Дело № 2-195/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пос. Золотухино 24 июня 2016 года
Курской области
Золотухинский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Емельяновой Л.Ф.,
с участием прокурора - помощника прокурора Золотухинского района Курской области Малышева В.А.,
представителя ответчика - ОБУЗ «Золотухинская ЦРБ» комитета здравоохранения Курской области по доверенности Барбашина П.Ю.,
при секретаре Мельниковой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Золотухинского района Курской области Бобнева М.А., поданное в интересах Кательниковой <данные изъяты>, к Областному бюджетному учреждению здравоохранения «Золотухинская Центральная районная больница» о взыскании задолженности по недополученным выплатам стимулирующего характера,
у с т а н о в и л:
Прокурор Золотухинского района Курской области с учетом заявления в порядке ст. 39 ГПК РФ в интересах Кательниковой Л.Л. обратился в суд с иском к областному бюджетному учреждению здравоохранения «Золотухинская центральная районная больница» (далее ОБУЗ «Золотухинская ЦРБ») о взыскании суммы задолженности по выплатам стимулирующего характера за период с 01 августа 2013 года по 30 апреля 2014 года, как заведующей и фельдшеру Ануфриевского фельдшерско-акушерского пункта ОБУЗ «Золотухинская ЦРБ» в размере <данные изъяты>., мотивируя заявленные требования тем, что ответчиком нарушены трудовые права работника, выразившиеся в неполной оплате его труда, поскольку в указанный период Кательникова Л.Л. получила данные выплаты не в полном объеме, несмотря на выполненную работу в занимаемой должности.
В судебном заседании помощник прокурора Золотухинского района Курской области Малышев В.А. исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Лицо, в интересах которого подано заявление, Кательникова Л.Л., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика ОБУЗ «Золотухинская ЦРБ» Барбашин П.Ю., действующий по доверенности, с исковыми требованиями прокурора Золотухинского района Курской области не согласился, мотивируя тем, что нормативно-правовые акты, на которые ссылается прокурор в обоснование заявленных требований, носили рекомендательный характер, в настоящее время утратили силу.
Обращает внимание суда, что финансирование данных выплат осуществляется за счет бюджета Курской области в пределах фонда оплаты труда, локальные акты ОБУЗ «Золотухинская ЦРБ» о выплатах в указанном размере не принимались, трудовой договор данных условий не содержит. Не оспаривает, что за указанный период Кательниковой Л.Л. выплачивались выплаты стимулирующего характера в пределах фонда оплаты труда.
Представитель третьего лица на стороне ответчика без заявления самостоятельных требований - Комитета здравоохранения Курской области в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил.
Представитель третьего лица на стороне ответчика без заявления самостоятельных требований - Комитета финансов Курской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил.
В отзывах на исковое заявление представители третьих лиц полагали отказать в удовлетворении исковых требований в связи с отсутствием конкретных положений трудового договора о конкретном размере выплат стимулирующего характера. Примерным положением об оплате труда работников областных бюджетных и казенных учреждений, подведомственных комитету здравоохранения Курской области по виду экономической деятельности «Здравоохранение и предоставление социальных услуг», утвержденным Постановлением правительства Курской области от 28 мая 2010 года № 75-пп «О введении новой системы оплаты труда работников областных бюджетных и казенных учреждений, подведомственных комитету здравоохранения Курской области», установлено, что выплаты стимулирующего характера устанавливаются учреждением самостоятельно в пределах фонда оплаты труда с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы, порядок осуществления денежных выплат регулируется локальными актами учреждений здравоохранения в соответствии с соглашением о тарифах на оплату в системе обязательного медицинского страхования Курской области и в пределах фонда оплаты труда работников учреждения.
Учитывая мнение сторон в соответствии с положениями ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся Кательниковой Л.Л. и представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика.
Выслушав стороны, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
Статьей 5 Трудового Кодекса РФ определено, что регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральным конституционными законами осуществляется:
трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права ; Указами Президента РФ; Постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующим у данного работодателя системами оплаты труда.
Заработная плата (оплата труда работника), согласно ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации, - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Из приведенных правовых норм следует, что система оплаты труда устанавливаются работодателем в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст.4 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» одними из основных принципов охраны здоровья являются доступность и качество медицинской помощи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 г. № 60 «О порядке реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, проводимых в рамках региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации», установлено, что в рамках, реализуемых в 2011-2012 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации мероприятия по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой специалистами со средним медицинским образованием, оказывающими амбулаторную медицинскую помощь, проводятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по трем направлениям, при этом положением пункта 3 определено, что перечень должностей специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, а также методика оценки их деятельности устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии с показателями оценки указанной деятельности, устанавливаемыми Министерством здравоохранения Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.2012 № 882).
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21.02.2011 г. № 145н «Об утверждении показателей оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи» утверждены показатели оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи.
Между тем, исходя из положений ст. 10 Конституции Российской Федерации федеральный законодатель в целях обеспечения организации исполнения актов законодательства в сфере охраны здоровья вправе предусмотреть правовое регулирование по вопросам, связанным со здравоохранением, подзаконными нормативными актами при этом возможность принятия такого рода актов предусмотрена статьей 2 Закона от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», в соответствии с которой помимо Конституции Российской Федерации законодатель указал на иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 50 Федерального закона от 29.11.2010 года N 326-ФЗ предусмотрено, что в целях повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, осуществляется реализация региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и мероприятий по модернизации государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь, государственных учреждений, реализующих мероприятия, предусмотренные пунктом 2 части 3 настоящей статьи.
Пунктом 3 ст. 50 указанного Федерального закона предусмотрено, что финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ направляются на цели, в числе которых - внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе специалистами со средним медицинским образованием.
Средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ предоставляются и расходуются в порядке, установленном Правительством РФ в силу п.7 ст. 50 ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Порядок реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, устанавливается Правительством РФ (п.8 ст. 50 ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").
Постановлением Администрации Курской области от 31.03.2011 г. № 116-па утверждена «Областная целевая программа «Модернизации здравоохранения Курской области на 2011-2013 годы», одним из направлений которой является внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи. Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Курской области, регулирующими вопросы охраны здоровья граждан, в том числе: Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 г. № 60 «О порядке реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, проводимых в рамках региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации», Постановлением Правительства Курской области от 28.05.2010 г №75-пп «О введении новой системы оплаты труда работников областных государственных учреждений, подведомственных комитету здравоохранения Курской области».
В соответствии с постановлением Губернатора Курской области от 29.12.2007 г. № 596 «О введении новых систем оплаты труда работников областных бюджетных и казенных учреждений, органов исполнительной власти области и иных государственных органов, созданных в соответствии с Уставом Курской области, Правительство Курской области Постановлением от 28.05.2010 г. № 75-пп утвердило Примерное положение об оплате труда работников областных бюджетных и казенных учреждений, подведомственных комитету здравоохранения Курской области, по виду экономической деятельности «Здравоохранение и предоставление социальных услуг», которое формирует единые подходы к регулированию оплаты труда работников областных бюджетных и казенных учреждений здравоохранения, подведомственных комитету здравоохранения Курской области (далее - учреждений), и предусматривает единые принципы системы оплаты труда. Положение включает в себя рекомендуемые минимальные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы (далее - минимальные оклады) по профессиональным квалификационным группам (далее - ПКГ), рекомендуемые размеры повышающих коэффициентов к окладам; условия и размеры выплат компенсационного и стимулирующего характера в соответствии с перечнями выплат, утвержденными правительством Курской области, а также критерии их установления, условия оплаты труда руководителей учреждений, включая размеры окладов, размеры и условия осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера. Условия оплаты труда, включая размер оклада (должностного оклада), ставки работника, повышающих коэффициентов к окладам, выплаты стимулирующего характера, выплаты компенсационного характера, являются обязательными для включения в трудовой договор (п. п.2, 3 Примерного положения...).
В силу п.п. 9, 13, 26, 31, 72 указанного Примерного положения..., система оплаты труда работников учреждений включает в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, повышающие коэффициенты, выплаты компенсационного и стимулирующего характера. При введении новой системы оплаты труда рекомендуется заключать с работниками дополнительные соглашения к трудовым договорам. Работникам могут устанавливаться выплаты стимулирующего характера, предусмотренные разделом IV настоящего Положения. К должностному окладу работникам устанавливаются выплаты компенсационного характера и могут устанавливаться выплаты стимулирующего характера (разделы III и IV Положения). При введении новых систем оплаты труда работников областных бюджетных и казенных учреждений здравоохранения размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера конкретизируются в трудовых договорах работников.
В соответствии с п.70 указанного Примерного положения..., в целях стимулирования работников к качественному результату труда, а также поощрения за выполненную работу в соответствии с перечнем видов выплат стимулирующего характера в областных государственных учреждениях, утвержденным постановлением правительства Курской области от 28 марта 2008 г. № 44 «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера в областных государственных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в областных государственных учреждениях», в учреждениях могут устанавливаться следующие виды выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы.
Постановлением Администрации Курской области от 06.03.2013 г № 105-па, данный пункт дополнен абзацем, согласно которому: медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов (заведующим фельдшерско-акушерскими пунктами, фельдшерам, акушеркам, медицинским сестрам, в том числе медицинским сестрам патронажным), врачам, фельдшерам (акушеркам) и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи выплачиваются стимулирующие выплаты, в том числе: фельдшеру ( акушерке) до 3500 рублей в месяц. Порядок осуществления денежных выплат регулируется локальными актами учреждений здравоохранения. Указанное Постановление вступило в силу со дня официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2013 г.
Постановлением Администрации Курской области от 01.08.2013 г. № 489-па в абз. 6 п.70 Примерного положения… внесены изменения, после слов «в размере» слово «до» исключить; после слов «порядок осуществления денежных. выплат регулируется локальными актами учреждений здравоохранения» дополнить словами « в соответствии с соглашением о тарифах на оплату в системе обязательного медицинского страхования Курской области». Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Постановлением Администрации Курской области от 13.05.2014 г. № 309-па утверждены изменения, которые вносятся в Постановление Правительства Курской области от 28.05.2010 г. № 75-ПП, в том числе в п. 70 Примерного положения..., согласно которому, выплаты за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях, в том числе, по должностям фельдшер(акушер) фельдшерско- акушерского пункта, устанавливаются в размере 3500 руб.. Порядок осуществления денежных выплат регулируется локальными актами учреждений здравоохранения в соответствии с соглашением о тарифах на оплату в системе обязательного медицинского страхования Курской области и в пределах фонда оплаты труда работников учреждения». Указанное постановление Администрации Курской области вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2014 г.
Таким образом, судом установлено, что на момент возникновения спорных правоотношений, размер выплаты за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях для фельдшера(акушерского) фельдшерско-акушерского пункта, каковым являлась Кательникова Л.Л., определен в твердом размере 3500 руб..
Поскольку указанная выплата не отнесена к выплатам стимулирующего характера, перечень которых дан в постановлении Правительства Курской области от 28 марта 2008 г. № 44 «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера в областных государственных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в областных государственных учреждениях», а в Постановлении Правительства Курской области от 28.05.2010 г. № 75-ПП указан в фиксированном размере, поэтому полагать, что размер ежемесячных выплат, предусмотренных абз. 6 п.70 Примерного положения... за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях заведующим, фельдшерам фельдшерско- акушерского пункта, должен быть установлен в ином размере, в частности, исходя из критериев оценки его деятельности в процентном отношении, правовые основания отсутствуют.
Судом установлено, что Кательникова В.В. работает в ОБУЗ «Золотухинская ЦРБ» заведующей и фельдшером Ануфриевского фельдшерско-акушерского пункта, является участником региональной программы модернизации здравоохранения в Курской области.
С учетом количества отработанного Кательниковой Л.Л. в спорный период времени (за исключением периода, когда она находилась в очередном отпуске), выплаченных выплат в размере <данные изъяты> рублей, что подтверждается представленными работодателем карточками-справками за указанный период, суд приходит к выводу о том, что с 01 августа 2013 года по 30 апреля 2014 года Кательниковой Л.Л. недополучены выплаты, установленные п.70 Примерного положения… в размере <данные изъяты>
Финансирование указанных выплат осуществляется из федерального бюджета, представитель ответчика ошибочно полагает, что данные выплаты относятся к выплатам стимулирующего характера, финансируемых исключительно за счет бюджета субъекта и размер вышеуказанных выплат может быть определен с учетом критерием оценки деятельности в процентном соотношении.
Доводы представителя ответчика о применении к рассматриваемым требованиям положений ст. 74 ТК РФ не состоятельны, основаны на неправильном толковании норм права.
В связи с изложенным, суд считает, что исковые требования прокурора Золотухинского района Курской области в интересах Кательниковой Л.Л. к ОБУЗ «Золотухинская ЦРБ» комитета здравоохранения Курской области о взыскании задолженности по недополученным выплатам подлежат удовлетворению.
В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу бюджета Золотухинского района Курской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты>
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Золотухинского района Курской области в интересах Кательниковой <данные изъяты> к Областному бюджетному учреждению здравоохранения «Золотухинская центральная районная больница» комитета здравоохранения Курской области о взыскании задолженности по недополученным выплатам стимулирующего характера, удовлетворить.
Взыскать с Областного бюджетного учреждения здравоохранения «Золотухинская центральная районная больница» комитета здравоохранения Курской области в пользу Кательниковой <данные изъяты> задолженность по недополученным выплатам стимулирующего характера с 01 августа 2013 года по 30 апреля 2014 года в размере <данные изъяты>
Взыскать с Областного бюджетного учреждения здравоохранения «Золотухинская центральная районная больница» комитета здравоохранения Курской области в пользу бюджета Золотухинского района Курской области государственную пошлину в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курского областного суда через Золотухинский районный суд Курской области в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме - 29 июня 2016 года.
Судья Л.Ф. Емельянова