УИД 74RS0029-01-2023-002356-38
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 октября 2023 года г. Магнитогорск
Ленинский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего судьи: Булавинцева С.И.
при секретаре: Колеватовой А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецовой Татьяны Викторовны к ООО «Лабиринт» о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Кузнецова Т.В. обратилась в суд с исковым заявлением к ООО «Лабиринт» о взыскании денежных средств, выплачиваемых в качестве вознаграждения по итогам работы за октябрь 2022 года в размере 19510 рублей 17 копеек, процентов за нарушение сроков выплат вознаграждения в размере 2657 рублей 28 копеек, компенсации морального вреда в размере 20000 рублей, расходов на оказание юридических услуг в размере 5000 рублей.
В обоснование исковых требований указано, что Кузнецова Т.В. с 25 мая 2022 года осуществляла трудовую деятельность в ООО «Лабиринт» на основании трудового договора № № в должности продавца-кассира. За исполнение трудовых обязанностей истцу за октябрь 2022 года было начислено вознаграждение по итогам работы в размере 19510 рублей 17 копеек, что было отражено в расчетном листке. 14 ноября 2022 года трудовой договор расторгнут. С истцом был произведен расчет, выплачены денежные средства в размере 34870 рублей 88 копеек, однако денежные средства в размере 19510 рублей 17 копеек выплачены не были. Полагает, что вознаграждение по итогам работы за октябрь должно быть выплачено истцу не позднее 14 ноября 2022 года. Также, истец полагает, что подлежат взысканию проценты, предусмотренные ст. 236 ТК РФ в размере 2657 рублей 28 копеек. Действиями ответчика истцу причинен моральный вред, который оценивает в 20000 рублей.
В возражениях на исковое заявление, представитель ответчика ООО «Лабиринт», просит в удовлетворении исковых требований отказать, указывает на то, что ООО «Лабиринт» была выплачена заработная плата в полном объеме в соответствии с трудовым договором, Положением об оплате труда и трудовому законодательству.
Истец Кузнецова Т.В., представитель ответчика ООО «Лабиринт» в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с абз. 5 ч. 1 ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы. Данному праву работника в силу абз. 7 ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Частью 1 ст. 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 названного Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (ч. 4 ст. 8 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (ч. 1).
Согласно ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективными договорами или правилами внутреннего распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права.
Система оплаты труда включает, помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера, доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, являющаяся мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которой относится к компетенции работодателя.
Основанием для выплаты премии является достижение работником определенного результата, при этом законодатель именно работодателя наделил правом устанавливать факт наличия оснований, для производства стимулирующих выплат работникам.
В то же время в вопросах выплаты премии и предоставления иных видов поощрений за труд (ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации), несмотря на установленное законом право, а не обязанность работодателя производить таковые, последний не может действовать произвольно и, во всяком случае, связан необходимостью обеспечения соблюдения принципов и норм составляющих конституционно-правовую основу регулирования общественных отношений, складывающихся в данной сфере. Свобода усмотрения работодателя в данном случае не является абсолютной.
Суд может признать решение работодателя об отсутствии оснований для осуществления стимулирующих выплат незаконным в случае установления факта дискриминации соответствующего работника по какому-либо признаку, не связанному с его деловыми качествами.
Как установлено в судебном заседании, 25 мая 2022 года между ООО «Лабиринт» (работодатель) и Кузнецовой Т.В. (работник) был заключен трудовой договор № № по условиям которого, работодатель предоставляет работнику работу продавца-кассира в магазине по адресу: г. <адрес>.
Работа по настоящему договору является для работника основным местом работы (п. 1.6 договора).
Работнику устанавливается часовая тарифная ставка 40 рублей/час, районный коэффициент 15% (п. 4.1,4.2 договора).
Работнику могут быть выплачены премии по результатам его трудовой деятельности и вознаграждения по итогам работы за месяц, квартал или год, согласно положению об оплате труда и премирования (п. 4.3 договора).
Работник формирует расчетные листы при окончательном расчете заработной платы за месяц и в день выплаты зарплаты за вторую половину месяца извещает работника в письменной форме (п. 4.7 договора).
14 ноября 2022 года трудовой договор расторгнут по п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ, что подтверждается приказом № №
Как следует из пояснений истца, за исполнение трудовых обязанностей за октябрь 2022 года было начислено вознаграждение по итогам работы в размере 19510 рублей 17 копеек, что было отражено в расчетном листке. После расторжения трудового договора 14 ноября 2022 года с истцом был произведен расчет, выплачены денежные средства в размере 34870 рублей 88 копеек, однако денежные средства в размере 19510 рублей 17 копеек выплачены не были. Полагает, что вознаграждение по итогам работы за октябрь должно быть выплачено не позднее 14 ноября 2022 года.
В соответствии с Положением об оплате труда и премировании работников ООО «Лабиринт», оплата труда работников включает в себя: заработную плату, стимулирующие и поощрительные выплаты за надлежащее выполнение трудовых обязанностей ( п. 1.5 Положения)
Работникам организации устанавливаются текущие премии и единовременные (разовые) вознаграждения (п. 6.1 Положения)
Из представленных истцом и ответчиком расчетных листков за октябрь 2022 год ООО «Лабиринт» Кузнецовой Т.В. начислено 43621 рубль 66 копеек (сумма денежного вознаграждения по итогам работы в размере 19510 рублей 17 копеек входит в состав выплат), выплачено 36075 рублей 89 копеек тремя платежами – 14, 25 и 28 октября 2022 года, за октябрь у предприятия перед работником осталась задолженность по всей заработной плате в размере 15430 рублей 97 копеек, в которую вошла и часть невыплаченной денежной суммы за октябрь, вместе с тем при увольнении с истцом произведен окончательный расчет 14 ноября и 23 декабря 2022 года, в том числе произведена выплата задолженности имевшейся перед работником на октябрь 2022 года, что подтверждается выпиской по счету Кузнецовой Т.В. Таким образом, заявленное Кузнецовой Т.В. денежное вознаграждение в размере 19510 рублей 17 копеек выплачено ответчиком в полном объеме, в связи с чем, данное требование удовлетворению не подлежит.
Поскольку требования истца о компенсации морального вреда, процентов за нарушение сроков выплат вознаграждения являются производными от основного требования, в удовлетворении которого отказано, то суд не находит оснований для удовлетворения иска в полном объеме.
Руководствуясь положениями ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Кузнецовой Татьяны Викторовны к ООО «Лабиринт» о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Ленинский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 11 октября 2023 года.
Председательствующий: