ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 14 августа 2024 года
Кировский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Магомедова А.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания ФИО5
с участием представителя истца ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ в порядке заочного производства гражданское дело № 2-3888/2024 (УИД № 05RS0018-01-2024-005110-17) по иску Комитета по лесному хозяйству Республики Дагестан (далее – также Комитет) к Курбанову Тажутдину Ахмедкадиевичу и Юзбекову Суфяну Хидирбековиу о:
- признании договора переуступки прав и обязанностей, заключенного между ФИО3 и ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в Управлении Росреестра по <адрес> за номером 05:40:000000:17334-05/2022-487 от ДД.ММ.ГГГГ, недействительным;
- расторжении договора аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФИО3;
- возложении на ФИО3 обязанность освободить лесной участок площадью 3,5 га, расположенного на территории по адресу: <адрес>, Махачкалинское лесничество, Сулакское участковое лесничество, квартал 26, выдел №, кадастровый № и передать его Комитету по передаточному акту,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по лесному хозяйству Республики Дагестан в лице представителя ФИО7, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, обратился в суд с иском к ФИО3 и ФИО4 о:
- признании договора переуступки прав и обязанностей, заключенного между ФИО3 и ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в Управлении Росреестра по <адрес> за номером 05:40:000000:17334-05/2022-487 от ДД.ММ.ГГГГ, недействительным;
- расторжении договора аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФИО3;
- возложении на ФИО3 обязанность освободить лесной участок площадью 3,5 га, расположенного на территории по адресу: <адрес>, Махачкалинское лесничество, Сулакское лесничество, квартал 26, выдел №, кадастровый № и передать его Комитету по передаточному акту.
В обоснование своих требований указал, что между Комитетом по лесному хозяйству РД и ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды лесного участка №, данный договор зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ записью за №, согласно договору ФИО3 был предоставлен в аренду на 49 лет для осуществления рекреационной деятельности был предоставлен лесной участок площадью 3,5 га с местоположением: <адрес>, Махачкалинское лесничество, Сулаксоке участковое лесничество, квартал 26, выдел 10, кадастровый №.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 заключил с ФИО1 договор переуступки прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому арендатор ФИО3 передал, а ФИО1 принял на себя все права и обязанности по договору аренды лесного участка.
Договор от ДД.ММ.ГГГГ о переуступке прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ № зарегистрирован в Управлении Росреестра по <адрес> за номером 05:40:000000:17334-05/184/2022-487 от ДД.ММ.ГГГГ.
Комитетом не было дано право ФИО3 согласие на передачу своих прав по аренде лесного участка другим лицам, поэтому договор о переуступке прав ФИО1, является ничтожным, в связи с чем, Комитет ДД.ММ.ГГГГ направил ФИО3 претензию с предложением добровольно расторгнуть договор аренды, заключенный с Комитетом ДД.ММ.ГГГГ и передать Комитету лесной участок №, однако, ответчик на это не ответил.
Согласно материалам дела ответчик ФИО8 проживает по адресу: <адрес>, а ФИО1 - по адресу: <адрес> корп. «а», <адрес>.
Судебные извещения о времени и месте рассмотрения иска ответчикам направлены по указанным их адресам.
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № вручено ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ в 9 час. 13 мин. Однако он в суд не явился, свои возражения по существу доводов истца не представил и об отложении судебного заседания не просил.
Отправленное ответчику ФИО1 извещение о времени судебного заседания согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № к месту его жительства доставлено ДД.ММ.ГГГГ, и после неудачной попытки вручения, ДД.ММ.ГГГГ возвращено в суд.
Поэтому в силу положений статьи 165.1 ГК РФ и Правил оказания услуг почтовой связи и в соответствии с правовой позицией, выраженной в пунктах 63 и 67-68 постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ответчик ФИО1 считается надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела.
На этом основании и, руководствуясь положениями статьи 233 ГПК РФ, суд перешел к рассмотрению дела в порядке заочного производства, о чем вынесено определение.
Выслушав истца, представителя истца ФИО9, поддержавшего исковые требования и просившего удовлетворить их по указанным в них основаниям, изучив доводы искового заявления, исследовав представленные истцом документы, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 4 ст. 71 Лесного кодекса РФ (далее – ЛК РФ) к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ и земельным кодексом РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 4 ст. 69 ГК РФ арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок.
Во исполнение требований указанного закона истцом ДД.ММ.ГГГГ ответчикам ФИО3 и ФИО1 направлена письменная претензия, в котором предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ расторгнуть договор аренды лесного участка №, заключенного с Комитетом по лесному хозяйству Республики Дагестан ДД.ММ.ГГГГ в связи с нарушением условия Договора об аренде, выразившегося в заключении ФИО3 с ФИО1 договора о субаренде указанного лесного участка без разрешения арендодателя и о возращении лесного участка арендодателю, что подтверждается копией досудебной претензии ДД.ММ.ГГГГ за №-ВА-08-1112/24 и списком № (партия 1706) от ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчиками претензия истца не рассмотрена, что послужило основанием для его обращения в суд.
Как следует из представленных истцом и исследованных судом документов, ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола аукциона от ДД.ММ.ГГГГ № между Комитетом по лесному хозяйству Республики Дагестан и ответчиком ФИО3 заключен договор аренды лесного участка № (далее – также Договор аренды), согласно которому ФИО3 для осуществления рекреационной деятельности предоставлен в аренду на срок 49 лет лесной участок площадью 3,5 га, расположенный по адресу: <адрес>, Махачкалинское лесничество, Сулакское участковое лесничество, квартал 26, выдел 10, с кадастровым номером 05:40:000000:17334/377.
Договор зарегистрирован в Управлении Росреестра по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за регистрационной записью №.
Согласно подпункту «Б» пункта 8.1 Договора аренды, арендатор имеет право сдавать арендуемый лесной участок в субаренду, передавать свои права и обязанности по настоящему договору другим лицам, отдавать право аренды в залог, вносить право аренды в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных товариществ и обществ, лишь с согласия арендодателя.
В нарушение указанного условия Договора об аренде ответчик (арендатор) ФИО3, как следует из договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключил с ФИО1 договор о переуступке прав и обязанностей по Договору аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировал его в Управлении Росреестра Республики Дагестан за №, без разрешения арендодателя - Комитета лесного хозяйства Республики Дагестан, чем существенно изменил условия Договора аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 14 Договора об аренде, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных договором, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 19 Договора об аренде предусмотрено, что расторжение Договора по решению суда по требованию одной из сторон осуществляется по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, а также в случае нарушения другой стороной условий настоящего договора.
В соответствии с п. 9 ст. 22 Земельного кодекса РФ досрочное расторжение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или в муниципальной собственности, заключенного на срок более чем пять лет по требованию арендодателя возможно на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка арендатором.
Пунктом 1 статьи 619 ГК РФ предусмотрено, что по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно, расторгнуть, в случае, когда арендатор пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора.
Согласно ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором (часть 1). По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (часть 2).
Из анализа приведенных выше положений закона в их взаимосвязи и установленных судом обстоятельств дела, свидетельствует о том, что арендатором ФИО3, заключив без согласия арендодателя - Комитета лесного хозяйства Республики Дагестан договор о субаренде лесного участка № с ФИО1, и передав ему свои права и обязанности по Договору аренды, нарушил существенные условия данного договора, что в соответствии в соответствии со ст.19 Договора аренды и п. 9 ст. 22 Земельного кодекса РФ является основанием для расторжения Договора аренды лесного участка №, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом и ответчиком ФИО3
Частью 6 статьи 22 Земельного кодекса РФ установлено, что арендатор земельного участка, которому предоставлен земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия арендодателя при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное.
Однако, как вытекает из смысла указанного закона, его положения о праве арендатора передать земельный участок в субаренду без предварительного согласия арендодателя, распространяется лишь на земельные участки сельскохозяйственного назначения, переданные в аренду фермерским хозяйствам, а не на лесные участки, имеющие другой специальный правовой режим оборота.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о досрочном расторжении договора аренды земельного участка №, заключенного с ответчиком ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ и об их удовлетворении.
Согласно ст. 622 ГК РФ при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или состояния, обусловленном договором.
Частью 1 статьи 618 ГК РФ установлено, что если иное не предусмотрено договором аренды, досрочное прекращение договора аренды влечен прекращение заключенного в соответствии с ним договора субаренды. Пунктом 2 статьи 168 ГК РФ предусмотрено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правого акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
На основании указанного закона и в связи удовлетворением требований истца о расторжении договора аренды лесного участка, другие его требования о признании договора переуступки прав и обязанностей по договору аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ответчиками ФИО3 и ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в Управлении Росреестра Республики Дагестан регистрационной записью №К также подлежат удовлетворению, с аннулированием и исключением сведений об указанной записи из Единого государственного реестра в связи с досрочным прекращением действий Договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь статьями 233-235, 237, 194 и 197 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Комитета по лесному хозяйству Республики Дагестан к ФИО3 и ФИО4 удовлетворить.
Признать договор переуступки прав и обязанностей, заключенный между ФИО3 и ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированный в Управлении Росреестра по <адрес> за регистрационным номером 05:40:000000:17334-05/2022-487 от ДД.ММ.ГГГГ, недействительным.
Расторгнуть договор аренды лесного участка №, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом лесного хозяйства Республики Дагестан и ФИО3 и зарегистрированный в Управлении Росреестра Республики Дагестан записью № от ДД.ММ.ГГГГ.
Аннулировать в Едином государственном реестре недвижимости запись за № ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Комитетом по лесному хозяйству Республики Дагестан и ФИО3.
Обязать ФИО3 освободить лесной участок площадью 3,5 га, расположенный по адресу: <адрес>, Махачкалинское лесничество, Сулакское участковое лесничество, квартал 26, выдел 10, кадастровый № и передать его арендодателю - Комитету по лесному хозяйству Республики Дагестан по передаточному акту.
Ответчики ФИО3 и ФИО1 вправе в течение семи дней со дня вручения им копии заочного решения обратиться в Кировский районный суд <адрес> с заявлением об отмене настоящего заочного решения.
Ответчики ФИО3 и ФИО1 вправе обжаловать заочное решение в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан только в случае отказа в удовлетворении его заявления об отмене заочного решения суда через Кировский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня вынесения определения об отказе в удовлетворении заявления об отмене заочного решения суда.
Председательствующий А.Р. Магомедов.
Мотивированное заочное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ