Дело № 2–525/2024
УИД 42RS0035-01-2024-000501-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Таштагол 26 апреля 2024 г.
Таштагольский городской суд Кемеровской области в составе
председательствующего судьи Евсеева С.Н.
при секретаре Жуковой М.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Таштагола в интересах неопределенного круга лиц к администрации Таштагольского муниципального района о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Таштагола обратился в суд с иском, в котором просил признать незаконным бездействие администрации Таштагольского муниципального района, выразившееся в непринятии мер к сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Обязать администрацию Таштагольского муниципального района снести многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Исковые требования мотивирует тем, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства при сносе аварийных жилых домов, расположенных на территории <данные изъяты>. В ходе проверки установлено, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, год ввода в эксплуатацию 1953, признанный аварийным - ДД.ММ.ГГГГ, входящим в программу переселения из аварийного жилья по этапу расселения 2019 г., с планируемой датой окончания переселения - ДД.ММ.ГГГГ, на данный момент расселен, однако до настоящего время не снесен. Учитывая, что жилой дом представляет собой особый объект капитального строительства, при сносе которого необходимо соблюдение прав проживающих в нем граждан. В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания. Поскольку работа должностными лицами администрации Таштагольского муниципального района по сносу аварийных домов не активизирована, прокурор города обращается с данным заявлением в суд, в целях защиты прав граждан, в том числе жилищных прав и прав на безопасную среду, а также с целью предотвращения угроз причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора города Таштагола ФИО2 исковые требования поддержала в полном объёме, подтвердила доводы, указанные в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Таштагольского муниципального района ФИО3, действующая на основании доверенности (л.д. 26), в судебном заседании исковые требования признала частично, пояснив, что администрация согласна снести многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ Считает, что со стороны администрации незаконного бездействия не имеется.
Представитель третьего лица администрации Шерегешского городского поселения в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени судебного заседания уведомлен надлежаще.
Суд считает возможным в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Выслушав помощника прокурора г. Таштагола, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно п. 10 ст. 1 ГрК РФ, объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие)
Под сносом объекта капитального строительства понимается ликвидация объекта капитального строительства путем его разрушения (за исключением разрушения вследствие природных явлений либо противоправных действий третьих лиц), разборки и (или) демонтажа объекта капитального строительства, в том числе его частей (п. 14.4 ст. 1 ГрК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 55.30 ГрК РФ снос объекта капитального строительства осуществляется на основании решения собственника объекта капитального строительства или застройщика либо в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, на основании решения суда или органа местного самоуправления, если иное не предусмотрено частью 1.1 настоящей статьи.
Согласно пункта 34 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (далее - Положение) основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома.
В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания.
В соответствии с п. 42 Положения определено, что комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии со ст. 2 ЖК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище; стимулируют жилищное строительство.
Согласно п. 10 ст. 32 ЖК РФ, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3,5-9 настоящей статьи.
Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131) органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Пункт 3 ч. 1 ст. 15 Закона № 131 определяет, что к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Согласно ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора. Безопасность технических решений по сносу (демонтажу) здания или сооружения с использованием взрывов, сжигания или иных опасных методов должна быть обоснована одним из способов, указанных в части 6 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Вопросы строительства жилья, реализация контрактов по приобретению жилых помещений, выкуп жилых помещений, имеют приоритетное направление реализации государственных гарантий по защите жилищных нрав граждан, в том числе обеспечения безопасности.
В целях обеспечения реализации федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жилье и городская среда» реализуются региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы. Для каждого субъекта Российской Федерации установлены общая площадь подлежащего расселению аварийного жилищного фонда и численность подлежащих переселению граждан. Переселение осуществляется по региональным программам с софинансированием из федерального бюджета.
В рамках реализации указанного проекта и Федерального закона от 21.07.2007 № 185–ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» коллегией администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» на 2019 - 2024 годы», которая реализуется на территории <адрес>.
Судом установлено, подтверждено материалами дела и не оспорено сторонами, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, год ввода в эксплуатацию 1953, признанный аварийным - ДД.ММ.ГГГГ, входящим в программу переселения из аварийного жилья по этапу расселения 2019 г., с планируемой датой окончания переселения - ДД.ММ.ГГГГ, на данный момент расселен, однако до настоящего время не снесен (л.д. 6-9).
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Таштагольского муниципального района в лице заместителя главы Таштагольского муниципального района по строительству и дорожному хозяйству ФИО4, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (заказчик), и ООО «Проекттехстрой» (исполнитель) заключили договор на выполнение проектно-сметной документации №/П, согласно которому заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства оказать услугу по разработке проектно-сметной документации объектов: выполнение работ по проекту организации демонтажных работ и локальной сметы в базисных и текущих ценах 1 квартал 2024 года в том числе жилого дома по адресу: <адрес> (п. 1.1 договора).
Согласно п. 1.3. договора сроки оказания услуг – ДД.ММ.ГГГГ, окончание – ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая, что жилой дом представляет собой особый объект капитального строительства, при сносе которого необходимо соблюдение прав проживающих в нем граждан.
В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания.
Таким образом, поскольку работа должностными лицами администрации Таштагольского муниципального района по сносу аварийного дома, расположенного по адресу: <адрес> не активизирована, в целях защиты прав граждан, в том числе жилищных прав и прав на безопасную среду, а также с целью предотвращения угроз причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора г. Таштагола.
В материалы дела представлены достаточные и не опровергнутые ответчиком доказательства допущенного бездействия. Отсутствие в законе определенного срока сноса домов, признанных аварийным не может являться оправданием бездействия по сносу, поскольку таковое создает угрозу безопасности граждан на территории соответствующего муниципального образования.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учётом характера требований, объёма необходимости производства работ, суд считает необходимым установить срок для исполнения решения до 01.10.2024, считая данный срок разумным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Таштагола удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Таштагольского муниципального района, выразившееся в непринятии мер к сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>
Обязать администрацию Таштагольского муниципального района <данные изъяты>) снести многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> в срок до 1 октября 2024 г.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путём подачи апелляционной жалобы через городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 7 мая 2024 г.
Судья С.Н. Евсеев