность и антитеррористическую защищенность. Согласно заключению комиссии следует, что для приведения в соответствие с присвоенной категорий объекта, необходимо провести ряд мероприятий, одним из которых является обеспечение охраны объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Как следует из паспорта безопасности МБДОУ «Детский сад №7», а также его структурных подразделений и филиалов, в числе первоочередных, неотложных мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности, указано на организацию физической охраны организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности. Из положений Устава, в своей деятельности учреждение руководствуется Конвенцией о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и нормативными правовыми актами федеральных органов управления в сфере образования, Конституцией Республики Северная Осетия-Алания, республиканским законодательством и нормативными правовыми актами республиканских органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Алагирского района, решениями Учредителя, настоящим Уставом, локальными нормативными актами Учреждения. Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности объектов является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. Однако, проведенной в августе 2018 года проверкой установлено, что в нарушение требований ст. ст. 28, 41 Закона №273-ФЗ, ни в одном образовательном учреждении, расположенном на территории района, в том числе в МБДОУ «Детский сад №7», не осуществляется физическая охрана сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Охрана осуществляется в дневное время сторожевой охраной в количестве одного человека, не вооруженного и не имеющего специальных средств защиты. По результатам проверки, 27.08.2018 года прокуратурой района в адрес АМС района внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в образовательных организациях, в котором прокурором было указано на нарушение требований Закона № 273-ФЗ, а именно на отсутствие в образовательных учреждениях, расположенных на территории района, физической охраны. 19.09.2018 года поступил ответ на указанное представление, из которого следует, что отсутствует денежные средства для обеспечения квалифицированной охраной. 19.09.2019 года прокуратурой района направлено письмо в адрес Управления образования с целью выяснения фактического исполнения требований об устранении нарушений законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в образовательных организациях, отраженных в представлении прокуратуры района от 19.09.2018 года. Однако, до настоящего времени в прокуратуру района не поступила информация о конкретных мерах по обеспечению образовательных организаций физической охраной, осуществляемой сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Перечисленные нарушения требований норм антитеррористического законодательства не позволяют обеспечить постоянный контроль, а также предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории учреждения, нарушают права, свободы и интересы несовершеннолетних учащихся, работников, а также иных лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Алагирского района РСО-Алания Тедеева М.З., требования и доводы изложенные в административном иске полностью поддержала и просила их удовлетворить.
Представители административных ответчиков Тадтаева А.А. и Кучиева Л.П., представившие надлежаще оформленные доверенности, а также документы о наличии высшего юридического образования в судебном заседании требования признали, не возражали против их удовлетворения, при этом также приобщили письменные заявления о признании административного иска за подписью главы АМС Алагирского района РСО-Алания и заведующего МБДОУ №7.
Заинтересованное лицо- Управление образования АМС Алагирского района РСО-Алания о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, однако в суд не явились, причину неявки суду не сообщили.
Суд, с учетом мнения сторон рассмотрел дело в отсутствии заинтересованного лица.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, обозрев Устав, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Исходя из положений ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Так в ходе судебного разбирательства установлено, что прокуратурой Алагирского района РСО-Алания проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в образовательных организациях, в ходе которой установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» в МБДОУ «Детский сад №7» не обеспечивается физическая охрана сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В соответствии с п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 7 ст.28 Закона № 273-ФЗ установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно, ст.41 Закона №273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, среди прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора (пункт 3 статьи 3 Конвенции).
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в учреждениях для детей.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» к числу основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации относится обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с п.4 ч.2 ст.5 указанного ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Во исполнение вышеуказанных положений Закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 07.10.2017 года №1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территории), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», которое вступило в силу с 21.10.2017 года и которым установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.
Согласно п. 23 "а" указанного Постановления в отношении объектов (территорий) второй категории опасности (к которым относятся школы и детские сады) дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 22 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Подпунктом д ст.11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года определено, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Письмом Министерства образования и науки РФ от 26.01.2011 года №МК-70/15 «О мерах, направленных на усиление антитеррористической защищенности и обеспечение противопожарной безопасности» руководителям образовательных организаций предписывалось незамедлительно принять меры, направленные на усиление антитеррористической защищенности, в частности, обеспечить дополнительные меры по охране организаций, ужесточить пропускной режим на объекты.
Частью 13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» определено, что для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Из приведенных положений Законов следует, что достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма.
Согласно акту обследования и категорирования объекта (территории), составленному 14.11.2017 года комиссией по обследованию и категорированию объекта (территории), МБДОУ «Детский сад №7» является объектом (территорией) второй категории опасности.
По результатам обследования комиссией установлено, что существующая система охраны/защиты и безопасности объекта (территории) не в полной мере позволяет обеспечить его безопасность и антитеррористическую защищенность.
Согласно заключению комиссии следует, что для приведения в соответствие с присвоенной категорий объекта, необходимо провести ряд мероприятий, одним из которых является обеспечение охраны объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Как следует из паспорта безопасности МБДОУ «Детский сад №7» в числе первоочередных, неотложных мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности, указано на организацию физической охраны сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны
В судебном заседании обозревался устав МБДОУ «Детский сад №7», утвержденный главой АМС Алагирского района РСО-Алания, из положений которого следует, что Учредителем учреждения является Администрация местного самоуправления Алагирского района РСО – Алания.
В соответствии с п.1.11 Устава, в своей деятельности учреждение руководствуется Конвенцией о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и нормативными правовыми актами федеральных органов управления в сфере образования, Конституцией Республики Северная Осетия-Алания, республиканским законодательством и нормативными правовыми актами республиканских органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, решениями Учредителя, настоящим Уставом, локальными нормативными актами Учреждения.
В силу п.п.6.1 и 11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.
В силу п.42 Концепции расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности объектов является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Однако, проведенной в августе 2018 года проверкой установлено, что в нарушение требований ст.ст.28,41 Закона №273-ФЗ, ни в одном образовательном учреждении, расположенном на территории района, в том числе в МБДОУ «Детский сад №7» не осуществляется физическая охрана сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Охрана осуществляется в дневное время вахтером, а в вечернее время сторожевой охраной в количестве одного человека, не вооруженного и не имеющего специальных средств защиты.
По результатам проверки, 27.08.2018 года прокуратурой района в адрес главы АМС Алагирского района внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в образовательных организациях, в котором прокурором было указано на нарушение требований Закона № 273-ФЗ, а именно на отсутствие в образовательных учреждениях, расположенных на территории района, физической охраны.
19.09.2018 года поступил ответ на указанное представление, согласно которого АМС Алагирского района сообщило, что в связи с отсутствием денежных средств образовательные организации района не могут быть обеспечены квалифицированной охраной.
19.09.2019 года прокуратурой района направлено письмо в адрес Управления образования АМС Алагирского района с целью выяснения фактического исполнения требований об устранении нарушений законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в образовательных организациях, отраженных в представлении прокурора Алагирского района от 19.09.2018 года.
Материалы дела не содержат сведений о получении ответа на указанное письмо.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что требования административного истца подлежат удовлетворению, поскольку перечисленные нарушения требований норм антитеррористического законодательства не позволяют обеспечить постоянный контроль, а также предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории учреждения, нарушают права, свободы и интересы несовершеннолетних учащихся, работников, а также иных лиц.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Алагирского района РСО-Алания в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать незаконными бездействие Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №7» г.Алагир и администрации местного самоуправления Алагирского района РСО-Алания, выразившееся в непринятии мер по устранению выявленных нарушений законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в образовательном учреждении.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7» г.Алагир и администрацию местного самоуправления Алагирского района РСО-Алания в срок до 10.01.2020 года устранить выявленные нарушения путем обеспечения Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №7» г.Алагир физической охраной, осуществляемой сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание вневедомственной охраны.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7» г.Алагир и администрацию местного самоуправления Алагирского района РСО-Алания сообщить об исполнении настоящего решения суда в суд и прокурору в течение месяца со дня истечения срока, установленного для исполнения решения суда.
Апелляционная жалоба, представление на решение суда могут быть поданы в Верховный Суд Республики Северная Осетия -Алания в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Алагирский районный суд Республики Северная Осетия - Алания.
Судья: Черчесова Л.А.
Мотивированное решение суда изготовлено 27 декабря 2019 года.