Судья Кукурекин К.В. дело № 2-2415/2022 г.
(первая инстанция)
дело № 33-3729/2022 г.
(апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 декабря 2022 года г. Севастополь
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего – судьи Григоровой Ж.В.,
судей – Анашкиной И.А., Донсковой М.А.,
при участии секретаря – Дубравской А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Севастополе апелляционную жалобу Давыдовой А.И. на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 15 августа 2022 года по гражданскому делу по иску Давыдовой А.И. к Командующему Черноморским флотом о взыскании невыплаченной заработной платы и компенсации морального вреда,
заслушав доклад судьи Григоровой Ж.В.,
УСТАНОВИЛА:
Истица Давыдова А.И. обратилась в суд с иском к Командующему Черноморским флотом РФ и, уточнив требования, просила обязать ответчика произвести ей доплату разницы между ее заработной платой без учета премии по приказу Министра обороны РФ и минимальным размером оплаты труда начиная с мая 2019 года по дату увольнения в размере 111 122,81 руб., а также произвести доплату выходного пособия в размере 53 763,50 руб. и компенсировать моральный вред в размере 30 000 руб. В обоснование заявленных требований истица указала, что с ДД.ММ.ГГГГ она являлась сотрудником юридической службы Черноморского флота Министерства обороны РФ. ДД.ММ.ГГГГ ее должность была сокращена. Истица полагает, что ее заработная плата, предусмотренная системой оплаты труда составляла сумму ниже минимального размера оплаты труда, установленного действующим законодательством, что являлось нарушением ее прав. Кроме того, при расчете выходного пособия в расчет среднего заработка не вошли выплаты по приказу Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», которые в значительной степени увеличили бы сумму, подлежащую ей выплате. Истица полагает, что размер выходного пособия также был выплачен ей с нарушением. С указанным требованием она обратилась к ответчику об осуществлении всех необходимых выплат в соответствии с действующим законодательством. Однако, в удовлетворении данного требования истице было отказано. В связи с чем, за защитой своего нарушенного права истица обратилась с данным иском в суд.
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 15.08.2022 г. в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением, Давыдова А.И. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, заявленные ею требования иска удовлетворить в полном объеме. В обоснование доводов жалобы апеллянт полагает, что решение судом постановлено с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 ТК РФ к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, в том числе, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В силу положений ст. 129 ТК РФ, заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты.
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Учитывая специфику трудовых споров, именно на работодателе лежит обязанность представить доказательства, подтверждающие своевременность выплаты заработной платы. Ведение бухгалтерского учета, начисление оплаты труда и ее выплата возлагаются исключительно на работодателя.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между Давыдовой А.И. и ФКУ «Управление Черноморского флота» в лице главнокомандующего Черноморским флотом Министерства обороны Российской Федерации был заключен трудовой договор, по которому Давыдова А.И. была принята на работу на должность главного юрисконсульта юридической группы юридической службы управления Черноморского флота.
В соответствии с положениями трудового договора, а именно п. 4.1 условия оплаты труда работника установлены в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.2000 г. № 1027 «Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов, федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства» и приказом Министерства обороны РФ от 02.03.2001 г. № 90 «Об упорядочивании условий труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны РФ».
Установлен должностной оклад в размере 3 190,21 руб.
Положением п. 4.3 трудового договора предусмотрены дополнительные выплаты работнику - материальная помощь, премия и ежемесячная надбавка за сложность, напряженность, высокие показатели в труде и специальный режим работы, которые определяются в соответствии с Положением о материальном стимулировании гражданского персонала управления Черноморского флота МО РФ.
Судом первой инстанции установлено, что Давыдова А.И. была принята на должность ведущего юрисконсульта с окладом 10 074 руб.
Согласно представленным в материалы дела справкам 2-НДФЛ общая сумма дохода истицы за 2019 г. составила 592 137,12 руб.; за 2020 г. общая сумма дохода составила 594 883,35 руб., в 2021 г. общая сумма дохода составила 586 290,83 руб., за 5 месяцев 2022 г. общая сумма дохода составила 232 270,22 руб.
Как усматривается из справки от ДД.ММ.ГГГГ Филиала ФКУ Управление Черноморского флота о среднем заработке истицы Давыдовой А.И. за последние три месяца, ее средний заработок составил 11 718,75 руб.
На основании приказа командующего Черноморским флотом от ДД.ММ.ГГГГ № действие трудового договора с Давыдовой А.И. прекращено и она уволена ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ по сокращению численности или штата работников.
При рассмотрении апелляционной жалобы истица в суде апелляционной инстанции уточнила, что ее требования были окончательно сформулированы в суде первой инстанции следующим образом: взыскать с ответчика доплату разницы между ее заработной платой, установленной договором, и минимальным размером оплаты труда за период с 2019 года по май 2022 года в размере 111 122, 81 руб., доплату рассчитать без учета премии по Приказу Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», взыскать доплату выходного пособия, рассчитанную с учетом стимулирующих выплат, установленных приказом Министра обороны РФ от 2010 г. № в размере 53 763, 50 руб., также взыскать в счет возмещения морального вреда 30 000 руб.
Отказывая истице в удовлетворении ее требований, суд первой инстанции исходил из того, что они не основаны на законе, поскольку работодателем нарушений ее прав при расчете заработной платы и выходного пособия допущено не было.
С указанным выводом суда первой инстанции соглашается и судебная коллегия в связи со следующим.
В соответствии со ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Минимальный размер оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
В соответствии с положениями ст. 129, 130, 133, 135 ТК РФ определено, что трудовой кодекс Российской Федерации в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации признает величину минимального размера оплаты труда одной из основных государственных гарантий по оплате труда работников и предусматривает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего трудовые обязанности, не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Из этого следует, что основным назначением минимального размера оплаты труда в системе действующего правового регулирования является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на предусмотренном законом уровне.
Заработная плата конкретного работника, которая в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации может состоять из вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, компенсационных выплат и стимулирующих выплат, устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Стимулирующие выплаты должны выполнять функцию побуждения работника к высокопроизводительному труду, повышению эффективности трудовой деятельности.
Таким образом, доводы истицы о том, что при определении суммы ежемесячного дохода необходимо принимать во внимание только сумму установленной заработной платы без учета стимулирующих выплат, не могут быть приняты во внимание, поскольку, исходя из указанных выше правовых норм, работодатель обязан обеспечить получение работником такой суммы заработной платы в месяц (с учетом всех составляющих выплат, в том числе стимулирующих и компенсационных), которая в своей совокупности не была бы ниже установленного как на территории Российской Федерации, так и на территории конкретного субъекта Российской Федерации, минимума. Данный минимум может быть обеспечен работодателем как путем установления суммы заработной платы не ниже установленного минимума, так и путем обеспечения получения работником дополнительных выплат.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 481-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», с ДД.ММ.ГГГГ в Российской Федерации минимальный размер заработной платы установлен в сумме 11 280 руб.
Аналогичный размер МРОТ был установлен в г. Севастополе в 2019 году для работников бюджетной сферы, для работников внебюджетной сферы установлен размере МРОТ 11 300 руб., что следует из Регионального соглашения о минимальной заработной плате в городе Севастополе.
Федеральным закон от ДД.ММ.ГГГГ № 463-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с января 2020 года установлен МРОТ в размере 12 130 руб. в месяц.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 473-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с января 2021 года в Российской Федерации установлен МРОТ в размере 12 792 руб.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 406-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с января 2022 года в Российской Федерации установлен МРОТ в размере 15 279 руб.
Региональное соглашение о размере минимальной заработной платы в г. Севастополе за период с 2020 года по 2022 года отсутствует.
Таким образом, за период работы с мая 2019 года по декабрь 2019 года доход истца должен был быть не менее 90 240 руб. (11 280 х 8 мес.), за 2020 год не менее 145 560 руб. (12 130 х 12 мес.), за 2021 год не менее 153 504 руб. (12 792 х 12 мес.), за 2022 год (по май 2022 года) не менее 76 395 руб.
Согласно сведениям о ежемесячном доходе Давыдовой А.И., предоставленным к дополнениям в возражениям на апелляционную жалобу истицы, общая сумма полученного истицей дохода составила в 2019 году 413 740, 15 руб., в 2020 году – 593 067, 55 руб., в 2021 году – 589 805, 92 руб., в 2022 году – 289 028, 15 руб.
Таким образом, поскольку за период работы общая сумма дохода истицы превышает сумму дохода, исчисленную из размера установленного законодательством прожиточного минимума, оснований полагать, что работодателем истице не выплачена заработная плата в полном размере, не имеется.
В соответствии с положениями п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ установлено, что трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях, в том числе, сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
В соответствии со ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.
Согласно ст. 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата.
Порядок исчисления средней заработной платы установлен Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 г. № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».
В силу положений п. 2 указанного выше Порядка определено, что для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам относятся: а) заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за отработанное время; б) заработная плата, начисленная работнику за выполненную работу по сдельным расценкам; в) заработная плата, начисленная работнику за выполненную работу в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), или комиссионное вознаграждение; г) заработная плата, выданная в неденежной форме; д) денежное вознаграждение (денежное содержание), начисленное за отработанное время лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления, членам избирательных комиссий, действующих на постоянной основе; е) денежное содержание, начисленное муниципальным служащим за отработанное время; ж) начисленные в редакциях средств массовой информации и организациях искусства гонорар работников, состоящих в списочном составе этих редакций и организаций, и (или) оплата их труда, осуществляемая по ставкам (расценкам) авторского (постановочного) вознаграждения; з) заработная плата, начисленная преподавателям профессиональных образовательных организаций за часы преподавательской работы сверх установленной и (или) уменьшенной годовой учебной нагрузки за текущий учебный год, независимо от времени начисления; и) заработная плата, окончательно рассчитанная по завершении предшествующего событию календарного года, обусловленная системой оплаты труда, независимо от времени начисления; к) надбавки и доплаты к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, выслугу лет (стаж работы), знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, руководство бригадой и другие; л) выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы; м) вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций; н) премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда; о) другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя.
Согласно п. 3 Приказа Министра обороны РФ от 26.07.2010 г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" предусмотрено выплачивать военнослужащим и лицам гражданского персонала за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих и лиц гражданского персонала, дополнительные выплаты (премии) по результатам службы (работы) (дополнительное материальное стимулирование).
Порядком определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным вышеназванным Приказом, установленное данным приказом дополнительное материальное стимулирование выплачивается регулярно (ежеквартально) за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Оплата труда истицы в соответствии с вышеуказанным приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 г. № 1010 производилась на основании Приказа Министра обороны РФ от 18.09.2019 г. № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», а также приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014 г. № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5.08.2008 г. № 583 (действовавшим до 18 сентября 2019 года), согласно которым выплаты компенсационного и стимулирующего характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, иными локальными нормативными актами) в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, с участием профсоюзного органа или иного представительного органа работников в пределах лимитов бюджетных обязательств и средств, предусмотренных на эти цели годовым фондом оплаты труда, доведенных до получателей бюджетных средств соответствующими распорядителями средств федерального бюджета.
Приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" утвержден также Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно п. 1 и п. 2 указанного Порядка дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.
Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
Из анализа указанного выше следует, что дополнительное материальное стимулирование, установленное Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и осуществлялось только за счет высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счет экономии бюджетных средств в пределах, доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации, лимитов.
Таким образом, правовые основания для включения в расчет среднего заработка Давыдовой А.И. дополнительного материального стимулирования, предусмотренного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» отсутствуют, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в данной части.
При таком положении, установив фактические обстоятельства дела, исходя из положений ст. 191 ТК РФ о поощрениях за труд, которой установлено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии), судебная коллегия приходит к выводу о том, что в трудовом законодательстве различаются премии как поощрение за труд и премии, непосредственно не связанные с выполнением работы, в частности премии к праздникам, в том числе профессиональным, которые могут выплачивать на регулярное основе, но в систему оплаты труда не включаются, поскольку не связаны непосредственно с оплатой труда как вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы в соответствии с положениями ст. 129 ТК РФ. Применив указанные нормы материального права, оценив все представленные доказательства в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, судебная коллегия, также как и суд первой инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Доводы апеллянта о том, что указанные премии подлежат включению при расчете среднего заработка при увольнении истца в связи с сокращением, основаны на неправильном толковании и применении положений трудового законодательства.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
Принимая во внимание, что судом первой инстанции не был установлен факт нарушений прав Давыдовой А.И. как работника, то судебная коллегия соглашается с тем, что в удовлетворении требований о взыскании морального вреда судом отказано обоснованно.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы истицы не основаны на законе, поскольку судом первой инстанции настоящее дело рассмотрено при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы суда согласуются с представленными сторонами доказательствами, которым судом дана верная правовая оценка. Нарушений норм материального или процессуального права не допущено. Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании положений действующего законодатель.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 228, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 15 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Давыдовой А.И. – без удовлетворения.
В окончательной форме апелляционное определение изготовлено 19.12.2022 г.
Председательствующий: Ж.В. Григорова
Судьи: И.А. Анашкина
М.А. Донскова