РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ г.Иркутск
Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Безъязыковой М.Л., при секретаре Сыреновой Р.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению ФИО2 к прокуратуре <адрес> о признании решения жилищной комиссии прокуратуры <адрес> незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в Кировский районный суд <адрес> с исковым заявлением к прокуратуре <адрес>, в котором просила суд признать незаконным решение жилищной комиссии прокуратуры <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. о снятии ФИО2 с учета нуждающихся в жилых помещениях по месту службы, признать незаконным решение жилищной комиссии прокуратуры <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО2 об освобождении занимаемого ею служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование требований указано, что ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила службу в органах прокуратуры РФ, на день увольнения выслуга лет в календарном исчислении составила 21 год 9 месяцев. С 1989 ФИО2 проживала с родителями, супругом и сыном в муниципальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, общая площадь квартиры составляла 62,5 м2., жилая площадь составляла - 39,2 м2. С учетом нормы площади приходящейся на каждого живущего человека в данной квартире ФИО2 со своей семьей проживать было невозможно. В сентябре 2002 ФИО2 обратилась в прокуратуру <адрес>, по месту службы, где была поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении. Весной 2011 прокуратура <адрес> сообщила ФИО2 о поступлении суммы 1 800 000 руб. для приобретения жилья. Поисками квартиры подходящей под данную сумму занималась ФИО2 лично, но в пределах выделенной суммы квартир не было, в связи с чем истцом были добавлены собственные денежные средства. Согласно предварительному договору от 31.05.2011г. заключенному между ФИО3 (продавец) и прокуратурой <адрес> в лице ФИО2, в рамках данного договора ФИО2 передала аванс в размере 70 000 руб. для покупки в последующем квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Согласно дополнительному соглашению к предварительному договору о заключении в последующем договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ., было достигнуто соглашение о том, что ФИО2 передает продавцу жилого помещения 130 000 руб., а всего 200 000 рублей и прокуратура <адрес> передает продавцу жилого помещения 1 800 000 руб. Покупателем квартиры по договору купли-продажи выступила <адрес>, которая была приобретена за счет общих денежных средств истца и ответчика. Впоследствии, между наймодателем в лице первого заместителя прокурора области государственного советника юстиции 3 класса ФИО7 и нанимателем ФИО2 был заключен договор найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого наниматель нанимает у наймодателя служебное помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>. ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ дала согласие на отказ в приватизации 1/4 доли в квартире, в которой она была включена в ордер, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 65,5 м2., жилой - 39,2 м2. Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии Генеральной прокуратуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ. на заседании было принято решение не выходить с заявлением о передаче ФИО2 занимаемого служебного жилого помещения в собственность, так как были установлены факты совершения намеренных действий по ухудшению жилищных условий. Впоследствии, по истечению 5-и летнего срока, исчисляемого от ДД.ММ.ГГГГ., согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии Генеральной прокуратуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ. было принято повторное решение не выходить с заявлением о передаче ФИО2 занимаемого служебного жилого помещения в собственность, так как имеют место факты совершения намеренных действий по ухудшению жилищных условий. Кроме того, жилищной комиссией прокуратуры <адрес> было принято решение провести мероприятия по освобождению служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> по расторжению договора найма служебного жилого помещения для последующего распределения между состоящими на учете нуждающихся в служебных жилых помещениях. Из выписки из протокола от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что на момент заседания жилищной комиссии Генеральной прокуратуры прошло уже более 5 лет со дня дачи согласия на отказ от приватизации 1/4 доли родительской квартиры (ДД.ММ.ГГГГ.). По результатам принятого комиссией решения, ФИО2 была направлена выписка из протокола заседания жилищной комиссии прокуратуры области № от ДД.ММ.ГГГГ. в которой указано, что комиссия решила снять ФИО2 с учета нуждающихся в жилых помещениях по месту службы. ФИО2 считает, что снятие её с учета незаконным и решение жилищной комиссии прокуратуры области №. от ДД.ММ.ГГГГ. в этой части является незаконным, ее следует восстановить в списке нуждающихся, в жилых помещениях прокуратуры <адрес>. Оспариваемое решение жилищной комиссии прокуратуры <адрес> ФИО2 считает незаконным, так как оно принято повторно, по истечении 5-и летнего срока по тому же основанию, и при этом, комиссией не учтено того, что ФИО2 не имеет другого жилья на праве собственности, не является нанимателями жилых помещений по договору социального найма, занимаемое жилое помещение, предоставленное на законном основании, является единственным местом её жительства, самостоятельно обеспечить себя другим жильем возможности не имеет в связи с тем, что ФИО2 является пенсионером и имеет право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Истец ФИО2 в судебном заседании отсутствует, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, реализовала свое право на участие в судебном заседании путем направления представителя.
Представители истца ФИО2 - ФИО14, ФИО8, действующие на основании доверенностей, исковые требования поддержали, просили удовлетворить по доводам и правовым основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель ответчика прокуратуры <адрес>, третьего лица Генеральной прокуратуры РФ ФИО15, действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала, считала их незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению, по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление. Суду пояснила, что согласно выписке из протокола № заседания жилищной комиссии прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 принята на учет на предоставление служебного жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ между прокуратурой <адрес> (наймодатель) и ФИО2 (наниматель) заключен договор найма служебного жилого помещения №, согласно которому наймодатель передает нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся на праве оперативного управления федеральной собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> состоящее из жилого помещения общей площадью 45.2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, для временного проживания в нем (п.1). Жилое помещение предоставляется на период работы в органах прокуратуры <адрес> (п. 2). Согласно п. 18 договора, договор прекращается в связи с утратой (разрушением) жилого помещения; со смертью нанимателя; с истечением срока трудового договора; с окончанием срока службы; с истечением срока пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации и выборной должности. Согласно п. 19 договора в случае расторжения или прекращения настоящего договора в связи с истечением срока трудового договора, окончания срока службы, истечением пребывания на государственной, муниципальной или выборной должности наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение; в случае отказа освободить жилое помещение граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных ЖК РФ. ФИО2 освобождена от занимаемой должности заместителя прокурора <адрес> и уволена на основании личного заявления по собственному желанию в связи с выходом на пенсию по выслуге лет в соответствии с п.3 ч.1 ст.77 Трудового кодекса Российской Федерации (приказ прокурора <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссией прокуратуры <адрес> принято решение о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях по месту службы пенсионера прокуратуры ФИО2 на основании подпункта 4 пункта 2.9 Положения о предоставлении служебных жилых помещений прокурорам и работникам, замещающим в научных и образовательных организациях прокуратуры Российской Федерации должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, утв. Приказом Генерального прокурора РФ о ДД.ММ.ГГГГ № и внесении прокурору области предложения об освобождении занимаемого служебного жилого помещения ФИО2 по адресу: <адрес>, общей площадью 45,2 кв.м, на основании договора найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ. Из подпункта 4 пункта 2.9 Положения следует, что прокурорский работник снимается с учета нуждающихся в служебных жилых помещениях по личному заявлению, подаваемому председателю жилищной комиссии по месту службы, а также в случаях: увольнения прокурорского работника из органа прокуратуры Российской Федерации или Университета. В связи с чем, по мнению представителя ответчика, жилищной комиссией прокуратуры области верно установлены обстоятельства для снятия ФИО2 с учета нуждающихся в жилых помещениях и оснований для отмены решения жилищной комиссии не имеется.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Судом установлено, что истец ФИО2 проходила службу в органах прокуратуры РФ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, приказом прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № уволена из органов прокуратуры <адрес> по собственному желанию в связи с выходом на пенсию за выслугу лет в соответствии с п. 3 ч.1 ст. 77 ТК РФ.
Выслуга лет истца в органах прокуратуры по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 21 год 08 месяцев 18 дней, что подтверждается представленной в материалы дела справкой подписанной отдела кадров прокуратуры <адрес>.
Судом установлено и не оспаривалось ответчиком в ходе судебного разбирательства, что ФИО2 была принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с сентября 2002 года.
Из материалов учетного дела истца следует, что на момент постановки на учет ФИО2 проживала с родителями, супругом и сыном в муниципальной квартире, расположенной по адресу: <адрес> в <адрес>.
Согласно акту обследования жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ, имеющемуся в материалах учетного дела, ФИО2, проживала по адресу: <адрес>, в квартире, расположенной на 2 этаже 5 —этажного дома, согласно ордера № АБ от ДД.ММ.ГГГГ., выданного Василевичу ФИО4 объединением «Иркутскгеология». Квартира 3-комнатная, жилой площадью 39,2 кв.м., в одной из комнат площадью 13,5 кв.м. проживают родители ФИО16 - отец ФИО9 инвалид 3 гр., мать ФИО10 инвалид 1 группы. Во второй комнате площадью 9,5 кв.м. проживает сын ФИО11 1989г.р. студент 5-го курса юридического факультета САПЭУ. В комнате, площадью 16м. проживает ФИО2 с ФИО12, с которым находится в гражданском браке. Комнаты раздельные, узкий коридор, в квартире тесно, площадь заставлена предметами быта, различным имуществом. Данная квартира является муниципальной, выделена отцу ФИО16. Н.В., награжденному Орденом Ленина за высокие достижения в труде в ПГО « Иркутскгеология». ФИО16 проживает в квартире с родителями с 1979 года, другого жилья не имеет.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между <адрес>, действующей от имени Российской Федерации в целях обеспечения государственных нужд (заказчик), и ФИО3 (поставщик) был заключен государственный контракт № на приобретение жилого помещения (квартиры) для нужд прокуратуры <адрес>, из содержания которого следует, что поставщик обязуется передать, а заказчик принять в государственную собственность на праве оперативного управления в соответствии со ст.296 ГК РФ (часть 1) от 30.11.1994г.№ 51-ФЗ и оплатить его в соответствии с Протоколом согласования договорной цены на недвижимое имущество - квартиру (приложение 1 к настоящему Договору), далее «Объект», принадлежавший поставщику по праву собственности на основании правоустанавливающих документов: договора № № о вступлении в ЖСК «Золотой век» от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о государственной регистрации права собственности № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № регистрации №, кадастровый (условный) №, объект – однокомнатную квартиру, расположенную на шестом этаже тринадцатиэтажного дома из монолитного ж/бетонного каркаса, с кирпичным и пенобетонным заполнением, общей площадью 45,2 (сорок пять целых две десятых) кв.м, в т.ч., жилая - 16,0 кв.м., по адресу: <адрес>. (п. 1.1, 1.2 государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с п. 1.3 государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ, поставщик принимает на себя обязательство передать объект по акту приёма-передачи «Объекта». Заказчик обязуется принять «Объект» по акту приёма-передачи «объекта», уплатить поставщику цену за «объект путём перечисления денежных средств на расчётный счёт поставщика.
Пунктом 1.4 государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, приобретение жилья заказчиком считается с момента государственной регистрации перехода права собственности поставщика на «объект» заказчику.
Стоимость объекта оплачивается заказчиком в строгом соответствии с объемами и источниками выделенных бюджетных ассигнований по ценам, отраженным в Протоколе согласования договорной цены (приложение №) и составляет 1 800 000 руб. (п. 2.1, 2.2 государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ).
На основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> спорная квартира на праве оперативного управления закреплена за прокуратурой <адрес> на основании государственного контракта на приобретение жилого помещения (квартиры) для нужд прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно выписке из протокола № заседания жилищной комиссии прокуратуры области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 была принята на учет на предоставление служебного жилого помещения.
Распоряжением прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с протоколом заседания жилищной комиссии прокуратуры области № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 на период службы в органах прокуратуры <адрес> выделена 1-комнатная благоустроенная квартира общей площадью 45,2 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>.
Из материалов гражданского дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между прокуратурой <адрес> в лице первого заместителя прокурора <адрес> государственного советника юстиции 3 класса ФИО7 (наймодатель) и ФИО2 (наниматель) был заключен договор найма служебного жилого помещения №, по условиям которого наймодатель передает нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся на праве оперативного управления федеральной собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>, общей площадью 45,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, для временного проживания в нем.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-и, жилые помещения, закрепленные на праве оперативного управления за <адрес>, включены в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям, согласно приложению к распоряжению.
Из текста приложения к распоряжению Территориального управления Росимущества в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-и усматривается, что жилое помещение - квартира, расположенная по адресу: <адрес>, включена в перечень федерального имущества – жилых помещений, включенных в специализированный жилищный фонд, с отнесением к служебным жилым помещениям.
Из учетного дела ФИО2, представленного стороной ответчика по запросу суда следует, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ на имя Генерального прокурора РФ было подано заявление о передаче ей в собственность жилого помещения - 1-комнатной благоустроенной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, занимаемой ей на условиях найма служебного жилого помещения. Дополнительно указано, что в данной квартире ФИО2 проживает с ДД.ММ.ГГГГ, в собственности иного жилья не имеет.
Из содержания выписки из протокола № заседания жилищной комиссии прокуратуры области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что комиссия единогласно решила ходатайствовать перед прокурором области о согласовании заявления заместителя прокурора <адрес> ФИО2 о передаче ей в собственность 1-комнатной благоустроенной квартиры общей площадью 45,2 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.
Приказом прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 уволена из органов прокуратуры <адрес> по собственному желанию в связи с выходом на пенсию за выслугу лет в соответствии с п. 3 ч.1 ст. 77 ТК РФ.
Из содержания выписки из протокола заседания жилищной комиссии Генеральной прокуратуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ № следует, члены комиссии, рассмотрев, заявление ФИО2 о передаче занимаемого ею служебного жилого помещения в собственность, решили не выходить с предложением к Генеральному прокурору РФ о передаче ФИО2 занимаемого служебного помещения в собственность, поскольку имеют место факты совершения намеренных действий по ухудшению жилищных условий. Дополнительно указано, что в соответствии с п. 3.4 Положения вопрос о передаче в собственность может решаться только в отношении лиц являющихся нуждающимися в жилых помещениях. ФИО2 не может быть признана нуждающейся, поскольку совершила ухудшение жилищных условий, отказавшись ДД.ММ.ГГГГ от права пользования 15,63 кв.м. на основании договора социального найма в трехкомнатной квартире общей площадью 62,5 кв.м., жилой – 39,2 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.
Из учетного дела ФИО2 усматривается, что истцом на имя Генерального прокурора <адрес> повторно ДД.ММ.ГГГГ подано заявление о признании ее нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений и принятии ее на учет нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре РФ», в котором указано, что истец в браке не состоит, детей и иждивенцев не имеет, жилых помещений на территории РФ принадлежащих на праве собственности не имеет, жилых помещений по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования не занимает.
Из содержания выписки из протокола заседания жилищной комиссии Генеральной прокуратуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ № следует, члены комиссии, рассмотрев заявление ФИО2 о признании нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, о предоставлении занимаемого служебного жилого помещения общей площадью 45,2 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, в собственность, решили не выходить к Генеральному прокурору РФ с предложением о передаче в собственность ФИО2 занимаемого служебного жилого помещения, поскольку ФИО2 нуждающейся в жилых помещениях в период прохождения службы не признавалась, так как имелся факт совершения действий, повлекший ухудшение жилищных условий (отказ от участия в приватизации трехкомнатной квартиры общей площадью 62,5 кв.м., жилой – 39,2 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> (на ? доли в праве), и в дальнейшем, ДД.ММ.ГГГГ, от права пользования приватизированной квартирой по данному адресу.
Дополнительно указано на необходимость проведения мероприятий по освобождению служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, и по расторжению договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №, для последующего распределения между состоящими на учете нуждающимися в служебных помещениях.
Во исполнение решения жилищной комиссии Генеральной прокуратуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, прокуратурой <адрес> в адрес ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) направлено уведомление о выселении из служебного помещения, предоставлен срок для освобождения служебного помещения до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписки из протокола № заседания жилищной комиссии прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2 снята с учета нуждающихся в жилых помещениях по месту службы на основании пп. 4 п. 2.9 Положения.
На момент принятия ФИО2 на жилищный учет, порядок обеспечения жилыми помещениями прокуроров регулировался нормами жилищного законодательства, а также Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
В силу статьи 33 ЖК ФИО5 (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) жилые помещения предоставлялись гражданам, состоявшим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Основанием для принятия на учет (согласно ст. 31 ЖК ФИО5) служило заявление о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Постановлением ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в ФИО5" были предусмотрены и конкретизированы основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, очередность предоставления гражданам жилых помещений, а также ряд иных, существенных при постановке на учет граждан, вопросов.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, изменивший основания, порядок учета и предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма.
В силу ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 6 указанного Федерального закона граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Таким образом, основания для снятия с жилищного учета строго определены законом и являются исчерпывающими.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" также содержит основные положения, регулирующие порядок постановки на жилищный учет и обеспечения прокуроров жилыми помещениями. Так, в соответствии с п. 4 ст. 44 данного нормативного акта, (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, действующей на период возникновения спорных правоотношений), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны предоставлять прокурорам и следователям, назначенным на должность и (или) нуждающимся в улучшении жилищных условий, благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома в государственном или муниципальном жилищном фонде с учетом их права на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 квадратных метров или в виде отдельной комнаты. Указанное жилое помещение предоставляется прокурорам и следователям во внеочередном порядке, но не позднее шести месяцев и независимо от срока их проживания в данном населенном пункте. Стоимость жилых помещений компенсируется органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели органам прокуратуры Российской Федерации.
Нуждающимися в улучшении жилищных условий с учетом положений настоящей статьи признаются прокуроры и следователи, не обеспеченные жилой площадью в соответствии с требованиями и нормами, установленными жилищным законодательством Российской Федерации и жилищным законодательством субъектов Российской Федерации.
Прокуроры и следователи имеют право на компенсацию расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилых помещений, до предоставления им в установленном порядке жилого помещения для постоянного проживания.
Занимаемые прокурорами и следователями жилые помещения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в случае их освобождения предоставляются другим прокурорам и следователям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
С согласия прокуроров и следователей им вместо предоставления жилого помещения выдается из средств федерального бюджета беспроцентная ссуда на приобретение или строительство жилья, которая погашается из тех же средств при условии их работы в органах прокуратуры в пределах территории данного субъекта Российской Федерации не менее 10 лет.
Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 616 было утверждено Временное положение о предоставлении прокурорам жилых помещений.
В соответствии с п. 13 Временного положения о предоставлении прокурорам жилых помещений, утвержденного приказом Генерального прокурора РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 616 (далее - Временный порядок, Временное положение) прокурор, прослуживший в органах и организациях прокуратуры не менее 10 лет в календарном исчислении, один раз за весь период службы вправе безвозмездно получить жилое помещение в собственность при условии нуждаемости в жилом помещении в соответствии с настоящим Положением. Передача в собственность прокурора (иных лиц в случаях, предусмотренных настоящим Положением) жилого помещения осуществляется по решению Генерального прокурора РФ из состава жилых помещений, приобретенных прокуратурой РФ за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ.
В силу пп. 1 п. 14 Временного положения право на получение в собственность жилого помещения сохраняется за лицами, уволенными из органов прокуратуры с правом на пенсию, проживающими на дату увольнения в жилых помещениях, предоставленных им прокуратурой РФ из состава жилых помещений, приобретенных за счет средств федерального бюджета.
Указанный Временный порядок действовал в период до ДД.ММ.ГГГГ. и утратил силу в связи с изданием Приказа Генпрокуратуры России от ДД.ММ.ГГГГ N 624, которым были утверждены Положение о предоставлении служебных жилых помещений прокурорам и работникам, замещающим в научных и образовательных организациях прокуратуры Российской Федерации должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, Положение о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность).
Тем самым на момент увольнения ФИО2 из органов прокуратуры с правом на пенсию, стаж ее службы составлял более 10 лет, она проживала в спорном жилом помещении, была зарегистрирована по месту жительства, состояла на жилищном учете, не была снята с жилищного учета в момент увольнения и после увольнения, и, тем самым, сохраняла право пользования спорным жилым помещением.
Регулирующий на момент увольнения ФИО2 Временный порядок предусматривал перечень оснований для снятия с жилищного учета, в том числе в связи с увольнением (п. 12 Временного положения).
Вместе с тем, п.13 данного Временного положения предусматривал, что прокурор, прослуживший в органах и организациях прокуратуры не менее 10 лет в календарном исчислении, один раз за весь период службы вправе безвозмездно получить жилое помещение в собственность при условии нуждаемости в жилом помещении в соответствии с настоящим Положением.
Право на получение в собственность жилого помещения сохраняется за лицами, уволенными из органов прокуратуры с правом на пенсию, проживающими на дату увольнения в жилых помещениях, предоставленных им прокуратурой Российской Федерации из состава жилых помещений, приобретенных за счет средств федерального бюджета (п.14 Временного положения).
Из нормативных актов, регулирующих порядок обеспечения жилыми помещениями прокурорских работников, в совокупности с положениями жилищного законодательства следует, что при условии проживания на момент увольнения с правом на пенсию в спорном жилом помещении, приобретенном за счет бюджетных средств, которое было предоставлено прокурору как нуждающемуся в жилом помещении, право пользования жилым помещением не может быть автоматически утрачено прокурором, поскольку сохраняется право претендовать на получение жилого помещения в собственность.
Положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О прокуратуре Российской Федерации", в том числе закрепляющие гарантии пенсионного обеспечения сотрудников прокуратуры, не регламентируют вопросы выселения граждан из занимаемых ими служебных жилых помещений, в частности при выходе сотрудника прокуратуры на пенсию. Соответствующее регулирование осуществляется на основании норм главы 10 Жилищного кодекса Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 74-О-О).
Согласно статье 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным данным кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения (пункт 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в орган государственной власти или органа местного самоуправления.
Частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В силу части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: 1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей; 2) пенсионеры по старости; 3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер; 4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
По смыслу приведенных выше норм права, прекращение трудовых (служебных) отношений с работодателем (увольнение со службы), предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.
При этом наймодатель вправе в любое время после увольнения нанимателя потребовать выселения последнего и членов его семьи из служебного жилого помещения. Спорные правоотношения, регулируемые нормами жилищного законодательства, носят длящийся характер.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены граждане, проживающие в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (ДД.ММ.ГГГГ), при одновременном наличии следующих условий:
- указанные граждане относятся к категориям лиц, выселение которых из служебных жилых помещений и общежитий без предоставления другого жилого помещения до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации не допускалось статьей 108 Жилищного кодекса ФИО5;
- эти граждане должны состоять в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете.
Из содержания указанных норм следует, что условием выселения из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения является не только не отнесение лица к установленной категории граждан, определенной законом, но и отсутствие факта состояния такого лица на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Вопрос нуждаемости истца был разрешен соответствующей жилищной комиссией в 2002г., материалами дела подтверждено, что ФИО2 была поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГг., не была снята с жилищного учета, в том числе в течение 5 лет после увольнения со службы.
Судом установлено, что ФИО2 была уволена со службы с выходом на пенсию ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ является пенсионером по старости, что подтверждается Справкой ГУ УПФ РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Фактически ФИО2 была снята с учета нуждающихся в служебных жилых помещениях по месту службы решением заседания жилищной комиссии, оформленным протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ на основании пп.4 п. 2.9 Положения утвержденного приказом Генерального прокурора РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с пп.4 п. 2.9 Положения о предоставлении служебных жилых помещений прокурорам и работникам, замещающим в научных и образовательных организациях прокуратуры РФ должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, утвержденного приказом Генерального прокурора РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, прокурорский работник снимается с учета нуждающихся в служебных жилых помещениях по личному заявлению, подаваемому председателю жилищной комиссии по месту службы, а также в случае увольнения прокурорского работника из органа прокуратуры Российской Федерации или Университета.
Кроме того, сама по себе формулировка решения о снятии истца с учета нуждающихся в жилых помещениях со ссылкой на пп.4 п.2.9 Положения о предоставлении служебных жилых помещений прокурорам и работникам, замещающим в научных и образовательных организациях прокуратуры Российской Федерации должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, утв. Приказ Генпрокуратуры России от ДД.ММ.ГГГГ N 624 не отвечает требованиям закона.
Указанное Положение о предоставлении служебных жилых помещений прокурорам и работникам, замещающим в научных и образовательных организациях прокуратуры Российской Федерации должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов (далее - Положение), устанавливает порядок признания прокуроров должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов (далее - прокурорские работники), не имеющими жилых помещений по месту службы, принятия их на учет в качестве не имеющих жилых помещений по месту службы (далее - учет нуждающихся в служебных жилых помещениях) и ведения такого учета, принятия решений о предоставлении им служебных жилых помещений, а также порядок использования и освобождения таких помещений.
При этом, п.2.9 Положения предусмотрены основания для снятия прокурорских работников с учета нуждающихся в служебных жилых в случаях:
1) изменения (улучшения) жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания для признания прокурорских работников не имеющими жилых помещений по месту службы;
2) выявления данных, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для принятия прокурорского работника на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях, если эти данные свидетельствуют об отсутствии у заявителя права на принятие на такой учет;
3) освобождения прокурорского работника от занимаемой должности с назначением на иную должность в другой орган прокуратуры Российской Федерации.
4) увольнения прокурорского работника из органа прокуратуры Российской Федерации или Университета;
5) гибели (смерти) прокурорского работника, признания его судом безвестно отсутствующим или умершим;
6) получения единовременной социальной выплаты (занимаемого жилого помещения в собственность) по месту службы.
При этом, вопрос о снятии прокурорского работника с учета нуждающихся в служебных жилых помещениях подлежит рассмотрению на заседании жилищной комиссии по месту службы при наступлении одного из указанных событий.
Таким образом, данное Положение регулирует порядок обеспечения служебным жильем работников прокуратуры в период их службы и применимо только к прокурорским работникам, состоящим на службе.
Поскольку ФИО11 на момент снятия с указанного учета фактически проживала в служебном жилом помещении, предоставленном ей еще в ДД.ММ.ГГГГ., была уволена со службы в ДД.ММ.ГГГГ., данный вопрос не подлежал рассмотрению жилищной комиссией и находился вне пределов ее компетенции.
Оспариваемое решение жилищной комиссии по снятию ФИО11 с учета нарушает жилищные права истца, связанные с пользованием спорным помещением, поскольку на основании данного решения жилищная комиссия пришла к выводу о необходимости выйти к прокурору области с предложением об освобождении служебного жилого помещения по адресу <адрес>, что в свою очередь, также противоречит законодательству, регулирующему вопросы жилищных гарантий прокурорских работников, уволенных в связи с выходом на пенсию.
Кроме того, вопрос о снятии ФИО2 с учета нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений жилищной комиссией не разрешался, тогда как, в силу положений Приказа Генпрокуратуры России от ДД.ММ.ГГГГ N 624 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О порядке обеспечения прокуроров жилыми помещениями" на данном учете ФИО11 должна состоять с момента вступления его в силу.
Так в соответствии с п.4 Приказа Генпрокуратуры России от ДД.ММ.ГГГГ N 624, при формировании учета нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений и учета в качестве не имеющих жилых помещений по месту службы на основании положений, указанных в пункте 1 настоящего приказа, датой принятия на соответствующий учет для прокуроров и лиц, указанных в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", состоявших на учете нуждающихся в жилых помещениях согласно Временному положению о предоставлении прокурорам жилых помещений, утвержденному приказом Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 616, считать дату их первоначального принятия на учет.
Доводы стороны ответчика о неправомерности первичной постановки ФИО2 на жилищный учет и отсутствии оснований для предоставления ей служебного жилого помещения суд находит несостоятельными.
Решение о предоставлении ФИО2 специализированного жилого помещения и заключенного на его основании договора найма специализированного жилого помещения в установленном порядке не оспорены и предметом настоящего спора не являются.
Представленные суду материалы учетного дела в отношении ФИО2, в частности протокол заседания жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, книга учета нуждающихся в жилых помещениях позволяют сделать вывод о постановке истца на учет нуждающихся в жилом помещении.
В соответствии с действующим на тот период законодательством, существовал единый порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
То обстоятельство, что в последующем был изменен порядок учета нуждающихся в жилых помещениях для сотрудников прокуратуры, как и порядок обеспечения жильем, не свидетельствует о том, что ФИО2 была поставлена лишь на ведомственном учете на период службы в органах прокуратуры, и не была признана нуждающейся в жилищных помещениях, в том числе в общем порядке.
Учитывая системное толкование норм, регулирующих спорные правоотношения, представленные суду доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца о признании незаконным решения жилищной комиссии прокуратуры <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. о снятии ФИО2 с учета нуждающихся в жилых помещениях по месту службы, признании незаконным решения жилищной комиссии прокуратуры <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. в отношении ФИО2 об освобождении занимаемого ею служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> - подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования истца - удовлетворить.
Признать незаконным решение жилищной комиссии прокуратуры <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. о снятии ФИО2 с учета нуждающихся в жилых помещениях по месту службы.
Признать незаконным решение жилищной комиссии прокуратуры <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. в отношении ФИО2 об освобождении занимаемого ею служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Председательствующий М.Л. Безъязыкова
Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.