Решение по делу № 8а-3189/2019 [88а-4349/2019] от 12.11.2019

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 2а-416/2019

88а-4349/2019

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Саратов                                                                                  17 декабря 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Желонкиной Г.А.,

судей Баранова Г.В., Васляева В.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Носовец И.А. на решение Советского районного суда города Брянска от     27 февраля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 25 июня 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Носовец И.А. к Брянской городской администрации о признании незаконным предписания.

Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А., судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

Носовец И.А. обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным предписание отдела муниципального контроля Брянской городской администрации от 26 февраля 2018 года об устранении нарушений земельного законодательства.

Требования административный истец мотивировала тем, что является собственником <адрес>. Указанный многоквартирный жилой дом расположен на земельном участке, площадью 6664 кв.м, с кадастровым номером . В                       2017 году собственниками жилых помещений данного многоквартирного дома принято решение о заключении договоров аренды на части земельного участка для размещения торговых павильонов. Товариществом собственников недвижимости «Квартал» (далее ТСН «Квартал») от имени собственников заключены договоры аренды с предпринимателями ФИО6, ФИО7, ФИО8           3 октября 2018 года ТСН «Квартал» известило собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома о выданном 26 февраля 2018 года отделом муниципального контроля Брянской городской администрации предписании , в соответствии с которым в действиях ТСН «Квартал» установлены нарушения земельного законодательства, поскольку места под объектами не включены в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории <адрес>.

Административный истец указывала, что об оспариваемом предписании ей не было известно до 3 октября 2018 года, в связи с чем нарушено её право распоряжаться принадлежащим ей имуществом (сдать в аренду). Полагала, что поскольку земельный участок под многоквартирным домом сформирован и поставлен на кадастровый учет, то в силу закона у собственников помещений расположенного на нем многоквартирного дома возникло право общей долевой собственности на земельный участок. Указанный земельный участок расположен в зоне О-1 – зона объектов административно-делового, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, которая не содержит запрета на размещение временных объектов. Нормы Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденного решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июня 2012 года , распространяют свое действие только на нестационарные торговые объекты на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а потому не распространяются на земельные участки, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц.

Решением Советского районного суда города Брянска от 27 февраля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 25 июня 2019 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Носовец И.А., ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права, просит отменить судебные акты и принять по делу новый судебный акт, которым административные требования удовлетворить.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданину предоставлено право оспорить решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судами установлено, что с 16 февраля 2016 года Носовец И.А. является собственником <адрес>. Управление многоквартирным домом осуществляет ТСН «Квартал».

Земельный участок, площадью 6664 кв.м, с кадастровым номером , на котором расположен указанный многоквартирный дом, имеет адрес: <адрес>, относится к категории земель: земли населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования: многоквартирные жилые дома.

Согласно выписке из Правил землепользования и застройки                 города Брянска указанный земельный участок расположен в зоне О-1 – зона объектов административно-делового, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, в которой не предусмотрено размещение нестационарных торговых объектов.

Решением Брянского городского Совета народных депутатов от                                27 апреля 2016 года утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории <адрес>, которой не предусмотрено размещение нестационарных торговых объектов на земельном участке с кадастровым номером .

Согласно протоколу очередного общего отчетно-выборного собрания членов ТСН «Квартал» от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о передачи в аренду предпринимателям части земельного участка площадью от 80 до 100 кв.м, со стороны <адрес>, не загораживающего фасад здания, для установки торговых киосков, а также об изменении условно-разрешенного вида использования передаваемой части земельного участка.

1 августа 2017 года, 3 августа 2017 года, 1 октября 2017 года ТСН «Квартал» заключило с индивидуальными предпринимателями ФИО7,                      ФИО8, ФИО6 договоры аренды части земельного участка, каждому из которых переданы части земельного участка от 7,5 до 12 кв.м.

В период с 29 января 2018 года по 26 февраля 2018 года отделом муниципального контроля Брянской городской администрации на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка ТСН «Квартал».

Согласно акту проверки от 26 марта 2018 года , по выходу 21 февраля 2018 года на земельный участок с кадастровым номером установлено, что на нем расположен многоквартирный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями (магазины, аптеки, офисы). На земельном участке, со стороны фасада <адрес>, расположены нестационарные торговые объекты <данные изъяты>. Между ТСН «Квартал» и собственниками временных торговых сооружений заключены договоры аренды на части земельного участка (под установку торговых павильонов).

6 февраля 2018 года ТСН «Квартал» направлены индивидуальным предпринимателям уведомления о расторжении вышеуказанных договоров аренды и освобождении земельных участков.

Установив в действиях ТСН «Квартал» признаки нарушения земельного законодательства (использование земельного участка не в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным видом использования), 26 февраля 2018 года отдел муниципального контроля Брянской городской администрации вынес ТСН «Квартал» предписание , в котором обязал в срок до 4 июня 2018 года устранить нарушения земельного законодательства путем приведения земельного участка площадью 6 664 кв.м с кадастровым номером в соответствие с разрешенным видом использования.

Предписание с приложенными материалами было направлено для рассмотрения уполномоченному должностному лицу, наделенному правом возбуждать дело об административном правонарушении.

Определением государственного инспектора по использованию и охране земель по Брянской области Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области от 05 марта 2018 года в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном            частью 1 статьей 8.8 КоАП РФ, в отношении ТСН «Квартал» отказано по пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд второй инстанции, исходил из того, что оспариваемое предписание не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, оно принято в соответствии с законом в пределах полномочий административного ответчика. Земельный расположен в зоне О-1 - зона объектов административно-делового, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, в которой не предусмотрено размещение нестационарных торговых объектов. Условно разрешенный вид использования передаваемой в аренду под нестационарные торговые объекты части указанного земельного участка в установленном законом порядке не изменен, в связи с чем орган местного самоуправления обоснованно пришел к выводу о наличии нарушений земельного законодательства в действиях ТСН «Квартал», и выдал соответствующее предписание, которое ТСН «Квартал» в установленные законом сроки не обжаловано.

Проведение проверки административным ответчиком и выяснение обстоятельств, изложенных в предписании о нарушении правил землепользования, не влечет каких-либо нарушений прав административного истца.

Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантирует право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность (статья 4).

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа относит к вопросам местного значения городского округа (пункт 26 части 1 статьи 16).

Земельный кодекс Российской Федерации в области земельных отношений закрепляет за органами местного самоуправления ряд полномочий на решение вопросов местного значения в области земельных отношений и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель (пункт 1 статьи 11, пункт 1 статьи 13).

Под муниципальным земельным контролем согласно статье 72 Земельного кодекса Российской Федерации понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением в том числе гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность. Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.

В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора, который в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии указанного акта проверки обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления (пункты 5, 6 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации).

Этой же статьей Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений данной статьи (пункт 2).

Статья 42 ЗК РФ предписывает собственникам земельных участков использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Законом Брянской области от 8 ноября 2010 года № 94-3 «О порядке организации и осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципальных образований Брянской области» установлен порядок организации и осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципальных образований Брянской области.

Полномочия муниципальных инспекторов при осуществлении муниципального земельного контроля определены в статье 6 названного Закона. Так, муниципальные инспектора организуют и проводят в рамках муниципального земельного контроля проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства Брянской области, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством Брянской области предусмотрена административная и иная ответственность; составляют акты проверок и направляют их копии в орган государственного земельного надзора; выдают обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований муниципальных правовых актов в сфере земельных отношений с указанием сроков их устранения;принимают меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; направляют материалы проверок в органы, уполномоченные на решение вопросов привлечения виновных лиц к ответственности, устранения выявленных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации и Брянской области.

Формы осуществления муниципального земельного контроля установлены статьей 7 Закона Брянской области от 8 ноября 2010 года № 94-3. По результатам проверок муниципальными инспекторами составляются акты проверки (статья 10).

В случае выявления при проведении проверки нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства муниципальные инспекторы, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, выдают предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения (часть 1 статьи 11 названного Закона).

В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, органы муниципального земельного контроля в течение 3 рабочих дней со дня составления акта проверки направляют копию акта проверки с указанием информации о наличии признаков выявленного нарушения в структурное подразделение территориального органа федерального органа государственного земельного надзора по соответствующему муниципальному образованию (либо в случае отсутствия данного структурного подразделения - в территориальный орган федерального органа государственного земельного надзора)(часть 4 названного Закона).

Уполномоченным на осуществление муниципального земельного контроля на территории города Брянска, является администрация города Брянска в лице структурного подразделения Брянской городской администрации.

Таким образом, федеральное законодательство, законодательство субъекта Российской Федерации, а равно действовавшие в период возникновения спорных правоотношений и действующие в настоящее время нормы актов органов местного самоуправления предусматривают осуществление муниципального земельного контроля в отношении граждан и не исключают возможность выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений земельного законодательства.

Вместе с тем в силу закона в отличие от органов, осуществляющих государственный земельный надзор, должностные лица органов, осуществляющих муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах Брянского городского округа объектов земельных отношений, не имеют права составлять протоколы об административных правонарушениях и привлекать к административной ответственности, а равно и выносить в отношении граждан обязательные для исполнения предписания.

Сама по себе выдача оспариваемого предписания должностными лицами Брянской городской администрации - органа, осуществляющего муниципальный контроль, никаких негативных последствий для заявителя не порождает, поскольку данный акт фактически не носит властно-распорядительного характера, не содержит обязательных предписаний или распоряжений, влекущих какие-либо юридические последствия, не устанавливает, не изменяет и не прекращает прав и обязанностей заявителя, не определяет их меру ответственности. Такое предписание носит исключительно предупредительный характер и имеет целью информирование лица, в отношении которого оно вынесено, о возможных неблагоприятных последствиях в случае неустранения нарушений земельного законодательства в добровольном порядке.

Таким образом, поскольку оспариваемое предписание не является обязательным для исполнения, оно не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца.

Довод кассационной жалобы о применении судами норм и положений, не применимых, по мнению автора кассационной жалобы, к спорным правоотношениям, судебной коллегией отклоняется, как несостоятельный, основанный на ином толковании закона.

Иные доводы кассационной жалобы Носовец И.А. также основанием к отмене судебных актов не являются.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

    Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела                 не установлена.

Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела установлены правильно, представленные доказательства оценены в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены постановленных судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы судебная коллегия не находит.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

решение Советского районного суда города Брянска от 27 февраля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Брянского областного суда от 25 июня 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Носовец И.А. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8а-3189/2019 [88а-4349/2019]

Категория:
Гражданские
Истцы
Носовец Ирина Александровна
Ответчики
Брянская городская администрация
Другие
Алешин Максим Олегович
Управление по строительству и развитию территории г.Брянска
Плешаков Алексей Викторович
ТСН "Квартал"
Пахомова Елена Владимировна
Максакова Анастасия Георгиевна
Суд
Первый кассационный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
1kas.sudrf.ru
17.12.2019Судебное заседание
17.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее