Решение по делу № 2-92/2018 от 06.12.2017

Дело № 2-92/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Семилуки 28 марта 2018 г.

Семилукский районный суд Воронежской области в составе судьи Сошиной Л.А.,

при секретаре Солоповой Н.М.,

с участием истца Турищевой Н.Д.,

представителей ответчика КУ ВО «Управление социальной защиты населения Семилукского района» по доверенности Тюниной И.Ю., Сапрыкиной О.М.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Турищевой Натальи Дмитриевны к КУ ВО «Управление социальной защиты населения Семилукского района» о признании незаконным уведомления о приостановлении выплаты денежной компенсации на оплату коммунальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

Турищева Н.Д. обратилась в суд с иском по тем основаниям, что она, являясь инвалидом <данные изъяты> группы, получила из КУ ВО «Управление социальной защиты населения Семилукского района» за от ДД.ММ.ГГГГ уведомление о приостановлении выплаты денежной компенсации на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг. Она работает учителем в МКОУ Орловлогская СОШ Семилукского района, в соответствии с п. 1 ст. 89 Закона Воронежской области от 14.11.2008 г. № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» ей была предоставлена мера социальной поддержки – денежная компенсация по оплате коммунальных услуг (п. 3 – тепловая энергия, рассчитанная исходя из объема потребляемой коммунальной услуги, определенного по показаниям приборов учета, и п. 5 – электрическая энергия, расходуемая на освещение жилого помещения). Как указано в уведомлении, согласно ч. 6 ст. 91 Закона Воронежской области № 103-ОЗ гражданину, имеющему одновременно право на меры социальной поддержки по нескольким основаниям, предусмотренным действующим законодательством, предоставляются меры социальной поддержки по одному основанию по выбору гражданина. При приостановлении ей денежной компенсации КУ ВО «Управление социальной защиты Воронежской области» и департаментом социальной защиты Воронежской области делается ссылка на ч. 6 ст. 91 Закона Воронежской области № 103-ОЗ, таким образом, вводят льготников, которые получают меру социальной поддержки в виде денежной компенсации по оплате коммунальных услуг по региональному закону, в заблуждение и сознательно неверно дают толкование ч. 6 ст. 91 Закона Воронежской области № 103-ОЗ. Согласно ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» она не получала денежную компенсацию по оплате коммунальных услуг. Как инвалид по федеральному закону она получает ЕДВ – ежемесячная денежная выплата и НСУ – набор социальных услуг. В ответе от ДД.ММ.ГГГГ за орган социальной защиты указал, что в результате сверки данных учреждения с пенсионным органом стало известно, что она имеет группу инвалидности и получает соответствующие меры социальной поддержки. Однако она считает, что обстоятельств, влекущих приостановление выплаты денежной компенсации, не имелось. Просит признать уведомление о приостановлении выплаты денежной компенсации на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и возобновить выплаты с момента приостановления, взыскать с КУ ВО «Управление социальной защиты населения Семилукского района» компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб., судебные издержки.

В судебном заседании истец Турищева Н.Д. поддержала заявленные требования.

Представители ответчика – КУ ВО «Управление социальной защиты населения Семилукского района» по доверенности Тюрина И.Ю., Сапрыкина О.М. в судебном заседании иск не признали, суду пояснили, что выплата ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг в соответствии с Законом Воронежской области от 14.11.2008 г. № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» Турищевой Н.Д. была приостановлена во исполнение п. 5.2.1. Порядка предоставления денежной компенсации на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Воронежской области, утвержденного приказом департамента труда и социального развития Воронежской области от 12.08.2013 г. № 2772/ОД. Ни федеральным, ни региональным законодательством не предусмотрено разделения мер социальной поддержки по видам выплат, при этом истец вправе выбрать наиболее выгодное основание предоставления мер социальной поддержки. Просят отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель третьего лица – департамента социальной защиты Воронежской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом, в адресованном суду заявлении просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 88 Закона Воронежской области от 14.11.2008 г. № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» настоящим Законом установлены меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг (плата за электрическую энергию, расходуемую на освещение жилого помещения, тепловую энергию, твердое топливо, включая его доставку, при наличии печного отопления) отдельных категорий граждан, проживающих и осуществляющих профессиональную деятельность в сельской местности, а также определены условия, форма и порядок предоставления таких мер социальной поддержки.

Согласно ст. 89 Закона Воронежской области от 14.11.2008 г. № 103-ОЗ среди категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, значатся педагогические и медицинские работники государственных образовательных организаций Воронежской области и муниципальных образовательных организаций, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Гражданам, указанным в ст. 89 настоящего Закона Воронежской области, предоставляется денежная компенсация расходов по внесению платы за: пользование жилым помещением (наем) в размере 100 процентов платы за пользование жилым помещением в пределах установленного областного стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; содержание жилого помещения в размере 100 процентов платы за содержание жилого помещения в пределах установленного областного стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, - проживающим в жилищном фонде всех форм собственности, за исключением индивидуальных жилых домов, находящихся в частной собственности, - в соответствии с пунктом 2 части 1 и пунктом 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ; тепловую энергию, рассчитанную исходя из объема потребляемой коммунальной услуги, определенного по показаниям приборов учета, но не более норматив потребления указанной услуги, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за тепловую энергию рассчитывается исходя из нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; твердое топливо (при наличии в жилых домах печного отопления) либо поставку (приобретение и доставка) твердого топлива в размере годовой потребности в пределах нормативов, установленных действующим законодательством; электрическую энергию, расходуемую на освещение жилого помещения (ст. 91 настоящего Закона).

Право на предоставление указанных мер социальной поддержки распространяется на несовершеннолетних членов семей данных граждан (ч. 2 ст. 89 настоящего Закона).

По данным КУ ВО «Управление социальной защиты населения Семилукского района» истец Турищева Н.Д. состоит на учете в АИС «Социальные паспорта граждан» и ЕИС ЭСРН по категории - специалист сельской местности (педагогический работник), действие категории с ДД.ММ.ГГГГ

Судом установлено и подтверждается материалами дела, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 предоставлялась денежная компенсация на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг в соответствии с Законом Воронежской области от 14.11.2008 г. № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области».

С ДД.ММ.ГГГГ КУ ВО «Управление социальной защиты населения Семилукского района» приостановило выплату указанной ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг на основании ч. 6 ст. 91 Закона Воронежской области № 103-ОЗ, п.п. 5.2.1. Порядка предоставления денежной компенсации на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Воронежской области, утвержденного приказом департамента труда и социального развития Воронежской области от 12.08.2013 г. № 2772/ОД, о чем свидетельствует соответствующее решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, направленное истцу уведомление от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно справке ГУ – УПФ РФ по Семилукскому району Воронежской области ФИО2 состоит на учете в пенсионном органе и ей установлена ежемесячная денежная выплата в соответствии с п. 1 ст. 28.1 Федерального закона № 181-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно.

Как подтверждается справкой МСЭ-<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 является инвалидом <данные изъяты> группы по общему заболеванию.

В силу ч. 1 ст. 39 Конституции РФ право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав человека и гражданина.

Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ предусмотрено право инвалидов на ежемесячную денежную выплату в размере и порядке, установленных ст. 28.1 настоящего Закона.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В судебном заседании истец подтвердила, что в настоящее время она пользуется частично мерами социальной поддержки на основании Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который устанавливает правовые гарантии социальной защиты инвалидов.

Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ внесены изменения, в том числе в Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в соответствии с которым часть льгот, которые предоставлялись инвалидам до 1 января 2005 года в натуральной форме, заменены ежемесячной денежной выплатой, а также определено, какие меры социальной защиты являются расходными обязательства Российской Федерации, а какие относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. При этом действительно, в зависимости от основания социальной поддержки – принадлежности к категории, система мер различна. Вместе с тем, некоторые меры социальной поддержки могут повторяться, в связи с чем законодателем введены ограничения на получение одним лицом одной и той же меры социальной поддержки более одного раза.

Так, согласно ст. 31 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федерального закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федерального закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).

Аналогичное положение содержится в ч. 6 ст. 91 Закона Воронежской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области», согласно которой гражданину, имеющему одновременно право на меры социальной поддержки по нескольким основаниям, предусмотренным действующим законодательством, предоставляются меры социальной поддержки по одному основанию по выбору гражданина.

Указанным нормативным правовым актом регионального уровня не предусмотрена возможность суммирования мер социальной поддержки и (или) предоставление их одновременно по нескольким основаниям.

Таким образом, действующим законодательством введено ограничение на пользование одной и той же мерой социальной поддержки, право на которую лицо имеет по различным основаниям, более одного раза.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7 часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1), и относя социальную защиту к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 пункт «ж» части 1), вместе с тем не устанавливает конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Разрешение этих вопросов отнесено к компетенции законодателя, который, реализуя предоставленное ему полномочие, ввел общее правило, в соответствии с которым гражданам, имеющим право на одновременное получение ежемесячных денежных выплат, установленных разными нормативными правовыми актами, предоставляется одна ежемесячная денежная выплата (пункт 3 статьи 28.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»), при этом граждане имеют право выбора наиболее выгодного основания ее получения.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях, что правовое регулирование, при котором лицам, имеющим одновременно право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), закрепляющее право выбрать наиболее выгодное основание пользования мерами социальной поддержки, не может расцениваться как ущемляющее права граждан (Определение от 18.07.2006 г. № 295-О, от 24.01.2008 г. № 47-О-О, от 19.02.2009 г. № 159-О-О, от 15.07.2010 г. № 1019-О-О).

Исходя из изложенного, не может расцениваться как ущемляющее права граждан правовое регулирование, при котором лицам, имеющим одновременно право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя.

В судебном заседании достоверно установлено, что Турищева Н.Д. получает меры социальной поддержки как инвалид, но имеет право при наличии соответствующего заявления на предоставление мер социальной поддержки по категории – специалист сельской местности, отказавшись от получения мер социальной поддержки, предоставляемых как инвалиду. Действующее законодательство не содержит норм, которые допускали бы выплату и предоставление таким лицам, одновременно, ежемесячной денежной выплаты и набора социальных услуг по категории - инвалид и как специалисту сельской местности (педагогический работник).

Доводы истца о том, что до ДД.ММ.ГГГГ ей предоставлялись меры социальной поддержки по нескольким основаниям, поэтому она имеет право на меры социальной поддержке по всем законам, являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.

Согласно п.п. 5.2.1. Порядка предоставления денежной компенсации на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Воронежской области, утвержденного приказом департамента труда и социального развития Воронежской области от 12.08.2013 г. № 2772/ОД, действующего на момент принятия оспариваемого решения, выплата денежной компенсации приостанавливается на основании решения, принятого КУ ВО «УСЗН» района по месту жительства граждан, в случае неисполнения получателем компенсации требований п. 4.1.10. настоящего Порядка.

В частности, п. 4.1.10. Порядка было закреплено, что гражданин, получающий денежные компенсации, обязан в течение <данные изъяты> календарных дней со дня наступления обстоятельств, влекущих прекращение (приостановление) выплаты денежной компенсации (в том числе, изменение льготного статуса), извещать КУ ВО «УСЗН» района о наступлении этих обстоятельств.

Соответственно, решение КУ ВО «Управление социальной защиты Семилукского района» от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении выплаты денежной компенсации на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг в соответствии с Законом Воронежской области № 103-ОЗ соответствует требованиям действующего законодательства.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Турищевой Натальи Дмитриевны к КУ ВО «Управление социальной защиты населения Семилукского района» о признании уведомления о приостановлении выплаты денежной компенсации на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и возобновлении выплаты с момента приостановления, взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> руб., судебных издержек – отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.

Судья

2-92/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Турищева Наталья Дмитриевна
Турищева Н. Д.
Ответчики
КУВО "Управление социальной защиты населения Семилукского района"
Другие
Департамент социальной защиты Воронежской области
Суд
Семилукский районный суд Воронежской области
Судья
Сошина Людмила Александровна
Дело на странице суда
semiluksky.vrn.sudrf.ru
06.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.12.2017Передача материалов судье
11.12.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.12.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.01.2018Предварительное судебное заседание
06.02.2018Предварительное судебное заседание
13.03.2018Судебное заседание
28.03.2018Судебное заседание
04.04.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.04.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.08.2018Дело оформлено
17.09.2018Дело передано в архив
18.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.05.2020Передача материалов судье
18.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.05.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.05.2020Предварительное судебное заседание
18.05.2020Предварительное судебное заседание
18.05.2020Судебное заседание
18.05.2020Судебное заседание
18.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.05.2020Дело передано в архив
28.03.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее