Дело № 2-5036/2021
УИД:39RS0002-01-2021-005436-56
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 сентября 2021 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе
председательствующего судьи Холониной Т.П.,
при секретаре Грачёве А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело№2-5036/2021 по исковому заявлению прокурора Ленинградского района Калининграда в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах Российской Федерации к Желобкову О.А. , третье лицо Управление федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Калининградской области о прекращении права собственности на огнестрельное оружие,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинградского района г. Калининграда в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском о прекращении права собственности Желобкова О.А. на огнестрельное оружие ограниченного поражения пистолет STREAMER-1014 № 004330, разрешении Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Калининградской области осуществить принудительную реализацию указанного оружия через розничную сеть специализированных оружейных магазинов с передачей бывшему собственнику вырученной от продажи оружия суммы за вычетом затрат, связанных с отчуждением оружия.
В судебное заседание представитель прокурора Ленинградского района Калининграда, ответчик Желобков О.А. не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, от прокурора возражений относительно рассмотрения дела в порядке заочного судопроизводства не представлено.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Калининградской области Волковский Д.Н. в судебном заседании возражений относительно удовлетворения заявленных требований не представил, представил письменный отзыв по иску, указал, что в настоящее время отсутствует порядок реализации оружия через розничную сеть.
Выслушав представителя Управления Росгвардии по Калининградской области, исследовав письменные материалы дела и дав им оценку в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с пп.2 ч.2 ст.235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу(ст.238 ГК РФ).
В силу ст.238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок. В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества. Если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику.
В силу ст.3 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии»к гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны, для занятий спортом и охоты, а также в культурных и образовательных целях. Гражданское огнестрельное оружие должно исключать ведение огня очередями и иметь емкость магазина (барабана) не более 10 патронов. Ограничение емкости магазина (барабана) не распространяется на спортивное оружие, требования к составным частям которого определяются правилами видов спорта и (или) положениями (регламентами) о спортивных соревнованиях, принятыми общероссийскими спортивными федерациями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации, по одному или нескольким видам спорта, связанным с использованием спортивного оружия. При использовании гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения должна быть исключена возможность выстрела из него патронами, в том числе метаемым снаряжением, используемыми для стрельбы из боевого ручного стрелкового оружия, служебного нарезного оружия и гладкоствольного огнестрельного оружия, гражданского нарезного оружия и гладкоствольного длинноствольного огнестрельного оружия. Дульная энергия при выстреле из гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия патронами травматического действия не должна превышать 150 Дж, а из гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения - 91 Дж. Гражданское оружие и патроны к нему должны соответствовать криминалистическим требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений.
Согласно ст.13 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» право на приобретение гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 21 года, граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 21 года, прошедшие либо проходящие военную службу, а также граждане, проходящие службу в государственных военизированных организациях и имеющие воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции. Право на приобретение газового оружия, огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, спортивного оружия, охотничьего оружия, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет.
Гражданину Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение сроком на пять лет, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия, при регистрации спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом - разрешение на его хранение и использование на стрелковом объекте сроком на пять лет без права ношения, при регистрации оружия, приобретенного в целях коллекционирования, - разрешение на его хранение, которое выдается бессрочно. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
Граждане Российской Федерации, являющиеся владельцами гражданского огнестрельного оружия, гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения, газовых пистолетов, револьверов, спортивного пневматического оружия, охотничьего пневматического оружия, охотничьего метательного стрелкового оружия, не реже одного раза в пять лет обязаны представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. Граждане Российской Федерации, проходящие службу в государственных военизированных организациях и имеющие воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции, представляют документы, подтверждающие прохождение ими службы в соответствующей организации и наличие воинского либо специального звания или классного чина юстиции.
В силу ст.129 ГК РФ, статей 6, 13 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» гражданское оружие относится к объектам гражданских прав, которые ограничены в гражданском обороте и могут находиться во владении, пользовании, распоряжении лица исключительно на основании разрешений, выдаваемых органами внутренних дел.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона «Об оружии» контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Порядок взаимодействия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, его территориальных органов и органов внутренних дел по вопросам, отнесенным к их компетенции в сфере оборота оружия, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Порядок организации взаимодействия Росгвардии, ее территориальных органов и органов внутренних дел Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их компетенции в сфере оборота оружия утвержден Приказом Росгвардии № 54, МВД России № 90 от 22.02.2019.В соответствии с указанным Порядком, изъятое должностными лицами Росгвардии оружие, а также найденное и добровольно сданное в войска национальной гвардии Российской Федерации оружие принимается на хранение в помещение для хранения оружия территориального органа Росгвардии. До оборудования в территориальном органе Росгвардии помещений для хранения оружия изъятое, добровольно сданное оружие передается территориальным органом Росгвардии на хранение в помещение для хранения оружия территориального органа МВД России на районном уровне. Информация о наличии мест и условий хранения изъятого, добровольно сданного оружия в территориальном органе МВД России на районном уровне, а в случае их отсутствия - о возможности передачи на хранение изъятого, добровольно сданного оружия в ближайшие территориальные органы МВД России на районном уровне предоставляется территориальным органом МВД России на региональном уровне в территориальный орган Росгвардии для принятия решения о его месте хранения в течение 3 рабочих дней с момента получения запроса от территориального органа Росгвардии о необходимости передачи такого оружия посредством направления письма почтовой связью, по электронной почте или по каналам факсимильной связи. Изъятое, добровольно сданное оружие находится на хранении в помещении для хранения оружия территориального органа МВД России на районном уровне не более 60 дней со дня его изъятия (находки, сдачи), после чего оно передается на хранение в помещение для хранения оружия соответствующего территориального органа Росгвардии (при наличии мест и условий хранения изъятого, добровольно сданного оружия), а при их отсутствии - на склад вооружения МВД России по соответствующему субъекту Российской Федерации.Прием (передача) изъятого, добровольно сданного оружия между территориальными органами Росгвардии и МВД России осуществляется на основании письменного обращения уполномоченного должностного лица территориального органа Росгвардии или должностного лица, определенного правовыми актами руководителя территориального органа МВД России на региональном, районном уровнях, по Ведомости приема-передачи оружия и патронов к оружию (приложение N 4 к настоящему Порядку).
В силу ч.1 ст.14 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» войска национальной гвардии вправе обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на войска национальной гвардии задач, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (далее - банки данных).
Согласно ч.2 ст.14 указанного Федерального закона формирование и ведение банков данных осуществляются войсками национальной гвардии в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 ч.3 ст.14 указанного Федерального закона предусмотрено внесение в банки данных информации о лицах, владеющих оружием. В силу ч.5 ст.14 указанного Федерального закона информация, содержащаяся в банках данных, предоставляется органам внутренних дел (полиции) и их должностным лицам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственным органам и их должностным лицам; правоохранительным органам иностранных государств и международным полицейским организациям в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Согласно пунктам 12,15,16,27 статьи 9 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» войска национальной гвардии наделены полномочиями осуществлять прием, хранение и уничтожение изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ, выдавать гражданам и организациям при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом, лицензии на приобретение гражданского и служебного оружия; лицензии на осуществление деятельности по торговле оружием, основными частями огнестрельного оружия и патронами к нему; лицензии на экспонирование и (или) коллекционирование оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к нему; разрешения на хранение или хранение и ношение гражданского и служебного оружия, на хранение и ношение наградного оружия, на транспортирование, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации указанного оружия и патронов к нему; разрешения на хранение и использование или хранение и ношение отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового и служебного оружия, полученного во временное пользование в соответствии с федеральным законом; вести в соответствии с федеральным законом учет оружия и патронов к нему; контролировать оборот гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранность и техническое состояние боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также соблюдение гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия; исполнять решения суда (судьи) о возмездном изъятии или конфискации оружия и боеприпасов.
В соответствии с ч.1 ст.125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Подпунктами 90, 97 п.9, подпунктом 1 п.10 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30.09.2016 № 510, установлено, что служба войск Росгвардии осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия главного администратора доходов федерального бюджета, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета, осуществляет иные полномочия в установленных сферах деятельности в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, в целях осуществления своих полномочий имеет право издавать нормативные правовые акты и иные документы по вопросам, относящимся к ее компетенции.
Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» предусмотрено, что изъятое или конфискованное оружие и патроны к нему, а также копии (реплики) оружия подлежат историко-культурной и искусствоведческой экспертизе, организуемой Министерством культуры Российской Федерации, к осуществлению которой могут привлекаться специалисты других федеральных органов исполнительной власти, а также юридических лиц, имеющих лицензии на производство, коллекционирование или экспонирование оружия. По результатам экспертизы оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение. Оружие, признанное по результатам экспертизы имеющим культурную ценность либо в отношении которого необходимо создание особых условий хранения, подлежит передаче на хранение в специально уполномоченные органы и организации, определенные Министерством культуры Российской Федерации. Изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации (п.82,83).
Таким образом, основным субъектом контроля за оборотом оружия, находящегося в пользовании граждан, на всех его стадиях, включая его изъятие из пользования, реализацию и уничтожение, являются органы войск национальной гвардии. Иные органы государственной власти правом по изъятию, приему, хранению, уничтожению, реализации оружия не наделены, следовательно, исполнение настоящего решения в части предоставления разрешения осуществить принудительную реализацию оружия через розничную сеть специализированных оружейных магазинов с передачей бывшему собственнику вырученной от продажи оружия суммы за вычетом затрат на отчуждение оружия связано с реализацией возложенных на войска национальной гвардии Российской Федерации обязанностей по осуществлению контроля за оборотом оружия, находящегося в пользовании граждан.
Судом установлено, что 04.05.2011 у Желобкова О.А. истек срок разрешения ЛОА № 1042425 на хранение и ношение оружия: огнестрельное оружие ограниченного поражения пистолет STREAMER-1014 № 004330.Согласно сведениям из ОМВД России по Ленинградскому району г.Калининграду вышеуказанное оружие изъято и до настоящего времени находится на хранении в ОМВД России по Ленинградскому району Калининграда.
По сведениям ЦЛРР Управления Росгвардии по Калининградской области действующих разрешений на хранение, ношение данного оружия не имеется.
Поскольку пребывание указанного оружия в собственности ответчика при отсутствии действующего разрешения на хранение и ношение данного оружия противоречит положениям действующего законодательства, требования прокурора о прекращении права собственности на оружие по основанию, предусмотренному статьей 238 ГК РФ, предоставлении разрешения Управлению Росгвардии по Калининградской области осуществить принудительную реализацию оружия через розничную сеть специализированных оружейных магазинов с передачей бывшему собственнику вырученной от продажи оружия суммы за вычетом затрат на отчуждение оружия является обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Прекратить право собственности Желобкова О.А. на огнестрельное оружие ограниченного поражения пистолет STREAMER-1014 № 004330.
Разрешить Управлению Росгвардии РФ по Калининградской области осуществить принудительную реализацию данного оружия через розничную сеть специализированных (оружейных) магазинов с передачей бывшему собственнику вырученной от продажи оружия суммы за вычетом затрат, связанных с отчуждением оружия.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Заочное решение суда в окончательной форме изготовлено 04 октября 2021 года.
Судья: Т.П.Холонина