Решение по делу № 3а-141/2018 от 16.07.2018

Дело № 3а-141\18                Принято в окончательной форме 14.08.2018г.

                 Р Е Ш Е Н И Е

             ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Ярославль                                 09 августа 2018г.

    Ярославский областной суд в составе:

председательствующего судьи Преснова В.С.,

при секретаре Ошмариной Е.Н.,

с участием прокурора Бекеневой Е.В.,

административного истца Виноградова О.И. - уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума Ярославской области, представителей административных ответчиков Ярославской областной Думы по доверенности Вахрамеевой Е.А., Избирательной комиссии Ярославской области по доверенности Лисицина О.Н.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума Ярославской области Виноградова Олега Игоревича к Ярославской областной Думе, Избирательной комиссии Ярославской области о признании незаконными постановления Ярославской областной Думы от 26 июня 2018г. № 139 и постановления Избирательной комиссии Ярославской области от 06 июля 2018г. № 76\479-6,

                        Установил:

    31 мая 2018г. Региональный Совет Ярославского регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» обратился в Избирательную комиссию Ярославской области с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению референдума Ярославской области по вопросу: «Вы за принятие предлагаемого проекта Закона Ярославской области «О внесении изменений в статью 4 Закона Ярославской области от 16.10.2014г. № 59-з», устанавливающего, что глава городского округа, глава муниципального района, глава городского поселения, являющегося административным центром соответствующего муниципального района Ярославской области, избираются на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и возглавляют местную администрацию?».

    14 июня 2018г. Избирательная комиссия Ярославской области направила в Ярославскую областную Думу документы инициативной группы по проведению референдума Ярославской области.

    Постановлением Ярославской областной Думы от 26 июня 2018г. № 139 вопрос, выносимый на референдум Ярославской области Региональным Советом Ярославского регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО», признан не соответствующим требованиям статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

    Постановление Ярославской областной Думы от 26.06.2018г. № 139 опубликовано в средстве массовой информации «Документ-Регион» от 03 июля 2018г. № 54.

    Постановлением Избирательной комиссии Ярославской области от 06 июля 2018г. № 76\479-6 отказано Региональному Совету Ярославского регионального отделения Российской объединенной демократической партии «ЯБЛОКО» в регистрации инициативной группы по проведению референдума Ярославской области по вышеуказанному вопросу.

    Уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума Ярославской области Виноградов О.И. обратился в суд с административным иском к Ярославской областной Думе и Избирательной комиссии Ярославской области о признании незаконными постановления Ярославской областной Думы от 26 июня 2018г. № 139 и постановления Избирательной комиссии Ярославской области от 06 июля 2018г. № 76\479-6, возложении обязанности на Ярославскую областную Думу признать выносимый на референдум Ярославской области вопрос соответствующим требованиям ст. 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», на Избирательную комиссию Ярославской области – зарегистрировать инициативную группу по проведению референдума Ярославской области.

    В обоснование заявленных требований указано, что выносимый на референдум вопрос соответствует всем требованиям статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Порядок избрания глав муниципальных образований Ярославской области находится в совместном ведении Ярославской области и Российской Федерации и подлежит регулированию законом субъекта Российской Федерации, может быть вынесен на референдум субъекта Российской Федерации. Постановление Ярославской областной Думы не содержит мотивировочной части, что порождает правовую неопределенность применения законодательства о референдуме. Считает, что инициатива референдума соответствует всем требованиям закона, а оспариваемые постановления препятствуют реализации права административного истца и членов инициативной группы на выдвижение инициативы проведения референдума.

    В судебном заседании административный истец Виноградов О.И. административные исковые требования и изложенные в административном исковом заявлении доводы поддержал.

    Представители административных ответчиков Ярославской областной Думы по доверенности Вахромеева Е.И. и Избирательной комиссии Ярославской области по доверенности Лисицин О.Н. административные исковые требования не признали, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемых постановлений Ярославской областной Думы и Избирательной комиссии Ярославской области.

    Прокурором Бекеневой Е.В. дано заключение об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.

    Выслушав указанных лиц, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Гарантии права граждан Российской Федерации на назначение референдума установлены главой II Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Статья 12 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ регламентирует вопросы референдума и предъявляемые к ним требования.

В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 12 вышеупомянутого федерального закона на референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом.

Согласно пункту «н» части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

По данному предмету совместного ведения принят Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Статьей 36 данного федерального закона предусмотрено несколько способов избрания главы муниципального образования.                    В соответствии с частью 2 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и в зависимости от этого занимает то или иное место в структуре органов местного самоуправления муниципального образования.                                                Порядок избрания глав муниципальных образований Ярославской области урегулирован Законом Ярославской области от 16 октября 2014г. № 59-з «О сроках полномочий, наименованиях, порядке формирования, иных вопросах организации и деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области».

    Статьей 4 Закона Ярославской области от 16 октября 2014гю № 59-з предусмотрен порядок избрания глав муниципальных образований:                         глава муниципального района, глава городского поселения, являющегося административным центром соответствующего муниципального района Ярославской области, за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, а также глава городского округа, являющегося административным центром Ярославской области, избирается представительным органом этого муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию (часть 1 статьи 4);

    глава городского округа, за исключением случая, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, в соответствии с уставом соответствующего муниципального образования избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и возглавляет местную администрацию либо представительным органом этого муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию (часть 1 <1> статьи 4);

глава городского поселения, за исключением случая, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, глава сельского поселения в соответствии с уставом соответствующего муниципального образования избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и возглавляет местную администрацию либо представительным органом муниципального образования из своего состава и исполняет полномочия его председателя (часть 2 статьи 4);

в случае если уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения, глава поселения избирается представительным органом этого поселения из своего состава и исполняет полномочия его председателя (часть 3 статьи 4).

Таким образом, региональным законом предусмотрены способы избрания глав муниципальных образований, предусмотренные федеральным законом, то есть выносимый на референдум вопрос урегулирован законодательством, что исключает возможность его вынесения на референдум субъекта Российской Федерации.

В силу изложенного выносимый на референдум вопрос нельзя расценить как соответствующий требованиям пункта 2 статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Оспариваемое постановление Ярославской областной Думы и основанное на нем постановление Избирательной комиссии Ярославской области соответствуют закону, приняты в пределах полномочий Ярославской областной Думы и Избирательной комиссии Ярославской области, с соблюдением процедуры их принятия.

Нарушений административными ответчиками порядка реализации инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, установленного статьей 36 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьей 5 Закона Ярославской области от 12.02.2007г. № 6-з «Об отдельных вопросах назначения и проведения референдума Ярославской области и местного референдума и о порядке голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления», судом не установлено.

Доводы административного иска о том, что постановление Ярославской области не содержит мотивировочной части, что создает правовую неопределенность применения законодательства о референдуме, препятствует проверке обоснованности и законности постановления, не являются основанием для удовлетворения заявленных требований ввиду следующего.

    Нормы федерального и регионального законодательства о референдуме не устанавливают требований к содержанию постановлений законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принимаемых по данному вопросу, в связи с чем оснований для утверждения о том, что оспариваемое постановление не соответствует установленным требованиям по форме и содержанию, не имеется.

    Материалами дела с бесспорностью установлено, что выносимый на референдум вопрос не соответствует требованиям пункта 2 статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Поэтому также не имеется оснований для утверждения о том, что в результате принятия постановления была создана правовая неопределенность в применении законодательства о референдуме, равно как и невозможность проверки законности и обоснованности постановления.

При таких обстоятельствах административный иск удовлетворению не подлежит.

    Руководствуясь ст.ст. 175-181, 243-244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

                     РЕШИЛ:

    Административные исковые требования уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума Ярославской области Виноградова Олега Игоревича о признании незаконными постановления Ярославской областной Думы от 26 июня 2018г. № 139 и постановления Избирательной комиссии Ярославской области от 06 июля 2018г. № 76\479-6 оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено представление, в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:                                    В.С. Преснов

3а-141/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Виноградов Олег Игоревич
Ответчики
Ярославская областная Дума
Избирательная комиссия Ярославской области
Суд
Ярославский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.jrs.sudrf.ru
16.07.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
16.07.2018[Адм.] Передача материалов судье
19.07.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
19.07.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.07.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.08.2018[Адм.] Судебное заседание
09.08.2018[Адм.] Судебное заседание
14.08.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.08.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее