Решение от 20.07.2023 по делу № 7У-5197/2023 [77-2617/2023] от 15.06.2023

ЧЕТВЁРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

     № 77-2617/2023

КАССАЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Краснодар 20 июля 2023 года

Судья судебной коллегии по уголовным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Коняев И.Б.

при ведении протокола помощником судьи Ильяшенко Е.А.

    рассмотрел в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационному представлению исполняющего обязанности прокурора Республики Калмыкия Логвинова Э.В. на апелляционный приговор Верховного Суда Республики Калмыкия от 2 марта 2023 года в отношении Омгорова Д.А.

        По приговору Яшкульского районного суда Республики Калмыкия от 6 декабря 2022 года Омгоров Д.А., родившийся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> завод, <адрес>, несудимый,

    осужден по ч. 1 ст. 286 УК РФ к штрафу в размере <данные изъяты> в доход государства.

Апелляционным приговором Верховного Суда Республики Калмыкия от 2 марта 2023 года обвинительный приговор Яшкульского районного суда Республики Калмыкия от 6 декабря 2022 года в отношении Омгорова Д.А. отменен, он признан невиновным и оправдан в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ, на основании п. 3 ч. 2 ст. 302 УПК РФ, за отсутствием в деянии состава преступления; за Омгоровым признано право на реабилитацию.

    Заслушав выступление прокурора Сыровицкой М.Д., поддержавшей доводы кассационного представления, возражения адвоката Мухлаева А.Б. в защиту оправданного Омгорова Д.А., полагавшего апелляционный приговор оставить без изменения, судья

установил:

в кассационном представлении исполняющий обязанности прокурора Республики Калмыкия Логвинов Э.В., оспаривая выводы суда апелляционной инстанции о невиновности Омгорова Д.А., ссылаясь на нормы закона, ставит вопрос об отмене апелляционного приговора ввиду нарушений судом апелляционной инстанции требований уголовно-процессуального закона. В обоснование указывает, что суд апелляционной инстанции не дал надлежащей оценки фактическим обстоятельствам преступления, а также совокупности представленных доказательств, согласно которым суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что ДД.ММ.ГГГГ заместитель дежурного помощника начальника колонии дежурной части отдела безопасности <данные изъяты> ФИО8 причинил телесные повреждения осуждённому ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ о вышеуказанном преступлении стало известно Омгорову Д.А., который с целью сокрытия совершённого ФИО8 преступления, создания алиби и избежания последним уголовной ответственности, зная, что одним из очевидцев преступления является ФИО10, оказал на него давление, в результате которого последний в своих объяснениях не сообщил о совершённом ФИО8 преступлении. В результате указанных действий Омгорова, ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя <данные изъяты> ФИО11 в связи с неполучением сведений о совершённом ФИО12 преступлении вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Уголовное дело в отношении ФИО13 по признакам преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ, возбуждено только лишь ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что действия Омгорова повлекли за собой несвоевременное возбуждение уголовного дела в отношении ФИО14. В этой связи вывод суда апелляционной инстанции о том, что действия Омгорова не привели к существенному нарушению охраняемых законом интересов общества и государства является необоснованным. Более того, суд апелляционной инстанции допустил существенные нарушения требований уголовно-процессуального закона (ст. ст. 305, 38929 УПК РФ), поскольку описательно-мотивировочная часть оправдательного апелляционного приговора в отношении Омгорова не содержит обстоятельства уголовного дела, установленные судом апелляционной инстанции. Просит об отмене оправдательного апелляционного приговора в отношении Омгорова с передачей уголовного дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, иным составом суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 40115 УПК Российской Федерации основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.

Изучив кассационные представление, проверив материалы уголовного дела, судья кассационной инстанции установил существенные нарушения уголовного и уголовно-процессуального закона (ст. 40115 УПК РФ), допущенные судом апелляционной инстанции.

    Так, в соответствии с ч. 4 ст. 7, п. 7 ч. 3 ст. 38928 УПК РФ постановление судьи и определения суда должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

    

    В соответствии ст. 297 УПК РФ приговор должен быть законным, обоснованным и справедливым. По смыслу закона приговор признается таковым, если суд при его постановлении исходил из материалов дела, рассмотренных в судебном заседании, сделал выводы на установленных им фактах, правильно применил уголовный закон.

Согласно требованиям п. 2 ч. 1 ст. 305 УПК РФ, в описательно-мотивировочной части оправдательного приговора излагаются: обстоятельства уголовного дела, установленные судом.

В силу части 2 ст. 305 УПК РФ не допускается включение в оправдательный приговор формулировок, ставящих под сомнение невиновность оправданного.

Как следует из содержания оправдательного апелляционного приговора в отношении Омгорова Д.А., в нем отсутствует изложение обстоятельств дела, установленных судом апелляционной инстанции в связи с оправданием осужденного, хотя изложение таковых прямо предусмотрено п. 2 ч. 1 ст. 305 УПК РФ.

По мнению судьи кассационной инстанции суд апелляционной инстанции по настоящему делу при постановлении приговора не выполнил требования ст. 88 УПК РФ, согласно которым каждое доказательство подлежит оценке с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности с точки зрения достаточности для разрешения уголовного дела.

Суд апелляционной инстанции в апелляционном приговоре, перечислив доказательства стороны обвинения, указал, что данная совокупность не содержит убедительной и достоверной информации, подтверждающей, что Омгоров посредством должностных полномочий и системы служебной подчиненности заставил ФИО15 исказить факты относительно противоправного поведения подчиненного ему сотрудника <данные изъяты> ФИО8

Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции в приговоре необоснованно сослался на пп. 28, 28.1, 29 Федерального закона от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации», а пп. 1, 6, 19, 65, 66 Должностной инструкции Омгорова Д.А., как старшего инспектора отдела безопасности <данные изъяты> содержат лишь общие положения, что не соответствует разъяснениям п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 года № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».

Между тем, именно в соответствии с данным нормативным правовым актом и должностной инструкцией, конкретные пункты которых были приведены, как в обвинительном заключении, так и в приговоре суда первой инстанции, Омгоров, как должностное лицо федеральной системы исполнения наказаний, обязан не только обеспечивать безопасность осужденных, но и организовывать, и контролировать работу подчиненных сотрудников, принять меры к спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушений, задержанию лиц по подозрению в совершении этих правонарушений и сообщить об этом в ближайший орган внутренних дел Российской Федерации, проводить проверку по всем сообщениям о преступлениях и происшествиях, регистрировать их УИС, требовать соблюдения сотрудниками кодекса служебной этики и служебного поведения, контролировать соблюдение починенными сотрудниками законности, установленных правил поведения и т.д.

Кроме того, как указывается в апелляционном приговоре, суд первой инстанции пришел к немотивированному выводу о том, что Омгоров принудил ФИО16 внести в объяснение заведомо ложных сведений. По мнению суда апелляционной инстанции, обсуждение служебных вопросов с подчиненными осуществлялось в пределах компетенции Омгорова. При этом в обоснование своих выводов суд апелляционной инстанции сослался на содержание аудиозаписи переговоров, состоявшихся между заместителем начальника <данные изъяты> ФИО17 старшим инспектором Омгоровым и подчиненным ФИО18 Как отмечает суд апелляционной инстанции «Омгоров в процессе общения в форме разъяснений, рассуждений и наставлений убеждал подчиненного ФИО19 изменить содержание своих объяснений, не писать в них, что он не видел обстоятельств нанесения телесных повреждений осужденному ФИО20, а указать на неприменение физической силы в отношении указанного осужденного», что в последующем было отражено ФИО21 в своем объяснении.

Суд апелляционной инстанции указал в апелляционном приговоре, что, «оценив доказательства в совокупности «судебная коллегия» установила, что действия старшего инспектора Омгорова по склонению подчиненного ФИО22 к искажению в объяснении обстоятельств происшествия не привели к существенному нарушению охраняемых законом интересов общества и государства, не создали препятствий в удовлетворении гражданами или организациями своих потребностей».

Однако данный вывод не мотивирован с учетом разъяснений, содержащихся в п. 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 года № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий», в котором

под существенным нарушением прав граждан или организаций в результате злоупотребления должностными полномочиями или превышения должностных полномочий следует понимать нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией Российской Федерации (например, права на уважение чести и достоинства личности, личной и семейной жизни граждан, права на неприкосновенность жилища и <данные изъяты> переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также права на судебную защиту и доступ к правосудию, в том числе права на эффективное средство правовой защиты в государственном органе и компенсацию ущерба, причиненного преступлением и др.).

Таким образом, судом апелляционной инстанции в оправдательном апелляционном приговоре допущены существенные противоречия, с одной стороны вышестоящая судебная инстанция не согласилась с судом первой инстанции о том, что Омгоров принудил ФИО23 к даче заведомо ложного объяснения по факту проверки противоправного поведения сотрудника <данные изъяты> ФИО24, а с другой – пришла к выводу о том, что Омгоров склонил подчиненного ФИО25 к искажению обстоятельств происшествия (преступления), что свидетельствует о включении в оправдательный приговор формулировок, ставящих под сомнение невиновность оправданного, то есть указывает на не соблюдение судом апелляционной инстанции требований ч. 2 ст. 305 УПК РФ.

С учетом изложенного, судья кассационной инстанции находит, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции допущены существенные нарушения уголовно-процессуального закона, которые повлияли на вынесение законного, обоснованного и справедливого судебного решения. При таких условиях апелляционный приговор подлежит отмене с передачей уголовного дела в отношении Омгорова на новое судебное рассмотрение в суд апелляционной инстанции со стадии судебного разбирательства.

При новом апелляционном рассмотрении дела суду следует дать надлежащую оценку всей совокупности, исследованных судом доказательств, и вынести законное, обоснованное и справедливое судебное решение в соответствии с разъяснениями, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 года № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».

Руководствуясь ст. ст. 40114-16 УПК РФ, судья

постановил:

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░;

    ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 2 ░░░░░ 2023 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░;

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 471 ░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ – ░.░. ░░░░░░

7У-5197/2023 [77-2617/2023]

Категория:
Уголовные
Истцы
И.о. прокурора республики Калмыкия Логвинов Э.В.
Другие
Карабатырова К.К.
Омгоров Джиргал Александрович
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
4kas.sudrf.ru
20.07.2023Судебное заседание
20.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее